Итальянские бумажные проекты. Проект одномоторного истребителя CMASA (FIAT) CS.38
В 30-х годах одной из главных бед итальянского военной авиации было отсутствие мощных рядных двигателей жидкостного охлаждения, применение которых в одномоторных истребителях смогло бы повысить их эффективность.
Поэтому итальянские конструкторы были вынуждены использовать на своих истребителях звездообразные моторы, производство всего спектра которых было налажено на итальянских авиамоторных заводах, включая FIAT, Alfa Romeo и Piaggio. Только в 1938 году Антонио Фессиа (Antonio Fessia) начальник КБ технического управления авиационного моторостроения (Ufficio Tecnico Motori Aviazione (UTMA)) группы FIAT начал проектные работы по современным мощным рядным двигателям, обозначенным как А-38.
Двигатель FIAT A-38 в отличие от спроектированных в то же время за рубежом 12-цилиндровых рядных двигателей компаний Roll-Royce, Daimler-Benz, Hispano-Suiza или Allison был 16-цилиндровым объединенным в Л-образный блок и управляющим двумя винтами противоположного вращения. Двигатель должен был двухступенчатым компрессором, включающимся на высотах 1500 и 4500 метров. Первоначально предполагалось, что A-38 достигнет мощности в 2000 л.с..
Двигатель FIAT A-38 RC.15-45 с двумя двухлопастными винтами противоположного вращения во время испытаний не стенде. Этот Л-образный двигатель был разработан в конце 30-х-начале 40-х для истребителей FIAT G-55 и CMASA (FIAT) CS-38. (фото: FIAT/"новая Военная Техника")
Весной 1939 года завод FIAT получил официальный заказ Regia Aeronautica на строительство опытных образцов и проведение испытаний двигателя А-38, и в то же время в стадии завершения были переговоры с Германией о покупке лицензии на двигатель Daimler-Benz DB.601A. С развитием двигателя А-38 к работам приступили конструкторы самолетов, разрабатывая проекты одномоторных истребителей работающих с этим двигателем. Например, инженер Джузеппе Габриэли (Giuseppe Gabrielli) начальник II отдела конструкторского бюро заводов FIAT (II Divisione dell'Ufficio Tecnico Aviazione — UTA II), начал подготовительные работы по проекту истребителя G-55.
схемы G.55(ранняя версия) с ранним вариантом А.38
Также инженер Манлио Стиавелли (Manlio Stiavelli), начальник конструкторского бюро завода CMASA, входящего в концерн FIAT, разработал проект одномоторного истребителя с двигателем А-38, обозначенного как CS-38 (CS от Caccia Stiavelli — истребитель Стиавелли). Это был цельнометаллический свободнонесущий моноплан с убирающимся шасси. Высокая мощность двигателя позволила запланировать более сильное, нежели на стандартных итальянских истребителях, вооружения, состоящего из двух крупнокалиберных пулеметов и двух пушек калибра 20 мм.
двигатель А.38 (ранний вариант) на чертеже G.55
Однако работы по двигателем FIAT A-38 затягивались, то привело к задержке реализации как проекта CS-38, так и G-55. Между тем, в августе 1940 года был испытан прототип их конкурента — истребитель Macchi MC-202 с немецким двигателем DB.601A. Чуть раньше, Италия присоединилась к войне с Францией и Великобританией, и потому потребность в новом истребителе с высокими динамическими характеристиками стала очень актуальной. Итальянские военно-воздушные силы уже не могли позволить себе ждать дольше.
схемы G.55(поздняя версия) с поздним вариантом А.38
В то же время, инженер Фессиа изменил конфигурацию двигателя А-38, который получил Л-образную схему и одиночный трехлопастный пропеллер. Также под двигатель был перемещен компрессор, что должно было уменьшить общую длину трансмиссии. Однако испытания на стендах затягивались и в начале 1941 года стало ясно, что работа не будет завершена до запланированного срока. Кроме того, мощность двигателя, достигнутая в ходе испытаний составила всего 1200-1400 л.с., а не прогнозируемые 2000 л.с..
двигатель А.38 (поздний вариант) на чертеже G.55
В связи с этим Regia Aeronautica потеряла интерес к этим двигателям и разрабатываемым под них истребителям. И хотя работы над А-38 в ограниченном объеме продолжались, концерн FIAT начал переговоры с Германией о покупке лицензии на новый двигатель Daimler-Benz DB.605A. Габриэлли изменил конструкцию G.55 под этот двигатель, тогда как любые проектные работы по CS-38 были прерваны.
схемы CS.38 с новым вариантом А.38
По проекту CS.38 представлял собой одноместный сводбоднонесущий моноплан с закрытой кабиной и трехопорным убирающимся шасси с хвостовым колесом. У самолета была металлическая конструкция с частично полотняным покрытием. Хвостовое оперение классическое свободнонесущее. Запас топлива — 650 кг.
гипотетический вариант окраски CS.38
Тактико-технические характеристики истребителя CS.38 (проект)
Модификация | CS.38 | |
Размах крыла, м | 12,60 | |
Длина, м | 10,76 | |
Площадь крыла, м2 | 24,00 | |
Масса, кг | ||
пустого самолета | 2750 | |
нормальная взлетная | 3800 | |
Удельные нагрузки | ||
на крыло, кг/м2 | 158,33 | |
на мощность, кг/л.с. | 2,71 | |
Силовая установка | ||
тип двигателя | ПД 1×FIAT A.38 RC.15-45 | |
мощность, л.с. | максимальная взлетная | 1×1400 |
на высоте 4500 м | 1×1200 | |
общая мощность, л.с. | максимальная взлетная | 1400 |
на высоте 4500 м | 1200 | |
Максимальная скорость, км/ч | ||
у земли | 475 | |
на высоте 4500 м | 565 | |
Минимальная скорость, км/ч | 130 | |
Время подъема на высоту 6000 м | 9' 30" | |
Радиус действия, км | ||
на высоте 5000 м при скорости 500 км/ч | 1500 | |
на высоте 5000 м при скорости 400 км/ч | 1700 | |
Продолжительность полета (при скорости 400 км/ч) | 4 часа 15 минут | |
Экипаж, чел. | 1 | |
Вооружение | ||
пулеметы | 2×12,7-мм Breda-SAFAT | |
пушки | 2×20-мм Oerlikon | |
Боезапас | ||
пулеметы, патроны/ствол | 350 | |
пушки, снаряды/ствол | 60 | |
Фирма-проектировщик | Costruzioni Meccaniche Aeronautiche SA (CMASA), Марина-ди-Пиза, Италия |
Источники:
- http://menstream.pl/lotnictwo/cmasa/cmasa;fiat;cs-38,1306.html,
- http://www.secretprojects.co.uk/forum/index.php/topic,2480.msg20663.html#msg20663 (чертежи и схемы CS.38 и G.55).