История сражающегося сокола. F-16 Block 70/72 (F-16V)

9

Все части цикла

История сражающегося сокола. F-16 Block 70/72 (F-16V)

Продолжение цикла статей, посвященных истребителю General Dynamics F-16 Fighting Falcon с канала Михаила Никольского на яндекс-дзене.

Блок 70/72 представляет собой адаптацию или, если угодно, интеграцию блок 60 в общую генеральную линию развития самолета F-16 с учетом сохранения веток с двумя разными двигателями. Другой отправной точкой появления самолетов блок 70/72 стала программа модернизации F-16 блок 30 – 50, состоящих на вооружении ВВС США.

РЛС AN/APG-80, установленная на F-16 блок 60, получилось слишком дорогой. Самолеты блок 70/72 получили более дешевую РЛС AN/APG-83 SABR (Scalable Agile Beam Radar), разработанную по заказу ВВС США в рамках программы CAPES (Combat Avionics Programmed Extension Suite).

История сражающегося сокола. F-16 Block 70/72 (F-16V)

Программа CAPES связана с модернизацией БРЭО самолетов F-16 ВВС США. ВВС объявили конкурс на разработку РЛС для F-16 CAPES. В конкурсе приняли участие фирма «Нортроп-Грумман» с РЛС AN/APG-80 и фирма «Рейтеон» с РЛС AN/APG-84 RACR (Raytheon Advanced Combat Radar).

РЛС AN/APG-84 представляла развитие радиолокатора AN/APG-79 самолета F/A-18E/F и AN/APG-82 самолета F-15E. Испытывалась РЛС AN/APG-84 на F-16D блок 40 с/н 87-0392 из 416-й летно-испытательной эскадрильи.

Особенность РЛС AN/APG-83 нашла отражение в ее названии: Scalable – масштабируемая. AN/APG-83 подается как относительная дешевая и более простая альтернатива РЛС AN/APG-77 истребителя F-22 и РЛС AN/APG-81 самолета F-35. РЛС AN/APG-83 работает на более низкой частоте, чем РЛС AN/APG-77 и AN/APG-81, что при меньшей энергии излучаемого сигнала позволяет получить сопоставимую дальность обнаружения целей, но ценой ухудшения разрешающей способности.

Для установки на самолеты F-16 CAPES была выбрана РЛС AN/APG-83, что и предопределило ее появление на самолетах блок 70/72.

Характеристики РЛС AN/APG-80 и РЛС AN/APG-83 близки, но AN/APG-80 все же превосходит AN/APG-83 в дальности обнаружения целей и разрешающей способности. РЛС AN/APG-83 разрабатывалась с учетом возможности установки на любом F-16, начиная с блок 30. Мощности бортовой электросистемы и системы охлаждения F-16 блок 60 выбирались с учетом установки РЛС AN/APG-80. В антенне РЛС AN/APG-80 использовано большее количество приемо-передающих модулей, чем в антенне РЛС AN/APG-83. Установить такое же количество модулей не позволили ограничения по мощности системы охлаждения БРЭО самолетов F-16 блок 30 – блок 50/52. Резерв для увеличения размера антенны AN/APG-83 существует, однако реализовать его возможно лишь в случае доработки системы охлаждения БРЭО и бортовых источников электропитания.

РЛС SABR на летающей лаборатории "Сейбрлайнер", 2008 г.

РЛС SABR на летающей лаборатории «Сейбрлайнер», 2008 г.

РЛС AN/APG-83 (слева) и РЛС AN/APG-80 (справа) на F-16.

РЛС AN/APG-83 (слева) и РЛС AN/APG-80 (справа) на F-16.

История сражающегося сокола. F-16 Block 70/72 (F-16V)

РЛС AN/APG-83 монтируется на всех самолетах блок 70/72. На самолетах блок 70 устанавливается ТРДДФ F110-GE-129, на блок 72 – ТРДДФ F100-PW-229.

Самолет блок 70/72 во многом близки F-16 блок 60: три МФИ в кабине, автоматическая система предупреждения столкновения с землей, возможность монтажа конформных топливных баков, гаргрот у спарки, продленный до 12 000 ч назначенный ресурс.

