Испытано в СССР. Трактор FIAT OCI 708 СМ

19
Испытано в СССР. Трактор FIAT OCI 708 СМ

Испытано в СССР. Трактор FIAT OCI 708 СМ

Содержание:

Когда говорят о технике националистов, захваченной в ходе гражданской войны в Испании и попавшей в Советский Союз для изучения, обычно вспоминают немецкие и итальянские самолеты, гораздо реже – бронированные машины, а об остальных трофеях практически ничего не упоминается или же информация крайне фрагментарна. К таким «забытым» образцам относится и итальянский трактор FIAT OCI 708 СМ, конструкция которого представляла несомненный интерес с практической точки зрения.

Бывший мирный трактор

Трактор FIAT OCI 708 СМ был разработан в 1934 г. и предназначался в основном для буксировки артиллерийских орудий в горах, а также для перевозки различных грузов. Необходимость в такой машине объяснялась еще и тем, что в том же году итальянцы приняли на вооружение 75-мм дивизионную пушку-гаубицу Obice da 75/18, изначально предназначенную для использования в горных условиях. Учитывая устремления тогдашнего военно-политического руководства Италии, особенности предполагаемого театра военных действий, а также негативный опыт, полученный в ходе кампании в Абиссинии, такой интерес к горной артиллерии (особенно – гаубичной) выглядел вполне оправданным. Соответственно, не остались в стороне и средства механической тяги.

Испытано в СССР. Трактор FIAT OCI 708 СМ

Основой нового «горного» тягача послужил сельскохозяйственный FIAT 708С – облегченная версия трактора FIAT 700 С. По требованиям военных, конструкцию машины усилили, особенно ходовую часть, и в 1935 г. она начала поступать в войска под обозначением «trattore da montagna OCI708 СМ». В том же году изготовили первую партию из 200 таких тракторов.

Испытано в СССР. Трактор FIAT OCI 708 СМ

Первый боевой дебют FIAT OCI 708 СМ состоялся в 1935 г. в ходе боевых действий в Эфиопии, затем последовала Ливия, а в следующем году эти тракторы попали в Сомали. В целом машины оказались удачными и хорошо зарекомендовали себя в эксплуатации. После начала гражданской войны в Испании и втягивания Италии в боевые действия на стороне Франко их было решено проверить в новых условиях. По имеющимся данным, в Испанию направили порядка 50 тракторов FIAT OCI 708 CM. А уже летом 1937 г. одна такая машина испытывалась на НИАБТ полигоне АБТУ РККА. Не исключено, что трактор был захвачен в марте под Гвадалахарой, когда республиканцам достались богатые трофеи.

Испытано в СССР. Трактор FIAT OCI 708 СМ

Стоит добавить, что тракторы этого типа серийно выпускались в Италии до 1943 г. Они успешно использовались в ходе Второй мировой войны на различных театрах и под разными флагами, выполняя самый широкий круг задач. Отдельные экземпляры FIAT OCI 708 CM сохранились до наших дней в виде музейных экспонатов или находятся в частном владении.

Смена климата

Специалисты НИАБТ полигона определили тип этого трактора как

«легкий грузовой, узкоколейный» [1],

а в документах его иногда называли

«специальный трактор «Фиат».

Общая масса машины составляла 2540 кг. Габаритные размеры, по данным НИАБТ полигона, равнялись: длина (общая) – 3120 мм, ширина – 1250 мм, высота (по рулевому штурвалу) – 1480 мм, колея – 995 мм, ширина хода – 1190 мм, база (расстояние между осями крайних кареток) – 946 мм.

При осмотре FIAT OCI 708 СМ наши специалисты сразу определили его «горное» назначение: машина отличалась относительно низкой скоростью движения за счет повышения общего передаточного числа (на первой передаче – 62,4) при небольшой колее и хорошей поворотливости.

Испытано в СССР. Трактор FIAT OCI 708 СМ

Двигатель, все механизмы трактора, включая элементы ходовой части, крепились к литой чугунной раме, состоявшей из двух продольных фигурных балок.

Машина оснащалась четырехцилиндровым, четырехтактным двигателем «Фиат» СА-308 с вертикальным расположением цилиндров, развивавшим мощность 38,1 л.с. при 2400 об/мин. Имелся механический регулятор оборотов с вертикальным приводом, расположенный над головкой цилиндров.

Испытано в СССР. Трактор FIAT OCI 708 СМ
Испытано в СССР. Трактор FIAT OCI 708 СМ

Крутящий момент от коленчатого вала двигателя через сцепление передавался коробке передач. Далее, от вторичного вала коробки передач, – главной передаче (коническая пара) и через бортовые фрикционы – промежуточным бортовым передачам (коническая пара). Карданные валы сообщали крутящий момент главным бортовым передачам (коническая пара) и дальше ведущим зубчатым колесам, находящимся в передней части трактора.

Над двигателем располагался бензобак емкостью 43,5 л («бензин 2-го сорта»); топливо подавалось самотеком к карбюратору «Феролоди».

Система смазки была комбинированной – под давлением и разбрызгиванием. Масло, идущее для смазки двигателя, заливалось в картер двигателя через сапун. В картере двигателя устанавливался шестеренчатый насос, подающий масло через фильтр к шатунным подшипникам в клапанную и распределительную коробки.

