1

К морю? Убегать и отстреливаться!

 Когда-то, кто-то из уважаемых коллег (к своему стыду уже не припомню кто именно, но всё равно ещё раз респект!) разместил на сайте материал о довоенных колониальных претензиях Республики Польша… Там много чего смешного и интересного было… И требование к Лиге Наций о передаче Польше 1/10 части немецких колоний, о наполеоновских планах превратить в польские колонии Мадагаскар, Либерию, Анголу, Мозамбик (если не целиком, то хотя бы по кусочку…).

 Даже на Гренландию и Бразилию (которые в новоявленных колонизаторах едва ли нуждались) поляки засматривались со вполне определённым плотоядным интересом… причём колониальная политика была очень специфической. Те колонии, которым суждено было стать именно «неотчуждаемой» польской госсобственностью, заселять предполагалось поляками, а те, которые Польша предполагала использовать в качестве концессий и арендуемых на определённый срок территорий (как в той же Бразилии) и использовать исключительно для выкачивания сырья, в качестве трудяг-колонистов предполагалось депортировать западноукраинцев и белорусов, земли которых, в свою очередь будут получать отставные польские военные и полицейские.

 Идея колониальной экспансии усиленно вдалбливалась в головы полякам, создавались соответствующие общественные организации,  у итальянцев перенимался опыт управления колониями, создавались специальные колониальные части.

К морю? Убегать и отстреливаться!

 

К морю? Убегать и отстреливаться!

 

 К морю? Убегать и отстреливаться!

 

Усиленная накачка, вдалбливающая полякам, что поскольку они, вне всяких сомнений, великая нация и, следовательно, право на колонии имеют безусловное,  умножила число сторонников идеи до миллиона только официально состоящих в колониальной организации «Liga Morska I Kolonialna».

 

К морю? Убегать и отстреливаться!

 

Флаг Морской и Колониальной Лиги (Liga Morska I Kolonialna)

 

 К морю? Убегать и отстреливаться!

 Руководил организацией генерал Мариуш Заруский (Mariusz Zaruski)

 

  Но, как это обычно и бывает у «великих наций», амбиции затмевают разум и предательство Польшей в 1934 году своего основного союзника Франции, ради «гарантирующего безопасность и, в перспективе, огромные приобретения на востоке», союза с гитлеровской Германией, привели к тому, что французы, до того вполне благосклонно смотревшие на колониальные планы поляков «умыли руки». Они в принципе не возражали, но и проталкивать этот бред через Лигу Наций уже не собирались.