Фирма «Локхид Мартин» в 2012 г. на авиационно-космическом салоне, который проходил в Сингапуре, анонсировала разработку самолета F-16V, позже получившим обозначение F-16C/D блок 70/72. Самолет F-16V позиционировался как переходной тип к истребителю Локхид Мартин F-35 «Лайтнинг II», способный взаимодействовать с истребителями 5-го поколения.

Первые самолеты F-16 блок 70 появились в результате модернизации F-16 ВВС Тайваня. Без политики, конечно, здесь не обошлось.

Тайбэй еще в 2006 г. направил США официальный запрос о закупке 66 истребителей-бомбардировщиков F-16C/D блок 52. Контракт на поставку новых F-16 тогда заключен не был: сначала тайваньская оппозиция в лице партии «Гоминьдан» заблокировала выделение финансовых ассигнований, а когда деньги были разблокированы, то уже США решили не продавать самолеты, дабы не портить отношения с континентальным Китаем. Высокие договаривающиеся стороны в 2009 г. пришли к компромиссу: модернизация до уровня F-16V блок 70 состоящих на вооружении ВВС Тайваня F-16A/B блок 20. Вашингтон одобрил программу модернизации тайваньских F-16 в 2011 г., после чего фирма «Локхид-Мартин» и приступила к полномасштабным НИОКР по варианту F-16V.

Обозначение F-16V официальным не является, хотя оно прочно закрепилось за самолетами блок 70/72.

Модернизация блок 20 в «V» предусматривала установку РЛС с АФАР AN/APG-83, инерциальной навигационной системы LN-260, системы обмена информацией Link-16, системы «свой – чужой» AN/APX-126, нового модульного вычислителя и нашлемной системы целеуказания. Приборное оборудование кабины адаптировалось к очкам ночного видения, но в целом оно соответствовало самолетам блок 50, а не блок 60: замене двумя МФИ подлежала лишь часть аналоговых приборов. Замене подлежали также большая часть электропроводки и аэронавигационные огни (на светодиодные). Конструкция фюзеляжей двухместных F-16B усиливалась, на одноместных самолетах F-16A устанавливались новые силовые шпангоуты фюзеляжа. Исходные опоры шасси подлежали замене усиленными как на одноместных, так и на двухместных самолетах. Программа модернизации также предполагала нанесение на поверхности самолетов радиопоглощающего покрытия «Have Glass II», но от нанесения такого покрытия или отказались или перенесли его на потом. В СУВ интегрировались УР воздух-воздух AIM-9X «Сайдуиндер» и противорадиолокационные ракеты AGM-88 HARM.

В 2018 г. фирма «Локхид Мартин», после летного происшествия с самолетом F-16A из 34-го авиакрыла ВВС Тайваня, предложила установить на самолеты F-16AM/BM автоматическую систему исключения столкновения с землей (Automatic Ground Collision Avoidance System, AGCAS). Министерство обороны США одобрило оснащение самолетов F-16AM/BM ВВС Тайваня системами AGCAS и интеграцию в СУВ противорадиолокационных ракет AGM-88 весной 2021 г.

Изначально замена аналоговой ЭДСУ на цифровую не планировалось, но установка цифровой ЭДСУ предусмотрена и в 2021 г. была одобрена правительством США. Замену ЭДСУ, вероятно, будут проводить в ходе ремонтно-регламентных работ.

Модернизированные тайваньскими F-16A/B блок 20 формально обозначаются F-16AM/BM. F-16AМ/BM, как и в свое время F-6A/B блок 20, является переходным вариантом от блок 50 к блок 70$ «блок 70-», так сказать.

Первые самолеты, F-16A б/н 6601 (с/н 93-0702 ) и F-16В б/н 6801 (с/н 93-0822) дорабатывались в Форт-Уорте. F-16А с/н 6601 выполнил первый после модернизации полет 16 октября 2015 г. Оба первых F-16AM передали в 416-ю испытательную эскадрилью ВВС США (авиабаза Эдвардс).

F-16A б/н 6601 (с/н 93-0702 ) в испытательном полете. Опознавательные знаки ВВС Тайваня закрашены, на киле нанесена аббревиатура "ED" - авиабаза Эдвардс, бортовой номер ВВС Тайваня заклеен стикером с серийным номером ВВС США.

F-16A б/н 6601 (с/н 93-0702 ) в испытательном полете. Опознавательные знаки ВВС Тайваня закрашены, на киле нанесена аббревиатура «ED» — авиабаза Эдвардс, бортовой номер ВВС Тайваня заклеен стикером с серийным номером ВВС США.

