Истребители Fokker D.I. Германия

13

Истребители Fokker D.I. Германия

Когда характеристики истребителя-моноплана Fokker E.IV стали недостаточными – особенно высотах более 3000 метров – для противодействия новейшему французскому одноместному истребителю Nieuport 11 лучший на тот момент немецкий летчик-истребитель Освальд Бёльке обратился (24 марта 1916 года) к командующему Имперскими военно-воздушными силами Германии (Deutsche Luftstreitkräfte) и внес предложение разработать легкий истребитель-биплан с лучшими скороподъемностью и практическим потолком. Однако незадолго до обращения Освальда Бёльке 8 марта того же года Инспекция военной авиации (Inspektion der Fliegertruppen – Idflieg) заказала у компании Halberstadt двенадцать таких бипланов под обозначением D.I. А работавший в Германии нидерландский авиаконструктор и предприниматель Энтони Фоккер уже в начале 1916 года дал указание своему неофициальному главному конструктору Мартину Крейцеру (Martin Kreutzer) разработать истребитель-биплан.

Первым был прототип M.18 с рядным шестицилиндровым двигателем водяного охлаждения Mercedes D.I, развивавшим мощность 100 л.с. (74 кВт), и фюзеляжем, занимавшим все межкрыльевое пространство, и одностоечную бипланную коробку. Второй прототип с тем же обозначением имел более длинный и узкий фюзеляж, который вскоре был изменен и стал похож на фюзеляжи истребителей-монопланов Fokker E, и двухстоечную бипланную коробку с крыльями большего размаха. В этом варианте самолет, оснащенный 120-сильным (88 кВт) шестицилиндровым рядным двигателем Mercedes D.II, совершил свой первый полет в марте 1916 года. Самолет был испытан как с системой перекоса законцовок крыла (т.н. гоширование), так и с элеронами. Ферменная конструкция, являвшаяся основой фюзеляжа, была сварена из стальных труб; силовой набор, сваренный из стальных труб, имело и хвостовое оперение. Крылья самолета имели деревянный силовой набор и в их задней кромке использовались стальные струны. В обшивке самолета использовалось полотно; исключение составлял капот двигателя из листов металла. Межкрыльевые стойки были изготовлены из стальных труб, которые в целях улучшения обтекания получили деревянные накладки. По бортам носовой части фюзеляжа были установлены узкие коробчатые водяные радиаторы системы охлаждения двигателей. В правой части фюзеляжа перед пилотом находился синхронизированный 7,92-мм пулемет LMG.08/15.

схема истребителя Fokker D.I

схема истребителя Fokker D.I

15 апреля новые истребители-бипланы компаний Albatros, Fokker, Halberstadt и LFG Roland были доставлены в расположенный в Адлерсхофе испытательный центр. После тестирования Idflieg заказала первые три экземпляра нового типа Fokker D.I, который имел внутрифирменное обозначение M.18. Производство началось в апреле, а в мае 1916 года Idflieg расширила заказ до 80 истребителей. На тот момент это был самый крупный заказ немецких ВВС на истребители из подписанных когда-либо. С 30 мая по 5 июня проводились испытания на прочность как с крыльями, оснащенными элеронами, так и с перекосом законцовок крыла; по результатам испытаний кабанные стойки были усилены. 6 июня самолеты данного типа были объявлены полностью боеспособными.

Первая серийная машина для управления по крену была оснащена элеронами, а вторая и последующие системой перекоса законцовок крыла. Во время испытаний второй машины выяснилось, что существующего руля направления недостаточно, и поэтому перед ним был установлен киль большой площади. 27 июня 1916 года создатель истребителя Fokker D.I Мартин Крейцер, выполнявший полет на одной из серийных машин, разбился на заводском аэродроме Гёррис (Görries), Шверин. Причиной аварии, приведшей к гибели авиаконструктора, стало заблокирование управления по курсу. После гибели Мартина Крейцера направление конструкторской мысли в компании Fokker пошло в другом направлении.

12 и 13 июля 1916 года немецким ВВС были переданы первые два серийных истребителя Fokker D.I; в том же месяце за ними последовали еще 16 истребителей, а в августе немецкие ВВС получили еще 37 машин. В конце августа 10 истребителей Fokker D.I действовали на западном фронте в основном в 1-й истребительной эскадрилье (Jagdstaffel 1; Jasta 1). С сентября по ноябрь в состав немецких ВВС поступили более 56 истребителей Fokker D.I. Наибольшее их количество – 74 машины – действовало на фронте в октябре 1916 года, и в этом месяце был сделан дополнительный заказ на 10 самолетов (возможно для использования в качестве источника запасных частей).

