Статья Владислава Гончарова с сайта WARSPOT.
Содержание:
В ходе Керченско-Феодосийской операции высадка частей 51-й армии генерал-лейтенанта Львова 26 декабря 1941 года осуществлялась в двух местах: в Керченском проливе и на побережье Азовского моря к северу и северо-западу от Керчи. Здесь десантирование велось силами Азовской флотилии, собранной осенью 1941 года из мобилизованных гражданских судов, разнородных и разнотипных. Главной проблемой десанта стала малая скорость и низкая мореходность этих судов при большом плече высадки и на фоне отвратительной декабрьской погоды.
План высадки на северном побережье Керченского полуострова и его изменения
План действий 51-й армии, доложенный командованием Закавказского фронта в Ставку 9 декабря 1941 года, подразумевал высадку десантов в двух пунктах:
«а) Ак-Монай — Арабат с задачей овладеть районом Арабат, перехватить Арабатскую стрелку в наиболее узком месте сев.-зап. Сол[яные] пром[ыслы], Крым-Эли и не допустить подхода противника по Арабатской стрелке со стороны Геническ и отхода его по Арабатской стрелке на сев.-запад…
б) На участке Нв. Свет, Мама Русская, м. Хрони с целью ударом на юг содействовать главным силам 51 армии овладеть Керчь».
Войска, высаживавшиеся в Арабатском заливе, должны были соединиться с десантом, высаженным в Феодосии. Войдя во временное подчинение 44-й армии, они перехватывали Ак-Монайский перешеек, отрезая противнику пути отступления от Керчи.
Таким образом, вторая высадка в ближней северо-восточной части полуострова изначально носила вспомогательный характер. Это видно хотя бы из очень неопределенной ее локализации: от Нового Света до мыса Хрони — свыше 20 км. То есть место конкретное высадки оставлялось на выбор командования 51-й армии.
К сожалению, главная идея операции в плане прописана не была. В результате по ходу дальнейшего планирования замысел двустороннего перехвата Ак-Монайского перешейка постепенно ушёл из виду, а силы «ближней» высадки командующий армией генерал Львов распределил по трём точкам: у мыса Зюк между селениям Новый Свет и Мама-Русская (нынешняя бухта Морской пехоты), у мыса Тархан (нынешняя бухта Рифов) и у мыса Хрони (нынешняя бухта Булганак). Здесь должно было высаживаться в общей сложности 5200 человек, в то время как для высадки у Ак-Моная выделялось всего 1340 человек. Кроме того, ещё 1000 человек предполагалось высадить у Еникале в северной части Керченского пролива.
Силы сторон на суше
Всего на северном побережье Керченского полуострова из состава 51-й армии должно было высаживаться около 7500 человек, шесть 76-мм, четыре 45-мм и четыре 37-мм орудия, девять 120-мм миномётов, а также шесть танков Т-26, 18 лошадей и радиостанция на машине ГАЗ-АА.
От высадки у Ак-Моная в итоге отказались вовсе: выяснилось, что Азовская флотилия не обладает достаточным количеством судов, способных уверенно действовать в зимнем море. Поэтому основную высадку перенесли в район мыса Зюк: здесь должны были выгружаться 2900 человек. От главной базы флотилии в Темрюке до мыса Зюк было всего 90 км, а не 170, как до Ак-Моная.
Первоначально для высадки предназначалась 398-я стрелковая дивизия. С 8 по 13 декабря с её частями было проведено четыре посадочно-высадочных тренировки, всего в них участвовало около 2000 человек. Однако, как докладывал представитель штаба флотилии капитан 2-го ранга В.С. Грозный-Афонин, «дивизия абсолютно непригодна для высадки морем… многие бойцы моря не видели, плавать не умеют, команд не понимают…» 14 декабря она была заменена 224-й стрелковой дивизией полковника А.П. Дегтярёва, но из-за этого пришлось составлять новые посадочные таблицы. В итоге «план посадки первого эшелона переделывался пять раз», а с новыми частями удалось провести только две тренировки.
Кроме того, для десанта выделялась основная часть 83-й морской стрелковой бригады полковника И.П. Леонтьева, сформированная из моряков Черноморского флота. В Еникале должны были высаживаться подразделения 12-й стрелковой бригады: этот десант грузился в азовском селе Кучугуры, всего в 40 км от восточнее Керченского пролива, а его высадка поддерживалась огнём артиллерии с косы Чушка.
