Истребители и учебные самолеты Nieuport-Macchi M.14. Италия

13

Истребители и учебные самолеты Nieuport-Macchi M.14. Италия

В истории авиации Италия претендует на одно первенство: ее колониальные войска были первыми, кто в боевых действиях – война с Турцией 1911 года за господство над Триполитинией (нынешняя Ливия) – применил летательные аппараты тяжелее воздуха. Тогда на вооружении итальянской авиации были легкие спортивные самолеты (Blériot XI, Etrich Taube и Deperdussin) с более чем скромными характеристиками, и вскоре выяснилось, что для оснащения боевых подразделений нужна более совершенная техника. Удовлетворить требования итальянцев смогла лишь французская компания Nieuport, которая разработала самолет, специально предназначенный для военных целей. В 1912 году было заключено соглашение о покупке лицензии на серийное производство в Италии моноплана Nieuport Nie.IVM (военная адаптация классической спортивной «четверки»). При выборе отечественной компании-производителя, которая смогла бы выполнить заказ, итальянские власти остановились на молодого предпринимателя из Варезе Джулио Макки, чью планы и возможности казались наиболее приемлемыми. Летом того же года в Варезе на фабрике недавно созданной компании Societa Anonima Nieuport-Macchi (Nieuport-Macchi) с помощью технических специалистов из Франции было начато лицензионное производство боевых самолетов Nie.IVM. Самолеты данного типа, известные в Италии как Nieuport Monoplano, были приняты на вооружение и пошли на оснащение специальных саперных батальонов (Battaglione Specialisti del Genio) – своеобразной основы будущих военно-воздушных сил – и базировавшейся в Ливии 1-й эскадрильи авиационной колониальной службы (I. Squadriglie Servizio ďAviazione Coloniale). В общей сложности было изготовлено около 50 боевых самолетов Nie.IVM, из которых около половины эксплуатировались до 1916 года. Самолеты данного типа использовались в качестве учебных в расположенной на аэродроме Кашина-Мальпенса (Cascina Malpensa) летной школе.

На основе Nieuport Monoplano возглавляемые Джулио Макки итальянские конструкторы разработали высокоплан, предназначенный для корректировки артиллерийского огня (для обзора вниз более предпочтительным вариантом является высокорасположенное крыло). Данная машина впервые поднялась в небо в 1914 году и под обозначением Macchi Parasol был запущен в производство. Самолетов данного типа было выпущено меньше, и они были переданы артиллерийские эскадрильи (Squadriglie di Artigleria) 3-й армии, в составе которых самолеты-корректировщики Macchi Parasol приняли участие в боевых действиях против Австро-Венгрии.

После завершения производства корректировщиков Macchi Parasol компания Nieuport-Macchi начала лицензионное производство бипланов Nie.10, а с мая 1915 года производство летающих лодок L.1, являвшихся копиями захваченного австро-венгерского гидросамолета Lohner L.40. После завершения производства Nie.10 в серию были запущены истребители Nie.11 и, наконец, Nie.17. Эти истребители выпускались до 1917 года и были самыми многочисленными машинами компании Nieuport. Также истребители Nie.17 были последним самолетом компании Nieuport, который в Варезе выпускали в годы Первой Мировой войны. Из Франции было импортировано несколько истребителей Nie.24 и Nie.27, но их характеристики мало отличались от характеристик «семнадцатого», и потому лицензия на их производство закуплена не была.

Помимо этого командование итальянской военной авиации вслед за англичанами и французами было намерено ввести две категории одноместных истребителей: одни должны были быть более скоростными, тяжелыми и менее маневренными, тогда как вторые наоборот – более легкими, маневренными, но менее скоростными. В качестве машин первого типа были выбраны французские SPAD S.VII (позднее были дополнены модификацией S.XIII), в то время как в качестве истребителя второго типа был выбран Hanriot H.D.1, права на лицензионное производство которого были приобретены компанией Nieuport-Macchi в 1916 году. Истребители H.D.1 были изготовлены в больших количествах (свыше 1700 штук), причем последние заказанные машины были построены после окончания войны в 1919 году. Компания сохранила название Nieuport-Macchi SA даже в то время, когда самолеты этой французской компании на заводе в Варезе уже не производились (в 1928 году компания сменит свое название на Aeronautica Macchi). Истребители H.D.1 оставались в эксплуатации до конца 1920-х годов.

Постепенно итальянские авиаконструкторы из Варезе вышли на европейский уровень, и могил уже замахнуться на создание отечественного маневренного истребителя: работавшим в компании инженером Алессандро Тонини (Alessandro Tonini) были выполнены эскизный проект и статические расчеты. Машина, получившая обозначение M.14, несла в своей конструкции влияние более ранних лицензионных машин, но, тем не менее, была самостоятельной разработкой с оригинальными техническими решениями.

схема истребителя M.14

схема истребителя M.14

Основу фюзеляжа составляла деревянная ферменная конструкция, усиленная диагональными расчалками. Большая часть обшивки фюзеляжа была полотняной, но в некоторых местах использовалась фанера. Интересно отметить, что в конструкции фюзеляжа M.14 была черта, характерная для ряда итальянских машин тех лет: переход поперечного сечения фюзеляжа от прямоугольного в середине к почти треугольному у его задней оконечности.

