Продолжение цикла статей, посвященных истребителю General Dynamics F-16 Fighting Falcon с канала Михаила Никольского на яндекс-дзене.
Обозначение блок 60 было зарезервировано за ударной модификацией F/A-16, работы по которой были прекращены в 80-е гг. до постройки прототипа. Истребитель-бомбардировщик F-16 блок 60, тем не менее, строился серийно.
В первой половине 90-х гг. ОАЭ объявили конкурс на ударный самолет для своих ВВС. Из трех кандидатов (F-15, F-16 и «Рафаль») в 1996 г. был исключен F-15, а в мае 1998 г. правительство ОАЭ анонсировало закупку 80 самолетов F-16 блок 60 (55 одноместных и 25 двухместных).
ВВС ОАЭ затребовали F-16 в варианте с конформными топливными баками, встроенной оптоэлектронной обзорно-прицельной системой и многорежимной РЛС, обеспечивающей в полном объеме применение УР AIM-120. Финансирование НИОКР по совершенно новому в отношении БРЭО самолету взяли на себя Эмираты. Стоимость НИОКР фирма «Локхид-Мартин» оценила не много ни мало, а в 3 млрд. долл., при общей стоимости контракта 7 млрд. долл.
Эмираты выставили еще одно требование, для США куда более чувствительное, чем баки, ПрНК, или ракеты AIM-120 новейшей модели: передача полного контроля над программным обеспечением системы управления вооружения. Это – неприемлемо: правительство США в декабре 1998 г. наложило вето на передачу первичных кодов. Эмираты в ответ прекратили финансирование работ по F-16 блок 60. Безрезультатные переговоры на довольно высоком уровне продолжались до осени 1999 г., когда ОАЭ вновь обратили свой взор к Европе: «Рафаль» или «Тайфун». Шейхи, очень похоже, прибегли к шантажу. Шантаж удался. Контракт на приобретение 80 самолетов F-16 блок 60 был заключен в марте 2000 г. Получили Эмираты вожделенные первичные коды или нет – история умалчивает. США такие вещи предпочитают не комментировать. Схожая история приключилась с поставками F-35 Израилю. Израиль требовал первичные коды, переговоры шли долго и трудно. Самолеты F-35, как известно, на вооружение ВКС Израиля поступили, а тема передачи кодов была «замылена».
По косвенным признакам коды Эмираты все же не получили, поскольку все испытания на сертификацию вооружения F-16 блок 60 с опознавательными знаками ВВС ОАЭ проходили в США. Испытания, кстати, отнюдь не завершены. Ассортимент боевой нагрузки самолета постоянно расширяется, но все испытания по оценке возможности использования новых боеприпасов проходят в США. Получается, что ВВС ОАЭ самостоятельно не способны интегрировать в СУВ новые образцы авиационных средств поражения.
Блок 60 являл собой развитие самолетов блок 50/52+, однако внесенные в конструкцию планера и состав БРЭО изменения посчитали достаточно радикальными для замены литер C/D на E/F.
Внешне спарка блок 60 отличается от «Суфы» и блок 50/52+, если не брать в расчет расположение и количество антенн, отсутствие контейнера тормозного парашюта и наличием обтекателя датчиков системы обзора передней полусферы AN/ASQ-28 IFTS (Internal FLIR and Targeting System), установленной на верхней поверхности фюзеляжа перед кабиной с небольшим смещением к левому борту. С носового обтекателя в угоду РЛС с АФАР убран ПВД. Одноместные F-16 блок 60 гаргрота не имеют, но с конформными топливными баками летают.
Конформные баки F-16 блок 60 несколько отличаются от баков самолета F-16I. Баки F-16 блок 60 легче, обладают меньшим аэродинамическим сопротивлением и эпр, а их монтаж/демонтаж выполняется быстрее. Два бака вмещают 1360 кг топлива, суммарный запас топлива F-16 блок 60 с установленными конформными баками и тремя ПТБ составляет 9070 кг (3080 кг во внутренних баках, 1360 кг в конформных баках, 3700 кг в двух полдкрыльевых ПТБ и 930 кг в подфюзеляжном ПТБ).