С немецкой стороны Азовское побережье Керченского полуострова обороняли основные силы 46-й пехотной дивизии — 72-й и 97-й полки, а также 88-й сапёрный батальон. Здесь же размещался штаб 114-го артиллерийского полка и два из трёх подчинённых ему дивизионов.
Кроме того, в районе Еникале находилась подвижная 4-я батарея 54-го артполка береговой обороны (три 105-мм орудия на механической тяге), а у Маяка — стационарная батарея 148-го дивизиона (четыре 105-мм морских орудия). Кроме того, между Колонкой и Еникале находилась одна стационарная зенитная батарея (упоминается в журнале 72-го пехотного полка). На северной окраине Аджимушкая была развёрнута 1-я батарея 64-го зенитного артполка (88-мм орудия, также на мехтяге), а в Катерлезе в качестве подвижного моторизованного резерва находилась так называемая «пожарная группа гауптмана Листа».
Общая численность боевых частей противника (пехотинцев и артиллеристов) составляла порядка 6000 человек без учёта тыловых, вспомогательных и обозных подразделений. Таким образом, численность советского десанта (7500 человек) была явно недостаточна, особенно с учётом превосходства противника в артиллерии, транспорте и запасах снаряжения. Вдобавок немцы были осведомлены о подготовке десанта: они захватили несколько советских разведывательных групп, высаженных на северное побережье Керченского полуострова. Ещё 16 декабря штаб 46-й пехотной дивизии установил кодовое слово, обозначавшее начало активных действий противника — «Рождественский дед». Оно означало степень готовности «С», по этому сигналу батальоны должны были занимать заранее подготовленные оборонительные позиции на своих участках берега.
Морские силы и высадочные средства десанта
Высадку десанта осуществляла Азовская военная флотилия (контр-адмирал С.Г. Горшков), на время операции оперативно подчинённая командованию 51-й армии. Временный командный пункт флотилии во главе с капитаном 2-го ранга В.С. Грозным-Афониным был развёрнут в Темрюке вместе с КП армии, здесь же происходило сосредоточение сил десанта и его посадка на суда.
Для переброски судов в портах Азовского моря собрали 4 парохода, 7 буксиров и буксирных катеров, 5 самоходных и 11 несамоходных барж, а также 55 рыбачьих сейнеров и до полутора сотен байд и лодок. Кроме того, для поддержки десанта выделялось 12 кораблей и катеров Азовской флотилии. Наиболее крупными и мощными из них были канонерки «Дон» и «Днепр» — бывшие грунтовозные шаланды Спецгидростроя НКВД, построенные в Германии в конце 20-х годов. При водоизмещении 840 т и скорости до 9 узлов они имели крепкие корпуса и хорошее разделение на отсеки, поэтому сразу после начала войны были мобилизованы, получив по две 130-мм пушки и две 45-мм зенитки.
Две меньшие по размеру грунтовозные шаланды «Кизилташ» и «Белобережье» были переоборудованы в тральщики Т-491 и Т-492; они имели скорость по 6 узлов и вооружались парой 45-мм орудий каждая. Вспомогательный тральщик Т-486 «Советская Россия» при водоизмещении 1005 т имел скорость до 8 узлов, но тоже вооружался лишь парой 45-мм пушек. Только канонерская лодка №4 (бывший ледокол постройки 1906 года) несла две 76-мм пушки.
Кроме этих довольно крупных судов, из состава флотилии были выделены вспомогательные тральщики Т-513 («Норд») и №61 («Заря») — бывшие прогулочные теплоходики водоизмещением менее 300 т с двумя 45-мм пушками на каждом. Также имелось два «малых охотника» ПК-123 и ПК-128 и два невооружённых катерных тральщика «Ураган» и «Акула» (КТЩ-579 и КТЩ-587) — бывшие рыболовные сейнеры.
Таким образом, артиллерийскую поддержку десанту могли оказать четыре 130-мм, два 76-мм орудия и 18 «сорокапяток». Увы, в состав десантного отряда не вошёл уже выделенный для него вспомогательный сторожевик «Севастополь» (около 2500 т, 11 узлов водоизмещения), имевший хорошую по меркам Азовского моря скорость в 11 узлов и способный взять на борт порядка тысячи человек.
Суда выходят в море
Высадка должна была начинаться за два часа до рассвета; вторые эшелоны высаживались на занятые плацдармы уже в светлое время суток под прикрытием истребительной авиации. Каждый командир отряда десантных кораблей являлся одновременно и командиром высадки, на него также возлагалась организация артиллерийской поддержки. К сожалению, порядок подчинения командира десанта командиру высадки оговорён не был, что в дальнейшем привело к конфликтам и неразберихе.
