2

 Истребитель-Штурмовик Ильюшина. Ил-1. CCCР

Истребитель-Штурмовик Ильюшина. Ил-1.
История Ил-1 начинается с истребительной версии штурмовика Ил-2 – Ил-2И, применение которого показало, что он не способен активно бороться с новейшими скоростными бомбардировщиками и истребителями противника. 

Для этого предназначался одноместный бронированный истребитель малых и средних высот Ил-1 с расчетной максимальной скоростью полета около 600 км/ч и характеристиками маневренности, позволяющими ему вести активный наступательный воздушный бой с новейшими вражескими истребителями Me-109 G-2 и FW-190A-4.

В соответствии с постановлением ГКО истребитель Ил-1 был спроектирован под новый двигатель жидкостного охлаждения АМ-42 с взлетной мощностью 1471 кВт (2000 л. с), разработанный в ОКБ А. А. Микулина и с мая 1943 г. доводившийся на опытном тяжелом штурмовике-бомбардировщике Ил-АМ-42. Как и на Ил-2И, летчик, двигатель, системы охлаждения и смазки двигателя, топливные баки должны были быть защищены броней, надежно предохраняющей их от поражения оборонительным оружием бомбардировщиков.

Истребитель-Штурмовик Ильюшина. Ил-1. CCCР

С. В. Ильюшин не разделял концепций бронированного истребителя, и проектирование Ил-1 велось с позиций обеспечения не только заданных летно-технических данных истребителя, но и возможности использования этого самолета в дальнейшем в качестве скоростного и маневренного штурмовика.

Истребитель-Штурмовик Ильюшина. Ил-1. CCCРИстребитель-Штурмовик Ильюшина. Ил-1. CCCР

При проектировании истребителя Ил-1 главной задачей являлось обеспечение максимально высокого аэродинамического совершенства самолета. Оно достигалось применением на Ил-1 нового крыла с увеличенной по сравнению с Ил-2И удельной нагрузкой и соответственно меньшей, чем у него, площадью. Крыло компоновалось из скоростных аэродинамических профилей с различной относительной толщиной по размаху — максимальной в центроплане, куда убирались колеса основных опор шасси, и минимальной на отъемной части крыла. Главное внимание уделялось улучшению формы бронекорпуса, естественно, без излишнего усложнения технологии его изготовления. Это достигалось новой компоновкой водо и маслорадиаторов систем охлаждения и смазки двигателя, которые полностью размещались в бронекорпусе за передним лонжероном центроплана (рис. 7.3). Радиаторы охлаждались наружным воздухом, поступавшим через два воздухозаборника в местах стыка носка центроплана с фюзеляжем с правой и с левой сторон бронекорпуса по каналам, огибавшим двигатель. Охладив радиаторы, воздух выходил наружу через щель на нижней поверхности бронекорпуса, величина которой регулировалась в зависимости от режима работы двигателя специальным бронесовком. Благодаря такому компоновочному решению обводы бронекорпуса удалось сделать более плавными, чем на Ил-2, а более выгодная в аэродинамическом отношении схема продува радиаторов позволила уменьшить их размеры и сопротивление. Были улучшены также формы фонаря кабины летчика и других частей самолета. Для Ил-1 разработали оригинальную кинематическую схему уборки основных опор самолета назад по полету в центроплан с поворотом колес в процессе уборки на 86°, которая позволила резко уменьшить мидель и лобовое сопротивление обтекателей шасси по сравнению с Ил-2И (рис. 7.4). Простая и надежная кинематическая схема поворота колес с помощью одной тяги, разработанная для Ил-1, неоднократно применялась потом на самолетах ОКБ, в том числе и на таких, как Ил-28 и Ил-76. Убирающимся было сделано и хвостовое колесо.
Продувки моделей Ил-1 в аэродинамических трубах ЦАГИ подтвердили высокое аэродинамическое совершенство нового самолета: его лобовое сопротивление на режиме максимальной скорости оказалось примерно в 1,3 раза меньшим, чем у Ил-2И.

