Весной 1943 года ассортимент отправлявшихся в СССР танков английского производства резко сократился. Из поставок исчезли Matilda, практически прекратились поставки Churchill. Единственным типом английского танка, массово поставлявшимся британцами для Красной армии, остался Valentine. Несмотря на то, что самими англичанами к весне 1943 года эти танки почти перестали применяться, в Красной армии спрос на них оказался высоким. Особенно это касалось Valentine IX, версии с 6-фунтовой пушкой, для установки которой башню танка снова пришлось делать двухместной.
Больше калибр, меньше экипаж
Устаревание 2-фунтовой пушки для британцев стало очевидным после первых боестолкновений с немецкими танками в Северной Африке весной-летом 1941 года. Тогда же, в 1941 году, начались работы по усилению вооружения английских танков, находящихся в серийном производстве. На роль основного вооружения претендовала 6-фунтовая (57 мм) противотанковая пушка, работы по которой начались еще в 1938 году. Её серийное производство началось только в 1942 году. Первые версии противотанковой (Mk.II) и танковой (Mk.III) пушек оказались короче изначальной конструкции. Впрочем, и 43-калиберное орудие оказалось весьма удачным. Даже усиление лобовой брони Pz.Kpfw.IV до 80 мм не обезопасило немецкий танк от огня нового английского орудия.
Это письмо стало первым источником информации о Valentine IX для советских военных
Для перевооружения новым орудием танка Matilda требовалось поставить на него новую башню, и дальше опытных работ здесь дело не продвинулось. Для Churchill также пришлось делать новую башню, но эта переделка оказалась удачной. Churchill III и Churchill IV стали самыми «долгоиграющими» английскими танками. Их боевая карьера началась в сражении за Эль-Аламейн, а закончилась весной 1945 года в Западной Европе.
Менее успешной оказалась карьера Crusader и Valentine, которые также получили 6-фунтовую пушку. В обоих случаях башни пришлось переделывать. Первым в бой пошел Crusader III, которому новое орудие явно пошло на пользу. Но даже с ним танк выделялся в худшую сторону на фоне американских Sherman II и Sherman III. Весной 1943 года карьера Crusader III закатилась. В дальнейшем эти машины использовались как ЗСУ и тягачи.
Танку Valentine для установки новой пушки пришлось серьёзно переделывать башню. Взяв за основу башню Valentine III, конструкторы Vickers высвободили недостающее место, уменьшив расчёт до 2 человек. Пушку удалось вписать в башню, но от спаренных пулемёта и миномёта пришлось отказаться. Предполагалось, что в серию танк пойдет как Valentine VIII, но заказ на эту модификацию был отменён. Дело в том, что к тому моменту британцы окончательно решили переходить на дизельный мотор GM 6004. Так на свет появился Valentine IX, единственная версия танка с 6-фунтовой пушкой, которая воевала в составе английской армии.
Позже появилась улучшенная версия, получившая обозначение Valentine X. На ней удалось вернуть на место спаренный пулемёт. Наконец, финальная модификация танка, получившая обозначение Valentine XI, получила 75-мм пушку. Эти машины прослужили в английской армии до конца войны, но как командирские танки с макетами вместо орудий. Что же касается Valentine IX, то они появились на фронте к концу 1942 года и стали сниматься с вооружения весной 1943 года.
Продольный разрез Valentine IX, сделанный в ходе его изучения
О новой версии английского танка в СССР узнали в самом конце декабря 1942 года: советские военные представители в Англии сообщили о том, что в СССР вскоре поступят 70 танков новой модификации, вооружённые 57-мм пушками. Первая партия новых английских танков прибыла с конвоем JW-53 27 февраля 1943 года. До этого времени советские военные представители в Англии смогли собрать достаточный объём информации о Valentine IX. 21 января 1943 года по запросу советской стороны в 20-й английской танковой бригаде состоялась демонстрация этих танков. По английскими данным, 57-мм танковая пушка пробивала броню толщиной 40 мм на дистанции 1829 метров и 65 мм на дистанции 914 метров. После переделки боевая масса танка выросла до 18-19 тонн.