Приказ командования 51-й армии на высадку был отдан в полдень 24 декабря, а высадка первого эшелона должна была начаться в 5 часов утра 26 декабря. Посадка войск на суда началась около 8 часов вечера и, в основном, закончилась к рассвету 25 декабря.
Первые четыре отряда флотилии вышли из Темрюка днём 25 декабря. 5-й отряд вышел из Кучугур в половине одиннадцатого вечера. Погода на Азовском море была плохая, с 19 часов западный ветер начал сменяться северным и усилился до 7 баллов. Разнотипные суда уменьшили ход, нарушая заданный строй. Принятые на буксир высадочные средства (байды и шлюпки) заливало водой, отрывало и уносило вместе с находившимися на них командами, приходилось то и дело останавливаться и разыскивать их в штормовом море.
Начало высадки западнее мыса Зюк
По итоговому плану самая масштабная высадка должна была осуществляться у мыса Зюк — точнее, в бухте Чокрак между этим мысом и лежащим западнее мысом Богатубе; ныне это бухта Морской пехоты. Здесь действовал 2-й отряд высадки под командованием капитана 2-го ранга В.С. Грозного-Афонина, разделённый на две группы — западную и восточную.
Западная группа должна была высаживать войска у мыса Богатубе (деревня Новый Свет). Она была самой крупной:
- канонерская лодка «Дон» — 150 человек;
- сторожевой катер ПК-123 (СКА №029);
- сторожевой катер ПК-128 (СКА №075);
- пароход «Красный флот» (712 брт) — 904 человека, два 45-мм орудия;
- пароход «Никополь» с баржой «Хопёр» на буксире — 345 человек, три танка Т-26, две 37-мм зенитных пушки и радиостанция на барже;
- самоходная шаланда «Фанагория» (295 брт) с минной баржей на буксире — 362 человека, а также две 76-мм горные пушки, две 45-мм пушки, две 37-мм противотанковых пушки и девять 120-мм миномётов на барже;
- самоходная шаланда «Гардипия» — 18 лошадей (три орудийных упряжки);
- 9 сейнеров — 455 человек (ещё два сейнера шли пустыми).
Всего в составе группы насчитывалось 2216 человек. В качестве высадочных средств на буксире суда вели около 30 шлюпок и байд.
Восточная группа по плану высаживала войска непосредственно у мыса Зюк (деревня Мама-Русская). В неё входили:
- пароход «Пенай» (548 брт) — 487 человек и две 76-мм горные пушки;
- 5 сейнеров — 180 человек.
Всего в составе группы было 667 человек.
В отряде насчитывалось почти три тысячи человек с артиллерией и танками, включая штаб 224-й стрелковой дивизии и 1-й батальон 83-й стрелковой бригады в качестве штурмового отряда. Здесь же находился сам командир дивизии полковник Дегтярёв, который должен был принять руководство войсками на плацдарме. Артиллерийскую поддержку десанту оказывала канонерская лодка «Дон» с 130-мм морскими орудиями.
Суда отряда вышли из Темрюка в 16:40 25 декабря, однако в пути из-за шторма колонна сильно растянулась: её голова (канонерка «Дон», оба малых охотника, пароход «Пенай», буксир «Никополь» с баржей «Хопёр», шаланда «Гардипия», три сейнера и пять байд) подошла к мысу Зюк около 7 часов утра. «Красный флот» и «Фанагория» подтянулись сильно позже, сейнеры прибыли не все, а значительная часть высадочных средств оказалась потеряна в море. Поэтому начало высадки задержалось.
Противник открывает огонь
Побережье в районе мыса Зюк обороняли подразделения 97-го полка 46-й пехотной дивизии. При этом ради комфорта солдат немецкое командование разместило их не на самом берегу, а в населённых пунктах в глубине полуострова; берег занимали только небольшие дозоры. Командный пункт полка располагался юго-западнее, в посёлке Ленинское. Согласно отчёту 97-го пехотного полка, уже около 5 часов утра (то есть в 6 часов по Москве) здесь услышали звук орудийной стрельбы с востока, а в 5:40 3-й батальон полка получил приказ выдвигаться на северо-восток, в поселок Тарасовский. Сюда же направился командир полка с частью своего штаба.
