Истребительная послевоенная авиация Польши. Часть 1. Реактивные истребители первого поколения

12

В первые послевоенные годы подразделения противовоздушной обороны Войска Польского оснащались техникой и вооружением советского производства, и копировали структуру Советской армии. В 1949 году был принят семилетний план реформирования вооруженных сил. В том же году министром национальной обороны стал маршал Константин Рокоссовский.
Истребительная послевоенная авиация Польши. Часть 1. Реактивные истребители первого поколения
После 1953 года количество военнослужащих в Войске Польском постепенно сокращалось. К 1958 году численность армии составляла примерно 300 000 человек, после чего она оставалась примерно на одном уровне до 1990 года. В 1956 году большая часть офицерского состава Советской армии покинула Польшу вместе с маршалом Рокоссовским.

До второй половины 1950-х подразделения противовоздушной обороны и истребительная авиация оснащались исключительно техникой и вооружением советского производства. После преодоления разрушительных последствий Второй мировой и восстановления польской промышленности был налажен выпуск собственных образцов, предназначенных для оснащения войск ПВО, и велось лицензионное производство реактивных истребителей МиГ-15 и МиГ-17.

Содержание:

Первые польские реактивные истребители

Польские военно-воздушные силы были оформлены как род войск в 1947 году, и на первом этапе три истребительных авиаполка имели на вооружении поршневые самолёты Як-9Т и Як-9П.

Истребительная послевоенная авиация Польши. Часть 1. Реактивные истребители первого поколения

В 1950 году началось перевооружение на реактивные истребители. Первым реактивным самолётом ВВС Польши стал Як-17. Этот одноместный истребитель, как и «спарка» УТИ Як-17, использовались в качестве учебно-тренировочных при переходе к более совершенным машинам.

Реактивный Як-17 имел максимальную взлётную массу 3 240 кг. Турбореактивный двигатель РД-10А тягой 910 кгс обеспечивал максимальную скорость полёта 748 км/ч – то есть на уровне лучших поршневых истребителей. Дальность полёта с ПТБ – 717 км. Вооружение – две 23-мм пушки НС-23.

 Учебно-тренировочный самолет УТИ Як-17 в коллекции Музея польской авиации в Кракове


Учебно-тренировочный самолет УТИ Як-17 в коллекции Музея польской авиации в Кракове

Боевые Як-17 быстро устарели, были выведены с боевого дежурства во второй половине 1951 года и до конца 1953 года использовались в тренировочных целях.

Двухместные самолёты УТИ Як-17 эксплуатировались ВВС Польши до 1955 года. В 1957 году два УТИ Як-17 передали Авиационному институту, где создавался УТС TS-11 «Iskra». Одна «спарка» использовалась как источник запчастей, а другая после капитального ремонта получила гражданскую регистрацию и летала до 1960 года.

В 1951 году на вооружение ВВС Польши поступил истребитель Як-23. Этот самолет, как и Як-17, имел «рейданную» схему, но был спроектирован с нуля. Всего из СССР было поставлено 90 Як-23. Первоначально польское правительство планировало наладить лицензионный выпуск Як-23, но впоследствии от него отказались в пользу МиГ-15.

 Истребитель Як-23 в Музее польской авиации в Кракове


Истребитель Як-23 в Музее польской авиации в Кракове

Истребитель с максимальной взлетной массой 3 389 кг был оснащён двигателем РД-500 с тягой 1 590 кгс. Максимальная скорость полёта на большой высоте – 923 км/ч. Дальность полёта с ПТБ – 1 030 км. Вооружение – две 23-мм пушки. Из-за негерметичной кабины высотные характеристики Як-23 находились на уровне поршневых истребителей Второй мировой. Активная служба Як-23 в строевых эскадрильях продолжалась до 1954 года, после чего их стали использовать в учебно-тренировочных целях. Последние Як-23, числившиеся в резерве, списали в 1959 году.

В 1956 году вооруженные силы передали Авиационному институту два самолёта Як-23. Один разобрали на запчасти, а другому присвоили гражданские регистрационные номера, и этот самолет до ноября 1961 года использовался для летных испытаний и исследований.

Истребители МиГ-15 и МиГ-17 советского производства, а также польские модификации, созданные на их базе

МиГ-15 был одним из лучших реактивных истребителей первого поколения. Этот самолёт заслуженно пользовался популярностью в ВВС многих стран и принимал участие в ряде вооруженных конфликтов. Вполне естественно, что выдающейся по совокупности характеристик реактивный истребитель привлёк внимание командования польских ВВС.

