Истребители Pomilio Gamma. Италия
Хотя в годы Первой Мировой войны в Италии разрабатывались и строились истребители отечественных конструкций, они были не слишком удачными. Так, например, компания Ansaldo серийно строила истребители SVA, которые были очень быстрыми, но маломаневренными, что делало их малопригодными на роль истребителей. Другой тип, созданный той же компанией, – Ansaldo A.1 Balilla – появился слишком поздно, чтобы продемонстрировать весь свой потенциал, и к тому же имел проблемы с надежностью. О третьей попытке итальянских авиастроительных компаний создать высокоэффективный самолет-истребитель пойдет речь в данной статье. К сожалению для итальянцев, разработка этой машины продолжалась слишком долго и, следовательно, он не смог принять участие в боевых действиях.
Владельцем компании, на который был разработан и построен герой нашей статьи, был инженер Отторино Помилио (Ottorino Pomilio), считавшийся до войны одним из лучших итальянских инженеров. Когда в 1913 году инженер Помилио поступил на военную службу, он стал членом технического управления военной авиации (Direzione Technica dell Aviazione Militare) и вместе с пионером авиации и конструктором Умберто Савойя (Umberto Savoja) модифицировал французский самолет Farman для применения в итальянской военной авиации; машина получила обозначение SP.
В конце 1915 года Отторино Помилио покинул воинскую службу и в Турине основал авиастроительную компанию Societa Anonima per Costruzioni Aeronautiche Ing. O. Pomilio et C°. Первоначально компания выпускала усовершенствованные Farman SP.2. Первой самостоятельной разработкой компании стал самолет-разведчик C.1. Этот биплан, имевший уже классический фюзеляж с расположенным в передней части двигателем и с тянущим винтом, строился серийно под обозначением Pomilio PC. За ним последовали усовершенствованные варианты Pomilio PD и PE.
Самолеты-разведчики Pomilio PC, PD и PE оказались очень успешными, и инженер Помилио задумался о создании на их базе одноместного истребителя, которому было присвоено внутрифирменное обозначение Gamma. Его разработка началась скорее всего в начале осени 1917 года (информация о точной дате пока отсутствует), и в конце года прототип был готов к летным испытаниям.
Истребитель Pomilio Gamma имел цельнодеревянный силовой набор и фанерную обшивку стабилизатора и киля, а также большей части фюзеляжа. Верхняя часть фюзеляжа до кабины пилота обшивалась листами алюминия. Крылья, рули высоты и направления покрывались полотном. Силовая установка состояла из рядного шестицилиндрового двигателя жидкостного охлаждения SPA.6A, развивавшего мощность 200 л.с. (147 кВт) и вращавшего двухлопастный винт.
Первый полет прототипа состоялся в начале 1918 года, и вскоре машина была продемонстрирована контрольной комиссии итальянской боевой авиации. В ходе испытаний Pomilio Gamma показал себя скоростным и маневренным самолетом, но в качестве недостатка истребителя была отмечена плохая скороподъемность.
Несоответствие истребителя Gamma всем предъявляемым требованиям вынудило Отторино Помилио построить второй прототип, оснащенный более мощным 260-сильным (191 кВт) рядным шестицилиндровым двигателем Isotta-Fraschini V.6. Второй прототип, получивший обозначение Pomilio Gamma IF (IF – Isotta-Fraschini), свой первый полет совершил весной 1918 года. Новая машина достигла высоты 4000 метров всего за 11 минут.
Однако обстоятельства складывались таким образом, что итальянская военная авиация не проявила интереса к Pomilio Gamma IF. Тогда Отторино Помилио отправил истребитель в США, где Gamma IF был представлен официальным органам. Инженер Помилио поступил так же, как и год назад, когда в Соединенных Штатах с большим успехом были продемонстрированы самолеты-разведчики Pomilio PD и PE.
Вполне вероятно, что показ истребителя Gamma IF послужил поводом комиссии Боллинга (Bolling) зачислить самолет компании Pomilio в число участников конкурса на одноместный истребитель. Поскольку отечественные конструкции не удовлетворяли требованиям американских военных, то последние обратились к европейскому опыту, намереваясь выбрать подходящий самолет и начать серийно выпускать его не территории Соединенных Штатов. Шеф-пилот компании Де Бернарди представил истребитель в лучшем свете и продемонстрировал превосходство над Ansaldo SVA.5, пилотировал который знаменитый пилот Стоппани (Stoppani).
К сожалению для Отторино Помилио американцы не купили Gamma IF, да и у приемочной комиссии итальянской военной авиации также были противоречивые требования относительно машины компании Pomilio. Однако испытания Gamma IF продолжались, и было очевидно, что компания может еще более усовершенствовать этот истребитель.
Наконец, в последние недели войны был подписан заказ на небольшую производственную серию истребителей Pomilio Gamma IF (семь экземпляров). Следует сказать, что официальные источники противоречивы, и возможно были заказаны 10 истребителей и во второй половине 1918 года были фактически изготовлены только семь самолетов.
Летом 1918 года братья Помилио решили эмигрировать в Америку и продали свою компанию концерну Ansaldo, которая передала производство истребителей Gamma IF концерну FIAT (Fabrica Italiana di Automobili/Aeroplani Torino). Это объясняет появление слухов (которые, впрочем, не находят подтверждения), что серийные истребители Gamma оснащались 12-цилиндровыми 300-сильными (221 кВт) двигателями жидкостного охлаждения FIAT A.12bis.
В заключение следует сказать, что для концерна FIAT истребители Gamma были своего рода предшественниками многочисленных истребителей-полуторапланов, начиная с C.R.1 и заканчивая воевавшим во Второй Мировой войне C.R.42. Что же касается братьев Отторино и Эрнесто Помилио, то во второй половине 1918 года они эмигрировали в США, где основали компанию Pomilio Brothers Corporation. В Америке братья разработали истребитель FVL-8 и двухместный самолет BVL-12, но большого успеха не добились.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Pomilio Gamma IF
Назначение: истребитель
Статус: единичное производство
Компания-производитель: Societa Anonima per Costruzioni Aeronautiche Ing. O. Pomilio et C°, Турин
Силовая установка: рядный шестицилиндровый двигатель жидкостного охлаждения Isotta-Fraschini V.6, развивавшего мощность 260 л.с. (191 кВт) и вращавший двухлопастный винт
Размеры:
размах крыльев 8,00 м
длина 6,30 м
площадь крыльев 21,90 м²
Вес:
пустого 680 кг
взлетный 950 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость 225 км/ч
время набора высоты
3000 метров 7,5 мин
4000 метров 11,0 мин
продолжительность полета 3,0 ч
Количество изготовленных: 9 экз. (2 прототипа + 7 серийных)
источники:
текст – JIŘÍ HORNÁT «POMILIO FIAT GAMMA» // Letectvi+Kosmonautika 14-2002, стр.48/948 (Letadla 14-18)
часть фотографий – http://www.airwar.ru/enc/fww1/gamma.html