Карантин: как человечество выживало во время смертельных эпидемий
В марте-апреле 2020 года в нашу жизнь вернулись давно позабытые слова — «карантин», «санитарный кордон», «изоляция». Но часто под ними понимают совершенно не то же, что в Средние века и Новое время. Об истории и настоящем значении этих слов, а также о борьбе с эпидемиями в период XV-XIX веков — в статье Сергея Махова.
Содержание:
Когда ещё не было карантина
Болезни и эпидемии сопровождали народы и страны всё время их существования. Пандемии с регулярностью происходили как в древнем мире, так и в более поздние времена. Естественно, человечество училось бороться с эпидемиями и противостоять им — о краткой истории этого противостояния мы и расскажем.
Ни Древний Рим, ни Древняя Греция особыми мерами по борьбе с эпидемиями похвастать не могли. Так, в самый разгар Пелопоннесской войны, в 430-426 годах до н.э. в Афинах произошла вспышка чумы, в результате которой умерло, по разным оценкам, от 75 до 100 тысяч человек из трёхсоттысячного населения города. Согласно второй книге Фукидида про Пелопоннесскую войну, болезнь возникла совершенно внезапно, первоначально вызывая температуру и высокое давление, «так, что глаза были покрасневшими», затем начинались все признаки ОРВИ (чихание, кашель, боль в горле). Когда болезнь достигала желудка, у людей начиналась рвота чёрной желчью, которая не прекращалась со временем. Наконец по всему телу распространялись тёмные пятна, которые достигали и паховых областей, и пальцев рук и ног. На конечном этапе появлялась сильнейшая диарея, и человек умирал от истощения организма.
Историки до сих пор спорят, что это было, выдвигаются версии от брюшного тифа до сибирской язвы, — но наш рассказ не об этом. Врачи Афин пытались справиться с болезнью, но поскольку они не знали её природы, то чаще всего гибли первыми.
Поскольку государством никаких мер борьбы с инфекцией не проводилось, люди стали отвергать законы Афин и жить как в последний день. Начались оргии, пьянство, далее последовали воровство и разбойные нападения на магазины и лавки, купцы массово отказывались от выплат по долгам и контрактам, а потом началось и отвержение религии.
Люди считали, что боги покинули их, более того — что боги на стороне Спарты, и это спартанцы наслали на Афины «биологическое оружие».
Говорили, что Аполлон сражается на стороне Спарты.
Эпидемия закончилась так же неожиданно, как и началась, — переболели ею почти все жители города, а оставшиеся в живых приобрели иммунитет. В 415 году до н.э. Афины восстановились настолько, что организовали и провели несчастную Сицилийскую экспедицию.
Примерно то же самое мы видим и в Древнем Риме времён Антониновой чумы (165-180 годы н.э.) и чумы Киприана (249-262 годы н.э.).
Ну а первыми, кто соблюдал карантин до появления самого понятия карантина, скорее всего, были евреи. В Ветхом Завете (Левит) читаем о первом случае «принудительной самоизоляции»:
«Если у заболевшего обнаружится блестящее белое пятно на коже, и это пятно не выпуклое, и волосы на пятне не побелели, священник должен изолировать больного на семь дней. На седьмой день священник должен осмотреть заболевшего, и, если пятно не изменилось и пятна не распространились по коже, священник опять изолирует его на семь дней».
Такие меры евреи принимали ко всем больным, например к тем, кто болел гонореей или проказой. При этом, скорее всего, евреи почерпнули эти данные из… книг древнегреческого врача Гиппократа, который среди прочего указывал, что заболевание в острой форме у человека обычно проходит в течение 40 дней, потом болезнь либо ослабевает, либо убивает.
Таким образом, в Древнем мире из всех мер по борьбе с эпидемиями был только вынос покойников из города — причём не всегда регулярный, — а также массовое бегство из мест, поражённых болезнью.
Новое время — новые правила
Слово же «карантин» (quarantena, или на венецианском диалекте quarantina, а также quaranta giorni) пришло к нам из Италии XIV века. И переводится оно просто — «сорок дней». В 1347 году Венеция во время эпидемии бубонной чумы (1346-1353 годы) ввела правила карантина — судно, прибывшее из региона, где наблюдались хоть какие-то вспышки чумы, должно было бросить якорь у острова Лазаретто (второе название от монастыря, находящегося там — Санта Мария ди Назарет, от названия этого острова позже произошло слово лазарет) и отстоять там сорокадневный срок, чтобы убедиться, что у экипажа не проявятся признаки чумы.
