История одного факапа: как построить бесполезный истребитель

1

 

Данный материал выкладывается на сайт из блога коллеги youroker-а на сайте warhead.su.

Косячить — это легко! В любой отрасли можно устроить феерический провал, а потом судорожно делать вид, что ничего не было и «вам показалось». Авиация не исключение. В 70-х годах в США умудрились не только спроектировать, но и построить истребитель, который даже не мог взлететь.

Количество против качества

На флоте всегда любили большие корабли (опустим шутку о компенсации). Сначала это были многопушечные парусные линкоры, потом броненосцы, дредноуты. Наконец, на Олимп взобрались авианосцы. Эти гиганты, настоящие плавучие острова, стали символом военной мощи США. Но к концу 60-х годов к ним стали возникать вопросы.

История одного факапа: как построить бесполезный истребитель

Первый атомный авианосец USS Enterprise (CVN-65) в сопровождении атомных же ракетных крейсеров. Настоящий символ американской морской мощи

Каждый авианосец — а тем более супер-авианосец с атомным «сердцем», стоил очень немаленьких денег. Настолько немаленьких, что даже США могли позволить себе не больше полутора десятков таких махин. А на подходе стояли ещё более гигантские «Нимицы».

Конечно, у каждого из супер-авианосцев была огромная боевая мощь, но пользы от неё ноль, если их просто не хватит для контроля мирового океана. Да и Советский Союз не пожалеет ядерных снарядов на крылатых ракетах, чтобы притопить авианосец, начнись серьёзная заварушка.

И тогда вспомнили о забытом, но заслуженном классе — эскортных авианосцах.

История одного факапа: как построить бесполезный истребитель

Один из основных вариантов «корабля обеспечения контроля моря» (SCS)

Эти маленькие, но совсем не бесполезные корабли отлично проявили себя в годы Второй мировой войны. Теперь предлагалось вернуть их к жизни под названием Sea Control Ship (SCS, «корабль обеспечения контроля моря»). SCS не заменяли, а дополняли больших братьев, беря на себя более простые, но важные задачи. Найти советскую субмарину, поддержать наземные силы, провести разведку, прикрыть конвой — вот поле боя для SCS. Идею поддержали многие высшие чины.

История одного факапа: как построить бесполезный истребитель

SCS в варианте SWATH (Small Waterplane Area Twin Hull, «двухкорпусное судно с малой площадью сечения по ватерлинии»)

Истребитель вертикального взлёта

К 1972 году общую конфигурацию SCS определили. Авианосец должен был нести чуть меньше двух десятков вертолётов для борьбы с субмаринами и четыре «Харриера» для иных задач. Именно последние вызывали больше всего вопросов.

Для своего времени «Харриер» был машиной революционной, но назвать его выдающимся самолётом никак нельзя. Он казался неплохим для нанесения ударов по земле и ведения разведки, но не больше.
Откровенно говоря, в качестве истребителя «Харриер» был совсем никудышным.

Военным же хотелось, чтобы при случае SCS мог дать отпор и авиации. Значит, требовалась новая машина вертикального взлёта и посадки.

История одного факапа: как построить бесполезный истребитель

Доведённая до абсурда идея малого авианосца. Проект авианесущего катера фирмы «Боинг»

В том же 1972 году моряки выпустили требования к новому самолёту. Вертикальный взлёт и посадка, скорость в два Маха (двойная скорость звука, то есть около 2500 км/ч у поверхности земли. — Прим. ред), возможность ведения манёвренного воздушного боя и приличная дальность. Задачка была не из лёгких, но и прибыль сулила немалую.

Предложения поступали даже из Канады и ФРГ. Среди спроектированных машин были самые диковинные конструкции, от взлёта и посадки из вертикального положения до размещения специальных выдвижных двигателей для вертикального полёта.

История одного факапа: как построить бесполезный истребитель

Различные варианты истребителей-СВВП на 1972 год

В лидеры выбились три проекта. «Макдонелл-Дуглас» в сотрудничестве с британцами представили проект развития «Харриера» — AV-16. Правда, островитяне пытались протолкнуть и собственный проект, но их быстро окоротили — США не собирались спонсировать исключительно иностранного производителя.

AV-16 был эволюционным развитием AV-8 «Харриер». Больше груз, больше дальность плюс унификация со старыми машинами. Вот только сверхзвук так и не появился, да и в качестве истребителя AV-16 был не лучше простого AV-8. Но за проект держались морпехи. Им как раз импонировала возможность таскать больше бомб — и к чёрту сложности.

