Итало Бальбо. Кондотьер и пионер авиации
Данная статья была опубликована в 2010 году к 70-й годовщине гибели Итало Бальбо.
Содержание:
Предисловие редакции: Его достижения в авиации были выдающимися, его имя было на устах миллионов, его восхождение было стремительным, а смерть в 1940 году загадочна. Об истории жизни модернизатора Королевских ВВС Италии (Regia Aeronautica) рассказывает Ганс Вернер Нойлен (Hans Werner Neulen).
В боевом журнале базировавшейся на Мальте 185-й эскадрильи Королевских ВВС имеется следующая запись, датированная 8 января 1943 года:
«Во второй половине дня девять самолетов под командованием командира эскадрильи вылетели в построении «Бальбо»…»
В построении «Бальбо»? Фактически, назвав так боевое построение британцы проявили большое уважение к выдающейся фигуре итальянских ВВС Итало Бальбо. Впечатляющие массовые перелеты гидросамолетов, совершенные в 1928-33 годах под командованием Итало Бальбо, произвели такое большое впечатление на современников, что для британских пилотов – и не только для них – имя Итало Бальбо стало синонимом полетов крупных групп самолетов.
Жизнь Итало Бальбо – это не только история, полная успеха, но и зависти, и трагедии. Итало Бальбо родился 6 июня 1896 года в деревне Куартесана (Quartesana), недалеко от Феррары, в семье учителей. Еще до того, как в 1915 году Италия вступила в войну против Центральных держав, он пошел добровольцем в армию и сражался против австрийцев в качестве офицера горнострелковых войск и в качестве командира ударного отряда знаменитых ардити (штурмовики). После войны он получил докторскую степень по общественным наукам в одном из институтов Флоренции и, будучи убежденным антимарксистом, в 1920 году вступил в один из фашистских боевых союзов, что стало началом стремительного взлета Бальбо. Уже в феврале 1921 года он стал политическим секретарем партии Муссолини в Ферраре. Во время беспорядков в его родной провинции, которые очень сильно напоминали гражданскую войну, чернорубашечники Бальбо одержали верх над коммунистами и социалистами. Очень быстро Итало Бальбо проявил себя убедительным руководителем и гениальным организатором. В мае 1922 года, когда безработица в Эмилии Романья возросла, Бальбо занял Феррару с пятьюдесятью тысячами дисциплинированными сторонниками и заставил итальянское правительство предоставить несколько миллионов лир для общественных работ в провинции. В октябре 1922 года Итало Бальбо стал одним из организаторов марша на Рим, приведшего Муссолини к власти. В ноябре 1924 года он подал в отставку с поста командующего фашистской милицией, но до 1940 года оставался членом парламента.
Истинное призвание: полеты
В начале 1925 года Бальбо основал ежедневную газету «Corriere Padano» (Паданский курьер), а осенью того же года был назначен заместителем госсекретаря в Министерстве экономики – должность, которая не соответствовала неугомонному характеру Итало Бальбо. В ноябре 1926 года Бальбо, который еще в 1917 году пытался поступить в королевские ВВС Италии, нашёл своё истинное призвание: он стал заместителем министра авиации, а через год получил свою первую лицензию пилота.
Итало Бальбо нашел Королевских ВВС Италии не в лучшем состоянии: в эксплуатации находилось всего 300 машин, не хватало пилотов, оружия, запчастей и обмундирования. Бальбо принялся за работу с присущей ему энергией. К 1930 году количество пилотов в итальянских ВВС увеличилось в четыре раза, а количество летных часов увеличилось с 50400 в 1926 году до 139000 в 1931 году. Но цена этой модернизации была высокой: в период с 1926 по 1933 год погибли 560 членов экипажей самолетов, 60 процентов которых были пилотами.