Меру следует признать действенной, поскольку инкубационный период бубонной чумы составляет максимум 37 дней, то есть если в команде корабля есть заражённый, то за 40-дневный срок это точно проявится.
Другие правители Европы Нового времени предлагали альтернативные способы борьбы с эпидемиями. Так, в марте 1374 года имперский викарий Милана Галеаццо II Висконти издал указ, согласно которому всех болеющих чумой следовало вывозить за пределы города, в поле или лес — «пока они не выздоровеют или не умрут».
Попавших в карантин оставляли на волю божью: выживут — хорошо, помрут — ну и слава богу, что не принесли заразу в город.
Первое, что встречало путешественника на Лазаретто, — это ряды виселиц, служивших предупреждением тем, кто захотел бы нарушить карантин. Нарушителей вешали без вопросов, поскольку свежи были в памяти потери, понесённые Венецией от Великой Чумы (тогда Венеция потеряла примерно треть населения).
В 1403 году на острове Лазаретто построили отдельные здания и склады с продуктами и медикаментами, а также церковь для отпевания умерших в карантине. Расходы на содержание лазарета компенсировались поднятием пошлин на соль. Тем не менее, смертность в карантине во время эпидемий была зашкаливающе высокой и составляла в среднем от 77 до 90 процентов. В 1629 году в Венеции во время очередной эпидемии чумы скопилось на карантинной стоянке 134 судна с 3500 матросами и купцами на борту. Выжили лишь 114 человек. В самом же городе, до которого всё-таки дошла болезнь, из 140 тысяч населения умерло 46 тысяч.
Тем не менее, в XV-XVI веках началось триумфальное шествие карантина по Европе — его повсеместно вводили во Франции (порты Бордо, Марсель, Гавр, Нант, и т.д.); около Марселя старый госпиталь преобразовали в лазарет по венецианскому образцу в 1427 году, и примерно в это же время такой же больничный комплекс построили недалеко от Бордо.
Отдельно стоит рассказать и о британских Карантинных актах. Первый такой документ приняли в 1710 году в связи с эпидемией чумы в Польше, России и Швеции. Согласно Карантинному акту, судно, побывавшее в этих странах, должно было поднять карантинный флаг (если основная болезнь в поражённом регионе была жёлтой лихорадкой, то флаг был жёлтым, если любая другая болезнь — то чёрным). По прибытии в порт корабль отбывал сорокадневный карантин, и команда не имела права сходить на берег. При малейшем подозрении на болезнь все товары на судне сжигались, при этом купцы могли рассчитывать на возмещение стоимости груза.
Если болезнь обнаруживали на судне до захода в британский порт — корабль под страхом потопления береговыми батареями должен был поднять жёлтый флаг и сорок дней держаться за пределами территориальных вод Великобритании и Ирландии (четыре лиги от берега, примерно 20 километров). Нарушителей топили без жалости.
Известен случай с торговым бригом «Кингфишер», на котором вспыхнула эпидемия чумы.
Корабль под жёлтым флагом попытался войти в гавань Плимута, но был встречен пушечными залпами береговых батарей, после чего развернулся и уплыл прочь. Больше «Кингфишер» не видели.
Карантинные акты переиздавались в Британии в 1721, 1743, 1788 и 1831 годах.
Итак, карантин — это принудительное помещение в отстойник заболевших и здоровых, прибывших в тот или иной порт из стран с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией. Либо же — вообще запрет посещать ту или иную страну из-за подозрения на эпидемию. То есть это не изоляция в своих жилищах всех — и здоровых, и больных, а мера, применяемая к приезжим, посетившим неблагополучные страны.
Так что если бы всех, кто прилетел из Европы и Китая в период февраля-марта 2020 года, в принудительном порядке размещали в отдельных хосписах подальше от городов на 40 дней — это и был бы карантин.
Эпоха прогресса
Шли времена, и положения карантина менялись.
