История сражающегося сокола. F-16E/F блок 60. Самолет для Эмиратов

11

Все части цикла

История сражающегося сокола. F-16E/F блок 60. Самолет для Эмиратов

Продолжение цикла статей, посвященных истребителю General Dynamics F-16 Fighting Falcon с канала Михаила Никольского на яндекс-дзене.

Обозначение блок 60 было зарезервировано за ударной модификацией F/A-16, работы по которой были прекращены в 80-е гг. до постройки прототипа. Истребитель-бомбардировщик F-16 блок 60, тем не менее, строился серийно.

В первой половине 90-х гг. ОАЭ объявили конкурс на ударный самолет для своих ВВС. Из трех кандидатов (F-15, F-16 и «Рафаль») в 1996 г. был исключен F-15, а в мае 1998 г. правительство ОАЭ анонсировало закупку 80 самолетов F-16 блок 60 (55 одноместных и 25 двухместных).

ВВС ОАЭ затребовали F-16 в варианте с конформными топливными баками, встроенной оптоэлектронной обзорно-прицельной системой и многорежимной РЛС, обеспечивающей в полном объеме применение УР AIM-120. Финансирование НИОКР по совершенно новому в отношении БРЭО самолету взяли на себя Эмираты. Стоимость НИОКР фирма «Локхид-Мартин» оценила не много ни мало, а в 3 млрд. долл., при общей стоимости контракта 7 млрд. долл.

Эмираты выставили еще одно требование, для США куда более чувствительное, чем баки, ПрНК, или ракеты AIM-120 новейшей модели: передача полного контроля над программным обеспечением системы управления вооружения. Это – неприемлемо: правительство США в декабре 1998 г. наложило вето на передачу первичных кодов. Эмираты в ответ прекратили финансирование работ по F-16 блок 60. Безрезультатные переговоры на довольно высоком уровне продолжались до осени 1999 г., когда ОАЭ вновь обратили свой взор к Европе: «Рафаль» или «Тайфун». Шейхи, очень похоже, прибегли к шантажу. Шантаж удался. Контракт на приобретение 80 самолетов F-16 блок 60 был заключен в марте 2000 г. Получили Эмираты вожделенные первичные коды или нет – история умалчивает. США такие вещи предпочитают не комментировать. Схожая история приключилась с поставками F-35 Израилю. Израиль требовал первичные коды, переговоры шли долго и трудно. Самолеты F-35, как известно, на вооружение ВКС Израиля поступили, а тема передачи кодов была «замылена».

По косвенным признакам коды Эмираты все же не получили, поскольку все испытания на сертификацию вооружения F-16 блок 60 с опознавательными знаками ВВС ОАЭ проходили в США. Испытания, кстати, отнюдь не завершены. Ассортимент боевой нагрузки самолета постоянно расширяется, но все испытания по оценке возможности использования новых боеприпасов проходят в США. Получается, что ВВС ОАЭ самостоятельно не способны интегрировать в СУВ новые образцы авиационных средств поражения.

Блок 60 являл собой развитие самолетов блок 50/52+, однако внесенные в конструкцию планера и состав БРЭО изменения посчитали достаточно радикальными для замены литер C/D на E/F.

История сражающегося сокола. F-16E/F блок 60. Самолет для Эмиратов История сражающегося сокола. F-16E/F блок 60. Самолет для Эмиратов

Внешне спарка блок 60 отличается от «Суфы» и блок 50/52+, если не брать в расчет расположение и количество антенн, отсутствие контейнера тормозного парашюта и наличием обтекателя датчиков системы обзора передней полусферы AN/ASQ-28 IFTS (Internal FLIR and Targeting System), установленной на верхней поверхности фюзеляжа перед кабиной с небольшим смещением к левому борту. С носового обтекателя в угоду РЛС с АФАР убран ПВД. Одноместные F-16 блок 60 гаргрота не имеют, но с конформными топливными баками летают.

