Испытано в Великобритании. Истребитель ЛаГГ-3

19
Испытано в Великобритании. Истребитель ЛаГГ-3

Испытано в Великобритании. Истребитель ЛаГГ-3

Интересная винтажная статья из британского журнала «Flight» (выпуск 12 августа 1943 года), которая, думаю, заинтересует коллег.

Русский истребитель

Обзор характерных особенностей истребителя Lagg-3, сделанный на основе информации из нейтральных и вражеских источников

Содержание:

Одним из самых успешных истребителей, используемых советскими военно-воздушными силами против люфтваффе, является Lagg-3 (ЛаГГ-3). Этот одноместный истребитель, разработанный командой экспертов под руководством одного из лучших русских конструкторов Семена Лавочкина, находится в массовом производстве и хорошо зарекомендовал себя в боях против «мессершмиттов» и Focke-Wulf 190.

Lagg-3 уже заменен его дальнейшим развитием – истребителями Lagg-4 (?) и Lagg-5 (Ла-5), и поскольку он является самолетом, давшим недавно целое семейство машин-преемников, то он заслуживает детального изучения своих характеристик.

Lagg-3 имеет цельнодеревянную конструкцию, оснащен 12-цилиндровым V-образным двигателем мощностью 1100 л.с. и имеет следующие размеры: размах крыла 9,7 метров (31,8 фута); длина 9 метров (29,5 фута); площадь крыла 17,5 м² (188 кв. футов); полетный вес 3200 кг (7056 фунтов) и удельная нагрузка на крыло 183 кг/м² (37,4 фунтов на кв. фут).

схема истребителя Lagg-3

схема истребителя Lagg-3

Характеристики и Конструкция

С максимальной скоростью горизонтального полета 350 миль в час (567 км/ч), развиваемой на высоте 16 400 футов (5000 м), самолет имеет дальность полета 650 километров (400 миль), продолжительность полета от 1½ до 2½ ч и практический потолок 9000 метров (29 500 футов). Крейсерская скорость на высоте 5000 метров (16 400 футов) составляет 450 км/ч (279 миль в час), а посадочная скорость с выпущенными закрылками 140 км/ч (86 миль в час). Время набора высоты 3000 метров (9800 футов) – 5 минут.

Деревянный монококовый фюзеляж обладает обтекаемыми формами и гладкой фанерной обшивкой толщиной от 5 до 6 мм (0,19-0,23 дюйма). Шпангоуты, изготовленные из березы с фанерными обкладками по обеим сторонам, расположены нерегулярно с шагом от 400 до 500 мм (15,7-19,6 дюймов) и имеют среднее поперечное сечение стенок 10…15 на 30…50 мм (0,39-0,59×1,18-1,96 дюймов). Используемая в конструкции самолета четырехслойная фанера изготавливается из русской березы и в качестве соединителя применяется фенолоформальдегидная смола, которая, по-видимому, также используется в качестве пропитывающей среды, что видно из толстослойного покрытия всей внутренней поверхности фюзеляжа.

Lagg-3 является одноместным истребителем, оснащенным 12-цилиндровым рядным двигателем жидкостного охлаждения и вооруженным 20-мм пушкой, двумя 12,7 мм пулеметами и размещенными под крылом шестью ракетами с фугасной боевой частью

Lagg-3 является одноместным истребителем, оснащенным 12-цилиндровым рядным двигателем жидкостного охлаждения и вооруженным 20-мм пушкой, двумя 12,7 мм пулеметами и размещенными под крылом шестью ракетами с фугасной боевой частью

Сдвижная часть фонаря кабины состоит из обычного плексигласа, установленного на каркас, сваренный из стальных труб; открытие и закрытие происходит сдвигом назад-вперед. Перемещение сдвижной части фонаря осуществляется с помощью кожаной петли, расположенной над головой пилота и немного перед ней. Сдвижная часть фонаря кабины имеет три положения: открыто, закрыто и приоткрыто на 500 мм (1,96 дюйма). Ветровой козырек изготовлен из обычного плексигласа и его аварийного сброса не предусмотрено. Обзор вперед и в стороны хороший, а назад, по-видимому, несколько ограниченный.

Состоящее из трех частей крыло в виде сверху имеет трапециевидную форму с закругленными законцовками. В конструкции крыла также как и в фюзеляже используется фанера с диагональным расположением слоев. Нервюры крыла расположены с небольшими промежутками.

