Из Франции с любовью. Альтернативные броненосные крейсере типа «Геракл». Греция
С приближением конца 19 века было неясно, сможет ли Греческий флот обеспечить военно-морское превосходство в Эгейском море, если разразится война с Османами, хотя ввод в строй броненосцев класса «Гидра» существенно улучшил ситуацию. Введённые в строй турецкие броненосцы могли пошатнуть гегемонию греков.
Чтобы исправить ситуацию, греки объявили тендер на проектирование броненосного крейсера, который мог бы действовать, и как обычный крейсер, и как корабль линии, который должен быть в состоянии на равных бороться с любым турецким кораблем.
Контракт на постройку выиграла французская верфь Société Nouvelle des Forges et Chantiers de la Méditerranée (FCM) что в Ла-Сейн-сюр-Мер. Правда при этом было решено не использовать французское вооружение, так как греческий флот опирался на продукцию немецких оружейников и в частности Круппа.
В это время, компания Круппа распродавала по бросовым ценам старые 9,4-дюймовые пушки, первоначально произведенные в качестве запасных для броненосцев береговой обороны типа «Один» и «Зигфрид». В Греции было решено купить эти орудия, так как по своим характеристикам они всё ещё были эффективны против, практически, любого существующего турецкого корабля. Естественно и другое вооружение на крейсере так же решили заказать в Германии. Средний калибр должны были составить 10,5 см/40 пушки, а противоминный, пушки калибра 50 мм.
С компанией FCM был подписан контракт на строительство двух кораблей. Систершипы получили название «Геракл» и «Александр Великий». В качестве основы для будущих греческих крейсеров были выбраны французские броненосные крейсера «Потюо» (Pothuau) и «Жанна д’Арк» (Jeanne d’Arc).
Крейсер Геракл был заложен в марте 1895 года, спущен на воду в мае 1897 и вступил в строй в сентябре 1898 года. На момент вступления в строй данный крейсер оказался самым мощным кораблём в составе, что Греческого, что Турецкого флотов. Корабль являлся флагманом Греческого флота до 1902 года.
Боевое крещение крейсер получил в 1905 году во время восстания на Крите, более известного как восстание Теризо. В это время крейсер осуществлял патрулирование вод в окрестностях Крита. В ходе этого патрулирования Геракл захватил 2 шхуны и небольшой грузовой пароход.
В 1911 году, в качестве флагмана греческого флота, Геракл сменил, то же броненосный, «Георгиос Аверов», а сами крейсера типа «Геракл» отправились во Францию для проведения небольшого ремонта и модернизации. В ходе этих работ на кораблях отремонтировали котлы и машины, а также была установлена новая система управления огнем для орудий главного калибра.
К началу Балканских войн оба корабля вернулись в состав Греческого флота. Во время сражений при Лемносе, в 1913 году, оба крейсера совместным огнем серьезно повредили османский броненосец «Месудие», который позже затонул.
В Первой Мировой Войне Греческий флот участия не принимал. Однако и «Геракл» и «Александр Великий» вели патрулирование в Эгейском море. В 1916 году, крейсера вместе с остальным Греческим флотом были захвачены французами. Однако в 1917 году они был возвращены в состав ВМФ Греции, когда греки присоединились к Антанте.
В январе 1918 года, крейсер «Геракл» подорвался на мине. В результате взрыва у корабля была оторвана вся носовая часть и корабль чудом не затонул. Крейсер был отправлен на ремонт в Италию, на верфи компании OTO Melara, в Ливорно. В ходе ремонтных работ была полностью перепроектирована носовая часть в направлении придания ей большей обтекаемости. Эти работа велись и во время греко-турецкой войны 1919 года, поэтому в боевых действиях он не участвовал.
В 20-е годы Грецию накрыл экономический кризис, это привело к тому что крейсер большую часть 1920-х и начала 30-х годов провел в резерве вместе Александром Великим и Аверовым.
В 1934-36 годах корабль подвергся глубокой модернизации. На это раз эти работы были проведены во Франции. В ходе них крейсера получили новые машины, были переработаны мачты на которых разместили радары. Так же была модернизирована артиллерия. Теперь на крейсер были установлены, новые специально разработанные для этого корабля пушки калибром 240 мм, с длинной ствола 40 калибров. Средний калибр был заменён универсальными артиллерийскими установками калибром 120 мм. Что касается артиллерии противоминного калибра то вместо неё на корабль были поставлены 4 зенитных скорострельных пушек компании «Бофорс» калибром 40-мм, а также 8 20-мм «Эрликонов». Таким образом, не смотря на то что к началу Второй Мировой Войны кораблю исполнилось уже более 40 лет, он представлял собой вполне современную боевую единицу.
Когда, в 1941 году, в Грецию вторглись немецкие войска, Геракл вместе с Аверовым бежали в Александрию. Далее крейсер занимался сопровождением конвоев в Средиземном море. В мае 1942 года корабль был торпедирован немецкой подводной лодкой с U-374. Однако «Геракл», сумел спастись и вернуться в Египет, правда повреждения были признаны слишком тяжёлыми и корабль решили не ремонтировать. Хотя пробоина была всё же заделана, но боевые задачи он больше выполнять не мог. Таким образом до конца войны корабль находился в Александрии где он выполнял роль плавучей казармы и батареи ПВО.
В 1947 году «Геракл» вернулся в Грецию где был перепрофилирован в учебный корабль. В этом качестве он прослужил до 1954 года после чего его сдали на слом. Герб и табличка с крейсера сейчас хранятся в плавучем музее греческого флота на борту крейсера «Аверов».
Что касается систершипа «Геракла», то у «Александра Великого» судьба не была столь разнообразной. Когда Греция вступила во Вторую Мировую Войну, в 1941 году, он подвергся бомбардировке 23 апреля 1941 года и затонул в Саламине, вместе с линкорами «Килкис» и «Лемнос». Некоторые орудия корабля были сняты немцами, и использовались в боях на суше. После войны корабль окончательно разобран на металл.
Технические характеристики крейсера на момент вступления в строй:
Водоизмещение:
- Стандартное – 9 976 т;
- Нормальное – 10 805 т;
- Полное – 11 469 т.
- Размерения: Длина x Ширина x Осадка – 153,2 м / 18,2 м / 6,7 м
Вооружение:
- Главный калибр – 4×240-мм/35 (9,4 дюйма) Krupp SK L/ 35 размещались в 4 башнях,
- Средний калибр – 10×105-мм/40 (4,1 дюйма) SK L/40 размещались в 6 башнях и 4 казематах,
- Противоминный калибр – 16×50-мм/40 (1,97 дюйма) SK L/40 в открытых установках,
- Торпедные аппараты – 2×450-мм (17,7 дюйма) погружные торпедные аппараты C45/91S
Броня:
- Главный пояс – 140 мм (5,5 дюйма),
- Оконечности – 8,8 мм (3,5 дюйма),
- Палуба – 76 мм (3 дюйма),
- Оконечности палубы – 37 мм (1,5 дюйма),
- Боевая рубка – 152 мм (6-дюймов) ,
- Лоб башни – 203 мм (8-дюймов),
Машины;
- Котлы – 38 угольных котлов Гайо-дю-Темпл,
- Машины – 2 четырехцилиндровые вертикальные паровые машины тройного расширения,
- Мощность – 26 007 л. с.,
- Максимальная скорость – 23,1 уз.
Источник — http://www.shipbucket.com/forums/viewtopic.php?f=35&t=10975#p210748