Конформные баки F-16 блок 60 несколько отличаются от баков самолета F-16I. Баки F-16 блок 60 легче, обладают меньшим аэродинамическим сопротивлением и эпр, а их монтаж/демонтаж выполняется быстрее. Два бака вмещают 1360 кг топлива, суммарный запас топлива F-16 блок 60 с установленными конформными баками и тремя ПТБ составляет 9070 кг (3080 кг во внутренних баках, 1360 кг в конформных баках, 3700 кг в двух полдкрыльевых ПТБ и 930 кг в подфюзеляжном ПТБ).

F-16 блок 60, учения "Анатолийские орлы", Турция, авиабаза Конья, 2023 г. Довольно редкий снимок - конфоромный бак в процессе монтажа или демонтажа

F-16 блок 60, учения «Анатолийские орлы», Турция, авиабаза Конья, 2023 г. Довольно редкий снимок — конфоромный бак в процессе монтажа или демонтажа

На блок 60 установлен двигатель F110-GE-132 тягой на форсаже 14 750 кгс (тяга на боевом режиме 8600 кгс). Двигатель проходил летные испытания на F-16C блок 30 с/н 86-0359 из 416-й испытательной эскадрильи ВВС США (авиабаза Эдвардс).

История сражающегося сокола. F-16E/F блок 60. Самолет для Эмиратов

Взлет перед показательным полетом на авиашоу, 2014 г. На торцевых пилонах крыла подвешены дымогенераторы

Взлет перед показательным полетом на авиашоу, 2014 г. На торцевых пилонах крыла подвешены дымогенераторы

«Сердцем» СУВ F-16 блок 60 являются РЛС с АФАР AN/APG-80 и обзорно-прицельная система AN/ASQ-28; обе разработаны фирмой «Нортроп Грумман».

РЛС AN/APG-80

РЛС AN/APG-80

Разработку варианта РЛС AN/APG-68 с АФАР начала в первой половине 90-х гг. фирма «Вестингауз», прекратившая свое существование в 1997 г. За основу ключевого элемента новой РЛС – антенны – взяли антенну РЛС AN/APG-77 истребителя F-22, НИОКР по которой в то время еще не завершились. РЛС AN/APG-68 с АФАР сначала обозначалась AN/APG-78, но затем обозначение изменили на AN/APG-80. Изменение обозначения вызвано унификацией части электронных модулей РЛС с электроникой обзорно-прицельной системы AN/ASQ-28. Дальность обнаружения воздушных целей радиолокатором AN/APG-80 вдвое выше, чем у РЛС APG-68(V)7; разрешающая способность при работе в режиме картографирования земной поверхности составляет менее 1 фута (30 см). РЛС способна одновременно работать в режимах обзора воздушного пространства и картографирования.

Система AN/ASQ-28 – это лишь часть обзорно-прицельного комплекса ITTS (Internal FLIR Targeting System), в состав которого также входит контейнер AN/AAQ-32. Разделение обзорно-прицельной системы на два модуля – встроенный и контейнерный – выглядит очевидным отсылом к экспериментам с обзорно-прицельными системами на летающей лаборатории F-16 AFTI.

Комплекс ITTS принято считать аналогом системы LANTIRN, что, в принципе, соответствует действительности. Однако, как представляется, более уместна аналогия с комплексом TADS/PNVS боевого вертолета АН-64 «Апач». Широкоугольная система PNVS, смонтированная на верхней турели вертолета облегчает пилотирование вертолета в условиях ограниченной видимости, система TADS с узким полем обзора предназначена для поиска и уничтожения целей. Примерно так же разделены функции систем AN/ASQ-28 и AN/AAQ-32 самолета F-16 блок 60. Встроенная широкоугольная система AN/ASQ-28, расположенная примерно на уровне глаз летчика, используется для пилотирования в СМУ и ночью, поиска и атак воздушных целей. Поле обзора датчиков контейнерной системы AN/AAQ-32 уже. Модуль AN/AAQ-32 разработан на основе контейнерной системы AN/AAQ-28 «Лайтенинг». Паспортная дальность действия системы AN/ASQ-28 составляет 85 км, системы AN/AAQ-32 — 28 км. Модули AN/ASQ-28 и AN/AAQ-32 имеют тепловизионный и оптический каналы, лазерный дальномер-целеуказатель. Изображение от любой системы возможно отображать на индикаторе в кабине летчика (в случае F-16F изображение обычно выводится на МФИ, установленный в задней кабине) или на нашлемный прицел-индикатор.