Низкорасположенное крыло имеет стандартный русский аэродинамический профиль Cahi (ЦАГИ); в коневой части профиль имеет максимальную относительную толщину 13% и максимальную толщину на расстоянии 32% длины хорды. У корневых частей длина хорды составляет 2150 мм (84,6 дюймов), у самых внешних нервюр – около 750 мм (29,5 дюймов).

Два коробчатых лонжерона имеют цельнодеревянную конструкцию с полками толщиной от 10 до 15 мм (0,39-0,59 дюймов), изготовленными из вертикально ламинированных полос шпона. Каждая полоса представляет собой пропитанной фенолоформальдегидной смолой фанерной древесины с толщиной около 0,2 мм. Стенки из березовой фанеры толщиной 4 мм (0,15 дюйма) вставляются, и сам лонжерон по обеим сторонам покрыты березовой фанерой толщиной 1,5 мм (0,05 дюйма).

У корневых частей крыла передний лонжерон имеет толщину 100 мм (3,9 дюйма) и высоту 260 мм (10,2 дюйма), а задний лонжерон – 65 мм (2,5 дюйма) и высоту 200 мм (7,8 дюйма) соответственно. Лонжеронные узлы сварены из листовой стали и снабжены проушинами для двух анкерных болтов; диаметр болтов для переднего лонжерона составляет 30 мм (1,18 дюйма), для заднего лонжерона – 25 мм (0,98 дюйма).

Крыло истребителя оснащено щелевыми закрылками, изготовленными из листов дюралюминия и снабженными одиночными рояльными петлями. Управление закрылками осуществляется с помощью стержней, работающих на сжатие в дюралюминиевых роликах. На прилагаемом чертеже показано, как эти стержни приводятся в действие.

схема расположения закрылка показывает, что дюралюминиевые щелевые закрылки управляются системой рычагов

схема расположения закрылка показывает, что дюралюминиевые щелевые закрылки управляются системой рычагов

1) автоматический предкрылок; 2) подшипники; 3) рисунок сверху: (A) ограничитель; (B) резиновый буфер; (C) стойка; (D) лонжерон

1) автоматический предкрылок; 2) подшипники; 3) рисунок сверху: (A) ограничитель; (B) резиновый буфер; (C) стойка; (D) лонжерон

Шасси

Основные стойки шасси имеют традиционную конструкцию и с помощью гидравлического привода убираются к оси самолета в ниши, расположенные в центроплане крыла перед передним лонжероном. Каждое колесо состоит из обода, отлитого из легкого сплава, и шины с ярко выраженным протектором с перекрещивающимся рифлением и с размерами 650 × 200 мм (25,5 × 8,6 дюймов).

Оснащенные амортизаторами основные стойки шасси поворачиваются относительно крупных шарнирных стержней, которые проходят через основной лонжерон и крепятся с помощью приклепанных фланцев. Для лучшего распределения нагрузок вспомогательная стойка из листового металла приклепывается к оси колеса и болтовыми соединениями к обоим лонжеронам. Имеющий коническую форму шарнирный стержень несет два цилиндрических подшипника, которые установлены в бронзовых втулках. Стержень запрессован в стальную верхнюю часть основной стойки под углом примерно 105 градусов к центральной линии стойки. Амортизаторы основных стоек – масляно-пневматические, а колеса управляются реверсивными рычагами коленно-рычажного механизма. Когда основные стойки убираются, колпаки на внешних сторонах основных стоек полностью вписываются в поверхность крыла.

Задняя стойка убирается поворотом назад; уборка и выпуск задней стойки осуществляются с помощью гидравлического привода. Задняя стойка в нижнем положении фиксировалась гидравлическим цилиндром. При уборке задней стойки шасси блокирующий стержень освобождается начальным перемещением ее опоры; при этом задняя стойка немного опускается, чтобы колесо полностью убралось в фюзеляж.

Амортизатор задней стойки масляно-пневматический. Чтобы после взлета отцентрировать хвостовое колесо используется коническая пружинная защелка, которая который позволяет поворачивать колесо только под действием достаточной боковой силы. На приборной панели предусмотрен электрический индикатор положения стоек шасси, и на верхних поверхностях консолей крыла установлены механические индикаторы.

Гидравлическая система, управляющая уборкой и выпуском стоек шасси и закрылков, отличается баком для подачи масла под давлением, расположенным в передней части фюзеляжа по левому борту, при этом резервуар для охлаждающей жидкости размещается, соответственно, по правому борту. Насос, приводимый в действие двигателем, обеспечивает требуемое давление; насос управляется регулятором давления со специальным датчиком на приборной панели.