Однако Итало Бальбо сделал себе имя в другой области. В 1928 году он начал свои знаменитые crociere – массовые перелеты гидросамолетов. Все началось с группового полета летающих лодок: пятидесяти одной Savoia-Marchetti S.58, восьми Savoia-Marchetti S.55 и одной Cant.22, совершенного в западное Средиземноморье с 26 мая по 2 июня. Маршрут протяженностью 2600 километров был пройден в шесть этапов: Ортебелло – Элмас (Сардиния) – Полленка (Майорка, Испания) – Лос-Алькасарес (Мурсия, Испания) – Пуэрто-Альфакес – озеро Берр, Франция, – Ортебелло.
В этом групповом перелете не было потеряно ни одной машины. 5 июня 1929 года начался второй массовый перелет в Восточное Средиземноморье и Черное море, протяженность трассы которого составила 4700 километров. Из Ортебелло вылетели тридцать семь S.55, две S.59 и одна Cant.22. Летающие лодки сделали промежуточные посадки в Таранто, Афинах, Стамбуле, Варне и, наконец, в советском порту Одесса. На обратном пути была сделана остановка в Констанце, Румыния. В Советском Союзе дружелюбно встретили экипажи самолетов с эмблемой «ликторская фасция» и были настолько впечатлены групповым полетом, что заказали 30 летающих лодок S.55. Одна из целей группового дальнего перелета была достигнута: реклама и продвижение продаж итальянской авиационной промышленности. Разумеется, престиж Италии в мире также должен был возрастать.
Следует сказать, что у этих групповых перелетов была еще одна внешне незаметная, но тем не менее важная воспитательная задача. Итальянские летчики слишком часто воплощали тип «одинокого волка» и были сильно индивидуалистичны. Благодаря дальним групповым перелетам они должны были действовать как единый механизм и обучаться дисциплинированным массовым полетам.
Тропа ужасов – Атлантический океан
С начала 1928 года генерал Бальбо был лётчиком, а с сентября 1929 года – министром авиации. Вскоре Средиземное море стало казаться слишком маленьким для дальних групповых перелетов. Была поставлена более сложная задача: пересечь Южную Атлантику на летающих лодках Savoia-Marchetti S.55 A. Двухмоторные летающие лодки S.55 (первый полет состоялся в 1924 году) существовали как в гражданских вариантах (версии C и P), так и в военных – дальнего разведчика и торпедоносца-бомбардировщика. Первоначальный образец имел длину 16 метров, размах крыла 24 метра и высоту 5 метров. Отличительной особенностью S.55 был похожий на катамаран двухкорпусной лодочный корпус. У варианта S.55 A силовая установка состояла из двух двигателей FIAT A 22R мощностью по 700 л.с.. Экипаж обычно состоял из четырех человек. Размещенный в восьми топливных баках запас объемом 5420 литров гарантировал необходимую дальность для перелета, руководил которым лично Итало Бальбо.
Несмотря на неблагоприятные прогнозы погоды, 17 декабря 1930 года из Ортебелло вылетели четырнадцать S.55 A. Летающие лодки попали в сильный шторм, и все радиостанции вышли из строя. Построение распалось; одна часть приводнилась в Лос-Алькасаресе, тогда как другая часть совершила посадку на Балеарских островах. Только 21 декабря удалось продолжить перелет, трасса которого проходила через Кенитру (Марокко), Вилью-Сиснерос (Villa Cisneros; Испанская Сахара) и Боламу (Португальская Гвинея), куда гидросамолеты прибыли в канун Рождества.
Итало Бальбо и экипажи его самолетов пролетели пять тысяч километров. Однако самое страшное было впереди: полет в Натал, Бразилия, в время которого предстояло преодолеть 3000 километров над безлюдными просторами океана. Для уменьшения взлетной массы Итало Бальбо приказал снять с самолетов надувные лодки. Бальбо отдал приказ ни в коем случае не помогать аварийным машинам. 6 января 1931 года перелет продолжился. Уже на взлёте в Боламе потерпели крушение две летающие лодки S.55 A, пять летчиков погибли. Остальным было трудно физически и психологически выдержать восемнадцатичасовой групповой полет, во время которого два самолета из-за проблем с двигателями были вынуждены приводниться в середине Южной Атлантики. Однако оставшиеся десять машин идеальным строем прошли над Наталем. Вскоре после прибытия в Южную Америку гидросамолеты взяли курс на Рио-де-Жанейро, где итальянцев ждал восторженный прием более чем миллиона людей. Продав свои летающие лодки Бразилии, покорители Атлантики вернулись в Италию на корабле.