В нерабочем положении блок датчиков системы AN/ASQ-28 закрывается непрозрачной полусферической подвижной шторкой. Контейнер AN/AAQ-32 подвешивается на узле 5R или 5L.

Контейнер AN/AAQ-32 подвешен на узле 5L

Контейнер AN/AAQ-32 подвешен на узле 5L

Испытания РЛС AN/APG-80 и комплекса ITTS велись на летающей лаборатории ВАС-111 BAC One-Eleven (N164W, с/н 090), принадлежащей фирме «Нортроп Грумман». Начались они в 2003 г. Об установке РЛС на F-16 блок 60 впервые упомянуто в конце 2003 г.; речь шла, вероятно, об ограниченно работоспособной РЛС или даже о массогабаритном макете. Доводка РЛС продолжалась, минимум, до 2007 г. Первыми F-16 блок 60 с работоспособными (не в полном объеме) РЛС AN/APG-80 стали самолеты постройки 2005 г.

Летающая лаборатория ВАС-111 BAC One-Eleven

Летающая лаборатория ВАС-111 BAC One-Eleven

Еще одной особенностью F-16 блок 60 является цифровой бортовой комплекс обороны «Falcon Edge» IEWS (Integrated Electronic Warfare Suite) в составе широкополосного приемника (диапазон 0,5 – 18 ГГц) предупреждения о радиолокационном излучении LR-105 с функцией геолокации, адаптивной кросс-поляризационной станцией постановки помех AN/ALQ-165 и автоматической системой управления отстрелом ложных целей. Количество отстреливаемых ложных целей может быть увеличено за счет монтажа подкрыльевых пилонов PIDS+ датской фирмы «Terma» (так указывается в ряде справочников, однако ни одной фотографии F-16 блок 60 с пилонами PIDS+ найти не удалось). Предусмотрена возможность дополнения БКО буксируемой ложной волоконно-оптической целью Рейтеон FOTD (Fiber-Optic Towed Decoy). Система IEWS обеспечивает наведение на источник электромагнитного сигнала ракет HARM, выполняя функции контейнерной системы AN/ASQ-213. Приемные и передающие антенны системы «Falcon Edge» установлены в обтекателях по левому и правому бортам фюзеляжа перед кабиной еще по одной приемной антенне размещено на отклоняемых предкрылках. БКО, судя по размещению антенн, работает только в переднюю полусферу.

F-16E с подвешенными УР HARM, учения "Анатолийские орлы", Турция, 2023 г.

F-16E с подвешенными УР HARM, учения «Анатолийские орлы», Турция, 2023 г.

Система «Falcon Edge» является развитием БКО T-RES (Tactical Radar Electronic Combat System), разработанной в середине 90-х гг. для БПЛА RQ-5 «Хантер» с использованием элементов БКО стратегического бомбардировщика В-2. Некоторые американские специалисты считают систему «Falcon Edge» более совершенный, чем БКО истребителей F-22 и F-35, в то же время БКО «Falcon Edge», предположительно, уступает БКО самолета F-16I «Суфа».

Приборное оборудование кабины – полностью цифровое: три цветных МФИ; установлен широкоформатный ИЛС фирмы «ВАЕ Системз» с полем зрения 25 х 22 град.