Двухлонжеронные крылья с близко установленными нервюрами и полунервюрами имели разный размах. Верхнее крыло имело большую длину хорды, стреловидность и средства механизации – элероны, в то время как нижнее было простым прямым крылом без элеронов. Оба крыла имели цельнодеревянный каркас с внутренними расчалками и полотняной обшивкой. Между собой крылья соединялись системой V-образных стоек с минимальным использованием расчалок (т.н. ферма Уоррена, которая позднее будет использована на истребителях-бипланах FIAT CR.32 и CR.42).

Силовая установка истребителя M.14 состояла из французского ротативного девятицилиндрового двигателя Le Rhȏne 9J, развивавшего мощность 110 л.с. (91 кВт) и вращавшегося с двухлопастным деревянным винтом. Напорный топливный бак был расположен за двигателем, спрятанный под алюминиевыми листами капота с «выхлопными» прорезями в его нижней части. Полуконусы, обеспечивавшие более плавный переход от круглого капота к прямоугольному поперечному сечению фюзеляжа, были выполнены из того же материала.

Хвостовое оперение с килем и стабилизатором имели фанерную обшивку и нестандартный внешний вид (особенно киль, напоминавший рыбий плавник). Рули высоты и направления имели деревянный силовой набор и полотняную обшивку. Усовершенствованная аэродинамика была использована в шасси самолета: основные стойки и колпаки колес были покрыты обтекателями. Шасси было обычным для тех лет: с межколесной осью и резиново-шнуровой амортизацией. В задней части фюзеляжа был установлен хвостовой костыль. Вооружение истребителя M.14 должно было состоять из двух синхронизированных 7,7-мм пулеметов Vickers, дополненных телескопическим прицелом, но все изготовленные машины остались невооруженными.

прототип и серийные самолеты М.14 были полностью выкрашены очень светлой кремовой краской. Исключение составили капот двигателя и переходные полуконусы, изготовленные из листов алюминия и оставшиеся без окраски. Опознавательные знаки – трехцветные красно-бело зеленые кокарды – были нанесены на борта фюзеляжа и крылья. Вертикальное оперение было выкрашено в цвета национального флага

прототип и серийные самолеты М.14 были полностью выкрашены очень светлой кремовой краской. Исключение составили капот двигателя и переходные полуконусы, изготовленные из листов алюминия и оставшиеся без окраски. Опознавательные знаки – трехцветные красно-бело зеленые кокарды – были нанесены на борта фюзеляжа и крылья. Вертикальное оперение было выкрашено в цвета национального флага

Первый полёт прототипа истребителя M.14 состоялся весной 1918 года. Машина была тщательно испытана, но несмотря на высокую скорость, достигнутую при относительно слабом двигателе, ее характеристики были недостаточными, чтобы отказаться от выпускавшихся серийно Hanriot H.D.1. Однако компании была заказана партия из десяти самолетов, которые с самого начала командованием итальянкой военной авиации рассматривались в качестве учебных.

прототип истребителя M.14 в Варезе. Как это часто бывало, самолет был сфотографирован в «летном» положении с хвостовым костылем, опирающимся на подставку

прототип истребителя M.14 в Варезе. Как это часто бывало, самолет был сфотографирован в «летном» положении с хвостовым костылем, опирающимся на подставку

тот же самолет в виде спереди. Обратите внимание на форму пропеллера и надпись «M.14» на верхней лицевой части капота двигателя

тот же самолет в виде спереди. Обратите внимание на форму пропеллера и надпись «M.14» на верхней лицевой части капота двигателя

Испытания опытного образца и серийных самолетов проводились на аэродроме Монтечелио (Montecelio) даже после окончания войны; на этом же аэродроме «четырнадцатые» использовались расположенной там летной школой. Также M.14 видели на аэродроме Геда (Gheda). В 1920 году итальянская военная авиация списала имевшиеся у нее «четырнадцатые», продав их гражданским лицам как спортивные машины. В 1920-е года M.14 принимали участие в различных авиационных состязаниях, но дольше всех летал самолет, принадлежавший компании Breda и имевший номер гражданской регистрации I-BADG.

после войны M.14 (l-BADG) использовался компанией Breda в качестве курьерского самолета. Машина была оснащена новым вертикальным оперением треугольной формы, столь типичным для ее «полотняных» самолетов тех лет

после войны M.14 (l-BADG) использовался компанией Breda в качестве курьерского самолета. Машина была оснащена новым вертикальным оперением треугольной формы, столь типичным для ее «полотняных» самолетов тех лет

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Nieuport-Macchi M.14

Назначение: истребитель

Статус: малосерийное производство

Компания-производитель: Nieuport-Macchi SA, Варезе

Экипаж: 1 чел.

Силовая установка: один ротативный девятицилиндровый двигатель Le Rhȏne 9J, развивавший мощность 110 л.с. (91 кВт) и вращавшийся с двухлопастным деревянным винт

Размеры:

размах крыльев 8,20 м
длина 5,65 м
высота 2,62 м
площадь крыльев 16,60 м²

Масса:

пустого самолёта 440 кг
взлетная 640 кг

Летные характеристики:

максимальная скорость у земли 186 км/ч
крейсерская скорость 145 км/ч
время набора высоты 1000 метров 3,5 мин
практический потолок 4200 м
продолжительность полета 2 ч

Количество изготовленных: 11 экз.

источник: Miroslav Balous «Letadla 14-18. Macchi M.14» «L+K», říjen 2008, str 52-53

перевод впервые опубликован — https://vk.com/@710541705-istrebiteli-i-uchebnye-samolety-nieuport-macchi-m14-italiya

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account