Управляющие клапаны, расположенные в нижней части приборной панели, управляются двумя кнопками, отвечающими за выпуск и уборку соответственно. В управляющую цепь включены несколько однонаправленных клапанов. Используемая гидравлическая жидкость представляет собой смесь 65 процентов глицерина и 35 процентов спирта.

Балансировка элементов управления

Тормоза истребителя пневматические, воздух к которым подается из цилиндра емкостью примерно 14 литров. Расположенный за сиденьем пилота цилиндр снабжен редукционными и распределительными клапанами и управляется педалями. На самолете установлены двойные ручные тормоза, которые регулируются с помощью рычага на рукоятке тормоза. Тормоза управляются правой рукой, и распределение воздуха на левую и правую стороны осуществляется с помощью педалей.

На изученном вражескими специалистами истребителе Lagg-3 все поверхности управления имеют металлический силовой набор и полотняную обшивку. Фиксированные поверхности хвостового оперения – киль (составляет единое целое с фюзеляжем) и стабилизатор (присоединен к специальному лонжерону в задней части фюзеляжа) – изготовлены из дерева. Элероны имеют стандартную конструкцию с частичным щелевым эффектом и балансировкой передней кромки с помощью свинцовых грузов; элероны имеют дифференциальное управление.

Рули высоты оснащены триммерами, которые также действуют как сервоприводы и, подобно элеронам, управляются стержнями, работающими на сжатие. Руль направления также оснащен триммером и управляется тросами, проходящими через деревянные ролики на левой стороне фюзеляжа.

Поскольку на трех захваченных противником самолетах расположение балансировки различается, то высказывается предположение, что имеются некоторые трудности с её работоспособностью.

В первом варианте два маятниковых груза из системы балансировки руля высоты установлены позади пилота и непосредственно перед хвостовым колесом. Эти грузы – один массой 10 кг (22 фунта) и другой от 12 до 13 кг (26,4-28,6 фунтов) – соединены между собой; задний более тяжелый груз должен поднимать руль высоты, а более легкий передний опускать его.

Во втором варианте, схема которого приведена ниже, передний груз заменен на пружинный механизм. В третьем варианте маятниковые грузы и пружины были удалены, а все отклоняющиеся поверхности получили весовую и динамическую балансировку.

различные варианты балансировки: (вверху) грузами; (в центре) пружинным устройством (A); роговая и весовая компенсация

различные варианты балансировки: (вверху) грузами; (в центре) пружинным устройством (A); роговая и весовая компенсация

Что касается балансировки руля направления, то здесь также были применены несколько вариантов. В первом случае используется 7 кг (15,4 фунтов) свинцовый груз в верхней роговой компенсации, в то время как во втором случае свинцовые весовые компенсаторы каплевидной формы весом 2 и 8 кг (4,4 и 17,6 фунтов) отстоят на 20 мм (0,78 дюйма) выше и ниже руля направления и размещены на длинных выступающих вперед рычагах.

Силовая установка

В то время как созданный позднее истребитель Lagg-5 (Ла-5) оснащен 1600-сильным двигателем, силовой установкой Lagg-3 является один 12-цилиндровый V-образный двигатель жидкостного охлаждения M-105P, развивающий мощность 1100 л.с. и использующий давление наддува 4 фунта (1,8 кг). В качестве отступления следует сказать, что литера «P» означает «pushka» (пушка на русском языке) и включается в обозначение тех двигателей, в развал цилиндров которых можно установить мотор-пушку.

Сведения о технических характеристиках двигателя и о его рабочих характеристиках приведены в таблицах ниже:

Технические характеристики

Объем цилиндров 36 литров (7,91 галлонов)
Длина 2027 мм (79,7 дюймов)
Высота 960 мм (37,7 дюймов)
Ширина 777 мм (30,3 дюймов)
Вес (сухой) 575 кг (1267 фунтов)
Удельная нагрузка на мощность 0,523 кг/л.с. (1,12 фунта на л.с.)
Степень сжатия 7 : 1
Тип топлива бензин с октановым числом 94…95

Рабочие характеристики

Взлетный режим Режим максимальной мощности Режим крейсерского полета
Мощность, л.с. 1100 1100 1150 900 945
Число оборотов в мин. 2600 2700 2700 2600 2600
Высота, м 2000 4000 2000 4000
Высота, футы 6500 13120 6500 13120

 

Блоки цилиндров установлены с углом развала 60 градусов и на каждый цилиндр приходится по три клапана: два впускных и один выпускной. Также каждый блок цилиндров получил отдельный верхний распределительный вал, с которым выпускные клапаны соединены напрямую, а входные с помощью трехсекционных коромысел.