Истребитель Ил-1 (рис. 7.5) имел металлическое крыло и оперение и деревянную хвостовую часть фюзеляжа. Его вооружение состояло из двух пушек ВЯ калибра 23 мм, установленных в консолях крыла вне зоны, ометаемой винтом, на специальных стальных креплениях. Каждая пушка имела боезапас из 150 снарядов.
Для защиты хвоста самолета от атак вражеских истребителей в хвостовой части фюзеляжа устанавливалась кассета, в которой размещались 10 авиационных гранат АГ-2. После сбрасывания эти гранаты сначала парашютировали, а затем взрывались, поражая атакующий самолет противника. Бомбового вооружения истребитель Ил-1 не имел, но в случае необходимости при перегрузочной полетной массе он мог нести 200 кг бомб на наружной подвеске.

19 мая 1944 г. летчик-испытатель В. К. Коккинаки совершил на истребителе Ил-1 первый полет. В процессе проведения заводских летных испытаний на самолете Ил-1 с нормальной полетной массой 5320 кг была достигнута максимальная скорость горизонтального полета 580 км/т на высоте 3260 м. По своим скоростным характеристикам в диапазоне высот от земли и до 4000 м бронированный истребитель Ил-1 значительно превосходил широко применявшийся в Люфтваффе истребитель Р\№-190А-4 и практически не уступал массовому истребителю врага легкому Ме-1090-2 (рис. 7.6).



Истребитель-Штурмовик Ильюшина. Ил-1. CCCР

По оценке В. К- Коккинаки, истребитель Ил-1 выполнял все фигуры высшего пилотажа мягко, легко. Полный вираж в горизонтальной плоскости на высоте 1000 м самолет завершал за 20 с, а истребитель Ме-109О-2 — за 22 … 23 с. Боевым разворотом за 13 … 14 с истребитель Ил-1 набирал высоту 900 м. Однако благодаря возросшей мощи советской истребительной авиации, завоевавшей стратегическое господство в воздухе, к середине 1944 г. необходимость в боевом самолете такого типа уже отпала, поэтому на государственные испытания Ил-1 передан не был.

Практически одновременно с разработкой истребителя Ил-1 по инициативе С. В. Ильюшина началось проектирование двухместного варианта этого самолета — скоростного и высокоманевренного бронированного штурмовика, также имевшего обозначение Ил-1, стрелково-пушечное и бомбовое вооружение которого было таким же, как и на самолете Ил-2 (рис. 7.7). Считая, что такой штурмовик значительно нужнее фронту, чем бронированный истребитель, С. В. Ильюшин работы по созданию двухместного варианта Ил-1 вел в очень быстром темпе, опережающем темпы работ по истребителю.

 

 ЛТХ:

 Модификация                      Ил-1

 Размах крыла, м                     13.40

 Длина, м                             11.12

 Высота, м                              4.08

 Площадь крыла, м2             30.00

 Масса, кг  

   пустого самолета             4285

   максимальная взлетная     5320

 Тип двигателя                     1 ПД АМ-42

 Тяга, кгс                                      1 х 1750

 Максимальная скорость ,             км/ч  

   у земли                                          525

   на высоте                                  580

 Практическая дальность, км  1000

 Скороподъемность, м/мин             625

 Практический потолок, м            8600

 Экипаж, чел  1

 Вооружение:  две 23-мм пушки ВЯ с боезапасом 300 снарядов

 Нормальная бомбовая нагрузка — 400 кг (в перегрузку — 600 кг)

 http://www.airwar.ru/enc/fww2/il1.html

 

Альтернатива.

Разрущитель "Летающих Крепостей" высотный перехватчик Ил-1В

Ил-1 опоздал, он был актуален в 42-43-их годах, к 44-ми в нем не стало потребности, немецкая дневная бомбардировочная авиация постепенно множилась на «Ноль», ударные функции переходили истребителям-бомбардировщикам с которыми успешно справлялись обычные истребители. Казалось, для бронированного истребителя нет места в ВВС.
Да на советско-германском фронте, но в будущем возможен конфликт с Союзниками по антигитлеровской коалиции, обладающих внушительным количеством (армадой) тяжелых хорошо защищенных четырехмоторных высотных бомбардировщиков. Остро стал вопрос уничтожения этих «Летающих Крепостей». Хорошо защищенный броней истребитель привлек внимание ГКО. Ильюшину было срочно предложено доработать Ил-1 под высотный полет установив на Ил-1 двигатель АМ-42 с 2-я ТК-2Б, которые должны были обеспечить ему скорость 690 км.ч. на высоте 11 километров.

Истребитель-Штурмовик Ильюшина. Ил-1. CCCР
 

 

 

 

Подписаться
Уведомить о
guest

9 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account