Каковы перспективы сверхзвуковых пассажирских авиалайнеров будущего от компании Boom Supersonic
Буквально на днях появилась новость, что, 22 марта 2024 года, демонстратор технологий компании Boom Supersonic XB-1, совершил свой первый полёт. Это говорит о том, что в компании действительно работают над реализацией своего проекта, а значить вероятность того что сверхзвуковые пассажирские самолёты снова поднимутся в небо возрастает. Поэтому думает многим будет интересно узнать какие самолёты разрабатывает эта американская компания и что в идеале может появиться.
Кадры с испытаний самолёта Boom Supersonic XB-1:
Содержание:
Планы на будущее
Сегодня Boom Supersonic — главная американская компания, специализирующаяся на разработке сверхзвуковых самолетов для гражданской авиации. За последние несколько лет она не только представила несколько эксклюзивных проектов, но и привлекла интерес потенциальных заказчиков. Всё это привело к тому что, компания заключила предварительные контракты на поставку пассажирских самолетов. При этом уже известно, что будущий сверхзвуковой самолёт будет носить названием Overture.
В 2019-2020 годах Boom Supersonic сумела завоевать доверие и в ВВС США и получить два контракта в рамках программы «Инновации в малом бизнесе». Согласно этим соглашениям, компания получила финансовую поддержку от Пентагона для проведения исследований и работ по разработке авиатехники, результаты которых будет представлять интерес для военных.
В октябре 2020 года Boom Supersonic провела онлайн-презентацию своего первого самолета, известного как XB-1. Это летающая лаборатория, созданная для испытаний ключевых решений и технологий, которые будут использоваться при разработке пассажирских лайнеров в будущем. При этом лётные испытания прошли только сейчас, о чём упоминалось выше.
В январе 2022 года компания Boom Supersonic получила новый грант от ВВС США. В рамках программы AFWERX ей был предоставлен трехлетний контракт на сумму 60 миллионов долларов. Эти средства позволят ускорить текущие исследования и перейти к следующей стадии разработки. В результате, Пентагон сможет закрыть потребность в желаемом самолете специального назначения в более короткие сроки.
Сотрудничество компаний Northrop Grumman и Boom Supersonic
Недавно были заявлены новые планы, направленные на ускорение работ над будущими самолётами. В рамках них компания Boom Supersonic сумела договориться с компанией Northrop Grumman Aeronautics Systems. Соглашение о партнерстве было официально подписано 19 июля 2022 года, в рамках международного авиасалона в Фарнборо.
Подробности о начатом сотрудничестве пока не уточняются. Однако представители обеих компаний отмечают, что оно позволит объединить перспективную сверхзвуковую платформу от Boom Supersonic и богатый опыт в сфере аэрокосмической техники компании Northrop Grumman.
Также были раскрыты возможные области применения будущего самолета. Предлагается использовать его для переброски военных и грузов, в тех случаях когда есть необходимость за кратчайшее время преодолеть большие расстояний. В любом случае, огромное значение будет придаваться сверхзвуковой скорости полета — она позволит значительно сократить время реагирования на возникающие угрозы.
Какие варианты самолётов разрабатываются в компании Boom Supersonic
Аэрокосмическая компания Boom Supersonic, известная своими разработками для гражданских и военных заказчиков, на данный момент активно работает над созданием новейшего лайнера под названием Overture. Начиная с первого официального объявления о запуске проекта несколько лет назад, компания последовательно делится новой информацией о разработке данного самолета с заинтересованными лицами. Важно отметить, что по мере развития проекта были представлены многочисленные концептуальные изображения Overture, которые варьировались от гражданского исполнения до специальных модификаций, разработанных для выполнения военных задач.
В рамках проекта Overture предполагалось создание сверхзвукового пассажирского самолета с обычной аэродинамической схемой. Фюзеляж самолёта имел традиционный для высокоскоростных самолётов заостренный носовой обтекатель. Так же размер фюзеляжа, позволял разместить кабину экипажа выше пассажирского салона. При этом кабина не имеет выступающего фонаря, а слепые зоны в передней полусфере будут просматриваться при помощи видеокамер. Пассажирский салон располагается в средней части фюзеляжа и при этом несколько уже носовой части. Хвостовое оперение самолёта абсолютно традиционного вида. Крыло состоит из двух частей.
