3

Доброго времени суток, коллеги. Представляю вам последнюю статью по броненосцам Конфедерации времен войны за независимость Юга 1861-1864 гг. Думал изначально разбить на две части эту статью, но так как получившиеся корабли в принципе похожи друг на друга, и писать много об их конструкции и постройке не представляется необходимым, то текста выходит не так много. Из запланированных статей по "техничке" флота войны остались лишь экспериментальные корабли и, возможно, рейдеры (в чем я сильно сомневаюсь). Статья без вступления, сразу же перехожу к кораблям.

Броненосцы типа "Фредериксберг"

Казематные броненосцы КША II поколения (Dixieland)

"Фредериксберг" собственной персоной. Наверное, один из самых страшных кораблей Конфедерации.

После потери Норфолка силами штата Вирджиния была основана новая верфь в Ричмонде, на реке Джеймс, названная в честь ее главного инженера William Arthur Graves. В создании участвовал крупнейший сталелитейный и машиностроительный завод Юга Tredegar Iron Works, который позднее станет официальным ее хозяином [1]. Одновременно с началом создания самой верфи началась постройка ее первого корабля – броненосца "Вирджиния", который в процессе достройки сменил название на "Фредериксберг". По тому же проекту, составленному Портером, были заложены еще два броненосца в Саванне и Чарльстоне. Сам проект представлял собой переработанную "Вирджинию" I с учетом того, что теперь корабль строился с нуля. Вооружение состояло из 6 пушек – 2×8'' и 4×6.4''.

К тому моменту, как "Фредериксберг" и его собратья вступили в строй, у Севера уже имелись в распоряжении броненосцы, способные пробивать "стандартную" 4'' броню конфедератов, набранную к тому же из все тех же рельсов. В результате все три броненосца были потеряны – "Фредериксберг" во время попытки прорыва кораблей янки вверх по реке Джеймс, а остальные – в ходе сражения в Чесапикском заливе. Уязвимость этих кораблей понимало командование конфедератов еще во время их постройки – но проект, разработанный на скорую руку, не позволял увеличить толщину брони или даже произвести перевооружение на более мощные пушки. В результате матросам и офицерам ВМС Конфедерации пришлось платить кровью за недочеты и не до конца учтенный опыт использования первых броненосцев. К счастью, Портер и Мэллори более не совершали подобных ошибок, и следующие броненосцы уже постепенно увеличивали толщину своей "шкуры".

 

"Фредериксберг", William Arthur Graves, Ричмонд, Вирджиния – 1862/1863/1864

"Джорджия", H. F. Willink, Саванна, Джорджия – 1862/1863/1863

"Чарльстон", James Eason & Company, Чарльстон, Южная Каролина – 08.1862/12.1862/1863

 

Водоизмещение:         нормальное 1350 тонн

Размерения:                    57,6×12,3×3,7 м

Механизмы:               1 вал, 1 ПМПД, 5 узлов

Запас топлива:                 (неизвестно)

Дальность:                        (неизвестно)

Броня (железо):        пояс 4’’, каземат 4’’, палуба 1’’

Вооружение:         2×8"/18 орудия Брука, 4×6.4"/22 орудия Брука

Экипаж:                             180 человек

Броненосцы типа "Ричмонд"

Казематные броненосцы КША II поколения (Dixieland)

Полностью альтернативный "Ричмонд"

Проект броненосца "Монтгомери" представлялся командованию ВМС КША столь удачным, что уже в марте 1862 года в Ричмонде вместе с будущим "Фредериксбергом" был заложен корабль, представляющий собой дальнейшее развитие "альтернативного броненосца" Портера. Причиной изменения проекта стало известие о том, что Джон Мерсер Брук готовит к производству новую десятидюймовую пушку, способную в перспективе пробивать любую броню кораблей северян. Для размещения двух таких орудий пришлось увеличить размеры казематов и самих кораблей, кроме того, к установке планировались более мощные паровые машины и более толстая броня.  Кроме того, корабли получили новую боевую рубку и отдельный ходовой мостик. Одновременно с верфями в Ричмонде постройку еще двух кораблей начали в Чарльстоне. Новые броненосцы строились достаточно быстрыми темпами, хотя их ввод в строй и задержался из-за недостачи брони и вооружения. В начале 1863 года были заложены еще три корабля, которые планировалось оснащать уже нормальной, а не "рельсовой" броней и импортными французскими машинами.