Ставший национальным героем Итало Бальбо оказался в центре внимания национальной и международной общественности. Вольфганг фон Гронау (1893-1977), совершивший в 1932 году кругосветный перелет протяженностью более 60000 километров, встретился с Итало Бальбо в мае 1932 года в римской гостинице «Эксельсиор» описал впечатление, которое на него произвел итальянский летчик:
«Молодой министр авиации был ловким, остроумным, жизнерадостным и будучи по-юношески безрассудно смелым обладал соответствующими достоинствами и недостатками.»
Несмотря на все почести и награды, Итало Бальбо не думал почивать на лаврах и останавливаться на достигнутом. Он готовил массовый перелет через Северную Атлантику в США и обратно в Европу. До него было предпринято 78 попыток пересечь Атлантику, и только 28 из них увенчались успехом. До Итало Бальбо никто не осмеливался на беспосадочный групповой перелет. Для перелета подготовили 25 летающих лодок S.55 X – улучшенную версию с более мощными двигателями Isotta-Fraschini Asso-11-R. После двух лет подготовки в Высшей морской авиационной школе, Ортебелло, 1 июля 1933 года начался перелет протяженностью 19000 километров. Маршрут перелета был проложен через Амстердам (Нидерланды), Лондондерри (Северная Ирландия), Рейкьявик (Исландия) в Картрайт/Лабрадор (Канада) и, наконец, через Шедиак (Shediac), Монреаль (Канада) и Чикаго в Нью-Йорк (США). За исключением аварии на погрузке в Амстердаме, в которой погиб бортмеханик и была непоправимо повреждена летающая лодка S.55 X, перелет прошел без серьезных проблем.
Статус звезды в США
Прием итальянцев, носивших под своей формой чёрные рубашки фашистского движения, был ошеломляющим, а энтузиазм в Соединенных Штатах граничил с истерией. Торжества, банкеты, речи, парады и автомобильные кортежи сменяли друг друга. Улица в Чикаго была названа в честь Итало Бальбо, а сам итальянский авиатор был выбран индейцами сиу своим почетным вождем. В Нью-Йорке остановилось движение транспорта, а парад с конфетти на Бродвее собрал не меньше людей, чем парад в честь Чарльза Линдберга шестью годами ранее. Президент Рузвельт пригласил 37-летнего летчика на торжественный ужин. Итальянская авиация получила мировое признание, а Итало Бальбо занял равный с Чарльзом Линдбергом, который прокомментировал итальянский трансатлантический полет следующим образом:
«Крупнейшее событие, которое когда-либо происходило в мировой авиации.»
25 июля 1933 года под командованием Бальбо 24 летающие лодки S.55 X начали обратный перелет в Рим через Азорские острова и Лиссабон. При взлёте на Азорских островах была потеряна еще одна летающая лодка, ног это не умалило славы Итало Бальбо. Муссолини присвоил ему звание маршала авиации и назначил его губернатором итальянской колонии Ливия. Бальбо стал слишком популярен, и дуче больше не хотел предоставлять ему сцену для дальнейших зрелищных триумфов. Своему преемнику Итало Бальбо передал военно-воздушные силы полными уверенности в себе, динамизма и энтузиазма. Гражданская авиация при Бальбо также имела значительный подъем: в 1934 году была создана компания Ala Littoria, которая быстро превратилась в одну из лучших авиакомпаний Европы.
В январе 1934 года расстроенный и глубоко уязвленный Итало Бальбо вступил в должность губернатора Ливии. На этом посту Бальбо предстояло решить серьезнейшие задачи. В 1931 году в Ливии было подавлено восстание против колониальных властей, и Бальбо должен был примирить местных жителей с Италией, улучшить инфраструктуру и привлечь колонистов. Он решил все эти проблемы.
