Какой станет замена легендарного «бородавочника». Ставатти (Stavatti) SM-27 Мачете (Machete)
Легендарный американский штурмовик А-10 Тандерболт 2 был принят на вооружение в 1976 году. Несмотря на то, что даже сегодня, по своим ТТХ, эта машина вполне актуальна, годы берут своё, Тандерболты всё чаще и чаще выходят из строя, а на их ремонт требуется всё больше и больше средств. Поэтому уже давно в США ходят разговоры о замены этой машины на более новую.
Непонятно почему нельзя просто возобновить производство. Но сейчас не об этом.
Лет десять назад ходили слухи что А-10 заменят бразильские лёгкие штурмовики Embraer EMB 314 Super Tucano. Даже какое-то количество этих машин были закуплены Американскими ВВС. Однако заменой Тандерболтов они так и не стали.
Сейчас ходя разговоры что новым американским штурмовиком станет Ставатти (Stavatti) SM-27 Мачете (Machete), думаю многие захотят узнать об этой машине поподробней.
Итак, компания Ставатти появилась в 1994 году как аэрокосмический «стартап». Правда до сих в портфолио компании только проекты и главным среди них является проект штурмовика, заказ на который босы Ставатти надеются получить от ВВС США.
Главное, что инженеры Ставатти предлагают не одну машину, а сразу целое семейство:
SM-27 Machete
SM-28 Machete
SM-47 Super Machete
SM-47 T-X
Такого разнообразия машин удалось добиться благодаря использованию принципа модульности в конструкции самолётов. Более того, это не окончательная линейка семейства машин. Конструкторы, находясь в контакте с военным продолжают работы над дальнейшим расширением модельного ряда.
Силовая установка
В качестве силовой установки для машины используется турбовинтовой двигатель Pratt & Whitney Canada PW150, мощностью 4000 л. с. Двигатель передаёт мощность на соосные толкающие винты, диаметром 120 мм. При этом, что характерно, винты имеют разное количество лопастей, первый винт имеет 8 лопастей, а задний – 6.
Существует и альтернативный вариант силовой установки. Для машины компания Ставатти ведёт разработку роторный двигатель нового поколения NT4000 с супертурбонаддувом.
Для предотвращения пожара, что очень важно для боевого самолёта, у штурмовика предусмотрена автоматическая система пожаротушения.
С этой силовой установкой, по расчётам авторов проекта, скорость самолёта составит 750 км/час. Правда, как оно будет в реальности неизвестно, ведь ни одной опытного самолёта не существует.
Вооружение
В плане вооружения конструкторы решили не мудрить и взяли за основу вооружение старого доброго «бородавочника». То есть основным вооружением самолёта стал 30 мм гатлинг GAU-13/А компании General Dynamics, со скорострельностью до 2400 выстр/мин. Боекомплект самолёта составит 1000 снарядов.
На оригинальном Тандерболте стоит пушка GAU-8/A. А GAU-13/А является дальнейшим развитием этой артиллерийской системы.
На внешней подвеске самолёта можно будет разместить до 3600 кг (8000 фунтов). Всего для подвески различных систем вооружения предусмотрено 8 точек подвески.
Номенклатура таких боеприпасов будет самой широкой. Их полный список лучше всего можно рассмотреть на инфографике ниже.
Конструкция
Штурмовик Мачетте имеет структуру полумонокок. Внешняя многослойная обшивка самолёта сделана из пенометалла. При этом шпангоуты, переборки, лонжероны и нервюры выполнены из высокопрочных лёгких титановых и алюминиево-литиевых сплавов. Использование метода лазерной сварки или сварки трением с перемешиванием (FSW) позволит свести количество заклёпок в конструкции до минимума.
Что касается распределения материалов по массе в самолёте, то примерно 95,6% SM-27 будет состоять из металлов, 0,2% — из композита и 5,1% — из поликарбоната и других материалов. Из общей конструкции 24,1% будет алюминиево-литиевой, а 14,9% будет состоять из алюминиево-литиевой пены. 54,2% самолетов будут изготовлены из титана, при этом 2,5% массы самолета будет состоять из вспененного титана.
Конструкция СМ-27 рассчитана на срок службы 15 000 часов при ежегодном налёте в 350 летных часов. Таким образом получается, что общий срок службы корпуса самолёте составит 43 года. Философия проектирования делает упор на применение принципов отказоустойчивого проектирования с двойным резервированием силовых систем. Материалы, используемые в самолете, являются максимальную коррозионно-стойкими во всех условиях окружающей среды. Самолет рассчитан на максимальную предельную перегрузку в +7,5 g и -3,75 g при максимальном взлетном весе (MTOW) 30 000 фунтов (13608 кг).
Крылья штурмовика выполнены удлинёнными, низкорасположенными и свободнонесущими. Стреловидность передней кромки крыла составляет 5°, стреловидность задней кромки -5°. Размах крыла, без учета законцовок, составляет 51 футов (15,5 м). Общий размах крыла составляет 53 фута (16,15 м). Базовая площадь крыла составляет 312,35 квадратных футов (95,2 м²).
Что касается топливной системы, то она состоит из 8-и топливных баков. При этом 4 бака расположены внутри фюзеляжа самолёта, а 4 – являются подвесными. Вместимость внутренних баков составляет 769 галлонов (3496 литров). Внешние баки могут вместить 775 галлонов (3523 л). Таким образом всего в штурмовик можно будет заправить чуть больше 7 тонн топлива. При полной заправке самолёт будет иметь диапазон действия в 3 500 км.
Что касается защищённости, то как таковой брони самолёт не имеет. Однако инженеры считают, что сам материал, из которого сделан самолёт, а именно пенометалл, является в некоторой степени бронёй, так как является материалом повышенной прочности.
Некоторые технические характеристики:
- Мощность двигателя – 4000 л. с.,
- Максимальная скорость – 750 км/час,
- Дальность полёта – 3 500 км,
- Боевая нагрузка – 4 000 кг,
Вооружение;
- Пушка – 1х30 мм GAU-13
- Ракетно-бомбовое вооружение – 8 точек подвески.
Галерея самолёта Stavatti SM-27 Machete:
Альтернатива
Самолёт ещё ни разу не поднимался в воздух. Но как не странно по нему уже существует небольшая АИ созданная в недрах самой компании Ставатти. Правда сами американцы это альтернативой не считают, а считают будущем данного самолёта.
Так вот, в Ставатти рассматривают свой самолёт в качестве ударного штурмовика для ВВС Украины. Даже есть соответствующие изображения на сайте компании:
Насколько я понимаю, в Ставатти надеются, что после окончания Украинского кризиса, ВВС Украины закупить самолёты SM-27 в качестве штурмовиков. Ведь старых добрых Су-25 уже практически нет и взять их будет не откуда. Остаётся только Украине уцелеть. Хотя у Ставатти наверняка будут конкуренты, хоть те же бразильцы Эмбраера. Так что сохранится Украине будет мало. Нужно ещё самим американцам хотя бы начать испытания своей машины и доказать потенциальным клиентам, хоть с Украины, хоть ещё откуда, что характеристики соответствуют заявленным.
Источники:
http://www.stavatti.com/aircrafts/sm-27-machete/#Overviewd228-efd2