18

Об этом самолёте уже упоминалось в обзорной статье по истребителям Сухого периода Второй Мировой. Здесь более подробная информация.

В конце 30-х Сухой работал над истребителем под двигатель М-120. Когда стало ясно, что этот мотор не пойдёт в серию, конструктор вынужден был перестраиваться и готовить новый проект, теперь уже под перспективный двигатель М-90 (именно с этим силовым агрегатом проектировался знаменитый И-185).

Для начала несколько слов об этом моторе.

Данный силовой агрегат был спроектирован в рекордные сроки, в период с 15 мая по 15 августа 1939 года. Уже 29 ноября 1939 года первый М-90 вышел на испытания. Разработка двигателя М-90 была выполнена группой конструкторов под руководством А. М. Анашкина, Г. П. Водолажского и А. В. Выгодина. Затем к ним подключился В. Г. Федичев, именно он стал ведущим конструктором по М-90.

18-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения М-90, с заявленной мощностью 1600 л.с., должен был открыть дорогу новому поколению авиадвигателей, однако, как любое принципиально новое изделие, требовал длительной экспериментальной отработки. Работа шла планомерно до 22 июня 1941 года. В это страшное утро страна вступила в войну с Германией. В июле М-90 был поставлен на Госиспытания, но в то время г. Запорожье уже подвергался бомбардировкам, и его доводка оказалась затруднена.

В апреле 1940 года П. О. Сухой обратился с просьбой о поставке для опытного отдела завода №135 двух двигателей М-90 с удлиненным носком. Лишние 300-400 мм требовались для установки капота повышенной обтекаемости. Этот мотор планировалось установить на опытный истребитель, эскизный проект которого был готов к июлю 1940-го года.

Схема опытного истребителя Сухого с мотором М-90 (реконструкция)

Схема опытного истребителя Сухого с мотором М-90 (реконструкция)

По своей схеме, конструкции и технологии самолет был аналогом истребителя И-185, фюзеляж – деревянный, крыло – цельнометаллическое. Главным отличием стал двигатель М-90 с двумя турбокомпрессорами ТК-1 и закрытый сильно вытянутым и заостренным капотом. Турбокомпрес­соры планировалось устанавливать за спиной летчика по бортам фюзеляжа, что позволяло избегать ослепления летчика выхлопом при ночных полетах.

Компоновочная схема опытного истребителя Сухого с мотором М-90 (реконструкция)

Компоновочная схема опытного истребителя Сухого с мотором М-90 (реконструкция)

Протектированный бензобак на 300 кг топлива помещался под сиденьем летчика. Для повышения боевой живучести бак заполнялся выхлопными газами. Для увеличения дальности действия истре­бителя предусматривалась подвеска дополнительного бака на 200 кг топлива.

Расчетные ЛТХ истребителя с М-90. В скобках указаны данные, ожидаемые по расчетам специалистов НИИ ВВС:

Вооружение самолета состояло из четырех синхронных пулеметов ШКАС, помещенных в центро­плане, и двух таких же в крыле. Суммарный боезапас составлял 3000 патронов. Для защиты летчика устанавливалась бронеспинка из цементированной стали толщиной 8,65 мм, верхняя часть которой заменялась прозрачной броней.

Самолет предназначался для ведения активного воздушного боя, а также для выполнения задач по взаимодействию с наземными войсками. Но ввиду того, что подобный самолет И-185 М-90 уже был построен, а истребитель Сухого не имел выдающихся скоростных характеристик, НИИ ВВС посчитал его строительство нецелесообразным.


Источник: Журнал «Авиация и космонавтика» от 2010 года №08

Подписаться
Уведомить о
guest

8 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account