На блок 60 установлен двигатель F110-GE-132 тягой на форсаже 14 750 кгс (тяга на боевом режиме 8600 кгс). Двигатель проходил летные испытания на F-16C блок 30 с/н 86-0359 из 416-й испытательной эскадрильи ВВС США (авиабаза Эдвардс).
«Сердцем» СУВ F-16 блок 60 являются РЛС с АФАР AN/APG-80 и обзорно-прицельная система AN/ASQ-28; обе разработаны фирмой «Нортроп Грумман».
Разработку варианта РЛС AN/APG-68 с АФАР начала в первой половине 90-х гг. фирма «Вестингауз», прекратившая свое существование в 1997 г. За основу ключевого элемента новой РЛС – антенны – взяли антенну РЛС AN/APG-77 истребителя F-22, НИОКР по которой в то время еще не завершились. РЛС AN/APG-68 с АФАР сначала обозначалась AN/APG-78, но затем обозначение изменили на AN/APG-80. Изменение обозначения вызвано унификацией части электронных модулей РЛС с электроникой обзорно-прицельной системы AN/ASQ-28. Дальность обнаружения воздушных целей радиолокатором AN/APG-80 вдвое выше, чем у РЛС APG-68(V)7; разрешающая способность при работе в режиме картографирования земной поверхности составляет менее 1 фута (30 см). РЛС способна одновременно работать в режимах обзора воздушного пространства и картографирования.
Система AN/ASQ-28 – это лишь часть обзорно-прицельного комплекса ITTS (Internal FLIR Targeting System), в состав которого также входит контейнер AN/AAQ-32. Разделение обзорно-прицельной системы на два модуля – встроенный и контейнерный – выглядит очевидным отсылом к экспериментам с обзорно-прицельными системами на летающей лаборатории F-16 AFTI.
Комплекс ITTS принято считать аналогом системы LANTIRN, что, в принципе, соответствует действительности. Однако, как представляется, более уместна аналогия с комплексом TADS/PNVS боевого вертолета АН-64 «Апач». Широкоугольная система PNVS, смонтированная на верхней турели вертолета облегчает пилотирование вертолета в условиях ограниченной видимости, система TADS с узким полем обзора предназначена для поиска и уничтожения целей. Примерно так же разделены функции систем AN/ASQ-28 и AN/AAQ-32 самолета F-16 блок 60. Встроенная широкоугольная система AN/ASQ-28, расположенная примерно на уровне глаз летчика, используется для пилотирования в СМУ и ночью, поиска и атак воздушных целей. Поле обзора датчиков контейнерной системы AN/AAQ-32 уже. Модуль AN/AAQ-32 разработан на основе контейнерной системы AN/AAQ-28 «Лайтенинг». Паспортная дальность действия системы AN/ASQ-28 составляет 85 км, системы AN/AAQ-32 — 28 км. Модули AN/ASQ-28 и AN/AAQ-32 имеют тепловизионный и оптический каналы, лазерный дальномер-целеуказатель. Изображение от любой системы возможно отображать на индикаторе в кабине летчика (в случае F-16F изображение обычно выводится на МФИ, установленный в задней кабине) или на нашлемный прицел-индикатор.
В нерабочем положении блок датчиков системы AN/ASQ-28 закрывается непрозрачной полусферической подвижной шторкой. Контейнер AN/AAQ-32 подвешивается на узле 5R или 5L.
