«ХАЗАР» — НЕ древний конник…Альтернативные автомобили РККА.

11

19 декабря 1939 года вышло Постановление правительства № 443, согласно которому на вооружение были приняты полноприводные грузовые автомобили НАТИ-ЗИС-К2, переименованные на московском автозаводе в ЗИС-32, полноприводные «полуторки» ГАЗ-63 и легковые вездеходы ГАЗ-61. Однако, как мы знаем, дело дальше постройки нескольких десятков ГАЗ-61 и ЗИСов не пошло… Очень жаль, т.к. всю войну наша армия страдала от нехватки автотранспорта и даже ленд-лиз не мог полностью решить проблему. Но, как мы видим, правительство знало о трудностях и предпринимало кое-какие шаги в направлении решения. Я посчитал возможным допустить, что партийное руководство несколько более плотно подошло к устранению проблемы.

"ХАЗАР" - НЕ древний конник...Альтернативные автомобили РККА.

"ХАЗАР" - НЕ древний конник...Альтернативные автомобили РККА.

"ХАЗАР" - НЕ древний конник...Альтернативные автомобили РККА.

Руководство СССР искало пути решения в закупке и последующем безлицензионном производстве американских автодизелей, но срослось всё только к концу войны. Я же решил обратить свой взор не за океан, а в Европу, где достойные автодизели были уже в середине 30-ых годов. Учитывая,что после 39-ого (хотя оно было и раньше) у нас хорошие взаимоотношения в техническом сотрудничестве с Германией, то и «ноги» моих двигателей растут оттуда.

Данным постом я завершаю цикл об альтавтомобилях РККА (хотя будет ещё один обобщающий, а также по БТТ на базе альтавто). Большегрузы, которые как в моей АИ, так и в РИ должны были бы делаться в Ярославле, я пропущу…

Итак, в первой части я предложил лёгкий альтавтомобиль в дополнение к ГАЗ-64/67, который вполне мог выпускаться на заводе «Серп и Молот» в Харькове. Данный типаж перекрыл категории г/п в 0,5 т; 1,5 т (а также лёгкий специальный разведывательный «СиМ АР-5»)

Это здесь: https://alternathistory.ru/kabarga-pomoshchnitsa-kozla-i-vsya-kabarzhinaya-rat

Во второй части был рассмотрен автомобиль «КрАЗиК», из Кременчуга, классом г/п — 5 тонн.

Это здесь: https://alternathistory.ru/krazik-ne-sovsem-malysh-alternativnye-avtomobili-rkka

Здесь будет рассмотрен самый массовый класс армейских автомобилей грузоподъёмностью в 2-3 тонны. Сразу скажу, что решил довериться информации коллеги Yassak и поставил, в отличии от «КрАЗиКа», односкатные широкопрофильные колёса. Он утверждает, что они были изобретены к тому времени.

"ХАЗАР" - НЕ древний конник...Альтернативные автомобили РККА.

"ХАЗАР" - НЕ древний конник...Альтернативные автомобили РККА.

"ХАЗАР" - НЕ древний конник...Альтернативные автомобили РККА.

Рассматривая варианты размещения производства, я всё-таки склонился к родному Харькову.

И вот почему:

1923 год — основан Змиевской машиностроительный завод; владеет огромным опытом в области машиностроения, как бывшее предприятие военно-промышленного комплекса СССР. (на этом предприятии я предлагаю выпускать ШРУСы, КПП, раздатки и пр. Сейчас предприятие предлагает выполнить любые виды работ, в т.ч. автостроение (!). Опыт сотрудников и станочный парк позволяют. До 1967–ого года предприятие работало исключительно на оборонку. На данном же предприятии 40 лет проработал зуборезчиком мой тесть; поэтому со 100%-ной уверенностью могу сказать,что любые шестерёнчатые механизмы этому заводу по плечу)

15 июня 1930 года — подписание приказа Наркомата местной промышленности УССР «О создании на базе авторемонтных мастерских в г.Харькове завода «ПОРШЕНЬ».

1932 год — завод «Поршень» переводится в категорию предприятий союзного подчинения со специализацией на производстве запасных частей гильзо-поршневой группы: поршни, поршневые пальцы и гильзы цилиндров.

1934 год — Наркоматом сельскохозяйственного машиностроения СССР принято решение о реконструкции предприятия, которая была проведена в короткий промежуток времени и позволила окончательно сформировать полную структуру промышленного предприятия со всеми необходимыми подразделениями.

ОАО «Купянский машиностроительный завод» – одно из старейших машиностроительных предприятий Украины, история которого насчитывает более 115 лет успешной работы, прогрессивных разработок, производства высокоэффективного, качественного и надежного оборудования, во многом определившего производственный потенциал  важнейших отраслей промышленности Украины и стран СНГ.

"ХАЗАР" - НЕ древний конник...Альтернативные автомобили РККА.

Кроме того, в Харькове мощнейшая научная и производственная база. В соседних Чугуеве, Лозовой, Купянске выпускаются (и выпускались) все необходимые детали для двигателей и тракторостроения (что как раз и позволяет нам вместо части тракторов выпускать армейские (хочу это подчеркнуть, т.е. «вала», как на ГАЗе и ЗИСе, не будет. Потребные объёмы, конечно, велики, но всё же для армии автомобилей нужно меньше, чем стране в целом)

Перипетии создания (нельзя сказать, что совсем удачного) полноприводных машин в СССР желающие могут прочесть здесь:

http://www.cartruckbus.ru/articles/page,6,51-polnoprivodnye-trehtonnki.html

"ХАЗАР" - НЕ древний конник...Альтернативные автомобили РККА.