официальный снимок истребителя Fokker D.I (регистрационный номер 216/16)

официальный снимок истребителя Fokker D.I (регистрационный номер 216/16)

недавно поставленный в Jagsa 1 истребитель Fokker D.I (регистрационный номер 151/16)

недавно поставленный в Jagsa 1 истребитель Fokker D.I (регистрационный номер 151/16)

В боевых действиях истребители Fokker D.I не сумели отличиться, по крайней мере об этом нет свидетельств. Из истории эксплуатации машин данного типа сохранились воспоминания другого рода. Так, например, 30 августа 1916 года во время испытательного полета у самолета Ганса Мисегадеса (Hans Miesegades) из состава Jasta 3 оторвались крылья, и пилот погиб. Гибель истребителя Fokker D.I с пилотом произошла 4 декабря 1916 года с самолетом К. Энталера (K. Ehrnthaler) из состава Jasta 1, хотя причина была иной. 6 декабря 1916 года командование ВВС, возмущенное пятью авариями одномоторных истребителей D.I, запретило полеты истребителей компании Fokker над линией фронта. Уже заказанные и еще не поставленные машины должны были быть переданы в летные школы.

Тем не менее в конце февраля 1917 года (когда немецким ВВС был поставлен последний истребитель Fokker D.I) на фронте действовали пять машин, летом даже шесть, в конце августа только две и только одна в октябре. Однако возможно это были либо учебные машины, либо самолеты, которые использовались боевыми подразделениями в качестве связных.

Также следует сказать, что несколько истребителей Fokker D.I было передано полевым авиационным отрядам (Feld Flieger Abteilung) для сопровождения и защиты их самолетов-разведчиков от истребителей противника. Примером может служить баварский авиаотряд №9b, действовавший в районе оккупированного французского города Кольмар (Colmar). По крайней мере одну машину из серии, заказанной 10 октября 1916 года, получила 16-я истребительная эскадрилья. Предположительно последние 22 изготовленных истребителя Fokker D.I оснащались 100-сильными (74 кВт) двигателями Mercedes D.I.

В общей сложности было изготовлено 112 истребителей Fokker D.I, из которых немецким ВВС было передано 90 машин. Еще шесть самолетов получили ВМС Германии, а 16 истребителей были поставлены авиации Австро-Венгрии. Некоторые из этих машин были оснащены элеронами и как минимум одна получила шестицилиндровый рядный двигатель Austro-Daimler (мощность неизвестна). В ноябре 1917 года восемь истребителей Fokker D.I были переданы немецкими ВВС авиации Османской империи, но в Турции интенсивность эксплуатации этих машин была низкой. Позже некоторые немецкие истребителей Fokker D.I получили своеобразный «камуфляж»: выкрашенные в зеленый цвет верхние поверхности крыльев и фюзеляжа.

истребитель Fokker D.I поставлялся в простой цветовой гамме: полотняная обшивка была покрыта прозрачным аэролаком, профилированные стойки были в цветах металла и дерева, а листы капота и кабины пилота были в цвете алюминия. Машина с регистрационным номером 159/16 (подразделение неизвестно) имела верхние поверхности, выкрашенные в зеленый цвет. На борта фюзеляжа были нанесены черные полосы, образовывавшие литеру «Л»

истребитель Fokker D.I поставлялся в простой цветовой гамме: полотняная обшивка была покрыта прозрачным аэролаком, профилированные стойки были в цветах металла и дерева, а листы капота и кабины пилота были в цвете алюминия. Машина с регистрационным номером 159/16 (подразделение неизвестно) имела верхние поверхности, выкрашенные в зеленый цвет. На борта фюзеляжа были нанесены черные полосы, образовывавшие литеру «Л»

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Fokker D.I

Назначение: истребитель

Статус: серийное производство

Компания-производитель: Fokker Flugzeugwerke GmbH, Шверин, Мекленбург

Экипаж: 1 человек

Силовая установка: шестицилиндровый рядный двигатель жидкостного охлаждения Mercedes D.II, развивавший мощность 120 л.с. и вращавший двухлопастный деревянный винт фиксированного шага

Размеры:

размах крыльев 9,05 м
длина 5,70 м
высота 2,25 м
площадь крыльев 22,00 м²

Масса:

пустого самолёта 463 кг
взлетная 671 кг

Летные характеристики:

максимальная скорость 150 км/ч
время набора высоты
• 2000 метров 9,00 мин.
• 4000 метров 23,00 мин
продолжительность полета 1,5 ч
практический потолок около 5000 м

источник: Text Jiří Hornát Výkres Petr Kolmann «Fokker (M.18) D.I» «L+K» 2006-03, str.70-71

перевод впервые опубликован — https://vk.com/@710541705-istrebiteli-fokker-di-germaniya

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account