 Истребитель МиГ-15 ВВС Польши


Истребитель МиГ-15 ВВС Польши

Реактивный истребитель МиГ-15, оснащенный двигателем РД-45Ф, выдававшим тягу 2 270 кгс, имел максимальный взлётный вес 5 260 кг. На большой высоте самолёт мог разогнаться в горизонтальном полёте до 1 050 км/ч. Дальность полёта – 1 420 км. Истребитель имел герметичную кабину, и его потолок составлял около 15 000 м. Вооружение, рассчитанное на борьбу с американскими бомбардировщиками В-29, было весьма мощным: одна 37-мм и две 23-мм пушки.

Польские лётчики начали переучивание с Як-23 на МиГ-15 в середине 1951 года. Первоначально в Польшу поступали самолёты, изготовленные на советских и чехословацких заводах. Однако уже 17 июля 1952 года в воздух поднялся первый МиГ-15, построенный на авиазаводе компании РZL в городе Мелец. Первый послевоенный польский истребитель собственного производства получил обозначение Lim-1.

 Взлетают истребители Lim-1


Взлетают истребители Lim-1

Освоение серийного выпуска МиГ-15 и двигателей для него очень сильно продвинуло польскую авиационную промышленность. До второй половины 1954 года удалось выпустить 227 реактивных истребителей Lim-1.

В 1953 году Польша получила истребители МиГ-15бис – усовершенствованный вариант МиГ-15. Этот истребитель был оснащён двигателем ВК-1 с тягой 2 700 кгс. Максимальная взлетная масса достигала 6 045 кг. Максимальная скорость – 1 076 км/ч. Дальность полёта – 1 800 км.

 Истребитель Lim-2


Истребитель Lim-2

Поставки МиГ-15бис польского производства под обозначением Lim-2 начались в конце 1954 года. До ноября 1956 года было построено 500 самолётов.

Эксплуатация МиГ-15, МиГ-15бис советского и чехословацкого производства осуществлялась параллельно с самолётами Lim-1 и Lim-2. Некоторые из этих машин прослужили более 20 лет. Первоначально они обеспечивали неприкосновенность воздушных границ Польши, но в связи с увеличением скорости полёта боевых самолётов стран НАТО морально устаревшие, но всё ещё крепкие истребители переоборудовали в истребители-бомбардировщики и разведчики, использовали их в учебных и тренировочных целях.

Параллельно с МиГ-15 в Польшу поступали двухместные учебно-тренировочные самолёты УТИ МиГ-15. После завершения серийного строительства Lim-1 и Lim-2 осуществлялся выпуск «спарок» SBLim-1 и SBLim-2. Самолёты не изготавливались заново, а переделывались на авиаремонтном заводе в Быдгоще из одноместных истребителей. Первый SBLim-1 был изготовлен в 1957 году, а головной SBLim-2 выпустили в 1960 году. Всего переделке подверглись 200 самолётов.

 SBLim-2


SBLim-2

По своим характеристикам польские УТС были близки к УТИ МиГ-15 и вооружались одной 23-мм пушкой.

Помимо SBLim-1 и SBLim-2, с 1961 по 1969 год осуществлялся выпуск двухместных SBLim-1Art и SBLim-2Art. На этих самолётах, предназначенных для корректировки артиллерийского огня и ведения разведки в прифронтовой полосе, во второй кабине не имелось приборов управления, а вместо них появились фотокамеры и столик для работы с картой.

Согласно польским данным, было сдано не менее 30 таких самолётов. Впоследствии часть их после капитального ремонта переделали обратно в учебно-тренировочные SBLim-2М и самолёты, предназначенные для зондирования атмосферы на предмет обнаружения продуктов ядерного взрыва.

 SBLim-2М


SBLim-2М

SBLim-1 был выведен из эксплуатации в 1975 году, а SBLim-2 находились на вооружении до середины 1993 года. После ликвидации Организации Варшавского договора примерно полтора десятка Lim-2 и SBLim-2 продали на Запад. Некоторые самолёты удалось довести до лётного состояния, они до сих пор поднимаются в воздух и участвуют в различных авиашоу.