История сражающегося сокола. F-16E/F блок 60. Самолет для Эмиратов

Прицельно-навигационная информация выводится на экран нашлемного прицела-индикатора JHMCS (Joint Helmet Mounted Cueing System). Прицел-индикатор не является интегральной частью защитного шлема летчика, а крепится к стандартным ЗШ HGU-55/P, HGU-56/P и HGU-68/P. Пространственное положение головы летчика отслеживается посредством магнитных датчиков, установленных на катапультном кресле, и магнитным маркером прицела JHMCS.

Обмен информацией между компонентами БРЭО осуществляется по волоконно-оптическим линиям. Программирование выполнено на языке С++, в то время как стандартным языком ПО самолетов F-16 блок 50/52 и ранее являлся «Ада».

Система управления полетом – трехканальная цифровая.

Мощности электросистемы и системы охлаждения увеличены с учетом возросшего энергопотребления БРЭО и особенностей климата Эмиратов. На поверхностях хвостовой части фюзеляжа смонтированы дополнительные воздухозаборники системы охлаждения.

Первый полет F-16 блок 60 (F-16F с/н 00-6056; б/н 3001, гражданская регистрация N161LM) выполнил 6 декабря 2003 г. в Форт-Уорте, через три года после начала постройки.

F-16 блок 60 (F-16F с/н 00-6056; б/н 3001, гражданская регистрация N161LM) в первом полете.

F-16 блок 60 (F-16F с/н 00-6056; б/н 3001, гражданская регистрация N161LM) в первом полете.

История сражающегося сокола. F-16E/F блок 60. Самолет для Эмиратов

F-16F 00-6056/3001 использовался для отладки и испытаний бортовых систем. Самолет долгое время оставался в собственности фирмы «Локхид Мартин», хотя на нем изначально нанесли опознавательные знаки и бортовой номер (в дополнение к гражданской регистрации Федеральной авиационной администрации США) ВВС ОАЭ. Регистрационный номер FAA исчез с бортов самолета на рубеже первого десятилетия текущего века, но в 2023 г. самолет все еще оставался в США. В программе летных испытаниях (сертификация вооружения) была задействована и вторая спарка F-16F (с/н 00-6057, б/н 3002). В 2023 г. оба самолета несколько раз замечали в окрестностях авиабазы Форт-Уорт.

Форт-Уорт, 2019 г.

Форт-Уорт, 2019 г.

Форт-Уорт, 2012 г.

Форт-Уорт, 2012 г.

Форт-Уорт, ноябрь 2023 г.

Форт-Уорт, ноябрь 2023 г.

Форт-Уорт, ноябрь 2023 г.

Форт-Уорт, ноябрь 2023 г.

Форт-Уорт, ноябрь 2023 г.

Форт-Уорт, ноябрь 2023 г.

Форт-Уорт, ноябрь 2023 г.

Форт-Уорт, ноябрь 2023 г.

Первый одноместный F-16E (с/н 00-6001, б/н 3026) впервые поднялся в небо 6 августа 2004 г. Эта машина разбилась 9 января 2006 г. во время демонстрационного полета на авиашоу, проходившем в аэропорту Эль-Айн, Абу-Даби. Самолет пилотировал летчик-испытатель фирмы «Локхид Мартин» Дэн Левин (Dan Levin). Левин ввел F-16 в петлю на слишком малой высоте. На нисходящем участке петли летчик понял свою ошибку и катапультировался. Купол парашюта не успел наполниться, летчик остался жив, но получил многочисленные переломы костей.

Первый F-16E.

Первый F-16E.

F-16 блок 60, подобно F-35, «Тайфуну» и «Рафалю», прошел серию итераций, прежде чем приблизился к заявленным характеристикам.