В 6:50 дивизия донесла в штаб корпуса, что «русские пытаются высадиться с 8 катеров перед поселком Мама-Русская», то есть в бухте Чокрак. В 7:20 было доложено, что штаб 97-го полка и его 3-й батальон подтянулись к совхозу Тарасовский, а высадка перед посёлком Мама-Русская продолжается силами десяти катеров.
В свою очередь, отчёт Азовской флотилии отмечает, что в 8:47 по Москве из района бухты Чокрак открыла огонь батарея противника, калибр которой был оценён в 47 мм. Ответным огнём 130-мм пушек канонерки «Дон» батарея была подавлена, а катер ПК-123 тем временем поставил дымовую завесу, чтобы прикрыть готовящуюся высадку. Таким образом, за высадку десанта немцы приняли манёвры судов перед бухтой Чокрак.
Видимо, из-за наличия противника в бухте высадку решили перенести на 3 км западнее Нового Света, в район высоты 43,1. Здесь под высоким обрывистым берегом имеется цепочка небольших укрытых от ветра бухт с песчаными пляжами. Однако глубины в этом районе невелики: двухметровая изобата проходит в сотне метрах от берега. Поэтому высадку пришлось осуществлять с помощью шлюпок и сейнеров. Увы, значительная часть шлюпок была потеряна на переходе, а осадка сейнеров всё равно оказалась слишком велика — один из них сел на камни и был разбит.
Немцы отметили начало высадки в 9:20 по Москве; по нашим данным, самоходная шаланда «Гардипия» и буксир «Никополь» с баржей «Хопёр» начали подходить к берегу лишь около 10 часов. Дул сильный ветер (5-6 баллов), первые шлюпки выбросило на берег и разбило волной, поэтому пришлось подвести к берегу и посадить на грунт баржу «Хопёр» с осадкой 1,5 м, а остальные высадочные средства швартовать к ней. И всё равно до берега оставалось 50-70 м, поэтому бойцам штурмового отряда из состава 83-й бригады пришлось выбираться на сушу по пояс в ледяной воде.
Позднее сапёры из полуроты 275-го отдельного сапёрного батальона смогли с помощью кольев и тросов подтащить баржу к берегу и установить на ней сходни для разгрузки техники. В результате с «Хопра» удалось выгрузить все три танка, обе 37-мм зенитных пушки 80-го отдельного зенитного дивизиона, а также девять 120-мм миномётов. В дальнейшем баржа служила в качестве причала, до вечера на корабли отряда с неё переправили нескольких раненых.
Вскоре сюда подошёл пароход «Пенай» из восточной группы. Часть десантников (97 человек из 185-го сп) были сняты с него сторожевыми катерами, но материальную часть разгрузить не удалось. Из-за нехватки высадочных средств не удалось разгрузить и подошедший с опозданием пароход «Красный флот».
Неожиданное подкрепление
Тем временем силы высадки неожиданно увеличились: сюда подошёл тральщик Т-486 «Советская Россия» (1005 т, 8 узлов, три 45-мм орудия и один 20-мм автомат), на котором находились 436 человек десанта, две 76-мм и две 45-мм пушки. Он входил в состав восточной группы 4-го отряда, однако отстал от других кораблей, ошибся в счислении, проскочил место высадки у мыса Хрони и к половине восьмого вышел к мысу Зюк. Командир тральщика старший лейтенант Н.А. Шатаев не растерялся и решил высаживать войска самостоятельно. Более того, несколько западнее высоты 43,1 он отыскал место, где его кораблик (мелкосидящая плоскодонная паровая шхуна 1880 года постройки) смог подойти совсем близко к берегу, а профессионально действовавшая команда, закрепив на берегу швартовы, лебёдкой подтащили тральщик ещё ближе к урезу воды. В результате «Советская Россия» без проблем высадила свой десант, а в дальнейшем использовалась как причал для сейнеров, разгружавших суда 2-го отряда.
Кроме того, у Нового Света оказался 1-й отряд под командованием капитан-лейтенанта Ф.П. Шиповникова. Он должен был высаживать войска в Казантипской бухте (на пристани Чегени), однако задержался в пути и к половине десятого достиг только мыса Зюк. По приказу адмирала Горшкова его высадка была перенесена в пункт разгрузки 2-го отряда.