"ХАЗАР" - НЕ древний конник...Альтернативные автомобили РККА.

"ХАЗАР" - НЕ древний конник...Альтернативные автомобили РККА.

"ХАЗАР" - НЕ древний конник...Альтернативные автомобили РККА.

Теперь собственно по альтернативе…

Для производства автомобилей был выделен тракторосборочный завод (будущий Харьковский завод тракторных самоходных шасси), благо и профиль и размеры позволяют.

Конструктивно 2- и 3-тонные грузовики были максимально унифицированы (это распро­странён­ная практика во всём мире, когда г/п поднимают добавлением осей)

Для армейского автомобиля большую роль играет надёжность, поэтому конструкторы уделили этому показателю повышенное внимание. Так, в автомобиле была встроенная лебёдка с механическим приводом от коробки отбора мощности; кроме того, помимо поступления топлива от мех.насоса был предусмотрен небольшой (на 5 л) расходный бачок (на месте бака ГАЗ-АА), топливо в который можно было закачивать ручным насосом прямо из кабины во время движения; далее топливо самотёком могло поступать к ТНВД (или карбюратору — в зависимости от установленного двигателя). На автомобиле была установлена заводная ручка с постоянным зацеплением. Водителю не нужно было где-то таскать (или искать) «кривой стартер». Он был выполнен в виде двух труб. При необходимости водитель снимал стопор, вытягивал внутренний вал до зацепления со шлицами, фиксировал (в обгонной муфте) рукоятку и заводил автомобиль. После того как автомобиль заводился, обгонная муфта позволяла вернуть рукоятку в первоначальное состояние без риска для здоровья. Помимо всего прочего автомобиль был оснащён, как и «КрАЗиК», пневмосистемой, позволявшей регулировать давление в шинах, и хорошим комплектом шанцевого инструмента, а таже ЗИПом и автоинструментом.

"ХАЗАР" - НЕ древний конник...Альтернативные автомобили РККА.

Двигатель (основной) был рядный 6-цилиндровый дизель мощностью 90 л.с.; но мог использоваться и карбюраторный ЗИС-16, а также другие. Это стало возможным благодаря использованию моторамы (аналогичное решение было и у «Кабарги» и у «КрАЗиКа»). Задний мост в основном аналогичен моделям ГАЗа — АА и ААА.

Так как постановление о принятии на вооружение было в декабре 39-ого, то резонно предположить, что в течение года проводились войсковые испытания, которыми стали боевые действия на Халхин-Голе и Западе СССР, а также в Финляндии. В этих условиях были доказаны высокие характеристики армейских машин. На Халхин-Голе они показали лучшую г/п и дальноходность по сравнению с ГАЗами и ЗИСами. В Финляндии были трудности с пуском в мороз, но спасали установленные калильные свечи для принудительного поджига топлива.

"ХАЗАР" - НЕ древний конник...Альтернативные автомобили РККА.

"ХАЗАР" - НЕ древний конник...Альтернативные автомобили РККА.

"ХАЗАР" - НЕ древний конник...Альтернативные автомобили РККА.

Название «ХАЗАР» выбрали из тех соображений, что аббревиатура «ХАЗ» была закреплена за авиазаводом (это РИ), «ХАРЗ» за авторемонтным; поэтому (а также из соображений секретности) завод был назван «ХАрьковский Завод Автомобильного Ремонта» или «ХАЗАР».

Когда Сталину сказали о новом названии,то он ухмыльнулся в усы и сказал:

-Хорошее название, кочевниками завоевавшими полмира отдаёт…Пусть остаётся…

"ХАЗАР" - НЕ древний конник...Альтернативные автомобили РККА.

"ХАЗАР" - НЕ древний конник...Альтернативные автомобили РККА.

Некоторые модификации автомобилей изображены на рисунках. Наиболее интересными были автомобили старшего артофицера (с подъёмным НП), линейный сапёрный (с инженерным оборудованием), фургоны-«кунги» с откидными бортовыми платформами, на которые натягивались палатки, и выпускавшаяся во время войны модификация для сопровождения колонн, оснащённая ленд-лизовской счетверённой установкой пулемётов, а также стрелковым отделением. Данная модификация хорошо себя зарекомендовала в борьбе с коллаборационистскими элементами на Западе страны и в Польше.

"ХАЗАР" - НЕ древний конник...Альтернативные автомобили РККА.

"ХАЗАР" - НЕ древний конник...Альтернативные автомобили РККА.

Радикалы здесь:

http://radikal.ua/data/upload/fb1a9/69fda/11e89316ce.jpg

http://radikal.ua/data/upload/49112/05615/c2c8938d4b.jpg

http://radikal.ua/data/upload/05615/ba193/5835a63d94.jpg

http://radikal.ua/data/upload/0fccf/6895e/554d2e60c6.jpg

http://radikal.ua/data/upload/4fa6c/6895e/b051d72403.png

п.с.По пожеланию коллеги sergey289121 были добавлены седельные тягачи:

"ХАЗАР" - НЕ древний конник...Альтернативные автомобили РККА.

и они же на радикале:

http://radikal.ua/data/upload/4efc3/0fccf/00540033b4.jpg

А товарищ Изотов указал на отсутствие РСЗО… Мой косяк… Т.к. 132 мм у нас базируется на «КрАЗиКе»,то 82 мм ставим на «Хазара». Итак, БМ 8-36 на базе «ХАЗАР-90/30»

"ХАЗАР" - НЕ древний конник...Альтернативные автомобили РККА.

…ну от теперь как-то так…smiley!

Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account