F-16В б/н 6801 (с/н 93-0822) покидает Фогрт-Уорт, перелет на авиабазу Эдвардс, 16 июня 2016 г.

F-16В б/н 6801 (с/н 93-0822) покидает Фогрт-Уорт, перелет на авиабазу Эдвардс, 16 июня 2016 г.

Все остальные самолеты F-16 проходили модернизацию на государственном предприятия «AIDC» (Aerospace Industrial Development Corporation) в Тайчуне, о. Тайвань. Первые четыре самолета поступили на предприятие «AIDC» в конце 2015 г. Первый F-16AM, модернизированный в Тайчуне, выполнил первый полет в ноябре 2016 г.

Модернизация одного самолета F-16 была разбита на 37 этапов. Работы по каждому из этапов проводились на отдельном рабочем месте и занимали не менее семи рабочих дней. Покрытие «Have Glass II» наносили на уже испытанные самолеты.

Программа модернизации самолетов F-16A/B ВВС Тайваня до уровня «АМ/ВМ» была завершена в 2023 г. Тремя годами ранее, в 2020 г., при администрации президента Трампа, завершилась (не факт) история, начавшаяся в 2006 г.: США согласились поставить Тайваню 66 новых F-16, в полноценном варианте блок 70. Заказ предполагалось выполнить в 2023 – 2024 гг. однако пандемия COVID и хитросплетения отношений между США и КНР негативно отразились на плановых сроках. В 2024 г. поставка самолетов F-16 блок 70 Тайваню намечалась на 2026 – 2027 гг.

Сдаточные испытания F-16, модернизированных предприятием «AIDC», Тайвань, 2021 - 2023 гг.

Сдаточные испытания F-16, модернизированных предприятием «AIDC», Тайвань, 2021 — 2023 гг.

Сдаточные испытания F-16, модернизированных предприятием «AIDC», Тайвань, 2021 - 2023 гг.

Сдаточные испытания F-16, модернизированных предприятием «AIDC», Тайвань, 2021 — 2023 гг.

Сдаточные испытания F-16, модернизированных предприятием «AIDC», Тайвань, 2021 - 2023 гг.

Сдаточные испытания F-16, модернизированных предприятием «AIDC», Тайвань, 2021 — 2023 гг.

Сдаточные испытания F-16, модернизированных предприятием «AIDC», Тайвань, 2021 - 2023 гг.Сдаточные испытания F-16, модернизированных предприятием «AIDC», Тайвань, 2021 - 2023 гг.

Сдаточные испытания F-16, модернизированных предприятием «AIDC», Тайвань, 2021 — 2023 гг.

F-16AM ВВС Тайваня, авиабаза Таксон, США, 2023 г. Самолет используется для подготовки китайских летчиков. Опознавательные знаки ВВС Тайваня заклеены стикерами с опознавательными знаками ВВС США, на киле нанесен американский серийный номер.

F-16AM ВВС Тайваня, авиабаза Таксон, США, 2023 г. Самолет используется для подготовки китайских летчиков. Опознавательные знаки ВВС Тайваня заклеены стикерами с опознавательными знаками ВВС США, на киле нанесен американский серийный номер.

F-16АМ и F-16BM, оба самолета закреплены за 21-й эскадрильей ВВС Тайваня, но летают на авиабазе Таксон, 2023 г. Аббревиатура "AZ" с середины 90-х гг. наносится на самолеты, постоянно дислоцированные на авиабазе Таксон.

F-16АМ и F-16BM, оба самолета закреплены за 21-й эскадрильей ВВС Тайваня, но летают на авиабазе Таксон, 2023 г. Аббревиатура «AZ» с середины 90-х гг. наносится на самолеты, постоянно дислоцированные на авиабазе Таксон.

F-16AМ ВВС Таавня, 2022 г., о. Тайвань.

F-16AМ ВВС Таавня, 2022 г., о. Тайвань.

F-16AМ ВВС Таавня, 2022 г., о. Тайвань.

F-16AМ ВВС Таавня, 2022 г., о. Тайвань.

Первые самолеты блок 72, также как блок 70, получились в результате модернизации уже построенных машин.

