Истребитель для тотальной войны. Опытный истребитель Martin-Baker MB2. Великобритания

4

Истребитель для тотальной войны. Опытный истребитель Martin-Baker MB2. Великобритания

В 1934 году Джеймс Мартин и капитан Валентайн Бейкер в Денеме, графство Бакингемшир, основали авиастроительную компанию Martin-Baker Aircraft Company (Martin-Baker). Первым самолетом, созданным вновь основанной компанией, стал MB1 – двухместный туристический самолет с низкорасположенным крылом и закрытой кабиной. Основу фюзеляжа MB1 составляла ферма, сваренная из стальных труб; для удобства транспортировки и хранения консоли крыла можно было снять. Первый полет MB1 состоялся в апреле 1935 года под управлением капитана Валентайна Бейкера. Однако в связи с ухудшением политической ситуации в Европе и тем, что Королевские ВВС срочно нуждались в обновлении парка истребителей компания Martin-Baker обратила внимание на создание боевых самолетов и разработала истребитель MB2.

MB2 создавался на собственные средства компании Martin-Baker и в строгом соответствии с требованиями спецификации F.5/34, выпущенной министерством авиации в 1934 году и предусматривавшей создание истребителя с максимальной скоростью 275 миль в час (442 км/ч) и вооружением из восьми пулемётов винтовочного калибра. MB2 должен был стать простым в производстве и недорогим истребителем. Изготовление MB2 началось в 1936 году и в своей конструкции с использованием стальных труб он был во многом схож со своим предшественником MB1. Консоли крыла и передняя часть фюзеляжа получили обшивку из листов дюралюминия, а задняя часть фюзеляжа и отклоняющиеся поверхности покрывались полотном. Для упрощения и легкости конструкции MB2 получил неубирающиеся основные стойки шасси, размещенные в крупных обтекателях; в левом обтекателе также был размещен маслорадиатор. Аварийный пилон с помощью пневматического привода выступал над фонарем кабины пилота в случае капотирования во время взлета или посадки.

на фоне опытного истребителя Martin-Baker MB2 стоят три самых главных человека компании Martin-Baker. Слева направо капитан Валентайн Бейкер, Джеймс Мартин и Фрэнсис Фрэнсис, обеспечившие финансирование авиастроительной компании Martin-Baker Aircraft Company

на фоне опытного истребителя Martin-Baker MB2 стоят три самых главных человека компании Martin-Baker. Слева направо капитан Валентайн Бейкер, Джеймс Мартин и Фрэнсис Фрэнсис, обеспечившие финансирование авиастроительной компании Martin-Baker Aircraft Company

С самого начала Джеймс Мартин планировал использовать для установки на MB2 двигатель Rolls-Royce Merlin, но компания Martin-Baker не смогли получить его. В компании Napier были готовы одолжить Мартину двигатель Dagger IIIM, и истребитель MB2был разработан под установку этого авиамотора. Napier Dagger IIIM представлял собой 24-цилиндровый рядный вертикальный Н-образный двигатель воздушного охлаждения. При диаметре цилиндра 3,8125 дюйма (96,8 мм) и ходе поршня 3,75 дюйма (95,25 мм) общий рабочий объем двигателя Dagger IIIM составлял 1027 кубических дюймов (16,8 л). Обладая средней степенью наддува, двигатель Dagger IIIM на взлете развивал мощность около 805 л.с. (600 кВт) при 4000 оборотах в минуту и приводил в движение двухлопастной деревянный винт фиксированного шага диаметром 10,5 футов (3,2 м).

Истребитель MB2 был разработан с учетом обеспечения простоты технического обслуживания. Ко всем основным компонентам был обеспечен легкий доступ. Двигатель Dagger можно было сменить быстрее, чем мотор любого другого истребителя, состоявшего в то время на вооружении. Два человека могли демонтировать вооружение MB2 – восемь пулеметов Browning калибра .303 (7,7 мм) – менее чем за пять минут (по сравнению с 60 и 70 минутами у истребителей Hurricane и Spitfire соответственно). При боезапасе по 300 патронов на ствол два человека могли перезарядить пулеметы MB2 за 15 минут по сравнению с 16 и 60 минутами у истребителей Hurricane и Spitfire соответственно). Внешние консоли крыла, расположенные за основными стойками шасси, можно было снять за считанные минуты, что позволяло легко транспортировать или хранить самолет. MB2 имел размах крыла 34 фута (10,4 м), длину 34 фута 9 дюймов (10,6 м) и массу 5537 фунтов (2512 кг). На высоте 9250 футов (2820 м) самолет развивал максимальную скорость 305 миль в час (491 км/ч), хотя некоторые источники утверждают, что в горизонтальном полете самолет мог разогнаться до 320 миль в час (515 км/ч). Практический потолок MB2 составлял 29000 футов (8840 м).

Свой первый полет MB2 совершил 3 августа 1938 года под управлением Валентайна Бейкера. Первоначально вертикальное оперение MB2 состояло из одного руля направления, высота которого не превышала высоту фюзеляжа, поскольку считалось, что путевая устойчивость будет обеспечена плоскими бортами фюзеляжа. Однако путевая устойчивость оказалась недостаточной, и в задней части самолёта над стабилизатором был установлен небольшой киль. Позднее MB2 после летных испытаний в Мартлшем-Хите, состоявшихся в конце 1938 года и показавших необходимость дальнейшего улучшения путевой устойчивости, получил обычное хвостовое оперение.