Шесть этих броненосцев стали "главным доводом" Конфедерации на море, и сыграли важную роль в битве в Чесапикском заливе. Их "рельсовую" броню с трудом пробивали 15-дюймовые пушки Дальгрена, а десятидюймовки Брука, в свою очередь, справлялись с большинством мониторов северян на близких дистанциях. "Ричмонды", немотря на свое совершенство, понесли потери – "Пальметто Стейт" был потерян в битве в Чесапикском заливе, а "Норт Кэролайн" стал жертвой диверсии северян. Четыре остальных броненосца дожили до конца войны и составили основу молодого флота Конфедерации, оставаясь в строю до 1878 года. Тогда командование ВМС подняло вопрос о модернизации кораблей, но как оказалось, качество постройки военного времени было не сильно высоким, и броненосцы и так проводили большую часть времени в ремонтах. В результате вместо модернизации все корабли были постепенно исключены из состава флота и проданы на слом. Последний корабль серии, "Роли", был разобран в 1881 году.

Казематные броненосцы КША II поколения (Dixieland)

"Ричмонд" в послевоенное время

 

"Ричмонд", William Arthur Graves, Ричмонд, Вирджиния – 03.1862/06.05.1862/07.1862

"Чикора", James Eason & Company, Чарльстон, Южная Каролина – 03.1862/07.1862/11.1862

"Пальметто Стейт", James Eason & Company, Чарльстон, Южная Каролина – 03.1862/09.1862/09.1862

"Норт Кэролайн", Berry & Brothers, Уилмингтон, Северная Каролина – 01.1863/05.1863/10.1863

"Роли", Cassidey Shipyard, Уилмингтон, Северная Каролина – 1863/1864/1864

"Саванна", H. F. Willink, Саванна, Джорджия – 1863/1863/30.06.1863

 

Водоизмещение:         нормальное 1389 тонн

Размерения:                     83,2×13,9×3,7 м

Механизмы:             2 вала, 2 ПМПД, 8-10 узлов

Запас топлива:                 (неизвестно)

Дальность:                        (неизвестно)

Броня (железо):       пояс 4’’, каземат 6’’, палуба 1’’

Вооружение:                2×10"/15 орудия Брука

Экипаж:                            133 человека

Броненосцы типа "Альбемарль"

Казематные броненосцы КША II поколения (Dixieland)

Кроха "Альбемарль". В реальности был одним из самых доставучих броненосцев Конфедерации

Идеи таранных кораблей в Конфедерации жили и процветали во время войны. Когда к морскому секретарю Мэллори обратился молодой предприниматель Гилберт Эллиот с идеей построить небольшие броненосные таранные канонерки, чьим основным оружием был бы мощный таранный форштевень. Мэллори дал добро, при этом сразу же поставив условие – обязательное наличие двух орудий Брука. Эллиот принялся за работу, которая состояла не только в создании проекта корабля, а и в постройке самих верфей в Северной Каролине, которая судостроительной промышленности до того не имела. В этом ему помог крупный местный плантатор Питер Смит и несколько частных лиц, основавших два небольших судостроительных предприятия. Проектом "дешевого и сердитого" броненосца заинтерисовались и другие лица – в результате вместо запланированных двух кораблей этого типа, построенных в Северной Каролине, также были построены еще два броненосца в Алабаме и два – в Новом Орлеане. Для обеспечения хорошей маневренности броненосцы оснастили двумя винтами, а для развития столь необходимой для тарана скорости пришлось долго возиться с постройкой машин нужной мощности. Собственно, это и "убило" проект – из 6 броненосев, заложенных в 1862, 4 вступили в строй лишь в следующем году, а еще 2 (Каролинские "Альбемарль" и "Ньюс") и вовсе успели лишь под конец войны.

Эти броненосные канонерки, как и "Ричмонды", стали основой ВМС КША после войны и даже успели повоевать на море, отметившись в сражении в Чесапикском заливе и в боевых действиях на Миссисипи. Все корабли серии дожили до конца войны и стали хорошим доводом Конфедерации на море. Несмотря на малые размеры, на реках и у берега им не было равных в маневренности. Вероятно, именно из-за их отличных боевых возможностей на реках броненосцы прошли крупную модернизацию в 1865-1868 годах, когда вся "рельсовая" броня была заменена на нормальную кованную железную, были заменены некоторые машины и котлы и фактически заново построен деревянный корпус. Тем не менее, казематное размещение артиллерии и все большее отставание в скоростных характеристиках не позволили броненосцам надолго остаться в строю, и уже в 1876 году последний корабль серии – "Ньюс" – покинул состав флота и отправился на слом.