Правительство Греции в октябре 2017 г. инициировало программу модернизации 84 самолетов F-16 блок 50/52 (54 блок 50, 30 блок 52) до уровня блок 70/72. Программа была утверждена в апреле 2018 г. но затем ее несколько подкорректировали – модернизации подлежат 83 самолета F-16 блок 52.

Главным подрядчиком выступает фирма «Локхид Мартин», субподрядчиком – фирма «ЕАВ/HAI» (Ελληνική Αεροπορική Βιομηχανία/ Hellenic Aerospace Industry). Модернизация всех самолетов выполняется на заводе фирмы «ЕАВ», расположенном на авиабазе ВВС Греции Танагра.

Аналоговые приборы средней консоли приборной доски на греческих блок 52 в ходе модернизации заменили одним МФИ, после чего приборное оборудование стало полностью цифровым. Заслуженные катапультные кресла Коллинз ACES II сменили кресла Мартин-Бейкер US18E. Кресла US18E являются штатными для всех F-16 блок 70/72 (F-16V), кроме тайваньских.

Модернизация первого F-16C блок 52 (с/н 06-0005, б/н 005) началась в феврале 2020 г. В январе 2021 г. доработанную машину облетали на авиабазе Танагра, после чего в феврале машина своим ходом пересекла Атлантику. Летные испытания в полном объеме самолет проходил в США на авиабазе Эдвардс, в Грецию истребитель вернулся в сентябре 2022 г. ВВС Греции получили первые два F-16C блок 72 (с/н 06-0005, б/н 005; с/н 06-0006, б/н 006) в сентябре 2022 г.

F-16C блок 52 (с/н 06-0005, б/н 005) в ангаре авиабазы Эдвардс, 2020 г. Опознавательные знаки и флаг Греции заклеены стикерами.

F-16C блок 52 (с/н 06-0005, б/н 005) в ангаре авиабазы Эдвардс, 2020 г. Опознавательные знаки и флаг Греции заклеены стикерами.

F-16C блок 52 (с/н 06-0005, б/н 005), авиабаза Эдвардс, 2023 г.

F-16C блок 52 (с/н 06-0005, б/н 005), авиабаза Эдвардс, 2023 г.

К августу 2023 г. модернизацию до уровня блок 72 прошло десять F-16. Полностью завершить программу намечено в 2027 г.

В 2023 г. в Греции обсуждался вопрос о модернизации 38 самолетов F-16 блок 50 до уровня блок 70.

Первым заказчиком новых F-16V стал Бахрейн. Заказ Бахрейна открыл новую страницу в истории самолета. Дело не в модификации, дело в заводе.

В сентябре 2016 г. на заводе в Форт-Уорте состоялась выкатка F-16C блок 52 с/н 13-0031 (б/н 1636), последнего самолета, предназначенного для ВВС Ирака; официально самолет передали ВВС Ирака в ноябре 2017 г.

Последний F-16, собранный в Форт-Уорте, ноябрь 2017 г.

Последний F-16, собранный в Форт-Уорте, ноябрь 2017 г.

Портфель заказов фирмы «Локхид Мартин» в части постройки самолетов F-16 опустел, что с одной стороны было совсем нездорово, но с другой стороны – очень вовремя. Завод в Форт-Уорте полностью переключался на производство истребителей F-35, за которыми в мире выстроилась очередь. Представитель фирмы «Локхид-Мартин» в начале 2016 г. заявил о возможном сворачивании серийного производства F-16 в конце 2017 г. с передачей технологического оборудования на хранение. Очень кстати вспомнить о предложении организовать серийное производство F-16, сделанным американцами Индии. Тема F-16 индийской сборки особо широко акцентировалась аккурат в 2015 – 2018 гг. У американцев, как всем известно, щедрая душа.

Представитель фирмы «Локхид-Мартин», рассуждая о сворачивании серии F-16, сделал оговорку: «Если не поступит новых заказов». Заказы поступили и первым стал заказ Бахрейна.

Госдепартамент США в сентябре 2017 г. одобрил поставку Бахрейну в рамках программы военной помощи 19 новых самолетов F-16 блок 70 и модернизации до уровня блок 70 двух десятков F-16 блок 40, состоящих на вооружении ВВС этого государства. Заказ на новые машины был урезан до 16 самолетов — десять F-16C, шесть F-16D.

