Ка-52К «Катран» отменяется. Взамен ВС РФ получит куда более серьёзный вертолёт

7

Несколько лет назад в нашей стране активно велась разработка морской версии знаменитого Ка-52 «Аллигатор» — отличий от базовой было так много, что новинке предрекали роль одного из самых продвинутых ударных вертолётов в мире. Однако в какой-то момент все новости по разработке прекратились, даже не смотря на имеющийся контракт, и сразу встал вопрос – где «Катран»? Наши перспективные вертолётоносцы, да и не только, остались без новой винтокрылой машины? На самом деле нет и сейчас расскажем почему.

В кадре Ка-52К "Катран" во время Сирийской кампании 2016 года. На тот момент машина была полностью готова, но её история официально завершилась в четырьмя годами позже.

В кадре Ка-52К «Катран» во время Сирийской кампании 2016 года. На тот момент машина была полностью готова, но её история официально завершилась в четырьмя годами позже.

Разработка «Катрана» никогда не являлась чем-то неожиданным, а скорее закономерным шагом – велась она в начале «десятых» годов, а полноценное развёртывание новинки ожидали с приходом «Мистралей» французской постройки. Всего Минобороны заказало 32 машины, по 16 на каждый вертолётоносец. Но, как мы знаем, новый УДК к нам так и не доплыл, хотя разработка перспективного морского вертолёта продолжилась – в 2015 году был совершён первый полёт, а в 2016 состоялось его участие в Сирийском походе. Тогда «Катран» был включён в группу «Кузнецова» и даже выполнял какие-то боевые задачи, по результатам которой в целом был признан годной машиной. Ну а затем пошло забвение – никаких особо ярких новостей по «Катрану» не было, лишь разговоры на тему продвинутого РЛК, хотя причина довольно ясна – зачем нужен морской ударный вертолёт, если нет под него носителя? Никому, кроме УДК такие специфические машины не нужны по понятным причинам. Но что действительно интересно, так это отсутствие интереса у ВМФ к новинке даже после закладки уже наших собственных десантных вертолётоносцев, хотя для модернизированных БДК проекта 11711 что-то организовать хотели. Масла в огонь подлили новости о желании разместить на борту корабля беспилотники, что по мнению некоторых экспертов заранее ставит крест на «Катране». Но так ли это на самом деле? Собрав всю доступную информацию можно с уверенностью сказать, что вместо Ка-52К будет совершенно иная машина.

Тоже Ка-52К, но уже во время испытаний на борту фрегата проекта 22350 "Адмирал Горшков". Впрочем, целесообразность такой связки остаётся под большим вопросом и связана лишь с испытаниями.

Тоже Ка-52К, но уже во время испытаний на борту фрегата проекта 22350 «Адмирал Горшков». Впрочем, целесообразность такой связки остаётся под большим вопросом и связана лишь с испытаниями.

И это обновлённый Ка-52М. Почему так? Как оказалось, М-версия вобрала в себя все без исключения нюансы, которые делают из «Катрана» именно морской вариант. Перво-наперво, модернизированный «Аллигатор» зачем-то получил складные лопасти. Да, плюсов у этого решения достаточно, например, компактность при хранении в закрытых ангарах, удобство транспортировки и так далее. Но одновременно с этим усложнение и удорожание конструкции – зачем это нужно, как не для корабельного базирования? Про защиту от коррозии и говорить нечего — корпус полностью переработан, включая определённые недостатки, связанные с пушкой. Вторым нюансом является то, чего «Катран» был лишён в угоду хоть где-то сэкономить. Речь про АФАР-радар, который мог совершить невероятный для вертолёта прорыв – это и удары по крупным целям, зданиям, кораблям и так далее без захода в зону действия ПВО. Но заветную РЛС он так и не получил, чем раздосадовал множество любителей авиации. Зато получил Ка-52М. Да, она немного попроще, чем изначально заявленный «Жук-А», но всё же обладает внушительными возможностями и разработана специально под вертолёты. Согласно открытым данным, цель типа «Мост» будет обнаружена с дистанции в 100 километров, а крупный надводный корабль аж со 150 – для винтокрылых это очень достойный результат, с которым пока тягаться некому. Само собой, он видит и идентифицирует все летающие объекты, будь то самолёты или вертолёты, а возможно и их боеприпасы. Но зачем такая дальность? Всё для применения нового вооружения – Ка-52М получит широкий список ракет, включая те, что применяет авиация ВКС (даже ракеты «воздух-воздух»). Ну и конечно же в его арсенале прочно закрепится Х-35, вероятно в грядущей М-версии, ведь машина-то морская, а значит и корабли противника цель номер один.

Есть ещё один нюанс – это наличие подсистемы АС-БПЛА в базовой комплектации, плюс спутниковый канал связи. То есть Ка-52М сможет взаимодействовать с «Изделием 305», многочисленными дронами по типу «Ориона» и его брата «Сириуса», а также прочим перспективным и очень умным вооружением – интеграция серьёзно упрощается и сводится к созданию специализированной АПУ, что не так сложно, как переработка самого вертолёта. Теоретически с такой штукой возможно применение исключительно беспилотной ракеты Х-МД, которая на днях вышла на испытания, что значительно раскроет потенциал машины. И это было бы логичным решением, которое сулит боеприпасу широкую серию, а значит и относительную дешевизну — само собой, армейская авиация будет применять её гораздо чаще, чем дроны. Вишенкой на торте является наличие интеграции с системой «Стрелец» — это позволит пилоту видеть на специальном экране обстановку на конкретном поле боя за десятки километров с возможностью поддержать пехоту не долетая до точки (при наличии дальнобойного вооружения, конечно же). Связь осуществляется через спутник, так что особых преград не предвидится. И последнее по списку, но не по важности, так это совершенно новая защита — модернизированный «Витебск» вкупе с композитной бронёй смогут защитить вертушку от всех существующих и перспективных ПЗРК. Это же очередной бонус в копилку универсальности «Аллигатора» под базирование на кораблях. Вообще, это довольно-таки удобный момент, который позволит более гибко регулировать авиагруппу будущих УДК, позволяя в нужный момент перебрасывать те или иные машины для реализации широчайшего спектра задач.

На данный момент контракт по новинке предварительно оценивается в более чем сотню машин, но это касается лишь новой постройки – известно, что два прототипа Ка-52М создавались из имеющихся в распоряжении армейской авиации базовых «Аллигаторов», а значит высока вероятность увидеть на вооружении более двух сотен таких модернизированных машин. Что ещё стоит отметить, так это испытания М-версии в реальных боевых условиях, но, увы, без каких-то серьёзных деталей.

Источник — https://dzen.ru/a/Yy1MccqJEz2Umzdi?&

Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account