 

"Альбемарль", Edward's Ferry, Скотланд Нэк, Северная Каролина – 16.04.1862/01.1863/17.04.1864

"Ньюс", Howard and Ellis, Кинстон, Северная Каролина – 1862/11.1863/04.1864

"Тускалуза", Confederate Naval Works at Selma, Сельма, Алабама – 05.1862/11.1862/07.02.1863

"Хантсвилл", Confederate Naval Works at Selma, Сельма, Алабама – 01.05.1862/07.02.1863/01.08.1863

"Язу", E.C. Murray, Новый Орлеан, Луизиана – 05.1862/09.10.1862/03.1863

"Хьюстон", E.C. Murray, Новый Орлеан, Луизиана – 11.1862/04.1863/07.1863

 

Водоизмещение:                 452 тонны

Размерения:                      48,3×10,8×3,0 м

Механизмы:            2 вала, 2 ПМПД, 2 котла, 7-8 узлов

Запас топлива:                   (неизвестно)

Дальность:                          (неизвестно)

Броня (железо):          пояс 2’’, каземат 5’’, палуба 1’’

Вооружение:                 2×6.4"/22 орудия Брука

Экипаж:                               150 человек

Броненосец "Вирджиния"

Казематные броненосцы КША II поколения (Dixieland)

Броненосец "Вирджиния" II

Ошибки при проектировании "Фредериксберга" были частично учтены при постройке "Вирджинии". Броню пояса довели до 4 дюймов, а каземата – до 6, при этом изначально планировалось использовать нормальную кованую железную броню вместо стандартных "рельсов". Сразу же при проектировании корабли планировалось оснастить 10'' пушками Брука, что позволяло пробивать броню большинства мониторов северян. Важным оружием броненосца признавался таран, что вынудило установить на броненосец мощную паровую машину.

Это и "погубило" проект "Вирджинии". Собственная промышленность едва справилась с поставками брони, но машину нужной мощности построить так и не удалось. В результате установили то, что имелось под рукой – но в результате броненосец показал столь плохие скорость и маневренность, что все же пришлось заказывать машинерию во Франции. При этом заказ пришлось повторять, так как уже готовую машину на транспортном корабле перехватили северяне. В результате всей этой "черной полосы" "Вирджиния" вступила в строй лишь в мае 1864 года, когда до конца войны оставалось совсем немного.

В то же время затянувшаяся постройка благоприятно сказалась на ее качестве, а паровая машина позволяла развивать до 11 узлов хода, что в то время считалось неплохим показателем. В результате "Вирджиния" стала одним из самых быстроходных и хорошо защищенных броненосцев ВМС КША. Хорошее качество постройки привело к тому, что вместо продажи на слом в 1870 году броненосец выставили на продажу, и тот был куплен Колумбией. Сменив название на "Боливар", корабль прослужил до 1902 года – впечатляющий показатель для казематного броненосца военной постройки!

 

"Вирджиния", William Arthur Graves, Ричмонд, Вирджиния – 04.1862/06.1863/18.05.1864

 

Водоизмещение:              1680 тонн

Размерения:                   61,1×14,5×4,3м

Механизмы:          1 вал, 1 ПМПД, 2 котла, 9-11 узлов

Запас топлива:                (неизвестно)

Дальность:                       (неизвестно)

Броня (железо):         пояс 4’’, палуба 1’’, каземат 6’’

Вооружение:       2×10"/15 орудия Брука, 2×6.4"/22 орудия Брука

Экипаж:                            150 человек

Броненосцы типа "Нэшвилл"

Казематные броненосцы КША II поколения (Dixieland)

Броненосное чудовище "Нэшвилл"

К осени 1862 года стало ясно, что Конфедерация проигрывает "гонку вооружений" на море и не в состоянии строить хотя бы минимально достаточное количество броненосцев. Ставка на постепенный рост качества могла себя оправдать лишь в перспективе – но для этого требовалось время, а времени не было. Между тем становилась ясной необходимость роста численного состава флота, так как северяне ударными темпами строили свои мониторы и вот-вот могли решиться на серьезную операцию по захвату очередного порта Конфедерации [2]. Особенно тревожная обстановка складывалась у порта Мобил, штат Алабама – являясь одним из главнейших портов всей страны, он защищался после ухода "Монтгомери" лишь канонерскими лодками, и в перспективе мог быть усилен лишь двумя кораблями типа "Ричмонд". Примерно в это же время Генри Вильник предложил морскому секретарю Мэллори создать в Мобиле крупный судостроительный завод на базе уже имеющихся мастерских, которые использовали при достройке "Монтгомери". Мэллори дал добро, а заодно и выдал первый заказ – как можно быстрее построить большой мореходный броненосец для защиты залива Мобил и прилегающих вод.

