Испытано в Югославии. Истребитель Avia S-92 Turbína
Хотя после окончания военных действий в Европе пражский завод авиастроительной компании Avia из частей, обнаруженных на заводах или на брошенных аэродромах и складах немецких ВВС, собрала и построила несколько истребителей Messerschmitt Me 262 Schwalbe, в 1947 году в каталоге компании эти машины фигурировали в качестве одноместного истребителя S-92 и двухместного учебного истребителя CS-92. В каталоге указывалось, что данные самолеты могут поставлены немедленно, в том числе и на экспорт.
Каталог, разумеется, опережал события и предлагал к продаже самолеты, чье серийное производство еще только готовилось. На тот момент была собрана производственная документация, адаптирована к чехословацким требованиям, результатам проведенных в Чехословакии испытаний и разработанным чехословацкими инженерами новинкам в авиационной технике.
В этой ситуации предложение купить истребители Turbína – так неофициально были названы S-92 и CS-92 – вызвало серьезный интерес со стороны Югославии. В Прагу отправилась военная делегация, чтобы испытать самолет и принять окончательное решение о заказе. Компания Avia оказалась в несколько затруднительном положении, когда 23 мая 1947 года на жатецком [1] аэродроме, где проходили испытания истребителей S-92 и CS-92, приземлилась чехословацкая «дакота» с югославской делегацией на борту. В составе делегации находились высокопоставленные представители министерства обороны Югославии, командующий ВВС и опытные пилоты и техники.
Чехословацкая сторона представила S-92.2 и CS-92.3 (V-31), и пилот Манак (Maňák) вместе с югославским майором Ильей Зеленикой (major Ilija Zelenika) совершил ознакомительный полет. В тот же день состоялся еще один ознакомительный полет, в котором экипажем V-31 были Антонин Краус (Antonín Kraus) и Илья Зеленика. Данный полет был записан в историю югославских ВВС в тот момент, когда Антонин Краус передал по радио сообщение югославской делегации
«теперь машиной управляет ваш пилот Зеленика».
Таким образом, майор Илья Зеленика стал первым летчиком югославских ВВС, пилотировавшим реактивный самолет.
Югославы были довольны машинами и подписали контракт на поставку двух одноместных истребителей S-92 и шести запасных двигателей M-04 (Jumo 004). Четыре югославских специалиста остались в Чехословакии и прошли длительное обучение, в том числе принимая участие в испытательных полетах (пилот Крушичан [Krušičan]). Последний чехословацко-югославский полет был зарегистрирован 7 июня 1948 года.
С технической стороны все было прекрасно, но в дело вмешалась большая политика. Как известно в 1948 году противоречия между титовской Югославией и сталинским Советским Союзом достигли максимума и привели к разрыву отношений. Отношения Чехословакии и Югославии окончательно решил февраль 1948 года, когда к власти в стране пришли ориентированные на СССР коммунисты. Югославские специалисты и заказанные S-92 все еще оставались в Чехословакии, но отношения между странами ухудшались.
Летом 1948 года югославские специалисты вернулись на родину без самолетов, и серийное производство истребителей S-92 Turbína начато не было. На вооружении чехословацких ВВС оставались S-92, построенные из узлов и деталей, изготовленных для предназначавшихся для немецких ВВС Me 262. Югославия же заказанные истребители S-92 Turbína так и не получила.
[1] Жатец (Žatec) – старейший город на севере Чехии, на реке Огрже. Город находится на северо-западе Чехии примерно в 75 километрах от Праги
источник: -bal- «PTALI JSTE SE» «L+K» 23/92, стр.60/1468