1-й отряд состоял из следующих судов:
- минный заградитель «Заря» (бывший прогулочный теплоход, 150 т, 9 узлов, два 45-мм орудия) — 300 человек;
- катерный тральщик КАТЩ-587 (парусно-моторный сейнер «Акула», до 8 узлов) — 50 человек;
- сейнеры «Буревестник» и «Декабрист» (по 80 т, 8 узлов) — 180 человек;
- сейнер «Братец» (55 т, 6 узлов) и 15 байд — в качестве высадочных средств.
Всего отряд имел на борту 530 десантников без тяжёлого вооружения, причём часть людей находилась на высадочных средствах для управления ими. Увы, на переходе сейнер «Братец» и 12 байд были потеряны в шторм и пропали без вести, при этом погибло несколько десятков десантников.
Высадка отряда началась в 10:30, при выгрузке были потеряны все шлюпки и КАТЩ-587 («Акула»), выброшенные волной на берег. Сейнер «Декабрист» наткнулся на затонувший сейнер 2-го отряда и получил пробоину; судно осталось на плаву, однако «Буревестнику» пришлось взять его на буксир. В итоге была высажена только часть 1-го батальона 83-й морской бригады: по отчёту флотилии — 291 человек, по армейскому отчёту — 193 человека. Кроме того, на берегу оказался экипаж погибшей «Акулы». Бóльшую часть бойцов с минзага «Заря» высадить так и не удалось.
К 13 часам приказом руководства флотилии 1-й отряд был передан в распоряжение командира 2-го отряда и перешёл в бухту Чокрак, рассчитывая, что здесь волнение будет меньше. Однако тут корабли были обстреляны вражеской артиллерией, а затем атакованы с воздуха. После этого капитан-лейтенант Шиповников отказался от попыток высадки десанта и в 15:00 вышел из бухты. Проболтавшись ночь в море, утром 27 декабря остатки 1-го отряда («Заря» и два сейнера) пришли в бухту Булганак, но под огнём береговых батарей из Еникале капитан-лейтенант Шиповников отказался от высадки и решил возвращаться в базу.
Появление немецкой авиации
Из-за волнения и мелководья разгрузка судов затянулась. Тем временем над местом высадки, несмотря на плохую погоду и низкую облачность, появились немецкие самолёты. Уже в 8:25 по Берлину штаб 11-й армии сообщил 46-й пехотной дивизии о выделении 20 пикировщиков Ju 87 (из 3-й эскадрильи 77-й штурмовой группы) c прикрытием истребителей; советские отчёты отмечают появление бомбардировщиков над местом высадки с 10:50.
На запоздавшем пароходе «Пенай» пулемётным огнем авиации были повреждены надстройки и разбиты шлюпки, погибло 4 моряка. Рядом с пароходом «Красный флот» упало три бомбы, из-за чего открылась течь во втором и третьем трюмах. Вдобавок на борту взорвался ящик с минами, убив 12 и ранив 6 десантников. До вечера разгрузить пароход не удалось, и он был отправлен обратно в Темрюк.
Две бомбы попали в шаланду «Фанагория» — она тоже запоздала и находилась в 15 милях от места высадки. Судно тонуло медленно, экипаж успел перерубить буксиры и частью перебраться на минную баржу, где находилась техника. Час спустя баржу нашла и взяла на буксир канонерка «Дон». Число погибших неизвестно: по отчёту флотилии, оно составило около 100 человек, по другим данным — достигало двух сотен.
Советская авиация пыталась помочь десанту: самолёты 51-й армии за сутки сделали 80 вылетов, в том числе 9 на разведку, 10 на штурмовку, и 61 на прикрытие войск и кораблей. Согласно отчёту лётчиков, произошло 3 воздушных боя. В свою очередь, бомбардировщики Закавказского фронта за этот день сделали ещё 21 вылет, потеряв при этом две машины.
Журнал боевых действий 97-го пехотного полка отмечал, что советские самолёты активно атаковали дороги, по которым части полка выдвигались к месту высадки десанта. Немецкие наблюдатели с земли уверяли, что лишь в первой половине дня 26 декабря их истребителями было сбито 5 бомбардировщиков. Согласно отчёту 51-й армии, в этот день над Керченским полуостровом были потеряны только один СБ и один И-153. В свою очередь, советские пилоты доложили о сбитии одного He 111 и одного Me 109.
