Как сделать из старого корабля новый или коренная модернизация будущего линкора «Новороссийск»
На фото линейный корабль «Новороссийск», бывший итальянский «Джулио Чезаре», переданный Советскому Союзу в 1949 году в счет послевоенных репараций. Линкор нам достался, мягко говоря, не новый — на момент передачи корабль прослужил уже 35 лет. Уже к началу второй мировой корабль не представлял бы большой ценности, если бы не коренная модернизация, проведенная в 30 годы, до неузнаваемости изменившая облик линкора. Знаменитый британский адмирал Каннингхэм назвал это «блестящим примером модернизации старых кораблей». При этом английские морские специалисты отмечали что средств, потраченных итальянцами на модернизацию 4 старых линкоров этого типа, вполне хватило бы на постройку 2 новых. Так что же у них получилось?
«Джулио Цезаре» был головным кораблем в серии из 5 линкоров, построенных в период с 1910 по 1916 гг. и ставших ядром итальянского флота на два десятилетия. Корабли получились не слишком удачными. Бурное развитие военно-морских вооружений привело к тому, что к началу первой мировой войны бронирование кораблей и противоторпедная защита уже не отвечали современным требованиям. Даже скорость — традиционный козырь итальянской кораблестроительной школы — была ниже, чем у новейших дредноутов других стран. Корабли строились двумя сериями. Два последних («Кайло Дуллио» и «Андреа Дориа») отличались от остальных более низко расположенной для лучшей устойчивости средней башней главного калибра, увеличенным противоминным калибром (вместо 18 120-мм поставили 16 152-мм) и несколько увеличенным запасом топлива. К добру или к худу, но итальянские линкоры в первую мировую так по врагу ни разу и не выстрелили, что, впрочем, не уберегло итальянский флот от потерь — в 1916 году из-за внутреннего взрыва погиб «Леонардо да Винчи». В 20-е годы корабли проходили небольшие модернизации: менялись системы управления огнем, появился гидросамолет и первые зенитки.
Тактико-технические характеристики линейного корабля «Джулио Чезаре» на момент вступления в строй в 1914 году:
Длина 176 метра
Ширина 28 метров
Осадка 9,4 метра
Водоизмещение 24800 тонн
Скорость 22 узла
Дальность плавания на 10 узлах — 4800 морских миль (8890 км)
Вооружение: 13 х 305 мм орудий главного калибра (3х3 и 2х2), 18 120-мм орудий, 14 76-мм орудий, 3 торпедных аппарата.
Бронирование: главный пояс (оконечности) -250-170 (130-80) мм, верхний пояс 130 мм, каземат 110 мм, боевая рубка 280 мм, нижняя палуба/скос 12+12/20+20 мм, главная палуба 18+13 мм, крыша каземата 30+14 мм, башни (лоб — борт — крыша) 280 -240 — 85 мм, барбеты 240-130 мм.
Экипаж: 1000 человек
К началу 30-х годов в составе итальянского флота числилось 4 дредноута типа «Джулио Цезаре»: «Кайло Дуилио» и «Андреа Дориа» — в действующем составе, а «Конте ди Кавур» и сам «Джулио Чезаре» стояли в резерве. И вот, в Германии начинают строительство карманных линкоров типа «Дойчланд». В ответ французы строят «Страсбург» и «Дюнкерк» — 30 узлов хода и 8 330-мм орудий. Появление новых французских кораблей, пусть и построенных против германского флота, смещало баланс сил на Средиземном море. Разработка проекта и постройка новых кораблей заняла бы 6-7 лет, поэтому решено было модернизировать стоявшие в резерве дредноуты.
К весне 1933 года проект был готов. Объем работ был просто беспрецедентным — замене подлежало около 60% первоначальных конструкций. Кораблям предстояло удлинить корпус, установить новую систему противоторпедной защиты (что требовало много места в корпусе), полностью поменять вооружение, усилить палубное бронирование, заменить главные и вспомогательные механизмы. Средняя башня демонтировалась, а на её месте разместили новую силовую установку, рассчитанную на 27-узловый ход. Корабль полностью переходил на нефтяное отопление, благодаря чему в 1,5 раза выросла дальность плавания.
Так как замена орудий ГК на более крупнокалиберные не представлялась возможной, было решено увеличить калибр уже имеющихся пушек с 305 до 320 мм. В ходе работ из орудий извлекалась внутренняя труба калибром 305-мм, удалялась часть проволочной намотки, а затем в расширенный канал вставляли трубу уже в 320-мм. Следствием такой операции стало введение ограничений по пороховым зарядам, из-за чего снизилась начальная скорость снаряда. Переделке подверглись и башни ГК. Угол возвышения орудий был увеличен до 27 градусов, а гидравлические приводы заменены на электрические. Вспомогательный калибр теперь был представлен 12 120-мм орудиями в 6 двухорудийных башнях. Зенитная артиллерия была представлена 4 двухорудийными установками калибра 100-мм и 6 спаренными 37-мм автоматами.