Само собой, проект "свалился" на голову луизианскому инженеру Грини, который уже работал на Вильника и успел показать свой нестандартный подход к проектированию кораблей на примере "Манассаса". И на сей раз его подход оказался весьма нетипичным. Прежде всего, он сразу же отбросил винтовой движитель как слишком сложный для корабля быстрой постройки. Корабль получил гребные колеса, для которых можно было легко использовать существующие паровые машины, плоскодонный корпус и достаточно мощное вооружение из 12 орудий. Бронирование предусматривалось обычное "рельсовое", в 2 или 3 слоя (4-6 дюймов). При этом пришлось значительное внимание уделить защите гребных колес. В результате получился большой и мощно вооруженный, но недостаточно защищенный броненосец с уязвимым движителем в виде гребных колес [3]. Он был болен своими достоинствами – быстрота постройки была получена в ущерб некоторым прочим характеристикам, хотя его малая осадка позволяла легко действовать на мелководьях, а благодаря колесному движителю броненосец получился очень маневренным. Вместе с головным кораблем "Нэшвилл" Вильник на своей верфи в Новом Орлеане также построил еще один такой же корабль, названный "Кентукки". История второго броненосца любопытна – деньги на его постройку собирались женщинами со всей Конфедерации, и движение это возглавляла лично жена самого Вильника. Таким образом, ВМС Конфедерации всего за полгода получили два относительно неплохих броненосца. Сильно ускорила достройку модернизация "Луизианы" и "Миссисипи" – "рельсовые" броневые плиты с них передавались на новые корабли, что дополнительно ускорило их введение в строй.

Через несколько месяцев после вступления в строй "Нэшвилл" и "Кентукки" приняли участие в сражении в Чесапикском заливе, что стало одновременно пиком их карьеры и закатом истории колесных броненосцев Конфедерации. "Кентукки" не пережил этот бой – получив тяжелые повреждения, броненосец пошел на таран федерального "одноклассника" "Нью Айронсайдс", который вылился в абордаж американского броненосца совместными с французами силами [4]. "Нэшвилл" же получил тяжелые повреждения, но остался на плаву. После ремонта, затянувшегося до конца 1863 года из-за повреждения паровых машин, он вернулся в строй и даже успел поучаствовать во второстепенных операциях конфедератов. Но сразу же после окончания войны "Нэшвилл" был переведен в резерв, в 1866 году – стал учебным кораблем, а в 1875 и вовсе был исключен из состава флота и продан на слом. При быстром прогрессе науки и техники колесному броненосцу уже не оставалось места в ВМС КША.

 

"Нэшвилл", H. F. Willink [5], Мобил, Алабама – 09.1862/12.1862/15.03.1863

"Кентукки", Wilnick Factory, Новый Орлеан, Луизиана – 09.1862/14.12.1863/12.02.1863

 

Водоизмещение:              нормальное 2883 тонн

Размерения:                           83,4×19,5×3,9 м

Механизмы:             2 колеса, 2 ПМПД, 4 котла, 7-8 узлов

Запас топлива:                       (неизвестно)

Дальность:                              (неизвестно)

Броня (железо):    пояс 2-3’’, каземат 4-6’’, короба колес 3-6’’, палуба 1’’

Вооружение:           4×10"/15 орудия Брука, 8×6.4"/22 орудий Брука

Экипаж:                                   278 человек

Броненосцы типа "Теннесси"

Казематные броненосцы КША II поколения (Dixieland)

"Теннесси". Ну или не совсем — если быть точным, это таки CSS "Техас", но я объединил типы этих броненосцев в одну "финальную" серию

Броненосцы типа "Теннесси" стали вершиной развития "портеровских" казематных броненосцев, и из всех подобных кораблей прослужили в ВМС КША дольше всего. История их началась в конце 1862 года, когда четко обозначилось вступление в войну Франции и экономическая поддержка со стороны Великобритании в текущей войне с Севером. Становилось ясно. что "пороть горячку" вовсе не обязательно, зато остаться после победы с эрзац-кораблями, которые не могли долго служить интересам государства, Конфедерация вполне могла. Потому очередную серию броненосцев Портера было решено строить "качественно", с минимальным использованием временных решений. Заранее во Франции, пока еще неофициально, были заказаны машины и броневые плиты толщиной 5 и 7 дюймов [6] для четырех кораблей, а в Ричмонде, Колумбии и Чарльстоне приступили к постройке деревянных корпусов с особой тщательностью, максимально используя накопившийся опыт и рабочих, уже строивших подобные корабли. По проекту броненосцы должны были получить всего четыре орудия на вооружение – при этом два из них, калибром 10'', представляли собой надежный довод против любых известных мониторов северян, а еще 2 6.4-дюймовые пушки должны были вести стрельбу гранатами по небронированным кораблям. Десятидюймовки имели хорошие (для конфедератов) углы обстрела. Броненосец получил серьезную защиту – 7-дюймовая броня каземата, наклоненная еще более, чем на предыдущих кораблях, позволяла выдерживать огонь 15-дюймовок Дальгрена без особых повреждений. Броненосцы получили массивный литой таран, который к тому же имел форму лезвия топора. По расчетам, паровые машины французского производства должны были обеспечить скорость хода до 11 узлов.