У советских специалистов возник ряд вопросов к надёжности нового танка, поскольку английские офицеры-танкисты обмолвились о необходимости менять тормоза каждые 400-600 километров. Кроме того, на заводе Vickers сообщили, что нагрузка на ходовую часть близка к предельной. Старший приёмщик К. Ольховский потребовал от английского Военного министерства отправлять с танками дополнительные запчасти. 8-9 марта Ольховский посетил завод Elswick Works. Выяснилось, что переход от производства Valentine V к производству Valentine IX проходил вообще без испытаний, так как увеличение массы было сочтено небольшим. Также обнаружилась странная ситуация с приёмкой машин. Отношения Военного министерства с Vickers складывались во многом на доверии к продукции этой компании. Ольховский узнал о том, что планируется модернизация Valentine IX, после которой танк снова получал спаренный пулемёт. Кроме того, конструкторы Vickers проговорились о разработке пехотного танка Vanguard I, неудачного сменщика Valentine.
На виде сверху хорошо видно, за счёт чего удалось оптимально разместить расчёт в башне таким образом, чтобы установить в ней и 57-мм пушку
Появление модификации Valentine с 6-фунтовой пушкой совсем не означало, что она немедленно сменит предыдущие версии. Одновременно с Valentine IX конвоем JW-52 в СССР прибыли Valentine III, подобная картина наблюдалась и в следующих партиях. Далее последовал долгий перерыв в поставках северными конвоями, машины шли южным путём. Наиболее массовыми здесь оказались канадские Valentine VIIA. Эти машины шли через Иран стабильно, за 1943 год прибыло 711 таких танков. Что же касается Valentine IX, то их южным путём поступило 49 штук с конца июля по конец августа, еще 16 в сентябре и 46 в декабре 1943 года. Для сравнения, северными конвоями, даже со всеми перебоями, прибыло 324 Valentine IX, которые стали здесь самой массовой модификацией Valentine. Еще 6 танков прибыло в СССР через Владивосток.
За 1944 год южным путём поступил 91 Valentine IX, большая часть этих машин являлась подержанной. В частности, 36 танков данного типа было получено от польских частей, дислоцированных в Ираке. Что же касается северных поставок, то здесь имеется довольно большое расхождение. Согласно сводкам, за декабрь 1944 года конвоями JW-55-JW-58 прибыл 221 танк, после чего поставки прекратились. С учётом 324 танков, прибывших в 1943 году, общее число доставленных северным путём Valentine IX составляет 545 машин. Между тем, в документах от 1 июля 1945 года зафиксирован 621 танк данного типа, пришедший через северные порты.
Возможно, расхождение произошло из-за того, что довольно много танков поступило в СССР в конце декабря 1943 года, из-за чего в документах и образовался «перебор» на 76 танков. Ошибочность числа 621 подтверждают и данные из английских источников. Согласно им, в СССР было отправлено 836 танков данного типа, а добралось до адресата 818. Но если считать, что северным путём в СССР был доставлен 621 танк, общее число полученных Советским Союзом Valentine IX составит 863 танка (621+236 южным путём + 6 через Владивосток). Сложно поверить, что за время пути из Великобритании в СССР количество танков могло вырасти, превысив английские данные по поставкам. Гораздо более правдоподобным выглядит число в 787 дошедших до СССР танков (545 через северные порты + 236 южным путём + 6 через Владивосток).
Акт на первые прибывшие Valentine X. Всего их в СССР прибыло 64 штуки
Отдельно стоит упомянуть Valentine X, последнюю модификацию танка, которая поступала в Советский Союз. Самые первые машины данного типа прибыли с конвоем JW-56A в самом конце января 1944 года, зачли их уже февралём. Судя по актам, основу составили танки, построенные Elswick Works. Всего конвоями JW-56-JW-58 прибыло 64 танка данного типа. Это почти согласуется с английскими данными, согласно которым в СССР было отправлено 74 танка, прибыло 66. Число кажется небольшим, но только если не знать общего объёма выпуска. Англичане отправили в СССР больше половины всех Valentine X, которых построили всего 135 штук. В определённом смысле этому танку не повезло: он практически не попадал в объектив фотоаппарата.
