Давным давно для МГК я нарисовал (по мотивам Гриппена) истребитель поколения 4+:
https://alternathistory.ru/istrebitel-tam-97-paskundzhi-mificheskaya-drakonoobraznaya-ptitsa-v-mgk
Самолет получился красивым, неплохим, но нереалистичным с точки зрения этого Альтмира.
Поэтому вышеуказанная тема аннулируется и вводится более правдоподобный самолет.
* * *
Характерной чертой использования истребителей в Грузии является их максимальная приспособленность к условиям горной местности с ее ограниченными равнинными пространствами. Самолеты должны отличаться высокими взлетно-посадочными характеристиками, дающими возможность взлетать с коротких ВПП и отдельных участков автострад, простотой технического обслуживания, в результате чего с самолетами может работать менее квалифицированный наземный персонал. Кроме того, истребители должны были быть максимально универсальными.
В марте 1983 г. командование грузинских ВВС выработало требования к новому истребителю. Рассматривалась вероятность закупки истребителей Дассо Авиасьон "Мираж" 2000, Дженерал Дайнэмикс F-16 "Файтинг Фолкон", Макдоннелл-Дуглас F/A-18А/В "Хорнит" и:
- Фирма Нортроп на тот момент разрабатывала новую Мк. истребителя семейства F-5 — F-20 Tigershark, который заинтересовал командование грузинских ВВС.
В результате сравнения претендентов, было признано нецелесообразным использование подфюзеляжного воздухозаборника. Подфюзеляжный воздухозаборник создал бы проблему попадания в двигатель посторонних предметов. Таким образом с дистанции сошел Дженерал Дайнэмикс F-16 "Файтинг Фолкон".
Постепенно к 1984 г. руководство ВВС Грузии все более склонялось к проекту фирмы Нортроп.
Официально программа создания этого самолета стартовала в январе 1980-го как ответ на спецификацию ВВС США "Промежуточный экспортный истребитель", но разрабатывался под требования наиболее вероятного заказчика – Тайваня. Националистическому Китаю требовалась машина, оснащенная ТРД F404 и способная применять УР класса "воздух-воздух" средней дальности AIM-7 "Спэрроу".
Использование одного ТРД F404 уменьшило ширину фюзеляжа, но его длина возросла. "Похудение" самолета могло негативно сказаться на продольной устойчивости. Дабы этого не произошло, на боках хвостовой части фюзеляжа имеются выступы, создающие дополнительный кабрирующий момент на больших углах атаки. "Поджатие" в средней части фюзеляжа устранили, поскольку ТРДДФ "Дженерал Электрик" F404 обладает избыточной для самолета тягой. Увеличилась на 30% площадь стабилизатора, а часть алюминиевой обшивки заменили на углепластиковую.
Коренной переделке подверглась система управления самолетом. F-20, как стал называться F-5G с конца 1982-го, претендовал на занятие места в ряду истребителей четвертого поколения, а его основным конкурентом на внешнем рынке считался F-16. На F-20 снизили запас устойчивости в канале тангажа и применили электродистанционную систему управления по тангажу.
Улучшению боевой эффективности истребителя способствовала установка многофункциональной РЛС APG-67(V) с дальностью обнаружения воздушных целей в верхней полусфере до 70 км (позволяет отслеживать одновременно до 50 крупных воздушных целей на расстоянии 78 морских миль и обнаруживать морские цели на расстоянии 80 миль). Замене подверглось практически все электронное и приборное оборудование, состав которого стал отвечать требованиям, предъявляемым к истребителям 4-го поколения.
F-20 был универсальным истребителем, который успешно мог использовать широкий диапазон оружия: УР "воздух-воздух" AIM-7F, AIM-9 Sidewinder, УР "воздух-земля" AGM-65 Maverick, универсальный подвесной контейнер с 30-мм пушкой, ПУ 70-мм НУР и 500-фунтовые бомбы Mk.82. Автоматизированная интегрированная цифровая система управления оружия Тигершарка давала возможность использования ряда зарубежных современных и перспективных видов авиационного оружия без сильных изменений в системе. Предполагалось использование УР "воздух-воздух" Skyflash и MATRA 550, УР "воздух-земля" CRV-7, BAP-100, Durandal, TABO и ПКР Gabriel.
30 августа 1982 года F-20 выполнил первый полет. Всего было построено три прототипа. Но в то же время в качестве "международного" американцы стали продвигать на рынок более молодой и имеющий большие модернизационные резервы на перспективу F-16. Также свою роль сыграли и две катастрофы F-20. В октябре 1984-го на авиабазе Сувон в Южной Корее во время демонстрационного полета разбился летчик-испытатель Дарелл Корнелл, а в мае следующего года на канадской авиабазе Гуз-Бэй погиб летчик-испытатель Дэвид Барнис. Предположительно, что обе катастрофы произошли из-за потери сознания пилотов во время маневрирования с большими перегрузками.
