Каким станет европейский конкурент Су-57. Самолёт программы FCAS

9

Сегодня боевые самолёты сражаются в основном не в воздушных боях, а на рынке вооружений за кошельки военных ведомств развивающихся стран. В этой войне у России появился серьёзный аргумент – Су-57.

Каким станет европейский конкурент Су-57. Самолёт программы FCAS

Истребители пятого поколения являются достаточно дорогой игрушкой и мало кому они по карману. Однако сам наличия такого самолёта подчёркивает технологический уровень производителя и помогает ему продавать другие модели попроще.

Сегодня серийные истребители пятого поколения имеют только три страны США, Россия и Китай. И машины именно этих стран пользуются наибольшей популярностью на мировых рынках. Другие развитые страны, что бы не отстать, так же ввязываются в авиагонку истребителей пятого поколения.

Совсем недавно о решимости создать такой самолёт заявила Британия. Более того она уже достаточно далеко продвинулась в этом направлении представив свой Tempest. Правда до первого полёта самолёту ещё далеко, но полноразмерный макет смогла оценить публика и потенциальные заказчики.

Континентальная Европа, так же решила не отставать и подготовила свой проект, носящий пока название FCAS, что расшифровывается как Future Combat Air System. И этот самолёт поподробней.

Каким станет европейский конкурент Су-57. Самолёт программы FCAS

Содержание:

Концепция

Свой самолёт европейцы часто называют истребителем не пятого а шестого поколения. Но это маркетинговый ход не более. Но такое название они обосновывают тем что они разрабатывают не отдельную машину, а целую боевую систему в которую будут входить:

  • Собственно истребитель нового поколения NGF (New Generation Fighter).
  • Беспилотные летательные аппараты (которые, возможно, будут выступать в качестве ведомых).
  • Спутниковая группировка.
  • Новые авиационные средства поражения.
  • Новые методы контроля и управления.

Пока всё это, как говорится, вилами по воде. Конкретные планы могут еще не раз измениться до момента предполагаемого ввода NGF в строй примерно в конце 2030 годов.

Пока в создание самолета ввязались три активных участника: Франция, Германия и относительно недавно присоединившаяся к ним Испания. Ведущую роль играет французская компания Dassault Aviation, а кроме нее ответственность лежит и на инженерах общеевропейской Airbus Defence and Space.

Каким станет европейский конкурент Су-57. Самолёт программы FCAS

Пока известно, что новый истребитель должен будет сменить Dassault Rafale и Eurofighter Typhoon. Как в военно-воздушных силах стран Евросоюза, так и конкретно в ВМС Франции. Это важное уточнение, так как в свое время споры относительно концепции истребителя рассорили Великобританию, Германию и Францию, так что последняя пошла своим путем, построив вышеупомянутый Rafale, который, как известно, получил и палубный вариант.

Что уже сделано

Пока готов только полноразмерный макет нового самолета, причём его детализация на много ниже чем у английского конкурента. Показанный же Dassault Aviation макет больше всего напоминает один из «самолетов» кружка юных авиамоделистов.Не совсем понятно, к чему экономия в столь серьезном вопросе.

Что ещё понятно, так это то что даже с обликом будущего самолёта разработчика до конца не определились. Он меняется не по дням, а по часам. Речь идет про эволюцию понимания европейского истребителя, которая, кстати, может предопределить развитие всей боевой авиации мира, как это было с первенцем пятого поколения в лице F-22.

Макет истребителя NGF

Макет истребителя NGF

Показанный макет сильно отличается от концепта «еврошестерки», показанной в 2017 году Airbus и, что еще более важно — от самолета, продемонстрированного Dassault Aviation в 2018-м. Если аэродинамическая компоновка последнего походила на схему американского концепта истребителя шестого поколения F/A-XX, то в случае с новым макетом прослеживается связь с YF-23.

Опытный американский истребитель YF-23

Опытный американский истребитель YF-23

Он, напомним, получил интегральную аэродинамическую схему с ромбовидным в плане среднерасположенным крылом со срезанными законцовками и V-образным оперением. Если же обратить внимание на форму воздухозаборников, то прослеживается очень четкая связь с F-35 и китайскими J-20 и J-31.

Китайский истребитель J-20

Китайский истребитель J-20

Эти решения призваны максимально снизить такой ключевой для современного истребителя показатель как фронтальная (и не только) эффективная площадь рассеяния (ЭПР). То есть, грубо, говоря, сделать самолет максимально малозаметным при сохранении высоких летно-технических качеств.

Каким станет европейский конкурент Су-57. Самолёт программы FCAS

Также можно с большой уверенностью говорить, что машина получит два двигателя и будет иметь пилотируемый и беспилотный варианты. Это роднит ее с другими концептами истребителей шестого поколения. На сегодня уже известно, что французская компания Safran и немецкая MTU совместно разработают двигатель нового истребителя.

Резюме и послесловие

Впервые макет европейского истребителя пятого поколения был представлен на выставке в Ле Бурже в этом, 2019 году. Не смотря на, скажем так, сырой вид макета его презентовал сам генеральный директор Dassault Aviation Эрик Трапье. На презентации он сказал:

«Прогресс, достигнутый нами в программе FCAS за последние месяцы, примечателен. Он сформирует самую важную военно-воздушную программу в Европе на ближайшие десятилетия и станет решительным шагом в построении суверенитета Европы»

Каким станет европейский конкурент Су-57. Самолёт программы FCAS

В целом, пока что участь программы видится безоблачной. В этой связи можно вспомнить Постоянное структурированное сотрудничество по вопросам безопасности и обороны (PESCO), подписанное 23-мя странами ЕС еще в 2017 году, а также общие усилия правящих кругов Франции и Германии по созданию объединенной армии Евросоюза. Никто не говорит, что NATO уже завтра станет не нужным для Европы инструментом, но остановить локомотив объединения становится все более тяжело, даже несмотря на локальные успехи ультраправых на минувших выборах.

По материалам – https://topwar.ru/159174-shesterka-evropy-chto-i-zachem-pokazali-na-le-burzhe.html

boroda
Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account