Главная энергетическая установка теперь была представлена 8 котлами Ярроу (вместо старых 24) и 2 трубозубчатами агрегатами. Если раньше 31000 л.с. распределялась на 4 вала, то теперь внешние валы исчезли, а на 2 оставшихся приходилось 75000 л.с., которые могли бы обеспечить 27-узловый ход. Но для достижения нужной скорости корпус нужно было удлинить. Чтобы не нарушать его прочность новую носовую оконечность надевали на прямо на старую. Старый форштевень оказался как бы вмурован в новый корпус. Длина корабля выросла до 186 метров. Увеличение длины корпуса, а также новая, более компактная, силовая установка позволили добавить 3200 тонн брони, и оборудовать современную противоторпедную защиту системы Умберто Пульезе.
БЫЛО
Заменить бортовую броню, конструктивно входившую в структуру корпуса, было невозможным. Зато между нижней и главной палубой появилась внутренняя цитадель, охватывавшая механизмы и барбеты башен ГК. Толщина ее стен — 70 мм. крыши — 80 мм над механизмами, 100 мм — над погребами. Из-за утяжеления всех башенных механизмов, а также установки в башнях новых дальномеров и усиления бронирования крыш до 140 мм, пришлось уменьшить толщину лобовых плит до 240 мм. Возвышенные башни лишились тыловой бронированной стенки. Башни 120-мм орудий имели 85-мм броню.
Что касается противоторпедной защиты, то она представляла собой в конструкцию виде двух концентрических труб. Внутренняя была пустой, внешняя от борта стороне представляла собой 40-мм полукруглую броневую переборку. Энергию подводного взрыва воспринимал внутренний пустой цилиндр, который разрушался под давлением жидкости, возникшей от взрыва и заполнялся водой, ослабляя удар на остальные части корабля. Главным достоинством этой системы была возможность «вписать» её корпус, без добавления противоторпедных булей, что снизило бы скорость.
СТАЛО
Тактико-технические характеристики линейного корабля «Джулио Чезаре» на момент возвращения в строй в 1937 году:
Длина 186 метров
Ширина 28,6 метров
Осадка 10,4 метра
Водоизмещение 29032 тонны
Скорость 27 узлов (при форсировании — 28)
Дальность плавания на 13 узлах — 6400 морских миль (11800 км)
Вооружение: 10 х 320 мм орудий главного калибра (2х3 и 2х2), 12 120-мм орудий (6х2) , 8 100-мм зенитных орудий (4х2), 6 сдвоенных 37-мм зенитных автомата
Бронирование: главный пояс -250-170 мм, верхний пояс 130 мм, главная палуба 80-100 мм, верхняя палуб 18+24 мм, башни (лоб — борт — крыша) 240 -220 — 140 мм, барбеты 240+50 мм, боевая рубка 260 мм, башни СК 85 мм, противоторпедная переборка 40 мм.
Экипаж: 1236 человек
В 1937 году, когда работы на линкорах подходили к концу, обстановка в мире быстро накалялась, поэтому было принято решение модернизировать по немного измененному проекту 2 оставшихся линкора. Изменения заключались в основном в усилении противоминной и зенитной артиллерии. На «Кайло Дуилио» и «Андреа Дориа» установили 4 трехорудийные башни с новыми пушками калибра 135 мм. Зенитная артиллерия была представлена 10 90-мм зенитками в одноорудийных установках. Корабли вернулись в строй в 1940 году.
Подведем итог. Популярный английский историк Питер Ч. Смит отмечал, что модернизированные итальянские линкоры были быстроходнее, чем их модернизированные британские ровесники, которые составляли ядро линейных сил Британии на Средиземном море. И хотя их главный калибр был меньше (320-мм против 381-мм у англичан), орудия благодаря большому углу возвышения могли бить на 150 кабельтовых. Положим, если в боевом столкновении с модернизированным «Уорспайтом» с его 8 381-мм орудиями, бьющими на 158 кабельтовых итальянцев могла спасти только низкая 23-узловая скорость «Боевой ярости», то при встрече с линкорами типа R (дальность стрельбы — 115 кабельтовых, скорость — 20 узлов) были варианты. Так что можно констатировать, что итальянские инженеры сделали большое дело и не их вина, что моряки в Италии не были столь талантливы как они.