К «двадцатьвосьмому» каким-то чудным бокисом…

13

   Осень 1937 года выдалась печальной для автобронетанковых войск РККА. Масштабные летние учения провалились. Новенькие, оснащённые форсированными моторами Т-26, массово выходили из строя по вине тех самых, разогнанных до 97 л. с. двигателей. Видать, задача форсировать 85-сильное двигло до 100 л.с. (в результате чего и был получен серийный двигатель Т-26-1 мощностью 97 л.с.) оказалась нашей промышленности не по зубам… (В РИ, чтоб добиться приемлемой надёжности, его мощность пришлось ограничить 92 л.с.).

   Ещё большим разочарованием, на учениях оказалась новая модификация танка БТ – БТ-7. Замена снятого с производства двигателя М-5 на более сильный М-17 не пошла впрок и своей  повышенной мощностью, М-17 просто рвал трансмиссию. А увеличившийся вес танка (вкупе со всё той же повышенной мощностью СУ), практически лишал его возможности эффективно использовать колёсный ход – единственное ведущее колесо с каждого борта просто начинало буксовать и зарываться в грунт.

   Снова «порадовал» кучей косяков тяжёлый Т-35А, устраивая массовый падёж при каждом выходе в поле, чем лишь подтверждал свою «паркетно-парадную» суть и абсолютную небоеспособность. (А ведь начальник АБТУ Бокис, буквально накануне, лично санкционировал усиление его давно никудышной бронезащиты, что должно было отразиться увеличением массы машины сразу до 60 тонн!).

   Ну и «на закуску», столь же практически небоеспособным были признаны скопом все плавающие танки – как старый Т-37А, так и недалеко от него ушедший новый Т-38. И воевать и плавать, как показали манёвры, они могли весьма условно.

   Крайне обидным фиаско, оказалась и разработка нового КГ танка Т-46-1, который должен был заменить и Т-26 и БТ и даже Т-28. Танк оказался неприемлемо дорогим и сложным при явно уже недостаточных броне и вооружении (вполне удовлетворявших АБТУ на момент выдачи ТТЗ, подразумевавшего всего лишь создание КГ версии Т-26, но отнюдь не к моменту окончания разработки – тем более при получившемся соотношении боевых ТТХ массе и стоимости!).

   Бензинчику в и без того масштабный костёр неудач 37 года, плеснули и наши танкисты-интернационалисты, возвращавшиеся из Испании. Эти герои, весьма живописно рассказывали, как очень малозаметные, лёгкие и компактные малокалиберные противотанковые пушки, с любых дистанций, словно жестянки, дырявят, наши основные танки Т-26 и БТ. Они же, повсеместно распускали слухи о том, что вот французы (по словам самих французов-интернационалистов), ВСЕ свои танки, от тяжёлых до лёгких пехотных, уже выпускают только с противоснарядной бронёй! Ну и как же так?!!! Отстаём или тут чей-то злой умысел? Кто тот саботажник, шпион и вредитель-диверсант? Неужто всё руководство АБТУ (естественно вместе с начальником вооружений Тухачевским), упорно не акцентировавшие своего внимания на бронезащите танков? Всех под суд, на чистую воду и в расход?

   И в самом деле, в РИ, апофеозом всех этих неприятностей, стала череда громких уголовных дел, – по обвинению в «оснащении РККА техникой ненадлежащего качества». Туда, «куда Макар телят не гонял», загремели очень многие «ответственные» (оказавшиеся вполне безответственными) товарищи, на места которых пришли новые люди, с новыми идеями и иными взглядами.

   Вот и предположим, что до своего трагического апофигея тот 37-ой год пока недопёр, а по грустным итогам грандиозных летних окружных манёвров, начальник АБТУ Бокис пригласил для приватной беседы руководство танковым производством ЛКЗ, где выпускались средние танки Т-28 и которые как раз к этому самому 37 году, достигли наконец-то того технического совершенства, которым реально можно было гордиться.