Фарш следовало превратить в мясо, то есть возобновить серийное производство F-16. Мясо, к выгоде фирмы «Локхид-Мартин», не успело стать фаршем. Руководство фирмы приняло решение о переносе выпуска F-16 из Форт-Уорта в Гринвилл (Greenville), шт. Южная Каролина.

В Гринвилле фирма «Локхид» обосновалась в 1984 г., прикупив два ангара в аэропорту Доналдсон-Центр (Donaldson Center). Первоначально предприятие занималось ремонтом и незначительной модернизацией патрульных самолетов Р-3 «Орион», а персонал предприятия насчитывал 12 человек, включая секретаршу – как без нее? Постепенно площадка превратилась в серьезный центр, где проходили ремонт и модернизацию самолеты Р-3 и С-130.

Аэропорт Доналдсон-Центр, 2014 г. "Геркулесы" и "Орионы" в ожидании модернизации.

Аэропорт Доналдсон-Центр, 2014 г. «Геркулесы» и «Орионы» в ожидании модернизации.

В Гринвилле, в случае если фирма «Локхид-Мартин» выйдет победителем в конкурсе на перспективный реактивный УТС для ВВС США, планировалось наладить выпуск реактивных УТС Т-50 южнокорейского происхождения. Победителем в 2018 г. стала фирма «Боинг» с самолетом Т-7 «Red Hawk». Подготовка к производству американизированного Т-50 велась параллельно с организацией выпуска F-16V, но Гринвилл, в силу победы фирмы «Боинг» в конкурсе на УТС, превратился в завод одного самолета – F-16.

В 2023 г. производственная площадка фирмы «Локхид Мартин» в Гринвилле занимала площадь в 112 гектаров и располагала 16 ангарами, на заводе работало более 700 человек. Численность персонала на первый взгляд не впечатляет – на заводе в Форт-Уорте работает 9000 человек. Но! В 2016 г. к изготовлению самолетов F-16 было причастно 200 сотрудников, остальные 8800 трудились на благо F-35. Таким образом, численность персонала фирмы «Локхид-Мартин», завязанного на серийное производство F-16, было увеличено более, чем в три раза. Технологическое оборудование завода в Гринвилле позволяет собирать до четырех самолетов в месяц, завод в Форт-Уорте ежемесячно выпускал два F-16.

Сборка F-16 блок 70, Гринвилл, 2022 г.

Сборка F-16 блок 70, Гринвилл, 2022 г.

Сборка F-16 блок 70, Гринвилл, 2022 г.

Сборка F-16 блок 70, Гринвилл, 2022 г.

Перенос производства F-16 из Форт-Уорта в Гринвилл вызвал существенные изменения в организации производства. Старая кооперация с фирмами «SABCA», «Фоккер», турками и рядом других поставщиков комплектующих сохранились, но в логистические цепочки пришлось добавить и новых участников, в частности греческую «ЕАВ». Любопытно, что работу (производство элементов конструкции фюзеляжа), за которые взялись греки, поначалу предложили полякам, однако договориться с представителями всемирно известной фирмы «PZL-Melec» не удалось. За изготовление и сборку плоскостей крыла для всех новых F-16 теперь отвечает израильская фирма «IAI».

Открытие новой, цифровой, производственной линии по сборке F-16 состоялось 11 ноября 2019 г. Сборка первого самолета задержалась на год, «из-за сложностей с международной кооперацией, вызванных пандемией короновируса». Свою лепту в перенос срока, несомненно, внесли и сложности в выстраивании международной кооперации в новых условиях – привет «PZL-Melec», в частности.

Фотографию первого самолета F-16, собранного в Гринвилле, фирма «Локхид-Мартин» распространила 21 ноября 2022 г. Это был F-16D блок 70 ВВС Бахрейна не просто собранный, а уже окрашенный и перемещавшийся на буксире у трактора по аэродрому. Первый полет спарка выполнила 24 января 2023 г., а вот торжественная церемония выкатки прошла лишь 23 марта 2023 г.

Самая первая распространенная в СМИ фотография F-16 блок 70 новой постройки, Гринвилл, 21 ноября 2022 г.

Самая первая распространенная в СМИ фотография F-16 блок 70 новой постройки, Гринвилл, 21 ноября 2022 г.