В конструкции двигателя предусмотрена установка двухступенчатого двухскоростного нагнетателя, управляемого механически из кабины пилота и имеющего передаточные отношения 7,8:1 и 10:1. В двигателе используются шесть карбюраторов закрытого типа.

Вентиляция картера двигателя осуществляется за счет воздуха, поступающего с одной стороны авиамотора, проходившего сквозь картер и выходившего с другой стороны через трубу непосредственно назад. Аналогично двигателям компаний Rolls-Royce и Daimler-Benz коллекторы выхлопных патрубков имеют форму и расположение, позволяющие использовать реактивную тягу выхлопных газов.

Радиатор и воздушный винт

Радиатор охлаждающей двигатель жидкости расположен под фюзеляжем в районе задней кромки крыла. Блок радиатора, изготовленного из латуни и наполовину утопленного в фюзеляже, имеет длину 400 мм (15,7 дюймов), ширину 620 мм (24,4 дюймов) и высоту 530 мм (20,8 дюймов). Температура охлаждающей жидкости регулируется путем дросселирования входного отверстия туннеля радиатора, либо электроприводом жалюзей, расположенных на выходе туннеля радиатора, либо по старинке ручным управлением передних и задних заслонок.

радиаторы и электродвигатель: (A) направляющая лопатка с диффузором; (B) винт; (C) автоматический выключатель; (D) створка; (E) электромотор

радиаторы и электродвигатель: (A) направляющая лопатка с диффузором; (B) винт; (C) автоматический выключатель; (D) створка; (E) электромотор

Имеющий форму полумесяца масляный радиатор подвешен под фюзеляжем в районе передней оконечности картера двигателя. Воздуховоды маслорадиатора имеют относительно небольшой диаметр и их общая высота около 180 мм (7 дюймов). Охлаждающий воздух выпускается из-под моторной рамы, и отток контролируется дроссельной заслонкой. На изученных финскими инженерами трех экземплярах истребителя Lagg-3 управление дроссельной заслонкой было убрано, и створки маслорадиатора были зафиксированы в одном положении.

Впускные воздухозаборники, оснащенные клапанами регулировки подачи, расположены по обеим сторонам фюзеляжа у передней кромки крыла вблизи его зализов.

нос истребителя Lagg-3: (A) воздухозаборник для противообледенительной системы лобового стекла; (B) впускные воздухозаборники

нос истребителя Lagg-3: (A) воздухозаборник для противообледенительной системы лобового стекла; (B) впускные воздухозаборники

Двигатель приводил во вращение трехлопастный цельнометаллический воздушный винт Wisch-61P (ВИШ-61П), оснащенным гидравлическим приводом изменения шага (лопасти поворачиваются на 35 градусов) и регулятором постоянной скорости. Вал воздушного винта является полым и позволяет разместить в нем ствол 20-мм пушки Schwak (ШВАК) или 23-мм пушки W.T. (ВЯ); диаметр воздушного винта – 3000 мм (9,8 футов), ширина лопасти винта – 260 мм (10,2 дюймов), вес винта – 132 кг (291 фунт).

Топливная система состоит из пяти топливных баков, из которых три находятся в центроплане крыла и по одному в каждой консоли. Все топливные баки изготовлены из довольно жестких алюминиевых листов с газосварными швами и со сваренными точечной сваркой разделительными листами. Пуленепробиваемость баков обеспечивается полным их покрытием резиной толщиной 10 мм (0,39 дюйма; нижняя поверхность) и 5 мм (0,19 дюйма; верхняя и боковые поверхности). Следует отметить, что эта защита состоит не из обычной губчатой резины, а из массивной резиновой амортизации с не менее чем четырьмя слоями жесткой кордной ткани и по своему внешнему виду напоминает автомобильную шину.

Противопожарная защита и вооружение

Для снижения риска возгорания охлажденные и отфильтрованные выхлопные газы поступают в топливные баки через специальный двухходовой кран, расположенный перед сиденьем пилота и поэтому воздух в баках заменяется инертными газами сгорания, состоящими в основном из азота и двуокиси углерода. Представляется интересным дать краткое описание данной системы.

