К вопросу о перегрузке броненосцев в русско-японскую. «Mikasa».

0

К вопросу о перегрузке броненосцев в русско-японскую. «Mikasa».Уважаемые коллеги, позвольте предложить Вашему вниманию статью о перегрузке, имевшей место на броненосце «Mikasa» накануне Цусимского сражения. Статья написана в продолжение данной темы, начатой с эскадренного броненосца «Орелъ». 

Согласно рапорта английского военно-морского атташе, за два дня до Цусимского сражения вследствие эксплуатационной перегрузки пятки шестов противоминных сетей японского флагмана ушли под воду. Соответствующее наблюдение было зафиксировано капитаном Т. Джексоном в донесении от 25 мая 1905 г. в книге «THE RUSSOJAPANESE WAR. 1904-1905. Reports from naval attachés.»

К вопросу о перегрузке броненосцев в русско-японскую. «Mikasa».

К вопросу о перегрузке броненосцев в русско-японскую. «Mikasa».

Читаем текст рапорта : «This was a dull day, it being foggy at sea. The Adzuma received 200 tons of coal, stowing a good deal on the upper deck. Several other ships also coaled, some for the second time in three days. At 5 p. m. the Mikasa went up harbor. She had a large amount of coal on the upper deck, and was very deep in the water, the heels all her torpedo net booms being submerged. All destroyers and torpedo boats have a deck cargo of coal.

In the evening steam boats and launches were sent off from the shore to all ships and were hoisted in. No explanation was received, but it is supposed to be due to the possibility of the Russians attempting to reach Vladivostok by either the Tsugaru or La Perouse Straits, which will entail upon the Japanese fleet the necessity of operating at some distance from its present base.»

Перевести можно примерно так : «Это было унылый день, над морем стлался туман. «Adzuma» принял 200 тонн угля, основательно завалившего верхнюю палубу. Несколько других судов также приняли уголь, некоторые во второй раз за три дня. В 17:00 «Mikasa» вошёл в гавань. Он имел большое количество угля на верхней палубе и очень глубоко сидел в воде, так что пятки шестов противоминных сетей целиком погрузились в воду. Все истребители и миноносцы имели на палубах груз угля. Вечером паровые и моторные катера были отосланы с берега ко всем кораблям и были ими подняты. Никакого объяснения не было получено, но это, как предполагается, происходит из-за возможной попытки русских достичь Владивостока проливами Цугару или Лаперуза, что вынудит японский флот действовать на некотором отдалении от его нынешней базы.»

По проекту главный броневой пояс «Mikasa», имевшего в высоту 2,36 м., опускался под ватерлинию на 1,6 м., а верхней своей кромкой возвышаясь над ней на 0,76 м.

К вопросу о перегрузке броненосцев в русско-японскую. «Mikasa».

Благодаря информации из книги А. А. Белова «Броненосцы Японии»,

К вопросу о перегрузке броненосцев в русско-японскую. «Mikasa».

где на странице 61 приведена информация, что «диаметр каждой из двух круглых дымовых труб равнялся 4,27 м.»,

К вопросу о перегрузке броненосцев в русско-японскую. «Mikasa».

удалось выяснить, на сколько возвышались пятки шестов над ватерлинией. С помощью фотографии и данного в книге диаметра труб можно определить расстояние между ватерлинией и креплением шеста. Для этого открываем фотографию с помощью специальной программы и указываем отрезок, соответствующий ширине труб. Вводим в программу, что это расстояние на изображении равно 4,27 м. в реальности. После этого указываем отрезок между ватерлинией и шарообразной оконечностью пятки и программа, зная масштаб и мгновенно определив соотношение между двумя отрезками, выдаёт результат.

К вопросу о перегрузке броненосцев в русско-японскую. «Mikasa».

Итак, от ватерлинии до высшей точки шарообразной оконечности пятки шеста один метр девятнадцать сантиметров. Следует подчеркнуть, что диаметр основания пятки шеста, непосредственно крепящейся к борту корабля, превосходит диаметр шарообразной оконечности пятки, поэтому осадка броненосца, для того чтобы вся пятка ушла под воду, должна была быть больше, чем 1,19 м. На сколько именно, определить, ввиду отсутствия качественного фото или чертежа пятки шеста, не представляется возможным, поэтому остановимся на полученном размере, имея при этом в виду, что реально «Mikasa» сидел в воде пусть не на много, но всё же ещё глубже.