Опытный Т-28

Опытный Т-28

   Действительно, Т-28 выпуска 1937 года – были не то что танки первых серий (вып. 33-36 г.г.), и уж тем более не тот «ходовой макет», за который ещё в 1932-ом, его создатели наполучали орденов и который потом почти пятилетку доводило до ума КБ ЛКЗ, сотворив в итоге, по сути, совсем другой танк…

   Речь бывшего латышского стрелка, а ныне начальника АБТУ Густава Густавовича Бокиса была полна безнадёги, вселенской горечи и обиды. Бокис, как на исповеди у бессердечного следователя (что его, несомненно, ждало в самом ближайшем будущем – в РИ будет арестован в ноябре, а в марте следующего года расстрелян), жаловался на 174-й танковый з-д, подкачавший с новыми форсированными моторами Т-26. Жаловался на 183-й танковый з-д, оплошавший и с БТ-7, и с Т-35А. Жаловался на 37-й з-д, плавающие танки которого, и при картонной броне и условном вооружении, теряли гусли на поворотах и тонули. Но ещё больше он жаловался, на проектантов 185-го опытного з-да, за 4 года (!) слепивших новый 17-тонный танк с бронёй и вооружением как у 9-тонного Т-26, при стоимости как у трёхбашенного 25-тонного Т-28, и тем самым совершенно не оправдавших высокого доверия партии, правительства и РККА.

   В заключении своего печального повествования, остро чувствовавший уже занесённый над своей головой топор и шумно вздыхая водочным перегаром, Бокис выдвинул идею, которая, как говорил один известный персонаж:

«Спасёт нас от ревизии!»

   Конечно, заводчане могли бы и ответить, как в том же фильме:

«Не нас, а Вас…», но вот тут у товарища Бокиса имелись вполне убедительные козыри, способные убедить любого представителя танковой промышленности СССР, что именно «нас!». В конце концов, это вовсе не АБТУ проектирует и производит танки, а как раз промышленность, как может и умеет выполняет заказы АБТУ! И как показал 1937 год – и умеет и может очень не важнецки…

Ну и, как во всё том же замечательном фильме:

«Спасти от ревизии, нас может только… кража!»

   В данном случае, интеллектуальной собственности ЛКЗ в пользу других заводов танкостроя.

   Сперва, явно тронувшегося на депрессивно-алкогольной почве начальника АБТУ Бокиса не поняли. А когда поняли, дружно и тихо прих…фигели (тут изначально планировалось очень популярное матерное слово, но самоцензура превыше всего!). Ну чего ещё ждать от человека, агронома по своей гражданской довоенной специальности, латышского стрелка запасного полка времён империалистической и армейского счетовода по послевоенному образованию, непонятно по чьей дури, поставленного рулить всеми автобронетанковыми войсками РККА?! Это-ж только в чьём-то воспалённом можжечке, якобы «эффективный управленец» может заменить на руководящей должности опытного профильного специалиста, знающего всю «кухню» снизу доверху.

   Так вот. Потерпев громкое фиаско с новым «общевойсковым» танком Т-46-1, Бокис предлагал сделать нечто подобное, но гораздо круче — на базе самого совершенного и надёжного танка РККА того времени Т-28.

Т-28 на параде в Москве

Т-28 на параде в Москве

   В общем, явно уповающий по своей коммунистическо-атеистической сути не на Бога, а исключительно на какое-то пролетарское чудо и хватающийся за ту самую соломинку, Бокис, предложил следующее:

   На ЛКЗ (т. е. в игнор КБ 185-го Опытного з-да Спецмаштреста, где напортачили с Т-46), на уже вполне надёжной базе Т-28, разработать «единую», более лёгкую, упрощённую и предельно удешевлённую модель, для выпуска и на ХПЗ и на з-де им. Ворошилова. Т. е. заменить той «единой» моделью и Т-26 и БТ-7 и, собственно даже сам Т-28 – как слишком дорогой и малосерийный.

   Безусловно, для 174-го з-да (да и для ХПЗ) и такой «упрощённый» танк будет избыточно большим, тяжёлым, трудоёмким и соответственно дорогим, НО! Давно признав и Т-26, и БТ не удовлетворяющими АБТВ РККА и ПОНИМАЯ, что новые танки ОДНОЗНАЧНО будут и тяжелее, и сложнее, и дороже, оба завода ждала масштабная реконструкция – задуманная ещё ради массового выпуска нового «общевойскового» танка Т-46, с которым облажалось КБ 185-го Опытного з-да, четыре года вымучивавшее некую вундервафлю, оказавшуюся в итоге по вооружению и бронезащите не лучше Т-26, и удивившую всех, исключительно своей сложностью и себестоимостью. Но, если бы вдруг тема Т-46 оказалась успешной, три крупнейших танковых з-да страны из четырёх (для начала!) рано или поздно (скорее рано) освоили бы его выпуск. Так какая на фиг разница, под какой танк (в любом случае намного тяжелее, сложнее и дороже предыдущих) перезатачивать те заводы, если сам танк того реально стоит (в отличие от Т-46!), а решение уже практически принято?

