Еще одна интересная статья из жж Андрея Фирсова.
Никогда не задумывались, почему первые американские атомные подводные лодки – «Наутилус», «Си вулф» и ряд других напоминали предшествующие им большие дизельные подводные лодки,
Американская АПЛ «Наутилус»
а наша первая АПЛ «Ленинский комсомол» проекта 627 больше походила на «классические» атомные подлодки уже следующего поколения («тело вращения», «лимузин» рубки, характерная носовая часть и т.п)?
А была у наших послевоенных подлодок одна бабка-повитуха совсем из другой «среды», которая привыкла «рисовать» другие аэродинамические формы…
В 1944 г. руководству ЦАГИ последовало обращение от Рабоче-Крестьянского Красного флота помочь подводникам. Дело в том, что в строй стали вступать «малые» подводные лодки серии XV. От своих предшественников – ПЛ типа «Малютка» они отличались в лучшую сторону по боевым качествам и живучести. Если «малютки» были фактически подлодками для обеспечения «прибрежной обороны» всего с парой торпедных аппаратов и «с одним валом», то серия XV имела уже четыре торпедных аппарата и две линии валов. И все бы хорошо, но первые выходы в море новых подлодок показали их плохую управляемость под водой на малых скоростях. Это был серьезный недостаток, так как малый ход под водой – основной для выхода в атаку или уклонения от противолодочных сил врага. Сколько кораблестроители не бились, исправить такой серьезный недостаток не получалось. Вот и «толкнулись» в ЦАГИ, так как слово «гидро» в названии таки есть.
Подводная лодка проекта XV в годы Великой Отечественной войны
Очевидно тот, кто «расписывал» в ЦАГИ докладную флота исполнителю поступил здраво: что такое подводная лодка под водой? – дирижабль в небе! Вот дирижабельщики пускай разруливают! Надо сказать, в середине Войны настроение у дирижабельщиков было минорное. «Дирижабльстрой» накрылся еще перед войной, темы и финансирование сокращались. Было очевидно, что воздухоплавание все больше оттесняется на периферию Воздушного флота. Были и научные проблемы. Не знаю, знаете ли вы, но дирижабль в отличие от самолета – летательный аппарат довольной «мягкий». То есть легко изгибается под действием ветровой нагрузки или просто при перекладывании рулей. Типа, пилот рулит направо, а рули фактически работают как триммер, изгибая хвостовую часть дирижабля, и тот рулит налево! Не, потом он может все таки повернуть направо. Но потом. И может быть.
Чтобы решать подобные проблемы требовалось проводить большой объем работ в «трубе». На изогнутых моделях дирижаблей! Ага. С разной стрелой прогиба… Только когда дирижабельщики с таким предложением приходили к модельщикам – то быстро уходили обратно, причем в другом направлении от указанного…
И вот, в разгар подобных грустных мыслей к дирижабельщикам явились подводники. «Что это у вас? Ну, да, почти как дирижабль… Но ЖЕСТКИЙ! А-а-а-а… Молодой красивый, ходи сюда, всю правду расскажу за скорость инверсии, ничего не утаю! Договор только подпишите…»
Да, все конечно было просто «на бумаге»: на самом деле теорию управляемости дирижаблей для применения на подлодках пришлось доработать напильником по месту (через несколько лет это потянуло на 2-ю Сталинскую премию). Но управляемость «малых» подлодок на «тихих» (во всех отношениях) ходах вошла в норму.
В принципе доработка «малюток» могла бы остаться разовой работой для ЦАГИ, но уже после войны на пороге вновь появились подводники. Теперь с проектами первых наших послевоенных подводных лодок – 611, 613, 615. «Что мы делаем не так? Вроде проектируем как аналоги немецких ПЛ серий XXI, XХIII и других, а подводная скорость получается меньше, чем у немцев?». Так и втянулись:
Ну, а потом пришли с жутким проектом первой нашей атомной подводной лодки. Напомню, это было чисто научное творчество людей, далеких от флота. Как и пиндосы за основу они взяли проект большой дизельной подводной лодки, только увеличили его. Федяевский, видать, там много слов сказал «специалистам». Пришлось подключать флот и нормальных корабелов. Нет, полностью реализовать идеи Федяевского, что дирижабль подводная лодка должна представлять собой «трехмерный эллипс», не удалось: атомщики требовали воткнуть супер-торпеду «маразматика» (Сахарова) – из-за чего лодка получилась слишком длинной, а флот стоял за «проверенную» кормовую оконечность еще от немецкой XXI серии… Но все равно результат и по скорости и по перспективам был на поколение старше первых американских атомных подводных лодок! Да уж, формы «кораблей легче воздуха» угадывались:
Потом подводные «дирижабельщики» участвовали в работах по 50 проектам наших подводных лодок, из которых по крайней мере два десятка были построены. Думаете, просто так у нас самые скоростные подлодки в мире? Но через пару десятилетий «теория нелинейной потери управляемости» Федяевского утекла к «крыловцам»… Им потом это аукнулось, но это другая история («кровищи», говорят, было много). А ЦАГИ продолжает понемногу дуть корабли…
Фото из журнала «Полет»