К весне 1985 г. единственным серьезным заказчиком оставалась Грузия. Попытки продать документацию на самолет и технологическую оснастку Тайваню не удались, эту сделку пресек Госдепартамент США, не желавший портить отношения с континентальным Китаем.
Летом 1985 г. документация и четвертый опытный недостроенный самолет были переданы в Грузию.
16 февраля 1986 г. на заводе ТАМ состоялась презентация первого опытного истребителя ТАМ-Ех-86 «Zvigeni». Предполагалось, что летные испытания самолета начнутся летом того же года, но проблемы, выявленные в авионике и системе управления, периодически переносили дату первого полета.
В октябре 1986 г. опытный самолет, пилотируемый летчиком-испытателем Михэилом Вадачкория, выполнил первый полет.
В мае 1987 г. Министерство обороны Грузии выдало фирме ТАМ заказ на проектирование двухместного варианта истребителя "Zvigeni".
24 мая 1987 г. выполнил первый полет второй опытный истребитель, оснащенный полным комплексом авионики, но без РЛС. В конце августа 1987 г. приступили к летным испытаниям самолета с установленной РЛС.
К середине октября 1987 г. фирма ТАМ объявила о завершении испытаний. В связи с этим командование ВВС решило, что истребитель "Zvigeni" может быть принят на вооружение. В ноябре 1987 г. между фирмой ТАМ и Министерством обороны был подписан календарный план поставок истребителей.
В начале марта 1988 г. к опытным самолетам присоединился первый предсерийный истребитель. В начале июня 1988 г. все истребители были переданы ВВС для эксплуатационных испытаний.
Первый серийный истребитель, названный ТАМ 86/88 "Zvigeni", ВВС Грузии приняли на вооружение в сентябре 1988 г.
По первоначальным планам ВВС, к началу 1990 г. на вооружение планировалось принять 25 истребителей "Zvigeni". Они должны были заменить истребители Нортроп F-5A, эксплуатирующиеся с середины 60-х гг.
Одновременно руководство ТАМ занялось продвижением истребителя на международный рынок
Первым покупателем стала Армения, имевшая намерение сменить 24 истребителя F-104S, устаревших и морально и технически. Поставки начались летом 1990 г. и были завершены в 1992 г. поставкой 26 истребителей.
В 1990 году самолётом заинтересовались представители ВВС Таиланда. В 1991 г. был подписан контракт на поставку 49 одноместных и 12 двухместных истребителей. Поставки осуществлялись в 1993-1998 гг.
В 1997 г. руководство ВВС Грузии приняло решение заменить 36 истребителей F-5E, поставленных во второй половине семидесятых; этот заказ был выполнен в 1999-2002 годах. В 1998 году в Чили был проведён конкурс, в котором снова встретились F-16 и F-20 но уже в ипостаси ТАМ 86/88. В конкурсе победил последний, при вполне сопоставимых ТТХ он был ощутимо дешевле. Контракт был подписан в 1999, поставка осуществлялась в 2001-2004 годах, всего было поставлено 43 ед.
Благодаря этому конкурсу истребитель завоевывал все больший интерес на рынке.
Всего на данный момент произведено 302 ед. (в том числе 63 ед. для ВВС Грузии), которые поставлены в (помимо перечисленных):
- Марокко – 24 ед.
- Бразилию – 12 ед.
- Кению — 23 ед.
- Перу — 14 ед.
- Азербайджан – 36 ед.
Кроме того, фирма имеет 79 твёрдых заказов и около 120 потенциальных.
В целом самолёт можно характеризовать положительно, не уступая конкурентам в категории истребителей поколения «4 – 4+», он успешно конкурирует с ними в ценовом и эксплуатационном сегменте.
Лётно-технические характеристики:
Модификация |
ТАМ 86/88 Zvigeni |
Размах крыла, м |
8,13 |
Длина, м |
14,19 |
Высота, м |
4,22 |
Площадь крыла, м2 |
18,60 |
Масса, кг |
|
пустого |
5360 |
нормальная взлетная |
8400 |
максимальная взлетная |
12 600 |
топлива |
2490 |
Двигатель |
1 ТРД General Electric F404-GE-100А |
Тяга на форсаже, кгс |
1×8165 |
Максимальная скорость, км/ч |
2124 (М=2) |
Практическая дальность, км |
2800 |
Радиус действия, км |
1200 |
Скороподъёмность, м/мин |
16 100 |
Практический потолок, м |
16 500 |
Максимальная перегрузка |
9 |
Экипаж, чел |
1 |
Вооружение: |
две 20-мм пушки Ford M39A2 с 450 патронами на пушку. Боевая нагрузка – 3800 кг на 7 внешних узлах подвески. Возможна подвеска контейнера GPU-5/A c 30-мм Бомб Paveway с лазерным наведением, УР воздух-воздух AIM-7F, AIM -9 Sidewinder, УР воздух-земля AGM-65 Maverick |