«Кеша-2» продолжает службу или БПМ-97 – она одна такая

0

Данный материал выкладывается на сайт в продолжение темы, поднятой в статье «Возвращение БТРа-152 или бронеавтомобиль Булат».

В качестве небольшого предисловия к описанию впечатлений от эксплуатации БПМ-97 «Выстрел» могу сообщить, что в период с марта по сентябрь 2006 года я находился в служебной командировке в составе оперативной группы временной оперативной группировки органов и подразделений МВД России по Гудермесскому району Чеченской Республики в должности специалиста кадровой службы. После довольно длительного перерыва, вызванного обеспечением общественного порядка при подготовке и проведении мероприятий, посвященных празднованию 1000-летия города Казани, в Чечню вновь был направлен сводный отряд милиционеров из Республики Татарстан.

По роду должностных обязанностей мне регулярно приходилось выезжать в Ханкалу, другие населенные пункты Гудермесского района и довольно часто на БПМ-97. В ходе данных выездов и в результате бесед с водителем и личным составом у меня сложилось свое впечатление о данном автомобиле.

Указанный бронеавтомобиль производится ОАО «КамАЗ» в городе Набережные Челны Республики Татарстан, и решением руководства акционерного общества, правительства и министерства внутренних дел республики один автомобиль было тогда решено направить в распоряжение оперативной группы для проведения «испытаний в боевых условиях».

«Кеша-2» продолжает службу или БПМ-97 – она одна такая

БПМ-97 прибыла в Гудермес в начале мая 2006 года в составе колонны, организованной МВД Татарстана, самостоятельно преодолев более 2.000 километров без поломок, что для новой машины является положительным показателем. Необычный внешний вид машины, «хищный» профиль вызвали неподдельный интерес сначала личного состава, а потом местных жителей, особенно детворы. Официальное название – «Выстрел» – было нам неизвестно, а потому от сотрудников посыпались предложения по названию машины: «Мустанг», «Лягушонок» и даже «Годзилла», но в итоге победил прозаический позывной «Кеша-2».

«Кеша-2» продолжает службу или БПМ-97 – она одна такая

Первый внешний осмотр выявил, что все бронелисты, из которых сварен кузов, имеют следы от попаданий пуль калибра 7,62 мм, причем окрашен кузов был уже после испытаний на пулестойкость. Следов от попаданий пуль крупного калибра мы не нашли, так что заявление о защите от крупнокалиберных пуль оставим на совести изготовителя брони.

Посадка и высадка десанта и экипажа осуществлялись в основном через боковые двери, к которым у многих имелись претензии из-за их малого размера и низкого расположения в десантном отделении. Мне с ростом в 180 см и нехрупким телосложением да еще в «сфере», бронежилете и разгрузке с боекомплектом и автоматом было тяжело проникнуть в дверной проем. Указанный недостаток при обстреле и повреждении машины может привести к тому, что экипаж и десант не смогут быстро покинуть бронеавтомобиль и понесут неоправданные потери. По моему мнению, двери следует изменить и сделать их по подобию БТР-80 двухсекционными, чтобы нижняя секция откидывалась вниз, а верхняя вбок.

Кормовые двери, наоборот, сделаны необоснованно большими, так как из-за непродуманности расположения сидений для десанта этими дверями могут воспользоваться не более 4-5 десантников. На практике этими дверями почти не пользовались.

Теперь о люках. Люки для десанта достаточно удобны, в отличие от люков механика-водителя и командира, которые опять-таки сделаны слишком маленькими, а рычаг механизма их открывания расположен в опасной близости к голове, и рослый человек при резком начале движения либо торможения неизменно бьется лбом об эту «железяку». На практике данные люки ни разу не открывались. То же самое можно сказать о механизмах запирания люков десанта – рукояти механизмов запирания имеют значительную длину и при движении маячат где-то в районе виска, так что при резких маневрах или попытке быстро покинуть десантное отделение создают опасность получения травм личным составом.

Бойницы достаточно удобны в пользовании, чего нельзя сказать о приборах наблюдения десанта. Над каждой бойницей расположен индивидуальный прибор наблюдения, который, по моему мнению, должен двигаться в стороны и по вертикали, но почему-то намертво закреплен в корпусе и имеет ограниченный угол обзора. На практике ими никогда не пользовались, а вели наблюдение непосредственно через бойницу. И снова рукоятка от прибора наблюдения угрожающе нависала над головой, а сидеть внутри машины в каске невозможно заставить ни одного бойца.

Отказ от бронекрышек на остеклении машины по-моему неоправдан, так как при нападении на автомашину водитель и командир – это первые мишени, а наличие откидных бронекрышек или жалюзи может спасти их от поражения.