Самолеты блок 60 стандарт 0 (Standard 0) предназначались для подготовки летчиков ВВС ОАЭ на авиабазе Таксон в США, первый «стандарт 0» поставлен в сентябре 2004 г. Самолеты «стандарт 1», поставлявшиеся с мая 2005 г., обладают рудиментарными боевыми возможностями. В 2006 г. началась сборка F-16E/F стандарт 2, способных выполнять полет на малых высотах с огибанием рельефа местности, в 2007 г. были поставлены F-16E/F стандарт 3 с новой навигационной системой.

F-16E ВВС ОАЭ, авиабаза Таксон, 2010 г. На киле нанесена маркировка 162-го авиакрыла ВВС США.

F-16E ВВС ОАЭ, авиабаза Таксон, 2010 г. На киле нанесена маркировка 162-го авиакрыла ВВС США.

Дубай, 2011 г.

Дубай, 2011 г.

В Эмираты первые F-16 блок 60 прибыли в 2005 г., последние из заказанных – в 2007 г. Всего построено 82 машины, одна разбилась. На вооружение ВВС ОАЭ формально поступил 81 самолет F-16 блок 60, но два из них (первые две спарки) никогда не покидали территории США, хотя и несут опознавательные знаки ВВС Эмиратов.

Учения "Рэд Флэг", авиабаза Нэллис, США, 2011 г.

Учения «Рэд Флэг», авиабаза Нэллис, США, 2011 г.

Учения "Рэд Флэг", авиабаза Нэлли, США, 2016 г.

Учения «Рэд Флэг», авиабаза Нэлли, США, 2016 г.

2022 г.

2022 г.

Учения "Анатолийские орлы", Турция, 2023 г. Под крылом подвешены ПТБ и УР "Майверик"

Учения «Анатолийские орлы», Турция, 2023 г. Под крылом подвешены ПТБ и УР «Майверик»

История сражающегося сокола. F-16E/F блок 60. Самолет для Эмиратов

Учения "Анатолийские орлы", Турция, 2023 г.

Учения «Анатолийские орлы», Турция, 2023 г.

История сражающегося сокола. F-16E/F блок 60. Самолет для Эмиратов

Самолеты F-16E/F поставлялись только ОАЭ, отчего иногда встречается обозначение F-16U (U – UAE, United Arab Emirates).

История сражающегося сокола. F-16E/F блок 60. Самолет для Эмиратов

В 2013 г. ОАЭ объявили о предстоящей закупке партии из 25 – 30 самолетов F-16E/F блок 61, оснащенных вместо РЛС AN/APG-80 менее совершенными радиолокаторами AN/APG-83. Переговоры велись в течение нескольких последующих лет, но контракт заключен не был.

Фирма «Локхид-Мартин» предпринимала безуспешные попытки заинтересовать в приобретении самолетов F-16E/F блок 60 Индию, Грецию, Марокко, Польшу, Чили. На индийский конкурс MMRCA (Medium Multi-Role Combat Aircraft) самолет F-16 блок 60 был представлен как F-16IN/F-21 – обозначение отнюдь не случайное, с отсылкой к МиГ-21, легендарному истребителю индийских ВВС. В качестве демонстратора F-21 выступал F-16F блок 60 с/н 00-6070 (б/н 3015), в 2009 г. эту машину показали в Бангалоре на авиасалоне «Аэро Индия».

Истребитель F-21 конкурс проиграл, хотя фирма «Локхид Мартин» предлагала очень выгодные условия вплоть до организации в Индии серийного производства самолетов F-16, предназначенных для экспорта в третьи страны. Конкурс MMRCA, как любой индийский конкурс, являет собой отдельную сагу, в которой технические и эксплуатационные характеристики представленных образцов техники играют едва ли не последнюю роль. Всех потенциальных заказчиков (без учета Индии, удивительной страны с исключительной военно-технической историей) отпугнула чрезмерно высокая стоимость F-16 блок 60, хотя самолет рекламировался как бюджетная альтернатива самолету F-35.

Бангалор, 2009 г.

Бангалор, 2009 г.

источник: https://dzen.ru/a/Zgv4fLDf1hwta2PT

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account