Итоги высадки западной группы в бухте Чокрак
К исходу дня 26 декабря 2-й отряд выгрузил на берег всего около 650 человек. Учитывая людей с тральщика «Советская Россия») и разгруженную часть 1-го отряда, всего на берегу оказалось порядка 1300 человек (в том числе, два батальона 83-й бригады), три танка, две 76-мм пушки, два 37-мм зенитных автомата с тягачами, 8 или 9 миномётов калибра 120 мм, два автомобиля (один из них с радиостанцией), какое-то количество оборудования и боеприпасов. Ещё две тысячи десантников выгрузиться не смогли.
После наступления темноты командир 224-й стрелковой дивизии полковник Дегтярёв неожиданно потребовал от начальника 2-го отряда обратной погрузки уже высаженных войск на корабли, мотивируя это тем, что весь отряд высадить не удалось, а сил высаженной части недостаточно для успешных действий.
Поскольку взаимная подчинённость командиров установлена не была, а капитан 2-го ранга по званию соответствовал лишь подполковнику, командир отряда прекратил дальнейшую выгрузку и запросил указаний у командующего Азовской флотилией. Контр-адмирал Горшков приказал возвращаться и оставшуюся часть десанта высаживать в бухте Булганак — в месте высадки 4-го отряда. Сюда же было приказано идти и остаткам 1-го отряда, а также 5-му отряду, не сумевшему осуществить высадку у Еникале. Баржу «Хопёр» удалось снять с мели, и следующим утром она была приведена в Темрюк.
Трагедия у мыса Тархан
3-й отряд под командованием капитан-лейтенанта А.Д. Николаева должен был высаживать десант у мыса Тархан к северу от Керчи. Он был самым слабым и тихоходным, имея в своем составе:
- земснаряд «Ворошилов» (5 узлов) — 639 человек и три 76-мм пушки;
- самоходную шаланду «Танаис» (600 т, 5,5 узла) — 321 человек и одно 76-мм орудие;
- катерный тральщик №579 «Ураган» (6 узлов, одна 45-мм пушка) — 30 человек;
- два сейнера — 80 человек.
Всего с судов отряда должно было высаживаться 1070 человек — основная часть 185-го стрелкового полка (полковник П.С. Ульянов), а также штурмовая группа из состава 83-й стрелковой бригады.
В штормовом море суда потеряли друг друга, а земснаряд «Ворошилов» из-за погрузки угля задержался на два часа и двигался отдельно. Тем не менее, как самый мореходный именно он первым прибыл к месту высадки, но тут попал под огонь немецкой мелкокалиберной пушки, из-за чего гражданский капитан побоялся подойти к берегу. Такая осторожность стала для судна роковой.
Через некоторое время к мысу подошёл тральщик «Ураган» и огнём своей единственной 45-мм пушки заставил противника замолчать. После этого «Ворошилов» вновь приблизился к берегу, встал на якорь в 1500 м от мыса Тархан и в 1000 м от пляжа, и в 11:50 при помощи двух шлюпок начал выгрузку десанта.
Шлюпки успели сделать всего один или два рейса, высадив 18 человек. В 12:15 появились три немецких пикировщика, атаковавшие громоздкий земснаряд. В «Ворошилов» попало две авиабомбы, одна из них взорвалась на мостике, выведя из строя всё командование. Земснаряд тонул медленно, но когда к нему стали подходить другие плавсредства, случилась трагедия: люди кинулись на один борт, после чего судно перевернулось и затонуло. Жертвы оказались огромными: при подъёме земснаряда вскоре после войны из него извлекли 576 тел десантников и моряков. Ещё 145 человек было подобрано с воды тральщиком «Ураган», а также подошедшими позднее канонерской лодкой «Днестр» и буксиром «Дофиновка» из состава 4-го отряда. Переполненный людьми маленький тральщик отправился обратно в Темрюк. Отставшая шаланда «Танаис» по требованию находившегося на ней командира 3-го батальона 83-й стрелковой бригады капитана А.П. Панова также вернулась в Темрюк.
Успешная высадка в бухте Булганак
4-м отрядом высадки командовал капитан 3-го ранга В.М. Дубовов. Отряду предписывалось высаживать десант у мыса Хрони северо-восточнее Керчи, он тоже был разделён на две группы.
Западная группа должна была разгружаться в глубине бухты Булганак, расположенной между мысом Тархан и мысом Хрони — до Керчи отсюда было всего 7 км. Руководил группой сам командир отряда, её состав был следующим:
- канонерская лодка «Днестр» (аналогична канонерке «Дон») — 95 человек;
- колёсный пароход «Ейск» (470 т, 267 брт, 7 узлов) — 575 человек и две 45-мм пушки;
- буксир «Дофиновка» с баржей «Таганрог» (бывший болиндер №439) — 350 человек, три танка Т-26, автомобиль и две 76-мм пушки;
- пять сейнеров — 189 человек.