Ходовые характеристики БПМ-97 оцениваются положительно – это динамичная и скоростная машина, которая на хорошей дороге разгонялась и значительно больше заявленных 90 км/ч, а при движении на пересеченной местности довольно мягко преодолевает неровности. Механик-водитель высказал претензии к электрическому переключателю скоростей: во-первых, рукоятка переключения скоростей расположена неудобно для водителя – вынесена слишком далеко назад относительно сиденья водителя. Со стороны можно было наблюдать, как механик-водитель переключает скорости, выставив руку практически за спину. Во-вторых, на пересеченной и горной местности электрическое реле не всегда успевало включить повышенную передачу на подъеме, тяжелая машина теряла скорость, и водитель был вынужден опять переходить на пониженную передачу. Со слов последнего более удобна была бы проверенная механическая КПП, с которой опытный водитель более эффективно мог управлять бронеавтомобилем в экстремальных условиях, а так БПМ-97, медленно ползущая по горной дороге на пониженной передаче, – это удобная мишень для «духов».

К нам в отряд прибыл бронеавтомобиль в невооруженном патрульном варианте, что вызвало некоторое недоумение, так как у нас практически не имелось тяжелого стрелкового вооружения и была надежда, что броневик будет оснащен хотя бы пулеметом. В ходе использования бронеавтомобиля на крышу десантного отделения помещался пулеметчик с РПК и в каске, который с грозным видом осматривал окрестности. Как вам должно быть понятно, боевая эффективность такого решения почти нулевая, так как федерал с РПК вряд ли сможет даже напугать «мирных чеченских пастухов», а при нападении станет одной из первых мишеней для снайпера. Также при оснащении не помешали бы и дымовые гранатометы. Уже на месте силами наших связистов и саперов броневик был оборудован системой подавления взрывных устройств с радиоуправлением «Пелена», и данная система неоднократно применялась не только при выездах, но и при несении службы по охране массовых мероприятий в Гудермесе, когда требовалось обеспечить прохождение колонны демонстрантов или проверить подозрительный автомобиль.

Одним из положительных качеств машины явилось наличие в салоне двух кондиционеров, что при температуре в 40-45 градусов в тени, которая держалась в июле-августе 2006 года на Кавказе, очень помогало при выездах. Но конструкторы намудрили с размещением одного из кондиционеров, установив его прямо перед лицом командира экипажа. Возможно, они действовали из лучших побуждений и хотели создать комфортные условия для старшего, но на практике поток холодного воздуха бил в лицо командиру и данным кондиционером пользовались редко.

Как один из недостатков следует указать непродуманное размещение мест десанта: для десантников предусмотрены индивидуальные кресла, часть из которых расположена лицом по ходу движения, а часть спиной, причем задние сиденья расположены так, что не дают возможности покинуть бронеавтомобиль через задние двери. Удобнее было бы установить общие сиденья «спина к спине» лицом к бортам машины. Таким образом можно было несколько увеличить число десантников, а десанту было бы удобнее вести огонь из стрелкового оружия через бойницы в бортах. Также неудобно расположены сиденья механика-водителя и командира – они жестко закреплены, и, чтобы попасть на место, надо откидывать спинку сиденья, а чтобы покинуть свое место, надо практически перекувыркнуться через голову. Было бы неплохо сделать кресла поворотными.

О боевом применении следует сказать, что «Кеша-2» принимал участие практически во всех выездах личного состава на оперативные задания, сопровождение автоколонн и т.д. Однако не обошлось и без «мудрого» решения отцов-командиров – примерно во второй половине июля 2006 года «Кеше» запретили покидать расположение оперативной группы «в связи с осложнением обстановки». В этот период усилили свою активность боевики, на территории Чечни и прилегающих регионов произошло несколько нападений на колонны федеральных сил. Так вот, чтобы не подвергать опасности нападения единственную БПМ, которую, видимо, очень ценило начальство, было приказано не выпускать ее из расположения. И так продолжалось что-то около 10 дней. Но жизнь не остановишь, и поэтому на выезды были выделены небронированные «буханки» – опять в нашей стране победил принцип «народу полно, если что – бабы нарожают», а вот БПМ – ОНА ОДНА ТАКАЯ.

К слову, следует сказать, что за период моей командировки БПМ-97 ни разу не подвергалась обстрелу. В 2007 году «Кеша-2» продолжал нести службу в составе оперативной группы по Гудермесскому району Чеченской Республики.

Завершая рассказ, могу сделать следующий вывод – с учетом незначительных доработок БПМ-97 «Выстрел» может с успехом применяться различными силовыми структурами для решения широкого круга задач.

С уважением,
капитан милиции Александр Зиновьев,
сотрудник УВД по г. Набережные Челны

«Кеша-2» продолжает службу или БПМ-97 – она одна такая

«Кеша-2» продолжает службу или БПМ-97 – она одна такая

«Кеша-2» продолжает службу или БПМ-97 – она одна такая

«Кеша-2» продолжает службу или БПМ-97 – она одна такая

«Кеша-2» продолжает службу или БПМ-97 – она одна такая

«Кеша-2» продолжает службу или БПМ-97 – она одна такая

«Кеша-2» продолжает службу или БПМ-97 – она одна такая

«Кеша-2» продолжает службу или БПМ-97 – она одна такая

«Кеша-2» продолжает службу или БПМ-97 – она одна такая

«Кеша-2» продолжает службу или БПМ-97 – она одна такая

Источник: Александр Зиновьев «Солдат удачи» №11, 2007

источник: http://otvaga2004.ru/bronya-pehoty/advanced-apc/kesha-2/

Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account