Существуют разные варианты количества и расположения двигателей. По текущему проекту предполагается установить на машину четырех двигателей под крылом. Однако есть варианты и с иным количеством мотором.
Overture рассматривается в первую очередь как пассажирский самолет, способный перевозить от 65 до 80 человек, так же предполагается возможность ограниченной перевозки грузов в зависимости от размеров грузового отсека.
Серийный самолет будет иметь длину около 61 метра. Пока не сообщается информация о его весовых характеристиках. Ожидается, что при помощи двигателей, соответствующих расчетным параметрам, он сможет развивать крейсерскую скорость 1,7 м/с на высоте 18,2 километра. Максимальная дальность полета превысит 7860 километров.
Согласно текущим планам, компания Boom Supersonic, в 2024 году планируется начать строительство первого опытного образца, который, вероятно, будет в коммерческой конфигурации. Первый полет запланирован на 2025 год. После этого будут проведены испытания и доведение конструкции, и к началу следующего десятилетия заказчики смогут получить свои первые лайнеры для коммерческого использования на авиалиниях.
Применение Boom Supersonic в ВВС США
Предполагается, что работы по гражданской и военной версиям самолета Overture теперь будут вестись параллельно. В результате чего, Пентагон сможет обновить свой специальный авиапарк уже к концу десятилетия. Однако, требуется некоторое время на разработку необходимой серии, их освоение и полноценное внедрение в эксплуатацию.
Хотя возможные сроки появления новых самолетов для ВВС США уже известны, их предназначение все же остается под вопросом. Как сообщают разработчики компании, Overture способен выполнять различные задачи, за исключением непосредственно боевых. То есть сверхзвуковых бомбардировщиков компания Boom разрабатывать не собирается. Однако, пока неизвестно, какие именно варианты самолётов необходим военным.
Предполагается, что самолет в исходной пассажирской конфигурации будет использоваться для перевозки командного состава или спецподразделений, при этом высокая скорость поможет сократить время перелета и обеспечить другие преимущества. В настоящий момент для достижения этих целей используются исключительно дозвуковые лайнеры. Это приводит к значительным временным затратам на полеты до военных баз разбросанных по всему миру.
Недавно было упомянуто, что в модифицированном виде «Overture» может быть использован как воздушный командный пункт или как самолёт-разведчик. В таком виде вполне возможно оснащение самолетов рабочими станциями, местами работы операторов и специализированным оборудованием для различных видов разведки. Это могут быть средства оптической или радиотехнической разведки, а так же различные локаторы и системы связи. При этом высокие характеристики полета позитивно скажутся на эффективности выполнения таких задач.
На сегодняшний день известно что превращение пассажирского лайнера в носителя вооружения невозможно так как потребует чересчур глубокой и дорогой переработки конструкции. Кроме того, ВВС США уже располагает всеми необходимыми ударными самолетами и новые модели им не требуются.
Увеличение интереса к сверхзвуковым пассажирским самолётам
В последнее десятилетие американские авиастроительные компании снова обратили свое внимание на разработку сверхзвуковых пассажирских самолетов. Исходя из текущего уровня науки и техники, предполагается, что новые лайнеры смогут обладать значительно улучшенными характеристиками, которые привлекут внимание коммерческих перевозчиков. Уже сегодня некоторые из них проявляют интерес к предлагаемым проектам и заключают предварительные соглашения.
Кроме этого темой разработкой сверхзвуковых самолетов заинтересовался и Пентагон. Он активно поддерживает исследования и разработки в этой области и, вероятно, имеет свои планы на будущее. Хотя конкретные намерения ВВС США относительно применения сверхзвуковых лайнеров пока неясны, очевидно, что они не намерены упускать это перспективное направление и готовы содействовать его развитию, подчеркивая свою готовность достичь необходимых результатов.
Источники:
https://boomsupersonic.com/xb-1
https://topwar.ru/199496-sverhzvukovoj-passazhirskij-samolet-boom-overture-dlja-vvs-ssha.html