Всего в группе высаживалось 1209 человек.
Восточная группа высаживала десант у самого мыса Хрони. В неё входили:
- канонерская лодка КЛ-4 (750 т, 10 узлов, два 76-мм орудия) — 150 человек;
- тральщик Т-492 «Белобережье» (700 т, 6,5 узла, три 45-мм орудия и один 20-мм автомат) — 283 человека;
- вспомогательный тральщик Т-486 «Советская Россия»;
- три сейнера — 120 человек.
Всего на судах группы находилось 989 десантников (без «Советской России» — 553).
В общей сложности десант 4-го отряда насчитывал 1762 человек — 143-й стрелковый полк и головной отряд 83-й морской бригады. По численности он уступал только десанту 2-го отряда.
Сначала суда отряда шли вместе, но затем тральщик «Белобережье» и буксир «Дофиновка» с баржей «Таганрог» из-за шторма начали отставать, а тральщик «Советская Россия» куда-то пропал. Вдобавок байды, ведомые на буксире за тральщиками, захлестнуло волной, оторвало и унесло — из пятнадцати осталась всего одна.
В итоге обе канонерки с пароходом «Ейск» прибыли к мысу Хрони около 5 часов утра, остальные суда подтянулись лишь к половине седьмого, а сейнеры, которые предполагалось использовать в качестве высадочных средств, и вовсе не прибыли.
Около 7 часов утра, когда начало рассветать, немцы обнаружили советские суда и открыли миномётно-артиллерийский огонь с мыса Хрони. Командир высадки не растерялся: на канонерке «Днестр» он подошёл вплотную к мысу и тяжёлой 130-мм артиллерией подавил вражеские огневые точки.
Тем временем мелкосидящий (всего 1,5 м) пароход «Ейск» и буксир «Дофиновка» с баржей «Таганрог» подошли к берегу в районе отметки 71,3 (в 3–4 км западнее деревни Юраков Кут). Баржу (бывший десантный болиндер) удалось посадить на грунт у самого уреза воды носом к берегу, опустив аппарель, и в дальнейшем использовать как причал. Высадка началась в 7:30, пароход и буксир удалось разгрузить полностью, включая материальную часть. Позднее здесь же разгрузился тральщик «Белобережье». Таким образом, несмотря на огонь вражеской артиллерии, высадка 2-го отряда в бухте Булганак была произведена с минимальными потерями, быстро и профессионально.
Несостоявшаяся высадка у Еникале
5-й отряд под командованием капитан-лейтенанта В.А. Иосса должен был высадить 2-й батальон 12-й стрелковой бригады у Еникале — напротив косы Чушка в прямой видимости с таманского берега. Отряд включал в себя:
- тральщик Т-491 «Кизилташ» (около 800 т, 6 узлов, два 45-мм орудия) — 100 человек;
- тральщик Т-513 «Норд» (285 т, 12 узлов, два 45-мм орудия) — 150 человек;
- буксир «Урицкий» с баржей «Должанка» — 210 человек;
- восемь или десять сейнеров — 540 человек.
Всего в отряде высаживалось 1000 человек.
Из-за сильного шторма отряд ещё на пути к району высадки растерял все восемь байд, а сейнеры потеряли друг друга из виду и поодиночке вернулись обратно. Буксир «Урицкий» из-за шторма был вынужден поставить свою баржу на якорь у мыса Ахиллеон. Командиру отряда на тральщике «Кизилташ» пришлось вернуться обратно, чтобы собрать отставшие сейнеры и высадочные средства. В итоге высадка не состоялась, к 9 часам утра весь отряд вновь собрался у села Кучугуры.
В 11 часов поступил приказ командующего Азовской флотилией следовать в бухту Булганак и высаживать десант там. К 16 часам 5-й отряд подошёл в район мыса Хрони, однако к этому моменту разгрузка 4-го отряда уже закончилась, и береговые батареи из района Еникале обрушили огонь на подошедшие корабли. Капитан-лейтенант Иосса отвёл свой отряд мористее и в 17 часов встал на якорь в 3-4 милях от берега.
Итоги высадки 26 декабря
Таким образом, идея одновременной высадки в нескольких местах себя не оправдала, приведя лишь к распылению и без того немногочисленных сил. В условиях плохой погоды тихоходные суда теряли высадочные средства и безнадёжно опаздывали к назначенному месту, поэтому централизованное руководство операцией оказалось невозможным.
