Именно так — первый послевоенный германский танк «Леопард» мог бы быть колесно-гусеничным, иметь автомат заряжания, вынесенное вооружение из 105-мм и 20-мм пушек и четыре двигателя в сочетании с оригинальной компоновкой. Однако в конечном счете победил рационализм и в 1960-х годах Бундесвер получил танк «Леонпард» с классической компоновкой.
Первым послевоенным немецким танком собственной разработки стал «Леопард» или, как он изначально обозначался, «стандартный танк» (Standardpanzer). Его созданием по заданию Бундесвера с 1957 года занимались три рабочие группы в Германии и одна во Франции. «Рабочая группа А» была сформирована из инженеров компаний «Porsche», «Jung», «Luther & Jordan Werke» и «Krupp MaK», «рабочая группа В» – из «Ingenieurbiiro Warneke Rheinstahl», «Hanomag» и «Henschel», а в «рабочую группу С» вошли специалисты компании «Carl F.W. Borgward». Во Франции работы вела компания «Atelier de Construction Moulineaux AMX Satory».
Большинство из инженеров немецких групп «А» и «В» имели большой опыт создания бронетанковой техники и вооружения во время Второй Мировой войны, а потому в основу своих разработок нового танка ими была положена классическая компоновка. Уже весной 1962 года завершились испытания первых опытных образцов, из которых впоследствии и «вырос» танк «Леопард», ставший основой бронетанковых войск Бундесвера до появления «Леопарда-2».
А вот концепция проекта танка разработки «рабочей группы С» была очень оригинальной и даже фантастической для того времени. Танк, получивший название «Panzer Typ RRV EP1-15/6», разрабатывался как один из элементов системы боевых машин, в состав которой входили также бронетранспортеры и колесные бронированные машины. Все они, по замыслу конструкторов, должны были быть максимально унифицированы по узлам и системам.
И шасси и комплекс вооружения проекта были совершенно необычными и достаточно инновационными. Так, ходовая часть танка предусматривалась колесно-гусеничной. Четыре из пяти сдвоенных опорных катков с пуленепробиваемыми шинами с каждого борта машины были ведущими, три из них являлись управляемыми при движении без гусениц. В этом случае гусеницы укладывались на надгусеничные полки. При движении на гусеничном ходу крутящий момент на гусеницы передавался ведущими колесами, расположенными в кормовой часта машины, а также ведущими опорными катками за счет трения.
Подвеска – гидродинамическая с большим динамическим ходом опорного катка, обеспечивающая высокую скорость машины при движении по пересеченной местности. Подвеска позволяла изменять клиренс танка от максимальной высоты до опускания днища корпуса на грунт. Регулировка клиренса должна была осуществляться с места механика-водителя.
В составе силовой установки, расположенной в носовой части корпуса, предполагалось иметь четыре (!) оппозитных многотопливных шестицилиндровых двигателя 6М 12 VB жидкостного охлаждения (рабочий объем 12 литров), развивающих суммарную мощность 1500 л.с. Каждая пара двигателей должна была приводить в движение по одной гусенице, передавая крутящий момент через трансмиссию на четыре ведущих опорных катка и ведущее колесо. При движении на гусеницах управляемые опорные катки не поворачивались.
Система управления – бесступенчатая, гидростатическая. Трансмиссия полностью синхронизированная, восьмиступенчатая, с электрогидроуправлением переключения передач. Это позволяло машине развивать скорость в диапазоне от 3 до 120 км/ч при движении на колесном ходу и от 3 до 80 км/ч – на гусеничном. Крутящий момент на ведущие опорные катки и ведущие колеса должен был передаваться через два приводных вала, расположенные вдоль бортов корпуса. Тормоза – дисковые с жидкостным охлаждением.
Два дополнительных дизельных двигателя «Boxer» (рабочий объем 4,5 л) мощностью по 300 л.с. каждый были предназначены для обеспечения работы системы охлаждения, электрических генераторов и гидронасосов. Топливные баки планировалось выполнять из резинотканевого материала.
Экипаж танка должен был состоять из трех человек – командира, наводчика и механика-водителя. Их предполагалось разместить в хорошо защищенной стабилизированной вращающейся башне. Сиденья экипажа располагались в один ряд позади боевого отделения, у каждого в крыше имелся свой люк и перископические приборы наблюдения. Высокая защищенность экипажа обеспечивалась за счет компоновки — вся передняя часть корпуса отводилась под двигатели и механизированную боеукладку, корма – под агрегаты трансмиссии.
В состав комплекса вооружения планировалось включить 105-мм танковую пушку и 20-мм автоматическую пушку, установленные в едином блоке, размещенном на двух опорах и шаровой установке, с двумя приводами от гидроцилиндров. Углы вертикального наведения – от -5 до +20 град. Вынесенный блок вооружения защищался бронекожухом.
Благодаря работе стабилизатора, башня должна была сохранять свое положение независимо от корпуса машины даже при движении по сложному рельефу местности. Оружие жестко закреплялось во вращающейся башне. Пушке необходимо было работать совместно с автоматом заряжания, который обеспечивал заряжание трех различных типов боеприпасов – кумулятивных, бронебойных подкалиберных и осколочно-фугасных. Последние располагались в механизированной боеукладке по кругу вертикально в два ряда под небольшим углом к центру. За счет работы стабилизатора наводчик свободно наблюдал за полем боя и целями при движении танка по пересеченной местности.
Из-за того, что концептуальная разработка специалистов компании «Carl F.W. Borgward» значительно обгоняла существующие на то время технологии, до воплощения в металле дело так и не дошло, хотя в конце 1959 г. Министерство обороны ФРГ и заказало экспериментальную машину в качестве испытательного стенда для различных компонентов проекта. Основными двумя причинами неудачи были: финансовый крах компании-разработчика, из-за чего проект в 1961 г. был свернут, а также то, что для испытаний и реализации настолько инновационного проекта требовалось немало времени, которым не располагало Министерство обороны Германии, стремившегося как можно быстрее построить свой собственный серийный танк.
Источник — http://otvaga2004.ru/tanki/istoriya-sozdaniya/germanskij-tank-leopard-mog-by-byt/