Передача новых F-16 блок 70 Бахрейну запланирована на 2024 – 2025 гг. Два самых первых самолета (F-16D с/н 18-001, б/н 1611; F-16C с/н 18-0001, б/н 1601) проходят испытания в США на авиабазе Эдвардс. Первые три машины (F-16C с/н 18-0003, б/н 1603; F-16C с/н 18-0005, б/н 1605; F-16D с/н 18-0012, б/н 1612) перелетели в Бахрейн из США в начале марта 2024 г. Перелет выполнялся с несколькими дозаправками в воздухе и одной промежуточной посадкой на авиабазе Марон в Испании.

F-16D блок 70 ВВС Бахрейна в испытательном полете, авиабаза Эдвардс, март 2023 г.

F-16D блок 70 ВВС Бахрейна в испытательном полете, авиабаза Эдвардс, март 2023 г.

F-16C ВВС Бахрейна, авиабаза Эдвардс, март 2023 г.

F-16C ВВС Бахрейна, авиабаза Эдвардс, март 2023 г.

F-16C ВВС Бахрейна, Гринвилл, 6 марта 2023 г. Снимок сделан непосредственно перед перелетом в Бахрейн.

F-16C ВВС Бахрейна, Гринвилл, 6 марта 2023 г. Снимок сделан непосредственно перед перелетом в Бахрейн.

Лиха беда – начало. Вослед Бахрейну заказы на новые F-16 блок 70/72 разместили Болгария, Иордания, Марокко и Словакия. Как разместили… Постройку самолетов для ВВС этих стран оплачивают, пусть и не полностью, американские налогоплательщики, поскольку поставки будут осуществляться в рамках программы военной помощи. Заказчиком самолетов выступает правительство США. Министерство обороны США в 2020 г. заключило с фирмой «Локхид Мартин» предварительный контракт на постройку F-16 сроком на десять лет, общая сумма контракта 62 млрд. долл. Частью предварительного контракта является твердый контракт суммой около 5 млрд. долл. на постройку до 31 декабря 2026 г. 90 самолетов F-16 блок 70/72. Предварительный контракт был откорректирован в январе 2022 г., общая сумма теперь составила 64,3 млрд. долл, а срок исполнения контракта отменен.

Весной 2019 г. госдеп разрешил поставку Марокко 25 самолетов F-16C/D блок 72, однако переговоры о заключении контракта растянулись на несколько лет. В 2023 г. Марокко подтвердило свое намерение обзавестись новыми F-16 блок 72. Поставки первых самолетов возможны в период с 2025 по 2027 гг.

Соглашение о поставке ВВС Словакии 14 F-16 блок 70 (12 F-16С, два F-16D) было достигнуто в декабре 2018 г., госдепартамент США одобрил сделку летом 2019 г.

Выкатка первого F-16, предназначенного для ВВС Словакии, (F-16C б/н 1001) состоялась в Гринвилле 7 сентября 2023 г., 30 сентября машина выполнила первый полет. Церемония передачи ВВС Словакии первых двух F-16 (F-16C б/н 1001; F-16D б/н 1101) проошла в Гринвилле 5 марта 2024 г. Первые три словацких F-16 (один «С» и два «D») останутся в США на авиабазе Таксон до 2026 г. и будут использованы для подготовки летчиков ВВС Словакии – обычная практика. Перелет первой группы F-16 – двух или четырех самолетов – весной 2024 г. планировался на середину года.

Первый взлет первого F-16 блок 70 ВВС Словакии, Гринвилл, осень 2023 г.

Первый взлет первого F-16 блок 70 ВВС Словакии, Гринвилл, осень 2023 г.

Примеру Словакии последовала Болгария, заказавшая восемь F-16С блок 70, госдеп одобрил сделку в июле 2019 г. В 2022 г. была достигнута договоренность о поставках еще восьми самолетов. Болгария намерена получить от США в обшей сложности десять F-16C и шесть F-16D. Передача болгарских ВВС первых F-16 заказа 2019 г. планировалась на 2023 г., но фирма «Локхид Мартин» перенесла событие, которого с нетерпением ожидают болгарские патриоты, на два года по причине пандемии и проблем с производственной логистикой. Задержка, как ни странно, играет на руку болгарам. F-16 будут базироваться на авиабазе «Граф-Игнатьево», которую в преддверии поступления изумительных американских самолетов поставили на реконструкцию. Реконструкцию, согласно болгарским планам, намечено завершить в 2025 г. То есть, до 2025 г. болгарские F-16 оставались бы в США по любому.