В 1956 году на завод в Мелец поступило четыре комплекта деталей советского производства, предназначенных для обучения заводского персонала сборке истребителей МиГ-17Ф. Параллельно на предприятии WSK Rzeszоw налаживалось производство двигателей ВК-1Ф. Первый самолет, собранный из советских деталей, был передан польским ВВС 18 января 1957 года. В середине февраля 1957 года началось производство истребителей Lim-5 – лицензионной копии МиГ-17Ф.

 Истребитель Lim-5


Истребитель Lim-5

13 февраля 1957 года польская военная авиация получила 3 самолета Lim-5. Всего в 1957 году удалось построить 222 самолета Lim-5. С 1960 года производство истребителей на заводе в Мелеце осуществлялось на двух сборочных линиях. При этом польские инженеры вносили в конструкцию разработанного в СССР истребителя различные изменения и усовершенствования. Производство самолетов Lim-5 продолжалось до 30 июня 1960 года. Всего было построено 477 самолетов в 19 серийных сериях. В это число также входят перехватчики МиГ-17ПФ, выпускавшиеся под обозначением Lim-5Р, и разведчики Lim-5R, оснащённые фотокамерой АФА-39.

Истребительная послевоенная авиация Польши. Часть 1. Реактивные истребители первого поколения

Характеристики строящихся в Польше истребителей почти не отличались от МиГ-17Ф. Самолёт Lim-5 имел максимальный взлётный вес 6 075 кг. Максимальная скорость полёта – 1 047 км/ч, на форсаже – 1 154 км/ч. Высота полета – 16 600 м. Дальность полета с дополнительными топливными баками – 1 980 км. Встроенное вооружение: одна 37-мм и две 23-мм пушки.

 Перехватчик Lim-5Р


Перехватчик Lim-5Р

Перехватчик Lim-5Р, оснащённый радиолокационным прицелом РП-5 «Изумруд», имел максимальный взлётный вес 6 350 кг. Наличие на борту радиолокационного прицела позволило осуществлять перехват при отсутствии визуального контакта с целью. Антенна передатчика располагалась над верхней губой воздухозаборника, а приемная – по центру воздухозаборника. На форсаже Lim-5Р мог разогнаться до 1 123 км/ч. Потолок – 15 800 м. Дальность с дополнительными топливными баками – 1 930 км. Вооружение – две 23-мм пушки.

В общей сложности до конца 1960 года было выпущено 129 Lim-5P. Впоследствии некоторые Lim-5Р оснастили держателями управляемых ракет К-13 (Р-3С), что повысило боевые возможности перехватчиков и позволило им находиться в строю до начала 1970-х годов.

В конце 1950-х на базе истребителя Lim-5 в заводском конструкторском бюро в Мелеце был создан самолёт, предназначенный для непосредственной поддержки сухопутных войск. Примечательно, что представители ОКБ им. А. И. Микояна забраковали польский проект после знакомства с ним. Но, несмотря на негативный отзыв головного проектировщика, в 1960 году началось серийное производство лёгкого ударного самолёта Lim-5М.

Для базирования на грунтовых аэродромах Lim-5М получил сдвоенные колёса шасси. Дистанцию разбега при взлёте сократили, благодаря использованию твердотопливных ускорителей, а дальность полёта повысили за счёт увеличения ёмкости топливных баков в более толстом крыле. Встроенное пушечное вооружение Lim-5М было таким же, как на МиГ-17Ф. Под крылом можно было подвешивать два блока на шестнадцать 57-мм НАР или 50–100 кг авиабомбы.

Однако из-за возросшего лобового сопротивления летные данные и управляемость самолёта Lim-5М ухудшились, в связи с чем в войсках его встретили прохладно. В результате лётных происшествий, случившихся в 1961–1964 годах, погибло восемь пилотов и разбилось 10 из имевшихся 60 самолетов. В 1964 году было принято решение переоборудовать неудачные Lim-5М в истребители-бомбардировщики Lim-6bis.

Исходя из опыта эксплуатации не слишком удачного Lim-5М, военные пришли к выводу о необходимости создания на базе Lim-5 истребителя-бомбардировщика Lim-6. Серийное производство этого самолёта началось в 1963 году. Улучшенный вариант, адаптированный для действий на малых высотах, получил обозначение Lim-6bis.

 Истребитель-бомбардировщик Lim-6bis


Истребитель-бомбардировщик Lim-6bis

Начиная с 1971 года часть перехватчиков Lim-5Р, сохранивших достаточный лётный ресурс, переоборудовали в истребители-бомбардировщики Lim-6М.