История одного факапа: как построить бесполезный истребитель

AV-16 от «Макдонелл-Дуглас»

Второй вариант — Model 200 от «Конвэйр». При внимательном взгляде на этот самолёт вдруг вспоминаются Як-141 и F-35. Ко второму он и правда имеет некоторое отношение, да и яковлевцы не могли не видеть рекламные материалы по Model 200. Поворотное сопло, подъёмный двигатель за кабиной пилота. Кроме того, самолёт был красивый, а «красивые машины лучше летают». Model 200 полностью удовлетворял требованиям моряков, но был дороговатым и сложным.

История одного факапа: как построить бесполезный истребитель

Model 200 от «Конвэйр»

И наконец, третий — NR-356 от «Рокуэлл», более известный как XFV-12. У фирмы имелся немалый опыт в проектировании СВВП (самолётов вертикального взлёта и посадки). Изначально она была фаворитом гонки.

По заверениям создателей, XFV-12 ничем не уступал Model 200, но был в два раза дешевле. Достигалось это за счёт использования элементов от серийных самолётов А-4 и F-4, а также при помощи оригинальной компоновки. Для вертикального взлёта использовалось простое поворотное сопло, а стабильность и дополнительную тягу создавали при помощи целого набора маленьких дополнительных сопел на крыле.

Назвали это красиво — «активным крылом». Схема была новой и неизученной, но в случае успеха флот получил бы очень сильную машину.

История одного факапа: как построить бесполезный истребитель

Схема работы «активного крыла»

Цена обещаний

Весь проект SCS непрерывно подвергался критике, потому выбить денег на постройку сразу двух прототипов не удалось. Пришлось выбирать.

Решение приняли в пользу XFV-12 — он и дешевле, и в перспективе гораздо лучше.

Проблемы начались почти сразу с начала проектирования.

Машину выполнили по схеме «утка» (схема, в которой горизонтальное оперение ставится не на хвосте самолёта, как обычно, а впереди крыла. — Прим. ред.) с таким большим передним оперением, что впору было назвать её тандемом. Это придавало конструкции дикую нестабильность, и пришлось установить мощные компьютеры для помощи пилоту. На это дело уходил полезный вес, а цена поднималась.

История одного факапа: как построить бесполезный истребитель

Внутреннее устройство XFV-12

Обычно с размещением вооружения проблем нет, точки подвеса под крылом — вот выбор авиастроителя. С XFV-12 всё не так просто — крыло одновременно выполняло и роль сопла. Ни ракету, ни бомбу под ним не подвесишь. Пришлось извращаться и размещать крепления под фюзеляжем и на законцовках крыла. Понятное дело, это не удешевило проект, а заодно серьёзно ударило по возможностям бомбардировки наземных целей.

История одного факапа: как построить бесполезный истребитель

Сборка XFV-12. Хорошо видно конструкцию «активного крыла»

От унификации тоже осталось немного — по сути, лишь нос от штурмовика А-4. Цена на XFV-12 стала как у проекта Model 200. Но оставался последний аргумент. Продувка машины в аэродинамической трубе и расчёты обещали запредельные характеристики. Скорость не хуже, чем у F-4 — при манёвренности лучше, чем у МиГ-21.

Мечта, а не самолёт.

История одного факапа: как построить бесполезный истребитель

Прототип XFV-12 готовится к испытаниям

К 1977 году прототип был готов. Его поместили на специальный испытательный стенд и… оказалось, что мощности не хватает для вертикального взлёта даже пустой машины. «Активное крыло» создавало минимальную дополнительную тягу. Взлёт требовал неприлично длинного разбега, и ни о каком авианосном базировании не могло быть и речи.

Флот сразу же исключил программу из списков перспективных и сделал вид, что её и не было. Целых четыре года «Рокуэлл» пытались заставить машину взлететь, но безуспешно. Наконец, в 1981 году труп перестали мучить и свернули все работы. И ещё долго флотские не финансировали никаких новых работ по СВВП нового поколения, относясь к ним с подозрением.

История одного факапа: как построить бесполезный истребитель

Стенд для испытаний тяги на взлёте. Место, где закончилась история XFV-12

«Крушение» XFV-12 ударило и по SCS. Да, за цену одного супер-авианосца можно построить восемь маленьких. Но какая от этого польза, если для их уничтожения хватит одного Ту-22, и защититься они не смогут? Официально работы над эскортными авианосцами нового поколения прекратили, но их отголоски нашли выражение в размещении СВВП на десантных кораблях. Дальний потомок Model 200 от «Конвэйр», F-35, рассматривают в качестве кандидата для базирования на них.

Недаром говорят, что история ходит по кругу.

источник: https://warhead.su/2018/08/15/istoriya-odnogo-fakapa-kak-postroit-bespoleznyy-istrebitel

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account