Статья известного британского историка авиации Филипа Джарретта «Focke-Wulf Fw 190 in Formation mit Spitfire» из журнала «FLUGZEUG CLASSIC» 06/2001 была переведена уважаемым коллегой NF и немного доработана мной. Перевод был выполнен в апреле 2017 года.
Предисловие редакции: Истребитель Focke-Wulf Fw-190 в одном строю с истребителями Spitfire, эскортировавшими германского пленника. В годы Второй Мировой войны трофейные самолеты для обеих сторон были ценными объектами испытаний. В данном эксклюзивном фоторепортаже показаны сделанные в Великобритании редкие фотографии трофейного истребителя Focke-Wulf Fw 190, которого мирно эскортируют истребители Spitfire.
Ранним утром 17 апреля 1943 года фельдфебель Отто Бехтольд (Feldwebel Otto Bechthold) из состава авиагруппы II./SKG 10 на своем Focke-Wulf Fw 190 A-4/U8 (зав.номер 17155) после ночной бомбардировки потерял ориентировку в пространстве и сел на аэродроме Королевских ВВС Уэст-Мейлинг (RAF West Mailing), графство Кент. На следующий день этот самолет, на борта фюзеляжа которого были нанесены с тонкие круги и вписанными в них литерами «P», под управлением сквадрон-лидера (майора авиации) Дж. Ф. Тобина (S/Ldr J.F. Tobin) выполнил перелет в Фарнборо на аэродром Королевского авиационного НИИ (Royal Aircraft Establishment – RAE). Сквадрон-лидер Тобин работал в RAE и был командиром аэродинамического звена (Aerodynamic Flight). До конца года на этом Fw 190 в Британи были выполнены 96 полетов общей продолжительностью 51 час 50 минут.
Одним из знаменитых пилотов того времени был лейтенант-коммандер (капитан 3-го ранга) Эрик М. «Винки» Браун (Lt. Comdr. Eric M. «Winkle» Brown). Он сидел за штурвалом Fw 190 (британский военный номер PE882), когда были сделаны эти снимки. Во время полета машину Брауна сопровождали два базировавшихся в Йовилтоне (Yeovilton) «спитфайра» модификаций Mk IA (R7193/Y1-M) и Mk VA (L1096/Y2-W). Ниже приведен рассказ лейтенант-коммандера Браун о событиях тех лет:
«Командованием летной школы истребителей морской авиации (Naval Fighter School), Йовилтон, в компетентные органы был подан запрос относительно посещения трофейного истребителя Fw 190. Руководство летной школы просило позволить инструкторам и курсантам школы посмотреть вблизи на самолет противника и сфотографировать его в полете для узнавания. Просьба была удовлетворена с тем условием, что этот трофейный истребитель в воздухе будет постоянно сопровождать эскорт. Руководство RAE выразило согласие, и Fw-190 A-4 (PE882) должен был вылетать под моим управлением.
Утром 8 марта два «спитфайра» перелетели из Йовилтона в Фарнборо. В 13:40 мы вместе взлетели и после короткого демонстрационного полета для летной школы в 14:15 совершили посадку. Осмотр и объяснения, касавшиеся конструкции и характеристик 190-го, длились примерно 1 час, и в 15:35 я вместе со своим эскортом вновь взлетел. Вместе с нами поднялся в небо палубный истребитель «фулмар», с которого велась съемка трофейной машины. В 16:25 мы приземлились, но затем я вновь взлетел для того, чтобы трофей можно было сфотографировать с земли. Затем я перелетел на авиационную станцию Королевского флота (Royal Navy Air Station – RNAS) Хенстридж (RNAS Henstridge) и после короткого демонстрационного полета в 16:40 приземлился.
Самолет вновь был внимательно рассмотрен со всех сторон, и затем в 17:25 я стартовал и присоединился к эскорту из кружившей надо мной дюжины «спитфайров». В сопровождении эскорта я взял курс на Фарнборо, где приземлился в 18:05. Перед тем как улететь «спитфайры» на прощание совершили на низкой высоте несколько кругов. В RAE трофейный истребитель много фотографировали. В середине апреля 1944 года Fw-190 A-4 (PE882) перегнали Коллиуэстон (Collyweston), где базировалось летавшее на трофейных самолетах 1426 звено (1426 Enemy Aircraft Flight), а затем самолет был отправлен на авиабазу королевских ВВС Виттеринг (RAF Wittering), графство Кембриджшир.
13 октября 1944 года во время полета под управлением флайт-лейтенанта (капитана авиации) Э. Р. Левендона (Flt Lt E.R. Lewendon) на трофейном самолете возник пожар после чего самолет упал и летчик погиб. Это действительно трагический конец».