В результате из пяти намеченных пунктов высадиться и закрепиться на берегу удалось только в двух — к западу от озера Чокрак и в бухте Булганак. Но только в бухте Булганак на берегу оказалось руководство десанта — командир 83-й морской стрелковой бригады полковник И.П. Леонтьев и командир 143-го полка майор П.И. Левкович.
Руководить войсками у озера Чокрак должен был командир 224-й стрелковой дивизии полковник Дегтярёв, но он со своим штабом на берег не высадился. В результате на плацдарме оказалось лишь несколько офицеров — старшим из них был командир 1-го батальона 83-й бригады старший лейтенант А.И. Капран.
Высадке способствовало отсутствие вражеской обороны на побережье — основные немецкие силы ради комфорта размещались в населённых пунктах довольно далеко от берега. Несколько дней стояла оттепель, шли дожди, дул пронизывающий ветер, поэтому немецкие командиры предпочитали держать своих солдат в тепле и под крышей. Приказ «Рождественский дед» был отдан утром 24 декабря, затем отменён и снова поступил вечером 26-го — но, судя по всему, командиры батальонов решили поберечь солдат и не выгонять их на берег на ночь глядя. Поэтому высадка была встречена лишь стрельбой отдельных огневых точек (пулемётов и 37-мм орудий), позднее в районе бухты Булганак в действие вступила немецкая береговая артиллерия, стрелявшая с закрытых позиций. Основные потери десанта стали результатом действий авиации — в первую очередь, пикировщиков Ju 87.
Немецкое командование не знало численности высадившихся сил, а советский офицер, взятый в плен на одном из участков, сообщил (явно дезинформируя допрашивавших) что в ночь на 26 декабря должны были высадиться 20-25 тысяч человек. Поэтому командование 11-й армии поспешило направить на Керченский полуостров все подвижные резервы. Уже в середине дня 26 декабря штабу 42-го армейского корпуса была подчинена 8-я румынская кавалерийская бригада, в его распоряжение направлялись 173-й и 52-й противотанковые дивизионы. Чуть позже сюда же был направлен румынский моторизованный полк Корне с лёгкими танками. Вечером 26 декабря размещённый в Феодосии 2-й батальон 97-го полка получил приказ двигаться в район Джейлава на соединение с основными силами полка. Таким образом, как минимум одного успеха десант достиг: оборона Феодосии была серьёзно ослаблена.
Источники и литература
- Русский Архив: Великая Отечественная. Ставка ВГК. Документы и материалы. 1941 год. Т. 16 (5–1). М.: Терра 1996
- Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Черноморском театре. Выпуск 1. Июнь-декабрь 1941 г. М.-Л.: НКВМФ, 1945
- Керченская операция (декабрь 1941 г.-январь 1942 г.). ГШ КА, Военно-исторический отдел. М.: Воениздат, 1943
- Битва за Крым. 1941-1944 гг. М.: Яуза, Эксмо, 2016
- С.Н. Ткаченко. Морские десанты в Крым. Авиационное обеспечение действий советских войск. 1941-1942. М.: Центрполиграф, 2015
- А. Неменко. Крымские десанты 1941-1942 гг. «Черные бушлаты» в бою. М.: Яуза; Якорь; Эксмо, 2017
- А. Неменко. История одного десанта (http://samlib.ru/n/nemenko_a_w/desant.shtml)
- Э. фон Манштейн. Утерянные победы. Воспоминания фельдмаршала. М.: АСТ, 2007
- ЦАМО, ф. 209, оп. 1089, д. 6 — Разработка по десантной операции в Крыму
- ЦАМО, ф. 209, оп. 1089, д. 14 — Отчет о десантной операции по захвату Керченского полуострова и городов Керчь и Феодосия 26-31.12.41
- ЦАМО, ф. 216, оп. 1142, д. 9 — Доклад об итогах десантной операции на Керченский полуостров, 1941 г.
- ЦАМО, ф. 216 оп. 1142 д. 14 — Оперсводки штабов Закавказского и Кавказского фронтов 22 ноября 1941 — 15 января 1942 г.
- Журнал боевых действий 42-го армейского корпуса. NARA, Т-314, R-1668
источник: https://warspot.ru/18592-kerchensko-feodosiyskaya-operatsiya-na-azovskom-poberezhie-trudnoe-nachalo