Испытания РЛС AN/APG-80 и комплекса ITTS велись на летающей лаборатории ВАС-111 BAC One-Eleven (N164W, с/н 090), принадлежащей фирме «Нортроп Грумман». Начались они в 2003 г. Об установке РЛС на F-16 блок 60 впервые упомянуто в конце 2003 г.; речь шла, вероятно, об ограниченно работоспособной РЛС или даже о массогабаритном макете. Доводка РЛС продолжалась, минимум, до 2007 г. Первыми F-16 блок 60 с работоспособными (не в полном объеме) РЛС AN/APG-80 стали самолеты постройки 2005 г.
Еще одной особенностью F-16 блок 60 является цифровой бортовой комплекс обороны «Falcon Edge» IEWS (Integrated Electronic Warfare Suite) в составе широкополосного приемника (диапазон 0,5 – 18 ГГц) предупреждения о радиолокационном излучении LR-105 с функцией геолокации, адаптивной кросс-поляризационной станцией постановки помех AN/ALQ-165 и автоматической системой управления отстрелом ложных целей. Количество отстреливаемых ложных целей может быть увеличено за счет монтажа подкрыльевых пилонов PIDS+ датской фирмы «Terma» (так указывается в ряде справочников, однако ни одной фотографии F-16 блок 60 с пилонами PIDS+ найти не удалось). Предусмотрена возможность дополнения БКО буксируемой ложной волоконно-оптической целью Рейтеон FOTD (Fiber-Optic Towed Decoy). Система IEWS обеспечивает наведение на источник электромагнитного сигнала ракет HARM, выполняя функции контейнерной системы AN/ASQ-213. Приемные и передающие антенны системы «Falcon Edge» установлены в обтекателях по левому и правому бортам фюзеляжа перед кабиной еще по одной приемной антенне размещено на отклоняемых предкрылках. БКО, судя по размещению антенн, работает только в переднюю полусферу.
Система «Falcon Edge» является развитием БКО T-RES (Tactical Radar Electronic Combat System), разработанной в середине 90-х гг. для БПЛА RQ-5 «Хантер» с использованием элементов БКО стратегического бомбардировщика В-2. Некоторые американские специалисты считают систему «Falcon Edge» более совершенный, чем БКО истребителей F-22 и F-35, в то же время БКО «Falcon Edge», предположительно, уступает БКО самолета F-16I «Суфа».
Приборное оборудование кабины – полностью цифровое: три цветных МФИ; установлен широкоформатный ИЛС фирмы «ВАЕ Системз» с полем зрения 25 х 22 град.
Прицельно-навигационная информация выводится на экран нашлемного прицела-индикатора JHMCS (Joint Helmet Mounted Cueing System). Прицел-индикатор не является интегральной частью защитного шлема летчика, а крепится к стандартным ЗШ HGU-55/P, HGU-56/P и HGU-68/P. Пространственное положение головы летчика отслеживается посредством магнитных датчиков, установленных на катапультном кресле, и магнитным маркером прицела JHMCS.
Обмен информацией между компонентами БРЭО осуществляется по волоконно-оптическим линиям. Программирование выполнено на языке С++, в то время как стандартным языком ПО самолетов F-16 блок 50/52 и ранее являлся «Ада».
Система управления полетом – трехканальная цифровая.
Мощности электросистемы и системы охлаждения увеличены с учетом возросшего энергопотребления БРЭО и особенностей климата Эмиратов. На поверхностях хвостовой части фюзеляжа смонтированы дополнительные воздухозаборники системы охлаждения.
Первый полет F-16 блок 60 (F-16F с/н 00-6056; б/н 3001, гражданская регистрация N161LM) выполнил 6 декабря 2003 г. в Форт-Уорте, через три года после начала постройки.
F-16F 00-6056/3001 использовался для отладки и испытаний бортовых систем. Самолет долгое время оставался в собственности фирмы «Локхид Мартин», хотя на нем изначально нанесли опознавательные знаки и бортовой номер (в дополнение к гражданской регистрации Федеральной авиационной администрации США) ВВС ОАЭ. Регистрационный номер FAA исчез с бортов самолета на рубеже первого десятилетия текущего века, но в 2023 г. самолет все еще оставался в США. В программе летных испытаниях (сертификация вооружения) была задействована и вторая спарка F-16F (с/н 00-6057, б/н 3002). В 2023 г. оба самолета несколько раз замечали в окрестностях авиабазы Форт-Уорт.