Когтистый истребитель танков
Вскоре после прибытия первых Valentine IX в СССР Главное бронетанковое управление Красной армии (ГБТУ КА) распорядилось провести полигонные испытания. Судя по переписке начальника ГБТУ КА генерал-лейтенанта Б.Г. Вершинина с Наркоматом внешней торговли, от результатов испытаний напрямую зависела дальнейшая поставка этих танков. Не исключено, что именно эта поставка англичанами совершенно новой модификации стала причиной серьёзных изменений в дальнейших поставках танков от западных союзников в СССР. Теперь перед поставками крупных партий новых образцов техники в СССР приходило несколько танков «на пробу».
В начале 1943 года Красная армия могла получить от союзников ещё большую «неожиданность», чем Valentine IX. Англичане всерьёз собирались отправлять в СССР крейсерские танки Crusader III. 36 танков этого типа планировалось поставить в апреле 1943 года конвоем JW-55. Следующими конвоями JW-56 и JW-57 предполагалось выслать еще 421 танк. Это было похоже на «спихивание» в СССР машин, которые заменялись в английской армии американскими Sherman II, Sherman III и Sherman V. Вершинин в письме от 11 марта 1943 года выступил против такого щедрого «подарка», назвав Crusader III современной машиной, но со слабой бронёй. Ещё одним недостатком был назван бензиновый двигатель Liberty. «Крестовый поход» в Красную армию окончился, так толком и не начавшись.
Valentine IX на НИБТ Полигоне, март 1943 года
Согласно подписанной Вершининым программе испытаний, помимо изучения Valentine IX предполагалось провести пробег на дистанцию 800 километров. Из них 300 километров приходилось на шоссе, столько же на просёлок и 200 — на целину. В их ходе определялась проходимость на обледенелом грунте и заснеженной целине. Также проводились огневые испытания, в ходе которых определялась скорострельность орудия и его возможности по пробитию.
За счёт оптимизации бронирования роста боевой массы практически не произошло
14 марта на НИБТ Полигон отправился Valentine IX с WD-номером T.122725. Этот танк, выпущенный заводом Elswick Works, прибыл в СССР 22 февраля 1943 года на борту парохода «Моссовет». Предполагалось, что совместно с новым танком будет испытываться Valentine III. На деле произошла явная путаница. Дело в том, что под обозначением «Валентин III» скрывался Valentine II, причём тот самый, что ныне находится в парке «Патриот». Эта машина с WD-номером T.27543 подверглась небольшой переделке: она получила «воротник», прикрывавший подбашенный погон спереди, а также дополнительное бронирование лобовой части корпуса. Также по характеристикам новую машину сравнивали с «Валентин III с двигателем GMC». Судя по всему, речь шла о Valentine VII, который испытывался на НИБТ Полигоне в 1942 году.
В счёт боевых испытаний был зачтён пробег танка своим ходом из Горьковского АБТ Центра на НИБТ Полигон
Уже на этапе сравнения характеристик выяснилось, что не всё так страшно, как это казалось по донесениям из Англии. Оказалось, что в реальности боевая масса Valentine IX составляла 17 тонн, столько же, сколько у Valentine VII. Valentine II оказался немного легче — 16,5 тонн. Сохранение массы на прежнем уровне стало возможным благодаря небольшому снижению толщины бортовой брони. Это было вполне допустимым, поражались танки в основном с лобовой проекции. Специалисты отметили появление дополнительного бака на 148 литров. Они устанавливались ещё на Valentine IV, но на НИБТ Полигон машины с такими баками не попадали. Общие изменения шасси оказались аналогичными тем, которые происходили с танками, оснащёнными 2-фунтовыми пушками.