Получение данного размера делает возможным определение суммарной перегрузки броненосца. Поскольку водоизмещение на дюйм осадки у «Mikasa» составляло 63,5 т., то водоизмещение на один сантиметр составляло у него 63,5 т. /2,54 см = 25,0 т./см. Следовательно, суммарная перегрузка броненосца (строительная и эксплуатационная) составляла 119 см. х 25 т. = 2 975 т.

Как мы помним, строительная перегрузка «Mikasa» равнялась 784 т. Для сравнения, аналогичный показатель «Орла», если верить корабельному судовому инженеру В. П. Костенко, составлял 635 т. Как следствие, главный броневой пояс японского броненосца погрузился в воду на 784/25 = 31,36 см., оставив на поверхности 44,64 см. (76 — 31,36).

К вопросу о перегрузке броненосцев в русско-японскую. «Mikasa».

Эксплуатационная перегрузка, 25 мая 1905 г. составлявшая не менее 2 191 т. (2 975 т. — 784 т.), усугубила ситуацию. Главный броневой пояс ушёл в воду ещё на 87,64 см., и верхняя его кромка оказалась ниже ватерлинии на  43 см. (87,64 см. — 44,64 см.). Как мы помним, у "Орла" главный броневой пояс возвышался над ватерлинией более чем на десять сантиметров.

К вопросу о перегрузке броненосцев в русско-японскую. «Mikasa».

Одной из составляющих эксплуатационной перегрузки японского флагмана стал увеличенный во время ремонта боезапас главного и среднего калибра, с 90 до 110 и со 130 до 175 на ствол соответственно.

1) 30 снарядов х 4 орудия = 120 снарядов.

386 кг. (снаряд) + 140 кг. (заряд) = 526 кг.

526 кг. х 120 = 63 120 кг.

2) 45 снарядов х 14 орудий = 630 снарядов.

45,4 кг. (снаряд) + 8,8 кг. (заряд) = 54,2 кг.

54,2 кг. х 630 = 34 146 кг.

Итого, добавочный вес вследствие увеличения боезапаса составил 63 120 + 34 146 = 97 266 кг. Львиную долю перегрузки составлял уголь, наверняка на борт были приняты сверхнормативная вода со смазочным маслом и прочее. Впрочем, в ходе того же ремонта были демонтированы оба боевых марса с мелкокалиберной артиллерией, что несколько облегчило корабль.

Полученные данные на первый взгляд выглядят невероятными, однако, если рассматривать данный факт в контексте тогдашних событий, то действия японского командования, следствием которых стала перегрузка броненосца, выглядят вполне оправданными и разумными.

Рано утром 24 мая 1905 г. в японский МГШ поступила срочная телеграмма от военно-морского атташе из Лондона, согласно которой, со ссылкой на английское Морское министерство, на русских кораблях уголь погружен во все возможные помещения, включая каюты командиров, а сама эскадра готова к 33-х суточному переходу. Это подтверждало версию, что Вторая тихоокеанская эскадра пойдёт в обход Японии, хотя штаб Объединённого флота и продолжал в этом сомневаться.                                                                                                                                    

На следующий день на борту «Mikasa» под руководством адмирала Того было проведено совещание, и командующие эскадр и командиры Боевых отрядов получили от него запечатанные конверты, которые должны были быть вскрыты по особому распоряжению. ("Совершенно секретная история войны на море 37-38 г. г. Мэйдзи" Отдел II, Хроника военных действий. т. I, стр. 64-65)                                

 В пакетах находился приказ следующего содержания.

К вопросу о перегрузке броненосцев в русско-японскую. «Mikasa».

После военного совета адмирал Того проинформировал начальника МГШ о своих намерениях телеграфной депешей :

К вопросу о перегрузке броненосцев в русско-японскую. «Mikasa».

Вышеизложенное даёт исчерпывающий ответ на вопрос, почему за сутки до предполагаемого выхода Объединённого флота в северо-восточном направлении английский наблюдатель зафиксировал значительную перегрузку «Mikasa», и почему даже миноносцы имели на верхних палубах груз угля.

admin
Подписаться
Уведомить о
guest

108 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account