схема опытного истребителя Martin-Baker MB2 в первоначальным, промежуточным и окончательным вариантами хвостового оперения

схема опытного истребителя Martin-Baker MB2 в первоначальным, промежуточным и окончательным вариантами хвостового оперения

ранняя фотография опытного истребителя Martin-Baker MB2 с нанесенной на борта фюзеляжа надписью «M-B-1» и капитаном Бейкером в кабине пилота. Обратите внимание на выпускной коллектор и на то, чем он отличается от других снимков

ранняя фотография опытного истребителя Martin-Baker MB2 с нанесенной на борта фюзеляжа надписью «M-B-1» и капитаном Бейкером в кабине пилота. Обратите внимание на выпускной коллектор и на то, чем он отличается от других снимков

опытный истребитель Martin-Baker MB2 с установленным небольшим вертикальным оперением, которое обеспечивало лучшую путевую управляемость по сравнению с первоначальной конфигурацией без киля, которая была испытана и признана неэффективной

опытный истребитель Martin-Baker MB2 с установленным небольшим вертикальным оперением, которое обеспечивало лучшую путевую управляемость по сравнению с первоначальной конфигурацией без киля, которая была испытана и признана неэффективной

На первых порах по причинам, которые так и не были выяснены, на бортах фюзеляжа MB2 нес надпись «M-B-1». Во время испытаний в Мартлшам-Хит наземный персонал полюбил MB2 за простоту и удобство технического обслуживания. Однако пилоты сочли, что машине компании Martin-Baker, однако летчики-испытатели обнаружили, что машине не хватает путевой управляемости, руль направления был недостаточным, а управление элеронами тяжелым. Из-за проблем с управляемостью MB2 не мог считаться хорошим носителем стрелкового вооружения.

После того, как хвостовое оперение для устранения путевой неустойчивости было модифицировано, в конце 1939 года самолет прошел повторные испытания в Мартлшем-Хите. Новый руль направления был признан удовлетворительным и эффективным, но другие элементы управления полетом все еще нуждались в улучшении. Одновременно были разработаны конструктивные улучшения, позволявшие повысить потенциал MB2. Среди них были убирающиеся основные стойки шасси и замена части пулеметов на автоматические пушки. Однако эти усовершенствование не были реализованы на практике.

вооруженный восемью пулеметами опытный истребитель Martin-Baker MB2 с окончательной конфигурацией хвостового оперения

вооруженный восемью пулеметами опытный истребитель Martin-Baker MB2 с окончательной конфигурацией хвостового оперения

опытный истребитель Martin-Baker MB2 с окончательной конфигурацией хвостового оперения и аварийным пилоном, выдвинутым над фонарем кабины. Обратите внимание, что фонарь обеспечивал пилоту обзор на 360 градусов

опытный истребитель Martin-Baker MB2 с окончательной конфигурацией хвостового оперения и аварийным пилоном, выдвинутым над фонарем кабины. Обратите внимание, что фонарь обеспечивал пилоту обзор на 360 градусов

опытный истребитель Martin-Baker MB2 в полете с окончательной конфигурацией хвостового оперения. Обратите внимание на отверстие для масляного радиатора на обтекателе левой основной стойки шасси выхлопные патрубки на капоте

опытный истребитель Martin-Baker MB2 в полете с окончательной конфигурацией хвостового оперения. Обратите внимание на отверстие для масляного радиатора на обтекателе левой основной стойки шасси выхлопные патрубки на капоте

В июле 1939 года министерство авиации приобрело MB2, но уже было ясно, что дальнейших модификаций не будет и что нет никаких шансов на заключение контракта на серийное производство. Хотя недостатки MB2 можно было устранить, это не изменило бы того факта, что истребитель разрабатывался соответствии со спецификациями пятилетней давности. Однако перед компанией Martin-Baker была поставлена задача использовать опыт создания MB2 и разработать новый истребитель, который должен был оснащаться двигателем Napier Sabre и который впоследствии получил обозначение MB3. Единственный MB2 был списан в 1944 году.

В заключение следует сказать, что опытный истребитель MB2, спроектированный и изготовленный небольшой компанией со штатом менее 40 сотрудников, стал примером простых и недорогих технологий производства, примененных на самолете, который был разработан для простоты технического обслуживания и характеристики которого могли соответствовать характеристикам истребителей, состоящих в то время на вооружении.

Источники:

  • “Martin-Baker Fighters,” by Bill Gunston, Wings of Fame Volume 9 (1997)
  • The British Fighter Since 1912 by Francis K. Mason (1992)
  • Interceptor Fighters for the Royal Air Force by Michael J.F. Bowyer (1984)
  • British Piston Aero-Engines and Their Aircraft by Alec Lumsden (1994/2003)
  • http://www.martin-baker.com/about/mb1-mb5

источник: https://oldmachinepress.com/2013/07/29/martin-baker-mb2/

перевод впервые опубликован – https://vk.com/@710541705-istrebitel-dlya-totalnoi-voiny-martin-baker-mb-2

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account