Весной 2024 г. первый полет болгарского F-16 ожидался в конце 2024 г., начало поставок — в 2025 г. Сборка первого F-16C, предназначенного для ВВС Болгарии, в январе 2024 г. была близка к завершению. Министр обороны Болгарии г. Тодор Тогарев 16 января осмотрел самолет и расписался на силовом шпангоуте фюзеляжа. На разных стадиях изготовления тогда находилось семь болгарских F-16.

Да здравствует нерушимая дружба между Болгарией и США, скрепленная самолетами F-16 блок 70. Делегация Болгарии в Гринвилле, январь 2024 г.

Да здравствует нерушимая дружба между Болгарией и США, скрепленная самолетами F-16 блок 70. Делегация Болгарии в Гринвилле, январь 2024 г.

Министр обороны Болгарии г. Тогарев расписывается на шпангоуте первого болгарского F-16.

Министр обороны Болгарии г. Тогарев расписывается на шпангоуте первого болгарского F-16.

Следующим заказчиком F-16V стали Филиппины. Госдеп одобрил поставку Филиппинам 10 одноместных самолетов и двух спарок в июне 2021 г., а в конце 2023 г. люди из Манилы сочли новые F-16 чрезмерно дорогим для страны удовольствием. Поставки по программе военной помощи бесплатными не являются. Более дешевыми, чем по прямым контрактам – это да. К выполнению филиппинского заказа фирма «Локхид Мартин» не приступала. Филиппины же обратили свой взор на единственного, по факту (есть еще МиГ-35 и китайский JF-17 с российским двигателем, закупка которых означает попадание под санкции), реального конкурента F-16 – шведский «Грипен». Соглашение о взаимопонимании в части поставок этих истребителей правительство Филиппин и фирма «Saab» подписали осенью 2023 г. Впрочем, в феврале 2024 г. СМИ Сингапура опубликовали информацию о скором прекращении переговоров с фирмой «Saab» и отказе Филиппин от приобретения самолетов «Грипен». Очень похоже господа из Манилы просто сбивают цену на F-16 и добиваются выделения Вашингтоном льготного кредита на закупку военной техники.

Шестым, с учетом Тайваня, реальным заказчиком вновь построенных самолетов F-16C/D блок 70/72 является Иордания. Госдепартамент США одобрил поставку Иордании 12 F-16C блок 70 и четырех F-16D блок 70 в феврале 2022 г. В виде контракта сделку оформили в начале 2024 г., но в ней фигурирует лишь 12 самолетов, а не 16.

Правительство Турции в сентябре 2021 г. направило в адрес правительства США запрос о возможности приобретения в рамках программы военной помощи 40 новых F-16 блок 70 (32 «С», восемь «D») и 80 модернизационных комплектов для доработки до уровня блок 70 самолетов F-16C/D блок 40 и блок 50. Турецкая сделка превратилась в долгоиграющий политический торг. Госдепартамент ее одобрил в феврале 2024 г., через несколько дней после того, как Турция сняла свои возражения в отношении принятия в НАТО Швеции. Это – не совпадение, это – восточный базар, о котором на Западе не написал только самый ленивый политолог. Турецкий сериал продолжается: в марте представители Турции не исключили сокращение количества закупаемых новых F-16V в связи с прогрессом программы разработки истребителя 5-го поколения «Каган» (Kaan), прототип которого выполнил первый полет 22 февраля 2024 г.

Самолеты F-16V, построенные для ВВС Бахрейна и Словакии изготовлены в варианте с контейнером для тормозного парашюта. Все построенные к апрелю 2024 г. получили обычную камуфляжную окраску, хотя предполагалось нанесение малозаметного покрытия «Have Glass II».

F-16 блок 70/72, заказанные разными странами, имеют некоторые отличия в составе БРЭО, главным образом – в части средств пассивной обороны.

Боевые возможности самолетов той или иной страны определяются не столько собственно «платформой», сколько закупаемыми контейнерными системами и авиационными средствами поражения. Все заключенные контракты являются пакетными; помимо самолетов в них оговорены поставка двигателей, запасных частей, тренажеров, контейнерных систем и вооружения.

источник: https://dzen.ru/a/ZhRGJGJKikeDKa3T

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account