Истребители и истребители-бомбардировщики, созданные в Польше на базе советского МиГ-17Ф, в течение длительного периода времени составляли основу парка польских военно-воздушных сил, и ими были вооружены 17 истребительных авиаполков. Последние такие самолёты были выведены из эксплуатации в 1992 году. Истребители польской постройки также стояли на вооружении в ГДР, Болгарии, Египте, Индонезии и Гвинее-Бисау.

Первые сверхзвуковые истребители ВВС Польши

В конце 1950-х стало понятно, что имеющиеся реактивные польские истребители Lim-5 не в состоянии эффективно перехватывать днём сверхзвуковые самолёты, а перехватчики Lim-5Р в силу ограниченных возможностей бортового радиолокационного прицела имели очень скромные возможности вести самостоятельный поиск воздушных целей ночью.

В связи с этим правительство Польши в 1957 году приняло решение приобрести в СССР сверхзвуковые перехватчики МиГ-19П и МиГ-19ПМ, оснащённые радиолокационным прицелом РП-5. Освоение этих сверхзвуковых самолётов резко повысило возможности ПВО Польши по перехвату воздушных целей.

МиГ-19П был вооружен двумя 30-мм пушками и мог нести две пусковые установки ОРО-57К с 8 неуправляемыми ракетами С-5.

 Сверхзвуковой перехватчик МиГ-19П ВВС Польши


Сверхзвуковой перехватчик МиГ-19П ВВС Польши

На МиГ-19ПМ произошел отказ от пушек, и этот перехватчик был вооружен четырьмя управляемыми ракетами РС-2У (K-5M).

 Сверхзвуковой перехватчик МиГ-19ПМ в Музее польской авиации в Кракове


Сверхзвуковой перехватчик МиГ-19ПМ в Музее польской авиации в Кракове

Сверхзвуковой перехватчик МиГ-19ПМ имел неплохие для конца 1950-х летные данные, но был более требователен, чем МиГ-17Ф, к уровню подготовки пилотов. Максимальная взлетная масса МиГ-19ПМ составляла 9 400 кг. Два турбореактивных двигателя РД-9Б тягой каждый по 2 600 кгс (на форсаже 3 300 кгс) могли разогнать самолёт, несущий четыре ракеты, до 1 270 км/ч. Потолок – 16 800 м, дальность – 1 100 км, дальность полета с дополнительными топливными баками – 1 910 км.

В связи с ожидаемым поступлением истребителей МиГ-21 Польша приобрела 24 МиГ-19П и 12 МиГ-19ПМ. Эти перехватчики разделили между тремя истребительными авиаполками, в которых были сформированы «эскадрильи преследования».

В июле 1959 года польские пилоты на своих МиГ-19ПМ провели стрельбы управляемыми ракетами по беспилотным мишеням Ла-17 на советском полигоне Красноводск в Туркмении. Через год аналогичные стрельбы состоялись на полигоне Ашлук в Астраханской области.

 Управляемая ракета класса «воздух-воздух» РС-2У (К-5М)


Управляемая ракета класса «воздух-воздух» РС-2У (К-5М)

Ракета РС-2У, наводимая в луче бортовой РЛС, была разработана в середине 1950-х, и её первым носителем стал перехватчик МиГ-17ПФУ. В дальнейшем она использовалась в составе вооружения МиГ-19ПМ и почти всех модификаций МиГ-21. При длине 2 538 мм ракета весила 83,2 кг. Масса боевой части – 13 кг. Дальность стрельбы – до 6 км.

Вскоре после освоения польскими пилотами МиГ-19П/ПМ они приступили к боевому дежурству. Более высокая по сравнению с Lim-5Р скорость и большая продолжительность полёта позволяли быстрей выходить на рубеж перехвата и дольше находиться в воздухе.
В связи с переучиванием на истребители МиГ-21 все польские МиГ-19П/ПМ в 1965 году передали в 28-й истребительный авиаполк. Эти самолёты активно эксплуатировались до второй половины 1974 года. После чего снятые со списанных перехватчиков двигатели отправили в СССР, где их использовали для установки на радиоуправляемые мишени Ла-17, а планеры польских МиГ-19П/ПМ расстреляли на полигонах. Три самолёта сохранились в виде музейных экспонатов и памятников.

Источник — https://topwar.ru/196286-polskie-reaktivnye-istrebiteli-pervogo-pokolenija.html

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account