В 1656 году в Риме началась эпидемия чумы. Папская курия вкупе с муниципалитетом решили действовать отработанными мерами.
Нет, ну правда же, давно известно — карантин и принудительная самоизоляция спасут от эпидемии!
Все прибывшие в Рим корабли становились на карантин в Остии, но помимо этого применили ещё одно новшество — весь город оцепили войсками, туда никого не впускали и не выпускали. По идее, эти заставы и кордоны должны были не дать распространиться болезни на другие кварталы Рима и на территории вокруг него. Однако… люди всё умирали и умирали. За пару месяцев Рим потерял до ста тысяч человек.
Оказалось, что проблема в крысах. Именно крысы (вернее, блохи, живущие на них) являлись основными разносчиками чумы. И эпидемия пошла на спад только после того, как чума резко сократила популяцию крыс в Риме и окрестностях. Именно тогда болезнь затихла и среди людей.
Получилось, что один из первых опытов застав и кордонов вышел боком — ведь надо было блокировать не людей, а крыс и насекомых, о чём на тот момент даже самые грамотные врачи не имели никакого понятия. Однако если распространение болезни происходило от человека к человек, то такие заставы оказывались эффективными и помогали локализовать очаг заболевания.
Именно в этот период в хронику борьбы с эпидемиями вошло действие, получившее позже название «санитарный кордон».
Санитарный кордон
Санитарный кордон обычно создаётся вокруг области, поражённой эпидемией, чтобы никто не смог войти в район или покинуть его.
Обычно люди, находившиеся внутри санитарного кордона, становились смертниками. В 1666 году английскую деревушку Эйям из-за вспышки бубонной чумы оцепили войсками на 14 месяцев — в результате там умерло примерно 80 процентов жителей.
Больных снабжали продуктами с соседних сёл; сами продукты опрыскивали уксусом и окуривали. Поставщики получали оплату монетами, которые тоже проходили уксусную дезинфекцию.
В 1770 году из-за вспышки чумы в Османской империи Австрия установила санитарный кордон на границе, чтобы люди и товары, заражённые чумой, не могли попасть в Австрию. Путешественники из мест, поражённых эпидемией, отбывали карантин в течение 48 дней, а из регионов, не затронутых чумой, — 21 день.
Если человек врал, что прибыл из благополучной местности, и это вранье доказывалось — его казнили.
Словосочетание «санитарный кордон» появилось в 1821 году, и его введение имеет мало общего с действиями по борьбе с эпидемиями. В этот год началась революция в Испании, и страны-участники Священного союза решили помочь испанскому королю. Но как это сделать? Ведь общая граница у Испании только с Францией. Поэтому обратились к правительству Людовика XVIII за помощью. Людовик и рад был стараться — он обещал ввести в Испанию до 30 тысяч штыков под началом герцога Ришельё. И тут французы схитрили — переходя границу на Пиренеях, они сообщили, что идут ставить санитарные кордоны (cordon sanitaire) у Барселоны, дабы предотвратить развитие эпидемии жёлтой лихорадки.
В результате французы миновали франко-испанскую границу без боя, Барселона была окружена иностранными войсками, и за четыре месяца из 150 тысяч жителей умерли 18-20 тысяч человек.
Один из самых последних случаев применения санитарного кордона — это Сан-Франциско, вспышка чумы в 1900-1904 годах. Поскольку чума больше всего свирепствовала в китайском квартале, Чайна-таун оцепили войсками, в результате от болезни и голода там умерло до 80 процентов населения.
Некоторые выводы
Карантин и санитарный кордон не являются панацеей от распространения эпидемии, хотя, конечно, локализуют её и снижают скорость распространения — впрочем, как видно на примере Рима, не всегда. Тем не менее, об этих мерах в XX веке в известной степени позабыли, и только сейчас, в 2020-м, они стали актуальны во многих странах.
Ну а в следующий раз мы поговорим о мерах по борьбе с эпидемиями на флоте, и покажем, что есть способы гораздо более действенные, чем карантины и санитарные кордоны, — чистота и гигиена. Не пропустите!
источник: https://warhead.su/2020/04/12/karantin-kak-chelovechestvo-vyzhivalo-vo-vremya-smertelnyh-epidemiy