«Карманные линкоры» для бедных или «новые гарибальдийцы»
"Карманные линкоры" для бедных или "новые гарибальдийцы"
В процессе написания "голландских карманных линкоров", появилась идея несколько развить материал.
Не слишком удачно.
В 1892 году сошел на воду первый из разработанных в Италии броненосных крейсеров — “Марко Поло”. Предназначенный для действий в ограниченном пространстве Средиземного моря, этот корабль по оборонительным и наступательным свойствам уступал однотипным иностранным крейсерам: толщина его броневого пояса составляла 100 мм по сравнению со 152-203-мм, а калибр главной артиллерии 152 мм по сравнению с 203-254-мм. Но зато водоизмещение итальянского корабля было почти вдвое меньше, чем у его современников, — всего 4583 т.
“Марко Поло” послужил прототипом для “Виттор Пизани”, “Джузеппе Гарибальди”-I, и “Варезе”-I. Калибр главной артиллерии на этих кораблях составлял 150-мм, но размещена она была не за легкими щитами на верхней палубе, как у “Марко Поло”, а в броневом каземате со стенками толщиной 152 мм. Броневой пояс той же толщины закрывал не 0,64 длины корпуса, а был сплошным. Скорость хода также была увеличена с 17,8 до 19 узлов. Платой за эти усовершенствования стало увеличение водоизмещения почти в полтора раза — до 6500 т.
В результате появился корабль, хотя и неспособный противостоять более крупным броненосным крейсерам великих морских держав, но представлявший внушительную силу в любой локальной войне между маленькими странами. Быть может, именно поэтому к выработанному в Италии типу небольшого и сравнительно дешевого броненосного крейсера проявила интерес Аргентина.
К следующей серии итальянских крейсеров проявили интерес, такие страны как Испания, Япония (не забудем и Аргентину)
***
Линкор "Дредноут" представлял собой новый класс кораблей, и настоящий фетиш для стран и адмиралов. Каждая из стран имеющая выход к морю, желала приобрести линкор. Речь идет о бедных странах — богатые страны хотели (и имели) эскадры и флоты дредноутов.
После ПМВ, дредноутский флот не основных участников устарел — как физически, так и морально. Но страны первой величины продавать свои дредноуты отказались (если только не на металл), а самостоятельно строить левиафанов, региональные державы не могли.
***
Немецкий корабль "Дойчланд", бывший "броненосцем береговой обороны", то "тяжелым крейсером" и "карманным линкором" показал еще один путь развития. Или точнее показал, что "все новое — это хорошо забытое старое". Ведь "Дойчланд", представлял собой (при определенном взгляде) броненосный крейсер "Гарибальди", но построенный с помощью новых материалов и с новыми идеями.
А собственно (т.е. альтернатива) почему бы и нет? Почему бы не построить "линкор для бедных" / "Гарибальди 2.0", используя в качестве прототипа "Дойчланд"? Тем более, что сами "Дойчланды" постепенно увеличиваясь в размерах и так шли к "требуемому".
Такой бы корабль идеально подошел бы различным региональным и колониальные державам, державам второй величины — Голландия, Бельгия, Бразилия, Аргентина…… Они не могут купить / построить полноценный линкор, а вашингтонский крейсер — слабовато. А вот нечто среднее — между линкором и крейсером, достаточно вооруженное, и не дорогое, то вполне.
Примерные ТТХ
15-20 т.т. водоизмещения (главное не больше — за этим будут строго следить).
30 узлов скорости.
8 283-мм, 16 120 или 22 102-мм орудия (в зависимости от пожеланий заказчика)
.
Авиагруппа — в центре или хвостовой части
Причем этот корабль
а) можно использовать против другой (великой) страны (державы)
б) можно строить самим — естественно под пристальным вниманием иностранных специалистов, и только на экспорт. А это благо для экономики.
в) есть и иные моменты.
Немцы дают сам "Дойчланд", в смысле чертежи (естественно кое-где замалеванные).
Франция набивавшая руку на четырехорудийных башнях, собственно сам проект башен главного калибра.
Италия — общую школу.
Сюда же можно привлечь и других специалистов.
В результате получаем корабль:
— представлявший собой внушительную силу среди малых (бедных) стран.
— не способный противостоять основным кораблям (линкорам, линейным крейсерам) великих держав
— способный на противостояние вспомогательным кораблям (тяжелые и легкие крейсера) великих держав.