Отсутствие спаренного пулемёта было сочтено советскими специалистами явным минусом
Наибольший интерес у испытателей вызвала башня. Valentine стал рекордсменом в своём классе по увеличению калибра основного вооружения. Исходную башню танка с 40-мм пушкой удалось сначала сделать трёхместной, а затем установить в неё орудие калибра 57 мм. Позже туда же удалось установить и пушку калибра 75 мм. Получилось это за счёт растягивания носовой и кормовой части башни Valentine III. Из-за больших размеров орудия башня снова стала двухместной, при этом количество её люков увеличилось до двух. Как уже упоминалось, от спаренного пулемёта конструкторам пришлось отказаться, а 2-дюймовый миномёт был заменён на спарку мортирок, установленных с правой стороны башни. Ни то, ни другое советским испытателям не понравилось. Поскольку боекомплект 6-фунтовой пушки состоял только из бронебойных снарядов, получалось, что танк годился только для борьбы с бронетехникой противника. Максимум, на что можно было рассчитывать в бою против пехоты — это ручной пулемёт Bren, который ставился на зенитный вертлюг.
Боекомплект машины включал 53 патрона к 6-фунтовому орудию, 4 дисковых магазина по 100 патронов к Bren, 10 дымовых шашек и 12 сигнальных ракет. Негусто, особенно для танка поддержки пехоты.
Дополнительный топливный бак увеличил запас хода танка почти в 2 раза
При изучении рабочих мест расчёта башни оценка оказалась вполне удовлетворительной. К месту командира, которым советские специалисты сочли наводчика (на самом деле у англичан командиром был заряжающий) и вовсе претензий не оказалось. Рабочее место обеспечивало удобное ведение огня, механизмы наведения располагались так, что не доставляли наводчику дискомфорта. Чуть хуже было выполнено место заряжающего. Дело в том, что до части боекомплекта можно было добраться, лишь развернув башню. Впрочем, это касалось укладок второй очереди, с остальным боезапасом проблем не наблюдалось. Что же касается обзорности, то к ней претензий не было. Поскольку командир лишился башенки, число смотровых приборов MK-IV увеличилось до трёх. Два перископа конструкторы разместили в носовой части башни, а третий поставили в её правый задний угол: с его помощью заряжающий получил вполне пристойный обзор назад.
Схема обзорности из башни
Ходовые испытания оказались весьма своеобразными. Дело в том, что для испытаний использовался один из Valentine IX, который находился в Горьком АБТ Центре. Чтобы не тратить время, машину отправили на НИБТ Полигон своим ходом. В общей сложности танк прошел 500 километров, из них по заснеженному шоссе — 287, по асфальтовому шоссе — 163 и по просёлку — 50. Средняя скорость движения по заснеженному шоссе составила 20 км/ч, а по чистому — 20,9 км/ч, это было даже чуть больше, чем у Valentine II. По просёлку и целине средняя скорость составила 12-16 км/ч, у Valentine II тот же показатель составил 12-15 км/ч. Средний расход топлива по заснеженному шоссе составил 136 литров на 100 километров, а по чистому шоссе — 131 литр. Запас хода при этом составил 230 и 240 километров соответственно. Появление дополнительного бака было воспринято испытателями положительно — запас хода вырос на 90%.
Таким образом, опасения насчёт ходовой части танка оказались напрасными. Немногочисленные поломки на марше с ней оказались не связаны. Что же касается вооружения, то оно оказалось примерно равнозначным 6-фунтовой пушке танка Churchill III.
Из 6-фунтовой пушки обстреливали только Pz.Kpfw.38(t). Итоги обстрела оказались вполне предсказуемыми
По итогам испытаний было сделано следующее заключение:
- Английские танки «Валентин IX» и «Валентин III» по своим техническим данным равноценны.
- Вооружение танка предназначено только для борьбы с танками противника.
