Первая часть ЗДЕСЬ
Еще одна интересная статья из жж коллеги Харитонова.
История практически любого народа подобна течению реки. Ни один народ на планете не существует в абсолютной изоляции, все этносы испытывают на себе влияние соседей – генетическое, культурное, технологическое. Так река, начинаясь в виде какого-нибудь ручейка, одного из множества себе подобных, по ходу движения вбирает в себя воды многочисленных притоков – таких же ручьев, а потом и полноводных рек, а также невидимые с поверхности, но может быть, и более обильные воды ключей и грунтовых вод – питаясь ими, набирая мощь и силу. В результате химически в нижнем течении воды реки – ее кровь! – это давно уже не вода только того ручейка, с которого всё начиналось. Тем не менее река остается рекой, можно проследить ее течение от устья до истока (или наоборот), и не стоит смешивать понятия реки и водосборного бассейна. И здесь мы говорим про "реку"…
На картинке вы видите реконструкцию свайного поселения III века до нашей эры на территории Германии. К нашим героям создавшая его в свое время культура — возможно, родня знаменитого "ледяного человека" Этци — не имеет отношения, просто других свайных поселений на картинках у меня для вас нет. Меж тем свайные поселения прафинноугры волосовской культуры того же времени, о которых мы тут говорим, строили (да кто и когда их только не строил!), причем примерно такие же — сходные ландшафты и уровни технологий порождали сходные архитектурные решения. Справа видна стенка из вертикально стоящих слег, переплетённых прутьями — во-первых, такая легче, чем из бревен, что для свайной постройки критично, во-вторых, "волосовцы" жили всё еще в каменном веке, а каменным топором бревна делать хоть и можно, но муторно.
Слева — каменный топор волосовской культуры в деревянной муфте. Камень представители волосовских племен обрабатывали виртуозно, причем среди их изделий из кремня помимо привычных деталей инструментов попадаются и произведения искусства — статуэтки, выполненные в той же отжимной технике, что и каменные лезвия — грубые, некрасивые… зачем — ведь слепить из глины или вырезать из кости или дерева можно было намного более изящные и правдоподобные фигурки? Возможно, это были какие-то магические амулеты из "истинного" материала, прообраз тоже грубоватых и странноватых амулетов потомков "волосовцев" эпохи металла — фигурки птичек с расправленными крыльями, например… впрочем, об этом позже. Судя по погребениям, уже тогда сложился культ лося и медведя. А вот тоже, возможно, ритуальный, шаманский предмет (по крайней мере, на элемент доспеха не очень-то похоже) — маска из лосиного рога (справа ее примеряют на археолога Д.А. Крайнова):
В культурных слоях поселений этой культуры найдены самые древние для лесной зоны Восточной Европы духовые музыкальные инструменты – флейты (за номером 15 на картинке ниже) – и игральные фишки (фото не нашел… может быть это то, что другие авторы называют "счетными табличками, прообразом денег" — номер 6 на вставке?), по внешнему виду напоминающие современные шашки. Если это фишки, то во что ими могли играть в Поволжье пять тысяч лет назад? Дима skyruk, , отзовись, как думаешь? Если это деньги в каменном веке, то… круто. Справа — пуговицы (вы думали, в неолите только ремешками перевязывались?) и кулончики из янтаря (одни археологи считают, что его получали с Балтики в процессе торговли, другие — что это фамильные запасы, привезенные с собой далекими предками "волосовцев", жившими близ Балтийского моря — помните предыдущую часть?) и поясной набор из резцов бобра и челюстей куницы:
Как упоминалось в предыдущей части, обитали прафинноугры не только и не столько в озерных поселениях, но всё больше в полуземлянках… Да, у неискушенного читателя вообще может возникнуть впечатление, что раньше люди жили на всю планету одним народом с одним языком, а потом зачем-то раздробились, а потом снова – на более мелкие группы… На самом деле, конечно, не было никогда единого народа каких-нибудь "индо-" или просто "ариев" или там "протофинноугров" – были племена или племенные группы, для каждой из которых были характерны свои особенности, каждая из которых шла по своему пути развития, но вместе с тем было между ними и много общего… Так вот, в полуземлянках. Площадь некоторых занимала до 100 м², а кровлю поддерживали многочисленные столбы. Такие жилища составляли целые поселки, вытянутые вдоль берегов рек. При раскопках таких поселений были найдены семена льна (а также части деревянной прялки и отпечатки тканей на керамике – то есть семена хранили, чтобы сеять ради пряжи, а не на еду). Но в целом роль сельского хозяйства была невелика, а само оно, по-видимому, оставалось в зачаточном состоянии, на уровне подсобных делянок, а не полей; основными занятиями “волосовцев” оставались охота и рыбная ловля с полным ассортиментом орудий – ловушки, сети, крючки, остроги… В поселениях найдены останки крупных собак, которые могли быть как охотничьими, так и ездовыми.
