Итальянские бумажные проекты. Три гидроистребителя Кастольди
В 1933, в рамках серии проектов, разработанных на основе требований, тогда считавшихся основными в морской авиации, инженер Марио Кастольди (Mario Castoldi) разработал три альтернативных проекта гидросамолетов-истребителей для рассмотрения военных властей.
Первый проект представлял собой вариант м.71, появившимся в 1930 году в качестве прототипа, и который, согласно последней информации, был сделан небольшой серией в дюжину экземпляров.
Напомним, что М.71 был, в свою очередь, развитием M.41 появившимся в 1929 году и имевшим тот же двигатель Fiat A.20 и отличавшийся от предшественника тем, что несущие поверхности соединялись жесткими подкосами, заменившими тросовые расчалки. Если M.41 действовал с береговых баз, М.71 был разработан специально для посадки и запуска катапульты с крейсеров.
Проект, известный как морской гидроистребитель (Idrocaccia Navale) был продолжением М.71, отличаясь удлиннением корпуса на 22 см (с 8,66 м по 8,88 м), заменой двигателя на новый Fiat A.30 или на альтернативные варианты A.30R (А.30 с редуктором) и A.30RС (А.30 с редуктором и компрессором) и установкой нового деревянного четырехлопастного винта фиксированного шага с увеличенным диаметром на 250 мм (с 2,38 м дл 2,63 м).
Вооружение осталось без изменений и состояло из двух 7,7-мм пулеметов Vickers, расположенных в передней части корпуса.
Размеры самолета, извлеченные из схем трех вирод, были следующими: размах крыла 11,12 м, длина 8,88 м, высота 3,06 м, площадь крыла 31,924 м².
Вес, которого не хватает в исходных данных, предположительно увеличился из-за удлинения корпуса, установкой более мощного двигателя и четырехлопастного винта большего диаметра до вместо двухлопастного. Пустой вес увеличился бы примерно на 90 кг по сравнению с М.71 и составил бы 1350 кг. Полезная нагрузка, по-видимому, оставалась бы неизменной на уровне 430 кг, включая в свой состав следующие пункты: пилот с парашютом — 82 кг, бензин — 268 кг, масло — 22 кг, оружие и боеприпасы — 64 кг, электрообогреватель — 10 кг, жидкий огнетушитель 6 — кг. Общий вес составил бы 1780 кг.
Двигатель Fiat A.30RС имел следующие эксплуатационные показатели:
- взлетная мощность 740 л.с. при 2600 об/мин,
- максимальная мощность 850 л.с. при 2900 об/мин у земли,
- максимальная мощность 450 л.с. при 2900 об/мин на высоте 5000 м,
- нормальная мощность 600 л.с. при 2600 об/мин на высоте 2500 м,
- нормальная мощность 550 л.с. при 2750 об/мин на высоте 3000 м.
Предполагалось незначительное ухудшение аэродинамики из-за роста веса и большей громоздкости нового двигателя (выводимое также из схемы), вследствие чего летные характеристики этого морского гидроистребителя могли бы быть следующими:
Скорость км/ч | 325 | 315 | 310 | 302,5 | |||
на высоте, м | 0 | 2500 | 3000 | 5000 | |||
Скороподъемность, м/с | 14,07 | 12,01 | 9,88 | 7,75 | 5,68 | 3,73 | 1,75 |
Высота м | 0 | 1000 | 2000 | 3000 | 4000 | 5000 | 6000 |
Время подъема | — | 1'17" | 2'48" | 4'48" | 7'17" | 10'50" | 16'55" |
Динамический потолок: теоретический 6925 метров и практический 6650 метров. Средняя продолжительность полета при нормальной мощности на высоте 3000 м составляла около 2 часов.
Другие два проекта являлись двумя вариантами той же схемы гидросамолета — суперистребителя моноплана с низким расположением крыла и с двойными поплавками, явно вдохновленные знаменитой серии гонок гидросамолетов на Кубок Шнейдера.
