«Как не надо делать самолеты»(с) — 5, или винглетов Вам не хватает?
Довольно часто, когда видят наши последние пассажирские самолеты – «Суперджет» или МС-21, возникает вопрос:
«А где винглеты? Почему у всех нормальных самолетов винглеты, а у наших нет?
Без трансвеститов не модно…»
Винглеты? Мы их использовали пару тысяч лет назад… Да, дальность полета увеличивается, но снижается скороподъемность, маневренность, стоимость изготовления растет… Отказались…
Что такое винглеты и с чем это едят, очень популярно объяснял своим студентам Сергей Михайлович Егер. Он поднимал вверх две руки:
«Вот перед вами «крылышки Уиткомба». Что мы имеем? Уменьшение перетекания воздуха с нижней поверхности на верхнюю, снижение концевого вихря и, соответственно, индуктивного сопротивления.
— А теперь опускаем винглеты вдоль размаха, — Егер опускал руки горизонтально. — Что получаем? Увеличение подъемной силы крыла. Такое крыло несет больше и за счет большего удлинения опять же стало более экономичным! Что, лучше стало? Вот поэтому пока «на Туполеве» за проектирования самолетов отвечал я, на машинах «Ту» винглетов не было.
— Бывает, правда, когда по каким-либо причинам надо снизить интенсивность концевого вихря [сейчас это обычно требуют в аэропортах с интенсивным трафиком, чтобы уменьшить интервал между заходящими на посадку самолетами], тогда гораздо выгоднее загнуть законцовки вниз. Но… но при посадке в случае крена при боковом ветре их снесет. Так что лучше всего разбить концевой вихрь на два – вверх и вниз».
Вчерась А350 «винглетом» въехал в «три топора» Боинга
Шарклет — последняя мода
Да, лекции Егера слушал Погосян, так что отсутствие винглетов на «Суперджете» — явно не случайно.
Активные пользователи «винглетов» стали о чем-то догадываться, и вот сначала «Боинг», а потом «Эмбраер» поступили так, как предлагал Егер: они просто опустили винглеты горизонтально. И обозвали это «гребневой законцовкой»…
«Эмбраер» старого поколения (вверху) и нового — Е-2
PS. Да, принцип «кто нам мешает, тот нам поможет» в авиации используется давно. Вот и «Эрбас» решил, а не использовать ли концевой вихрь для чего-нибудь полезного? И решил провести испытания на полет самолетов строем на дистанции несколько сот метров друг за другом. Оказалось, что «поймав» концевой вихрь впереди летящего самолета под свое крыло, можно запросто экономить 3% топлива. Вот только вряд ли даже лоукостеры согласятся лететь на самолете в условиях постоянной болтанки…
Составлено из рассказов В. Бакурского и Ю Кузьмина
Ну, вы поняли 🙂