На рубеже III-II тысячелетия до нашей эры территория племен волосовской культуры подверглась миграции скотоводческих племён фатьяновской культуры – восточного фронтира распространения народов обширной культурной общности, называемой ныне «культурой боевых топоров» или «культурой шнуровой керамики», носители которой говорили на каком-то индоевропейском наречии. Соприкосновение культур в этом регионе происходило довольно мирно и имело характер взаимопроникновения, а не военного вторжения – скотоводы предпочитали открытые участки на возвышенностях, тогда как охотникам и рыболовам для жизни нужны были чащобы и речные долины. Вообще складывается впечатление, что история финно-угорских народов (точнее, финно-пермских, угры в этом вопросе, пожалуй, стоят особняком) – это не столько история битв и завоеваний, сколько взаимовыгодных союзов.
Слева — фатьяновские модификации тех самых боевых "топоров" (так уж сложилось их называть), а по сути — боевых молотов. Не инструмент, а только оружие — персональное, имевшее, видимо, особый смысл, символ мужской чести, как в железном веке меч: топоры эти клали мужчинам в могилы. Мужчин всегда хоронили на правом боку, женщин на левом; и тех и других лицом на юг.
Пришельцы познакомили аборигенов с навыками придомного скотоводства и основами бронзовой металлургии – жить бы да радоваться. Но отношения двух культур сложились трагически, и не из-за военных конфликтов. Фатьяновские пастухи со своими стадами овец, коз, свиней и сопутствующими им паразитами, вступая в контакт с "волосовцами", похоже, заразили их какой-то инфекцией, к которой у тех не было иммунитета, и в свою очередь, подхватили заразу от них — такое нередко случалось не только на заре времен, но и при столкновении цивилизаций в историческое время, и такова оказалась цена за завершение каменного века для многих народов… Мор был великим. Вымирали целыми поселками, чему свидетельствуют хронологически одно-двухмоментные коллективные разновозрастные захоронения как на волосовских, так и на фатьяновских кладбищах того времени без каких-либо признаков насильственной смерти на останках.
Единая культурная общность распалась на отдельные островки, часть племен откочевала восточнее, прочь от поветрия – лингвисты фиксируют на рубеже III-II тысячелетий до нашей эры распад прафинноугорского языка на две ветви – праугорскую и финно-пермскую. О дальнейшей судьбе потомков ушедших на восток уже рассказывалось ЗДЕСЬ и далее ([2], [3], [4], [5]). Выжившие же из оставшихся, коим новые технологии коренным образом изменили не менявшийся столетиями – да что там, тысячелетиями – уклад, оправившись от последствий эпидемии, обнаружили себя уже частью Цивилизации Бронзы (пусть и за краем тогдашней Ойкумены) и создали целый букет новых локальных культур, к концу бронзового века вновь консолидировавшихся в единую общность т.н. ананьинского круга древностей. Геродот называл их тиссагетами…