Англия, к гигантскому неудовольствию поляков и истерике её руководства, отказалась даже обсуждать с Польшей вопрос о колониях «за отсутствием таковых у Польши».
В общем, Польше оставалось лелеять свои хотелки до того самого дня, когда она сама превратилась в колонию своего главного стратегического союзника.
А теперь, соотнесём польские колониальные амбиции с её планами строительства ВМФ (ведь колонии немыслимы без сильного военно-морского флота).
Итак. Первая польская программа военно-морского строительства предполагала построить за 10 лет вполне такой себе не хилый флот «метрополии» в составе двух линкоров, шести крейсеров, 28 эсминцев и большого числа малых кораб­лей. Своим природным авантюризмом поляки в очередной раз превзошли и поразили в мире всех.
Их вторая военная судостроительная программа (совпавшая по времени с началом уже не теоретической, а вполне практической колониальной истерии), была куда скромнее: по ней, уже за 12 лет польские ВМС должны были пополниться 2 крейсерами, 6 эсминцами, 12 миноносцами, 12 под­водными лодками. При том, что весь польский флот к тому времени состоял из 6 малых миноносцев, 2 канонер­ских лодок и 4 тральщиков.
Разразившаяся "Великая депрессия" привела к фактическому провалу и этой программы. До середины 1930-х ВМС получили всего 4 новых тральщика. Плачевное со­стояние флота привело к тому, что в Польше частными лицами была развернута кампания по сбору средств на постройку ОДНОЙ под­водной лодки.
Морской штаб тем временем продолжал конкурировать с Маниловым, составляя впечатля­ющие по размаху, но далекие от реальности программы.
Лишь в 1936 г. адмиралы, наконец, спустились с небес на землю и под­готовили шестилетнюю программу перевооружения флота, учи­тывающую реальные возможности бюджета страны. В соответствии с ней до 1942 г. предусматривалась постройка 8 эсминцев, 12 подвод­ных лодок, 1 минного заградителя, 12 тральщиков и 10 торпед­ных катеров.
В итоге, к началу 2 мировой войны польские ВМС насчитывали 4 эсминца, 5 подводных лодок, 1 минный заградитель, 6 тральщи­ков, 2 канонерских лодки и несколько устаревших судов вспомогательного флота.
Но, это всё реалии. А теперь, немножко, совсем немножко АИ. Не будучи компетентен в тайнах польской экономики и дипломатии, просто гипотетически предположим, что поляки урвали-таки маленький кусочек своего колониального счастья и даже сумели сэкономить (либо взять в долг) средств на постройку кораблей по той самой программе, что предусматривала сооружение двух крейсеров, шести эсминцев, 12 миноносцев и 12 под­водных лодок.
Бог со всеми этими торпедоносцами. Давайте рассмотрим гораздо более интересный вопрос – а какие собственно крейсера могла бы позволить себе Польша, учитывая, что для обороны ничтожного клочка собственного побережья крейсера ей не нужны в принципе, мешать немецкому судоходству на Балтике, поляки, как першие их союзники не собирались, а гадить Советскому Союзу, при своём очевидном ничтожестве, они просто не могли (хотя и очень хотели – учитывая 12 запланированных субмарин).
Единственное применение, которое поляки могли найти своим крейсерам – это осуществление колониальной «великопольской» политики. Конечно, под этим понятием скрывается весьма большой спектр функций и «услуг». От артиллерийского внушения «непокорным зусулам» и конвойных функций, до демонстрации флага конкурентам. А учитывая, что конкурировать-то полякам особо нечем даже при успешном выполнении программы, крейсера им нужны с весьма специфическими свойствами.
  • Крейсер должен обладать большой дальность, мореходностью, и автономностью;
  • Крейсер должен обладать хорошей обитаемостью и вместимостью, позволяющей перевозить довольно много пассажиров и грузы, ибо для такой «богатой» страны как Польша, гонять крейсер «порожняком», чревато… осложнениями для военного бюджета.
  • В случае какой-либо непонятки с реально сильными нациями, польские крейсера, как величайшая драгоценность, должны сберегаться любыми доступными средствами. А это означает, что любое реально опасное боестолкновение крейсера должно выражаться единственноприемлемой формулой – «убегаю и отстреливаюсь».
  • При этом, крейсер, как ему и положено, обязан уверенно топить любые корабли классом ниже.
А теперь, постараемся прикинуть, как может выглядеть крейсер по-польски, кто его может спроектировать, кто его может построить и чем его лучше всего вооружить.
Вот, собственно, мой вариант. Может быть некрасивый, но зато полностью отвечающий всем требованиям.

К морю? Убегать и отстреливаться!

 

 Это моя модификация голландского лёгкого крейсера «Ди Рёйтер». 

 

К морю? Убегать и отстреливаться!

 

Резонный вопрос – а какого, собственно, хрена?!
А зачем ДУК кораблю, в принципе не предназначенному для серьёзных морских баталий? Отбиваться от массированных атак миноносцев? При его скорости, пока эсминцы и миноносцы приблизятся к нему на дистанцию артиллерийской или торпедной стрельбы, он десять раз успеет расстрелять их из своего ГК. Отбиваться от массированных атак авиации? Если до этого дошло – крейсеру уже ничто не поможет. А от тихоходных самолётов-торпедоносцев крейсер защищён просто отлично. Конечно, едва ли голландцы продадут полякам стабилизаторы для «Бофорсов», но купить (как показано на эскизе) персональный дальномер для каждого «Бофорса», как у тех же голландцев – это вполне реализуемо.
От встречи с крейсерами, ДУК уже тоже не помощник… Тут вся надёжа на «ноги». «Убегай и отстреливайся!» Такой вот крутой крейсер. Но, что-то более стоящее полякам едва ли светило. Как говорится – по потребностям и по возможностям…
 
А теперь, ТТХ «польского» крейсера:
 
Водоизмещение: стандартное 6900 т, нормальное 7500, полное 9500 т.
Мощностью силовой установки: 88 000 л. с. (2 ТЗА «Парсонс», 8 котлов «Ярроу»).
Скорость хода: 35 узлов. При кратковременном форсировании машин до 37 узлов.
Размерения: длина наибольшая — 171 м, ширина — 15,4, среднее углубление — 5,1 м.
Дальность плавания: с норм зап. топлива 12-узловым ходом – 5000 миль. С полным запасом – 9 000 миль.
>Бронирование: пояс 30-50 мм, палуба 30 мм, траверзы 30 мм, барбеты 50 мм, башни 30-75 мм, боевая рубка 75 мм.
Вооружение: 9 (3×3) — 150-мм орудий «Бофорс», 14 (7×2) — 40-мм зениток «Бофорс», 1 катапульта, 2 самолета.
Экипаж: 430 чел.

 

 
Подписаться
Уведомить о
guest

29 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account