- Отсутствие осколочно-фугасной гранаты и пулемёта, спаренного с пушкой, исключает возможность борьбы с пехотой и огневыми точками противника.
- Проверка надёжности работы 57 мм пушки требует дополнительных испытаний отстрелом на ряде образцов».
Последний пункт замечаний оказался связан с поломками 6-фунтовой пушки, случившимися во время стрельбы. Этот дефект был не уникальным — подобные проблемы наблюдались и у Churchill. Для устранения дефектов орудия понадобилось определённое время, переписка по данному вопросу продолжалась как минимум до конца весны 1943 года.
Новые траки с пятью грунтозацепами, которые появились летом 1943 года
Весенние испытания оказались не последними, в которых участвовал Valentine IX. Позже, в августе 1943 года, на НИБТ Полигоне оказался ещё один танк данной модификации. На сей раз испытывалась исключительно ходовая часть танка, а именно — гусеничные ленты. Связано это оказалось с тем, что летом 1943 года английская промышленность наконец вспомнила о требованиях РККА по оснащению танков дополнительными грунтозацепами. В СССР стали приходить Valentine IX с траками нового образца, на каждом из которых имелись шипы. Скоро из частей и от приёмщиков начали приходить жалобы, поскольку несъёмные грунтозацепы стали создавать проблемы, в частности быстро портили асфальтовые дороги.
Преодоление подъёмов показало, что грунтозацепы в летних условиях мало влияли на проходимость
Прошедшие в августе 1943 года испытания показали весьма противоречивые результаты. И скоростные данные, и расход горючего оказались примерно равными для танков, оборудованных траками с шипами и без них. Но после 251 километра пути шипы сточились на 8-10 миллиметров. Во время езды по асфальту шипы оставляли в полотне небольшие вмятины, а во время разворотов происходило незначительное разрушение покрытия. При проезде колонны таких танков дорогу явно пришлось бы серьёзно ремонтировать.
Появление такого трака говорит о том, что английские инженеры-конструкторы не учли ошибок, допущенных в прошлом при проектировании грунтозацепов для танков Matilda. Их ресурс на дорогах с твёрдым покрытием тоже был невелик.
Те же самые результаты были получены и в ходе езды по косогорам
Кроме того, на летних испытаниях трака с шипами каких-то существенных изменений в проходимости танка не было замечено. Для обычного Valentine без шипов на траках предельный угол подъёма составил 30 градусов. При преодолении подъёмов Valentine IX с шипами предельный угол вырос до 32 градусов, далее гусеничные ленты теряли сцепление. Что же касается подъёмов на мягком грунте, то там предельные углы оказались одинаковыми — 30 градусов. В случае с преодолением косогоров разница также оказалась минимальной — 29 градусов для траков без шипов и 30 с шипами. Дальше происходил сброс гусеничной ленты.
Результаты движения по железнодорожной платформе
Куда более существенным оказалось влияние новых траков на поверхности, по которым танк двигался. При испытаниях, во время которых происходила погрузка танка на платформу, произошло частичное разрушение её настила, причём не только деревянных, но и металлических частей. Пострадало и асфальтовое покрытие.
Valentine X в Кубинке, лето 1944 года
Представители НИБТ Полигона предположили, что грунтозацепы будут более эффективны в зимних условиях. Но и здесь есть некоторые сомнения: безусловно, на покрытых льдом участках эффективность была бы выше, но в остальных случаях шипы явно проигрывали наваркам, разработанным еще в начале 1942 года. Для того, чтобы снизить порчу дороги, было предложено оставлять шипы лишь на каждом пятом траке. Было ли это предложение реализовано на практике неизвестно. По крайней мере, такой циркуляр в сентябре 1943 года был направлен представителям военной приёмки.