Сварная стальная труба с внутренним диаметром 50 мм (1,96 дюймов) идет наклонно от последнего выхлопного патрубка на левой стороне и продолжается стальной трубой длиной примерно 1 м (39,3 дюймов) и внутренним диаметром 15 мм (0,59 дюйма). Хотя в этой системе избегается использование материалов из легких сплавов, предположительно из-за высокой температуры выхлопных газов, следующий участок трубопровода с выхлопными газами, который переносит газы вниз по фюзеляжу до его задней части, представляет собой алюминиевую трубу. В задней части фюзеляжа расположены две камеры, одна из которых заполнена медной стружкой и по всей видимости действует в качестве фильтра, а вторая пустая и действует как ловушка для конденсированной воды.

Из этих камер газовая труба проходит вдоль правого борта фюзеляжа к трехходовому крану с манометром. Когда кран находится в нейтральном положении, выхлопные газы могут выходить непосредственно в атмосферу через трубу, расположенную в нижней части фюзеляжа. В противоположном случае газы проходят в распределительную камеру, из которой они через трубки маленького диаметра поступают в основные топливные баки. Небольшой бак, предназначенный для полета брюхом вверх, также получает инертные газы через отдельную трубу.

выхлопной коллектор

выхлопной коллектор

В некоторых случаях распределительный кран был отключен, и непрерывный поток газов поступает ко всем бакам, управляемым предохранитель и вполне возможно, что данный вариант системы по времени является самым последним из внедренных в конструкцию самолета.

Вооружение Lagg-3, состоящее из одной пушки и двух пулеметов, хуже, чем у других типов истребителей, и было увеличено в последующих версиях. Два синхронизированных 12,7-мм пулемета Beresin (УБС) установлены в фюзеляже над двигателем ведут огонь сквозь зону ометания винта с начальной скоростью пуль 840 м/с (2755 футов в секунду) и скорострельностью от 700 до 800 выстрелов в минуту. Длина ствола пулемета составляет 1010 мм (39,7 дюймов), общая длина пулемета 1365 мм (53,7 дюймов); масса пушки – 25,15 кг (56 фунтов).

20-мм (0,78 дюйма) пушка Shpitalny-Vladimirov (ШВАК) весит 40 кг (88,1 фунтов), имеет длину ствола 1700 мм (64,9 дюймов) и общую длину 2155 мм (84,8 дюймов). Начальная скорость снарядов составляет 800 м/с (2624 фута в секунду) и скорострельностью от 700 до 800 выстрелов в минуту.

Пушка устанавливается между двумя блоками цилиндров, и ее ствол проходит сквозь полую втулку воздушного винта и слегка выступает за обтекатель втулки. Пушка имеет ленточное питание и пневматическую систему перезарядки с баллоном сжатого воздуха, расположенным рядом с пушкой и снабженным регулирующим клапаном сверху. Регулирующий клапан управляется рычагом, установленным между приборной панелью и коллиматорным прицелом.

Наиболее интересным элементом системы вооружения истребителя Lagg-3 являются шесть 25-кг (55 фунтов) ракет с фугасной боевой частью, запускаемых со специальных направляющих, расположенных под консолями крыла.

Согласно сообщениям единственной бронезащитой в самолете является бронеспинка, имеющая толщину от 9 до 100 мм (0,35-0,39 дюйма) и расположенная за сиденьем пилота. По мнению экспертов противника нижняя часть фюзеляжа не имеет защиты. Наиболее уязвимыми являются радиатор охлаждающей жидкости и крыльевые топливные баки.

Летчики Luftwaffe считают, что по боевым качествам Lagg-3 превосходит Migg-3 (МиГ-3). С другой стороны, по мнению финских пилотов, самолет имеет недостаточное ускорение и склонность к штопору при попытке резкого разворота.

Однако, возможно, самой выдающейся особенностью истребителя Lagg-3 являеюся его необычайно прочная «конституция» – структурная прочность – и ее малый вес.

В настоящем обзоре невозможно рассмотреть этот аспект машины, и мы можем вернуться к нему позднее. Но уже сейчас можно сказать, что Lagg-3 знаменует собой значительный прогресс, которого добились русские инженеры в создании цельнодеревянных авиационных конструкций. Данный факт подтверждается признанием со стороны противника. Если сейчас истребитель Lagg-3 является слабо вооруженным и, возможно, недостаточно энерговооруженным, то не следует упускать из виду, что за ним последовали усовершенствованные версии.

источник: «A Russian Fighter. A Review of the Characteristic Features of the Lagg-3, based upon Information from Neutral and Enemy Sources» «FLIGHT» August 12TH, 1943

Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account