   Новый «единый» и «общевойсковой» танк должен был иметь агрегатную часть от Т-28 (существенно удешевлённую, за счёт массового производства и упрощения, под это самое массовое производство), простую и надёжную подвеску, доступную для выпуска на любом машиностроительном заводе (желательно унифицированную с арттягачём), классическую компоновку (со стороны агрегатной части, соответственно как у Т-28), с одной лишь башней.

   Но при этом, в отличие от Т-46, защищаться бронёй, непробиваемой для ПТП калибром до 37 мм включительно и нести в башне скорострельное и мощное 76,2 мм орудие ПС-3, запустить которое в серию, ЛКЗ должен был «кровь с носу» под угрозой неминуемого расстрела за саботаж (что есть открытая борьба против Советской власти) всех виновных, не позже четвёртого квартала текущего года.

   По массе, танк не должен был критически превышать 20 тонн. И чтоб уложиться в этот параметр, разработчикам разрешили уменьшить насколько получится корпус, отказаться от бортовых экранов, использовать простую до примитивности, но показавшую себя чрезвычайно надёжной, наружную подвеску от арттягача «Коминтерн» и заимствовать башню от БТ-7А (с ПС-3 и соответствующим усилением бронезащиты!).

   На разработку такого танка, Бокис дал ошарашенным конструкторам танкового КБ ЛКЗ всего три месяца (прожить дольше, без такой «победы советского танкостроения» он просто не рассчитывал). Но тут был реальный шанс! Т-28 для ЛКЗ  «родной». Хотя КБ Опытного 185-го з-да и создавалось сугубо для разработки новых танков, за этот срок, тамошние «творцы», успели был лишь в носу поковырять в раздумьях, что бы им такого начудить… И чудили бы дальше, добрую пару тройку лет, вплоть до очередного провала. А сейчас, до конца текущего, 1937 года, опытный образец (причём не в виде «ходового макета», а в виде уже предсерийного эталонного образца!) должен был быть изготовлен на ЛКЗ уже в металле! Иначе, хоть самому застрелиться, или в петлю… чтоб быстро и без мучений.

   К концу года стало ясно – конструктора ЛКЗ не подкачали. И в ожидании  результатов испытаний новейшего основного танка, следственные органы Бокиса пока не трогали. Ну, и вот, он, собственно. Прототип и родоначальник новой ветки…

(Опытный образец танка Т-28М. Боевая масса 22,5 т. Броня – 35 мм. Двигатель М-17Т (450 л.с.). Скорость 45 км/ч. Запас хода 230 км. Вооружение – 76,2 мм 26-калиберная пушка ПС-3/26 обр. 36 г. 3 пулемёта ДТ-29. Экипаж 4 человека).

(Опытный образец танка Т-28М. Боевая масса 22,5 т. Броня – 35 мм. Двигатель М-17Т (450 л.с.). Скорость 45 км/ч. Запас хода 230 км. Вооружение – 76,2 мм 26-калиберная пушка ПС-3/26 обр. 36 г. 3 пулемёта ДТ-29. Экипаж 4 человека).

   Но, какой бы успешной не была разработка, каким бы большим не было количество уже освоенных комплектующих, поставить в крупную серию танк в СССР – это «не хухры-мухры»! Тем более что помимо головного ЛКЗ, выпуск Т-28М требовалось развернуть ещё сразу на двух заводах!

   Так что, пока «суть да дело» (то бишь подготовка 174-го и 183-го з-дов к выпуску новой, более тяжёлой машины), танк и довели до ума и освоили на ЛКЗ уже в более совершенном виде. С башней конической формы, с более современной и, соответственно, совершенно пушкой Л-10 (Маханов подсуетился!) и 45 мм лобовой бронедеталью корпуса (что при её наклоне, на основных дистанциях боя практически уравнивало защитные свойства с 60 мм бронеплитой, установленной вертикально). Т. е. в борт-корму, танк не пробивался из 37 мм пушки, а в лоб из 45-47 мм орудий.