Серьёзных испытаний этой машины не проводилось
Попал на НИБТ Полигон и Valentine X. Танк с WD-номером T.123484 прибыл в СССР с конвоем JW-56A 29 января 1944 на борту транспорта Fort Slave. Изучение этого танка, впрочем, дальше составления технического описания не продвинулось. А в альбоме танков, подготовленном НИБТ Полигоном, эта машина фигурирует с описанием от Valentine IX. Появление спаренного пулемёта отразилось на объёме боекомплекта к 6-фунтовой пушке: число патронов к орудию сократилось до 44 штук. Боекомплект пулемёта BESA состоял из 1800 патронов.
Работа смешанным составом
На фронт «Валентины» с длинноствольными пушками стали поступать ближе к осени 1943 года. Поначалу их число оказалось небольшим, поскольку весной 1943 года поставки северным путём практически прекратились. Повлияла на отправку в войска и ситуация с 6-фунтовыми пушками. Весной 1943 года в ходе учебных стрельб наблюдались дефекты, аналогичные отмеченным при испытаниях 6-фунтового орудия стрельбой: деформировалась крышка люльки, а также гнулся шток тормоза отката. Проблемы с орудиями отмечались и в июне 1943 года. Всё это привело к тому, что с боевым дебютом произошла некоторая заминка.
Переправа Valentine IX через Днепр, ноябрь 1943 года
Новые танки вызвали в войсках неоднозначную реакцию. Прежде всего, это было связано с отсутствием курсового пулемёта. По этой причине нередкими были случаи, когда части получали смешанный состав техники. Вместе с Valentine IX в бригады и полки поступали танки, вооружённые 2-фунтовыми пушками. Безусловно, их эффективность в бою против танков была намного хуже, зато у этих машин имелся спаренный пулемёт и казнозарядный миномёт. Впрочем, и у таких «Валентинов» осколочно-фугасных снарядов в боекомплекте не было. С лета 1943 года требования о получении осколочно-фугасных участились. А ещё в мае появилась информация о наличии таких снарядов в британской армии. Тем не менее, ни о каких поставках осколочно-фугасных снарядов из Англии ни в 1943, ни в начале 1944 года не было и речи. Между тем, как раз с конца 1943 года Valentine IX стали поставляться по-настоящему массово.
Первая поставка осколочно-фугасных снарядов для Valentine IX. Поначалу снарядов этого типа было немного
Помощь пришла из США. Дело в том, что с конца 1943 года в СССР начали поступать американские истребители танков GMC T48. Разрабатывались они с прицелом на поставку англичанам и оснащались 57-мм пушками M1 — американскими копиями английских противотанковых орудий. Такие же орудия поступали и в американскую армию. На отсутствие осколочно-фугасных снарядов к этой пушке американцы посмотрели с некоторым удивлением и разработали собственный боеприпас. Он-то и спас положение.
10 марта 1944 года на Гороховецком АНИОП провели испытания английских и американских снарядов для 57-мм пушек. Стрельба из орудия GMC T48 (в СССР СУ-57) показала, что снаряды идентичны. Это стало сигналом к тому, что Valentine IX и X стали получать осколочно-фугасные снаряды. Первая поставка состоялась уже в конце марта 1944 года. Боекомплект танков комплектовался бронебойными и осколочно-фугасными снарядами в расчете 50:50. Правда, первое время с поставками осколочно-фугасных снарядов были перебои. По этой причине весной 1944 года некоторые танки всё ещё имели в боекомплекте только бронебойные снаряды. Окончательно ситуация выправилась в июне 1944 года. Нередко советские экипажи приспосабливали зенитные пулемёты Bren для ведения огня по наземным целям.
Один из Valentine IX, подбитый и захваченный немецкими войсками. Осень 1943 года
О том, как применялись Valentine IX, красноречиво свидетельствует характеристика, датированная весной 1944 года:
«Пушка 57 мм по своим баллистическим характеристикам – хорошая. Она пробивает бортовую броню немецких тяжёлых танков T-VI в 82 мм на дистанции 600-800 м.
Отсутствие осколочных снарядов к пушке делает танк малоэффективным в борьбе с пехотой противника. Поэтому этот танк используется для борьбы с танками противника, как самоходная установка».