Число итальянцев в Ливии увеличилось с 50 тысяч в 1934 году до 110 тысяч в 1940 году. Что касается улучшения инфраструктуры колонии, ток 1937 году Бальбо реформировал школьную систему, отправил в пустыню мобильные госпитали и между египетской и тунисской границами построил 1822-километровую прибрежную автостраду, которая вошла в историю как Via Balbia. Губернатор с уважением относился к местным жителям и их традициям. В 1938-39 годах Итало Бальбо пытался дать арабским жителям прибрежных провинций полное итальянское гражданство, но его предложение потерпело неудачу, столкнувшись в Риме с сопротивлением фашистских сторонников жесткой линии.
Дистанцируясь от Германии
Несмотря на все возложенные на него обязанности, Итало Бальбо также находил время для участия в раскопках древних памятников в Лептис-Магне и Сабрате и в расширении воздушных перевозок в Ливии. С 1935 года под его эгидой совершались экскурсионные полеты по оазисам. Когда в феврале 1938 года во время гонок по замкнутому маршруту время ожидания одного самолета вышло, Бальбо на своем SM.81 лично отправился на поиски. Он спас летчика, совершившего аварийную посадку в Серире (гравийная пустыня).
Бальбо, ненавидевший национал-социалистическую идеологию, был обеспокоен сближением Италии с гитлеровской Германией. Когда в апреле 1939 года Герман Геринг посетил Ливию, Итало Бальбо послал четкий сигнал: на торжественный обед он пригласил двенадцать человек еврейского вероисповедания. Бальбо выступал против участия Италии во Второй Мировой войне, вызвав тем самым гнев Муссолини, назвавшего губернатора Ливии «porco democratico» (демократической свиньей). После того как вступления в июне 1940 года Италия в войну, Бальбо отбросил свои сомнения и сделал все возможное для укрепления позиций Италии в Северной Африке как в материальном, так и в моральном отношении.
Бальбо хотел быть примером для подражания своим солдатам и летчикам и не уклонялся от опасностей фронта. 21 июня 1940 года Бальбо лично участвовал в захвате английского броневика у Бир-эль-Гоби, недалеко от границы с Египтом. Маршал авиации вновь действовал как командир разведывательного отряда времен Первой Мировой войны. 28 июня 1940 года Итало Бальбо на своем личном самолете SM.79 (бортовой номер машины до сих пор вызывает споры) вылетел в направлении аэродрома T.2, Тобрук, который только что подвергся атаке двенадцати британских «бленхеймов». Сигнал тревоги зенитчикам не был отменен, когда «савойя» Бальбо приблизилась к аэродрому с того направления, в котором ушли «бленхеймы». Личный самолет Итало Бальбо подвергся интенсивному обстрелу со стороны итальянских зенитчиков. SM.79 был подвит, загорелся и, упав на землю с высоты 50 метров, взорвался. Все члены экипажа погибли. Вероятно, Итало Бальбо, любивший летать, действовать и приключения, мог умереть только так: за штурвалом самолета.
Источники
- Italo Balbo: La Centuria Alata, Montepulciano 2005
- Giordano Bruno Guerri: Italo Balbo, Milano 1998
- Folco Quilici: Tobruk 1940. La vera storia della fine di Italo Balbo, Milano, 3.Auflage 2005
- Carlo Maria Santoro (Hrsg.): Italo Balbo. Aviazione e potere aereo, Roma 1998 Claudio G. Segre: Italo Balbo, Bologna 1988
- Blaine Taylor: Fascist Eagle. Italy’s Air Marshai Italo Balbo, Missoula/Montana 1996
источник: Hans Werner Neulen/MaW «Italo Balbo zum 70. Todestag. Condottiere und Pionierflieger» «Flugzeug classic» 2010-08, Seiten 50-55