(Танк Т-28М2 вып. 1938 г. 25 т. Броня 45-35 мм. Двигатель М-17Т-2 – 500 л.с. Скорость 45 км/ч. Запас хода 200 км.  Вооружение – 76,2 мм 26-калиберная пушка Л-10 обр. 37 г. 4 пулемёта ДТ-29. Экипаж 4 человека)

(Танк Т-28М2 вып. 1938 г. 25 т. Броня 45-35 мм. Двигатель М-17Т-2 – 500 л.с. Скорость 45 км/ч. Запас хода 200 км.  Вооружение – 76,2 мм 26-калиберная пушка Л-10 обр. 37 г. 4 пулемёта ДТ-29. Экипаж 4 человека)

   Пока выпуск танка разворачивали на трёх основных заводах, КБ ЛКЗ разработало его новую версию. Тут уже и МТО было перезаточено под только-только освоенный промышленностью дизель В-2, и очень приглянувшаяся коллективу танкового КБ ЛКЗ торсионная подвеска, и 30-калиберная Грабинская пушка Ф-32 и командирская башенка для улучшения обзорности.

(Т-28М3 вып. 1940 г. 27 т. Броня 45-37 мм. Двигатель В-2 – 500 л.с. Скорость 45 км/ч. Запас хода 300 км. Вооружение 76,2 мм 40-калиберная пушка ЗиС-34 обр. 40 г. 4 пулемёта ДТ-29. Экипаж 4 чел.)

(Т-28М3 вып. 1940 г. 27 т. Броня 45-37 мм. Двигатель В-2 – 500 л.с. Скорость 45 км/ч. Запас хода 300 км. Вооружение 76,2 мм 40-калиберная пушка ЗиС-34 обр. 40 г. 4 пулемёта ДТ-29. Экипаж 4 чел.)

   Впрочем, и этот образец был отнюдь не окончательным.

   После изучения отрывочных материалов о новых немецких тяжёлых танках (а с принятием на вооружение нового и как обычно крайне «оригинального» тяжёлого Т-100 разработки 185-го з-да не спешили), на подходе уже была новая версия танка. С ещё более мощным 50-калиберным орудием с баллистикой зенитки 3К, 60 мм лобовой бронёй и литой трёхместной башней с «освобождённым» от прочих обязанностей командиром (это уже результат тщательного изучения немецкой «трёшки»). Впрочем, эту версию Т-28М4, в серию до начала ВОВ запустить так и не успели… Её серийный выпуск развернули только в августе и лишь на одном ЛКЗ – другие заводы в это время лихорадочно осваивали выпуск принципиально нового основного танка, разработанного в КБ ЛКЗ на базе Т-28М4. Сам же ЛКЗ, как прифронтовой з-д (немцев остановили на Лужском рубеже), не мог позволить себе снижение выпуска танков ради перехода на новый образец, поэтому ЛКЗ (а это огромное многозадачное и вполне универсальное предприятие) сумел, сконцентрировав все силы на своём «двадцатьвосьмом», обеспечить массовый выпуск наиболее совершенной на тот момент модели (Т-28М4).

   Р.С. А как же заваривший всю эту кашу товарищ Бокис? С одной стороны, полученные следствием показания Тухачевского и Халепского, не оставляли ему ни единого шанса на выживание. Соучастник, полностью разделявший их взгляды, и только! Но, это же АИ! Поэтому товарищ Бокис не ограничился реализацией своей вполне безумной, на первый взгляд, идеи с «общевойсковым танком». В дополнение к ней, он не стал дожидаться, когда за ним придут, а сам нанёс «упреждающий удар». Самым тщательным образом обсудив все проблемы, косяки и затыки нашего танкового хозяйства со своим новым заместителем Павловым (который мало того, что считался в КА лучшим командиром механизированной бригады, так ещё и руководил нашими советниками по части танков в Испании, за что получил Звезду Героя) и начальниками всех танковых КБ, он составил большой и очень подробный доклад, в котором разоблачил и «вывел на чистую воду» своих прежних начальников, подробно описав их вредительскую деятельность, и щедро посыпал голову пеплом, оправдываясь своей недостаточной компетентностью, доверчивостью и непростительной потерей бдительности, которыми бессовестно воспользовались примазавшиеся враги Советской власти.

   В итоге, с лихвой наполучавший люлей, но сугубо по партийной линии, Бокис, на процессах над Тухачевским и Халепским, оказался одним из главных свидетелей, и после оных, быстренько покинув пост главы АБТУ (освободив кресло Павлову), уехал «работать по специальности» – заведовать хозяйственной частью в одном из богом забытых гарнизонов далёкого Забайкальского военного округа, страшно радуясь, что уцелел…

Подписаться
Уведомить о
guest

32 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account