Постройка шла довольно быстрыми темпами, однако до конца войны успел вступить в строй лишь один "Теннесси", который, став флагманским кораблем адмирала Бьюкенена, принял участие в битве в Чесапикском заливе. Для этого на борт пришлось взять опытных моряков с других кораблей, и хотя сырость и недоведенность корабля, который официально приняли на вооружение всего за три недели до сражения, все еще давали о себе знать, в сражении он показал, что этот тип кораблей представляет собой значительную угрозу для мониторов северян. Броненосцы этого типа после войны стали "главным доводом флота", и оставались такими на протяжении долгого времени. Корабли перетерпели несколько модернизаций, во время которых обновлялся состав артиллерии, восстанавливались изношенные корпусные конструкции и механизмы. Оставаясь с 1881 года учебными кораблями, броненосцы типа "Теннесси" прослужили флоту до 1895 года, когда их наконец отправили на слом. Таким образом, среди всех броненосцев собственно Конфедерации они остались долгожителями, незначительно уступая сроком службы лишь "Вирджинии"-"Боливару".

Казематные броненосцы КША II поколения (Dixieland)

"Техас" после войны

 

"Теннесси" , William Arthur Graves, Ричмонд, Вирджиния – 10.1862/02.1863/05.1863

"Маскоги", Chattahooche River Banks, Колумбия, Южная Каролина – 1862/22.2.1863/08.1863

"Колумбия", James Eason & Company, Чарльстон, Южная Каролина – 01.1863/04.1863/11.1863

"Техас", William Arthur Graves, Ричмонд, Вирджиния – 01.1863/05.1865/10.1865

 

Водоизмещение:         нормальное 1856 тонн

Размерения:                     68,1×14,6×4,1м

Механизмы:           1 вал, 2 ПМПД, 2 котла, 8-9 узлов

Запас топлива:                  (неизвестно)

Дальность:                        (неизвестно)

Броня (железо):         пояс 5’’, каземат 7’’, палуба 1’’

Вооружение:        2×10"/15 орудия Брука, 2×6.4"/22 орудия Брука

Экипаж:                              167 человек

 

После модернизации 1868-1869 годов – дульнозарядные орудия заменены на казнозарядные (254/20 и 152/20), установлены новые машины, скорость возросла до 13 узлов;

После модернизации 1877 года – установлены 4 2.25’’ противоминные пушки на переносных станках, установлен открытый ходовой мостик поверх боевой рубки.

Примечания

1) Верфь при этом сменит название на Tredegar Naval Works, сохранится до наших дней и будет специализироваться на постройке кораблей малого и среднего тоннажа, а позднее – подводных лодок и торпедных катеров.

2) К тому моменту северяне уже пытались занять Новый Орлеан и Чарльстон, и полностью блокировали Порт-Роял и Пенсаколу, захватив господствующие форты. Север, обладая инициативой на море, мог легко концентрировать свои силы против отдельно взятого порта Конфедерации и пытаться взять его хоть и по нескольку раз. При этом падение каждой такой базы блокадопрорывателей становилось серьезным ударом по экономике КША, хотя значение морской блокады традиционно преувеличивается.

3) ЕМНИП, на броненосцах колесный движитель более никем не применялся.

4) Какой броненосец Франции будет участвовать в абордаже, я еще не решил.

 

P.S. Так как с этой частью "технички" все, то можно заняться "техничкой" для следующей войны. Причем там придется "альтернативить" сразу две страны. И все из-за коллеги Андрея.

P.P.S. Вероятно, до Нового Года рожу небольшой цикл статей по битве в Чесапикском заливе. Все действующие лица, в принципе, уже готовы, так что…

P.P.P.S. Вообще, вскоре может серьезно измениться хронология. К примеру, КША раньше попытаются утвердить свое влияние в Колумбии, с соответствующими изменениями в истории.

Подписаться
Уведомить о
guest

77 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account