Появление осколочно-фугасного снаряда позволило однородно комплектовать подобными машинами целые части. Например, 29 марта 1944 года 54-й отдельный танковый полк при переформировании получил 20 таких танков. На каждый танк было получено всего по 8 осколочно-фугасных снарядов, но и это уже было хоть что-то. Стоит отметить, что до этого полк воевал на лёгких танках Т-80, поэтому вряд ли там восприняли английскую машину как более плохую. Действуя в составе 12-й гвардейской кавалерийской дивизии, полк в основном воевал с пехотой и артиллерией противника. К 14 мая в его составе оставалось 12 Valentine IX. Эти машины в войсках обычно обозначались как MK-IX, МК9 или Mk-9. Стоит отметить, что в танковых полках при кавалерийских частях таких танков было довольно много. Например, в 61-м отдельном танковом полку по состоянию на 8 июля 1944 года имелось 15 МК9.
Valentine IX в Вильнюсе
Несмотря на определённые проблемы, английские лёгкие танки, вооружённые 57-мм пушками, оставили в Красной армии о себе добрую память. Довольно низкая и тихая в движении машина неплохо справлялась со своими обязанностями. Тихоходность её была относительной: при движении по бездорожью и просёлку разница в скорости с другими танками оказывалась не столь и существенной. Кроме того, «Валентины» отличались довольно высокой надёжностью, особенно если их эксплуатировали в соответствии с инструкциями. Неудивительно, что много этих танков оставалось в строю и в 1945 году.
Район Бухареста, Румыния, август 1944 года
В качестве примера боевого применения Valentine IX в 1945 году можно привести использование 151-го отдельного танкового полка. Эта часть по своему составу оказалась весьма специфичной: помимо 6 Valentine IX, к концу марта 1945 года в ней находилось 4 Valentine III, а также 10 М3л (судя по всему, это американский Light Tank M3A1). 26 марта полк, воевавший вместе с 9-й гвардейской кавалерийской дивизией, форсировал реку Грон. За день танки прошли 48 километров и сосредоточились в районе села Рендва в Словакии. Действуя совместно с кавалерией, танки преследовали отступающего противника, периодически вступая с ним в бой. 3 апреля в ходе боя за Трнаву танкистами было убито 30 немецких солдат и офицеров. 4 апреля был взят Шаштин-Страже, при этом 1 Valentine III и 1 М3л оказались подбиты, погибло 4 человека, 5 было ранено.
Гораздо более напряжённым оказался бой за Ланжгот в Чехии. 11 апреля полк активно участвовал во взятии города, потеряв сожжёнными 1 Valentine IX и 2 Valentine III, а также подбитыми 1 Valentine IX и 1 M3л. Ответным огнём был уничтожен 1 танк противника, ещё один подбит, убито до 80 солдат и офицеров, уничтожен 1 бронетранспортёр. В боях за Трвонице полк потерял подбитыми 2 Valentine и 2 M3л. В свою очередь, советские танкисты уничтожили 145 солдат и офицеров противника, противотанковую пушку и бронетранспортёр. Полк участвовал в боях до 19 апреля, когда последовал приказ передать танки в состав 9-й гвардейской кавалерийской дивизии. Всего за время боёв полк отчитался о 5 сожжённых и 1 подбитом танке Pz.Kpfw.Panther, 380 убитых немецких солдатах и офицерах.
Ещё один из «Валентинов» движется по Бухаресту
До наших дней дожил всего один Valentine IX, воевавший в составе Красной армии. В январе 1945 года эта машина провалилась в реку Варта, сражаясь на территории Польши. Танк с WD-номером T.122834, изготовленный в феврале 1943 года Elswick Works, прибыл в СССР через Иран 29 декабря 1943 года. Сейчас он находится на реставрации у одного из польских коллекционеров.
Источник — http://warspot.ru/10739-valentin-s-dlinnoy-pushkoy