Два варианта, по сути идентичные с точки зрения конструкции, существенно отличались силовой установкой. Для первого варианта был выбран 12-цилиндровый V-образный двигатель водяного охлаждения Fiat A.30 R.C., тот же самый, что был выбран для предыдущего проекта гидроистребителя. Для второго варианта был выбран французский двигатель Gnome & Rhóne «Mistral Major» 14Krsd — 14-цилиндровая радиальная двойная звезда воздушного охлаждения, заключенный в капот NACA и имеющий следующие характеристики:
- максимальная мощность 1015 л.с. при 2450 об/мин у земли,
- максимальная мощность 1060 л.с. при 2450 об/мин на высоте 1400 м,
- максимальная мощность 755 л.с. при 2450 об/мин на высоте 3500 м,
- максимальная мощность 655 л.с. при 2450 об/мин на высоте 5000 м.
В первом случае (с двигателем A.30RC) предусматривались два радиатора: первый расположен в передней части фюзеляжа под двигателем, второй расположен на передней части консолей крыла.
Второй вариант с двигателем «Mistral Major» с редуктором и компрессором обладал тем преимуществом, что избавляясь от воды и радиаторов самолет получал небольшое снижение массы и значительное увеличение скороподъемности.
Распределение веса для двух вариантов было следующим:
Вариант 1 | Вариант 2 | |
Тип двигателя | Fiat A.30 R.C. | Gnome & Rhòne 14 Krsd |
Собственный вес, кг | 1447 | 1433,5 |
Пилот и парашют, кг | 82 | 82 |
2 пулемета и боеприпасы, кг | 60 | 60 |
Фотокамера, кг | 22 | 22 |
Бензин, кг (время полета) | 255 (1 h 30') | 255 (1 h 10') |
Масло, кг | 24 | 27,5 |
Грузоподъемность, кг | 443 | 446,5 |
Общий вес, кг | 1890 | 1880 |
Для обоих вариантов площадь крыла составляла 17,00м², поэтому нагрузка на крыло составляла 111,1 кг/м² для первого варианта и 110,5 кг/м² для второго. Габаритные размеры, полученные из схемы были следующими:
Вариант 1 | Вариант 2 | |
Размах крыла, м | 10,60 | 10,60 |
Длина, м | 8,20 | 8,30 |
Высота, м | 3,35 | 3,35 |
Оба двигателя обладали двухлопастным тянущим винтом предположительно с фиксированным шагом или регулируемым на земле с диаметром 2,63 м для первого варианта и с винтом с шагом регулируемым на земле с диаметром 2,85 м для второго варианта. Оценки скорости, полученные для двух вариантов, на основе известных данных и конструктивных элементов, взятых из характеристик гоночного гидросамолета Кастольди (при условии, что предоставлены следующие оценки, подобные тем, что уже приведены для военно-морской гидроистребителя), предлагаются только для того, чтобы дать представление о том, каковой, вероятно, была скорость:
Вариант 1 | Вариант 2 | |||
Тип двигателя | Fiat A.30 R.C. | Gnome & Rhòne 14 Krsd | ||
Максимальная скорость, км/ч (на высоте, м) | 435 | (0) | 435 | (0) |
410 | (3000) | 460 | (1400) | |
407 | (5000) | 440 | (3500 … 5000) | |
Скороподъемность, м/с (время подъема) | ||||
на высоте | 14,7 | — | 17,85 | — |
на высоте | 12,9 | (1'12") | 19,3 | (0'54") |
на высоте | 11,0 | (2'36") | 17,65 | (1'46") |
на высоте | 9,2 | (4'15") | 13,9 | (2'49") |
на высоте | 7,4 | (6'15") | 11,1 | (4'11") |
на высоте | 5,6 | (8'49") | 9,3 | (5'49") |
на высоте | 3,7 | (12'24") | 6,8 | (7'53") |
на высоте | 2,0 | (18'15") | 4,3 | (10'53") |
на высоте | — | — | 2,0 | (16'11") |
Потолок, м | ||||
теоретический | 8000 | 8850 | ||
практический | 7750 | 8650 | ||
Дальность средняя на высоте 0…5000 м, км | 600 | 530 |
Источник Aerofan 04/1978