Ил-90. Будущее или несбывшаяся мечта
Поскольку у нас на сайте наметился некоторый повышенный интерес к гражданской авиации решил продолжить эту тему и в продолжение поста, посвящённого авиалайнеру от корпорации «Сухой», КР-860 «Крылья России», рассказать о другом проекте, по наводке коллеги Валентина Комаровского.
Данные проект был сделан несколько раньше упомянутой выше машины и относится к концу 80-х годов. Сделали его, пожалуй, лучшие специалисты в области больших самолётов из КБ Ильюшина.
В конце, 80-х годов, советская авиация чувствовала себя более чем уверенно. Треть всех пассажирских самолётов в мире были советскими, а линейка авиалайнеров закрывала все существующие ниши. Естественно, советские авиаконструкторы думали и о будущем и уже готовили проекты самолётов которые должны были заменить машины 80-х годов.
Так КБ Ильюшина начал работу над очень амбициозным проектом, получившим рабочее название Ил-90. После его реализации, эта машина должна была сразу заменить, и заслуженный Ил-62, и более свежий Ил-86. Так же планировалась грузовая и военная версии. Грузовая версия должна была иметь возможность перевозить груз до 20 тонн, в для военный планировалось сделать специализированный самолёт ВДВ, заточенный исключительно на десантирование парашютистов.
Из характеристик, самолёт должен был иметь дальность не менее 9000 км и крейсерскую скорость 850 км/час. Базовая, пассажирская версия рассчитывалась под перевозку до 220 пассажиров. В качестве силовой установки на самолёте планировалось использовать пару двигателей НК-86. Эти же моторы использовались на Ил-86.
На ранней стадии эскизный проект постоянно изменялся. Размеры фюзеляжа постоянно варьировались. Салон, то проектировали одним проходом, то с двумя, Количество кресел в ряду так же изменяли, были проекты с тремя и четырьмя рядами.
Фюзеляж самолёта проектировался из расчёта широкого использования композитных материалов, которые тогда только начали появляться и внедряться в авиаиндустрии. Так же планировалось машину унифицировать с разрабатываемым в это же время Як-242, тот который сегодня МС-21.
Конструкторы предлагали разнообразные варианты компоновок самолета — с узким или широким фюзеляжем, с двумя или даже с тремя двигателями. В общем, Ил-90 должен был стать конкурентом европейским Airbus A330-200, A350XWB-800 и американскому Boeing 787.
Как уже упоминалось выше, также рассматривалась возможность использования Ил-90 в военных целях вместе с Ил-76, для нужд Воздушно-Десантных Войск.
Однако к концу 80-х годов цены на нефть значительно упали, что привело к сокращению поступлений в бюджет СССР, и проект Ил-90 пришлось заморозить. Позже произошел развал Советского Союза, и об Ил-90 забыли, хотя он мог бы стать серьезным конкурентом для западных аналогов.
В 2014 году заместитель командующего Воздушно-Десантными Войсками по материально-техническому обеспечению, полковник Нариман Тимергазин, в эфире радиостанции «Эхо Москвы» сообщил, что российские конструкторы разрабатывают военно-транспортный самолет Ил-90 для замены Ил-76 в ВДВ. Кстати, в СССР также рассматривалось использование специальной модификации для ВДВ. Однако, вероятнее всего, полковник просто перепутал и имел в виду Ил-76МД-90А.
Больше информации о самолете Ил-90 не появилось. Но все может измениться и данный проект вполне могут реанимировать, учитывая возрождения Российской гражданской авиации. Тогда Ил-90 станет третьим самолетом Новой России после SSJ-100 и МС-21. Однако это лишь предположение из области альтернативной истории будущего.