Первый одноместный F-16E (с/н 00-6001, б/н 3026) впервые поднялся в небо 6 августа 2004 г. Эта машина разбилась 9 января 2006 г. во время демонстрационного полета на авиашоу, проходившем в аэропорту Эль-Айн, Абу-Даби. Самолет пилотировал летчик-испытатель фирмы «Локхид Мартин» Дэн Левин (Dan Levin). Левин ввел F-16 в петлю на слишком малой высоте. На нисходящем участке петли летчик понял свою ошибку и катапультировался. Купол парашюта не успел наполниться, летчик остался жив, но получил многочисленные переломы костей.
F-16 блок 60, подобно F-35, «Тайфуну» и «Рафалю», прошел серию итераций, прежде чем приблизился к заявленным характеристикам.
Самолеты блок 60 стандарт 0 (Standard 0) предназначались для подготовки летчиков ВВС ОАЭ на авиабазе Таксон в США, первый «стандарт 0» поставлен в сентябре 2004 г. Самолеты «стандарт 1», поставлявшиеся с мая 2005 г., обладают рудиментарными боевыми возможностями. В 2006 г. началась сборка F-16E/F стандарт 2, способных выполнять полет на малых высотах с огибанием рельефа местности, в 2007 г. были поставлены F-16E/F стандарт 3 с новой навигационной системой.
В Эмираты первые F-16 блок 60 прибыли в 2005 г., последние из заказанных – в 2007 г. Всего построено 82 машины, одна разбилась. На вооружение ВВС ОАЭ формально поступил 81 самолет F-16 блок 60, но два из них (первые две спарки) никогда не покидали территории США, хотя и несут опознавательные знаки ВВС Эмиратов.
Самолеты F-16E/F поставлялись только ОАЭ, отчего иногда встречается обозначение F-16U (U – UAE, United Arab Emirates).
В 2013 г. ОАЭ объявили о предстоящей закупке партии из 25 – 30 самолетов F-16E/F блок 61, оснащенных вместо РЛС AN/APG-80 менее совершенными радиолокаторами AN/APG-83. Переговоры велись в течение нескольких последующих лет, но контракт заключен не был.
Фирма «Локхид-Мартин» предпринимала безуспешные попытки заинтересовать в приобретении самолетов F-16E/F блок 60 Индию, Грецию, Марокко, Польшу, Чили. На индийский конкурс MMRCA (Medium Multi-Role Combat Aircraft) самолет F-16 блок 60 был представлен как F-16IN/F-21 – обозначение отнюдь не случайное, с отсылкой к МиГ-21, легендарному истребителю индийских ВВС. В качестве демонстратора F-21 выступал F-16F блок 60 с/н 00-6070 (б/н 3015), в 2009 г. эту машину показали в Бангалоре на авиасалоне «Аэро Индия».
Истребитель F-21 конкурс проиграл, хотя фирма «Локхид Мартин» предлагала очень выгодные условия вплоть до организации в Индии серийного производства самолетов F-16, предназначенных для экспорта в третьи страны. Конкурс MMRCA, как любой индийский конкурс, являет собой отдельную сагу, в которой технические и эксплуатационные характеристики представленных образцов техники играют едва ли не последнюю роль. Всех потенциальных заказчиков (без учета Индии, удивительной страны с исключительной военно-технической историей) отпугнула чрезмерно высокая стоимость F-16 блок 60, хотя самолет рекламировался как бюджетная альтернатива самолету F-35.
источник: https://dzen.ru/a/Zgv4fLDf1hwta2PT