Охлаждение двигателя – водяное. Система охлаждения также была комбинированной (термосифон и принудительная циркуляция). Крыльчатка водяной помпы размещалась в верхней части прилива блока и приводилась во вращение трапецеидальным прорезиненным ремнем от шкива коленчатого вала. На одной оси с крыльчаткой располагался 6-лопастный вентилятор. Интересной особенностью являлось то, что при работе двигателя вентилятор создавал тягу воздуха через радиатор по направлению движения трактора вперед, т.е. воздух вентилятором забирался от двигателя и через сердцевину радиатора выбрасывался наружу.

Сцепление трактора – сухое, двухдисковое. Ведущие диски были соединены с маховиком шестью шпильками. Сцепление дисков происходило под действием шести пружин.

На тракторе использовалась 3-ходовая, 4-скоростная коробка передач, имевшая четыре передачи вперед и одну назад. Она находилась в общем картере с главной передачей, бортовыми фрикционами и тормозами. На ее вторичном валу находился центральный тормозной барабан. Передаточные отношения коробки передач: 1-я передача – 2,53:1, 2-я передача – 1,73:1, 3-я передача – 1:1, 4-я передача – 0,58:1, задний ход – 1,73:1.

Испытано в СССР. Трактор FIAT OCI 708 СМ

Наиболее оригинальной особенностью конструкции итальянского трактора, по мнению советских специалистов, являлось рулевое управление гусеницами. Оно включало рулевой штурвал, рулевую колонку, пару конических шестерен, кулачковый вал, направляющие штоки, механизмы бортовых фрикционов и тормозные механизмы с рычагами.

Испытано в СССР. Трактор FIAT OCI 708 СМ

Ходовая часть трактора включала (на борт) шесть опорных катков, направляющий каток, ведущее колесо и ленивец. Гусеница – металлическая, штампованная, с направляющими гребнями траков.

Ведущее колесо (звездочка) – переднего расположения (число зубьев – 30).

Опорные металлические катки с резиновыми бандажами (диаметр – 200 мм, ширина – 55 мм) были попарно сблокированы в три тележки. Каждая тележка соединялась с фигурным кронштейном, имеющим свою ось вращения. Кронштейны первых двух тележек были связаны с рессорой, а кронштейн третьей тележки – с балансиром. Балансир, имеющий свою ось вращения, вторым концом соединялся с рессорной подвеской первых двух тележек.

Направляющий каток, аналогичный по конструкции опорному, закреплялся на кронштейне, соединенном с рамой. Для предотвращения провисания гусеницы и направления ее при движении трактора в верхней части гусеница между направляющими гребнями располагалась дубовая рейка.

Испытано в СССР. Трактор FIAT OCI 708 СМ

Ленивец (литой каток с пятью спицами) – заднего расположения, являлся натяжным колесом. Ось ленивца была соединена вилкой с осью натяжного механизма, который состоял из червячной пары, помещенной в специальном картере.

На надгусеничных полках (крыльях) трактора располагались два инструментальных ящика; на них имелись гнезда для установки двух домкратов. На правом инструментальном ящике была закреплена лопата.

В задней части трактора, за сиденьем водителя, размещался кабестан с приводом от первичного вала коробки передач через пару цилиндрических шестерен и червячную пару.

Для передачи тягового усилия «Фиат» оснащался тягово-сцепным устройством, которое обеспечивало круговой поворот в вертикальной плоскости, поворот в горизонтальной плоскости и не допускало задевания прицепа за крылья трактора при повороте.

Зажигание рабочей смеси осуществлялось от магнето высокого напряжения фирмы «Марели», установленного на кронштейне с правой стороны двигателя. Для питания всех источников тока (две передние фары, задний фонарь, лампочка щитка водителя) служило динамо. Аккумулятор отсутствовал.

Подмосковный вояж

Испытания «легкого трактора» прошли на НИАБТ полигоне АБТУ РККА в июне-августе 1937 г. Программой испытаний предусматривалось определение технических характеристик итальянского трактора и сравнение их с данными полубронированного тягача «Комсомолец». При этом предполагалось провести сравнительную оценку двух этих машин с точки зрения большей пригодности к эксплуатации в качестве тягачей для противотанковой и полковой артиллерии.

Испытано в СССР. Трактор FIAT OCI 708 СМ
Испытано в СССР. Трактор FIAT OCI 708 СМ

За время испытаний «Фиат» прошел 410,8 км по асфальтированному и щебеночному шоссе, по проселочной дороге и на пересеченной местности, из них: с 45-мм противотанковой пушкой обр. 1934 г. – 27,2 км (эти испытания пришлось остановить из-за поломки шкворневой лапы пушки); с прицепом массой 1 т – 110 км; с прицепом массой 2 т – 96,1 км; без прицепа – 177,5 км.

При определении максимальных скоростей были получены следующие значения (на 4-й передаче): без прицепа – 22,6 км/ч, с прицепом массой 1 т – 19,6 км/ч. Средние скорости движения по щебенчатому шоссе составили: без прицепа – 13,6 км/ч, с прицепом массой 1 т и 2 т – 12,5 км/ч. Средние скорости по проселочной дороге: без прицепа и с прицепом массой 1 т – 12,0 км/ч, с прицепом 2 т – 11,6 км/ч. Средние скорости движения по целине с прицепом массой 1 т и 2 т были одинаковыми – 12,0 км/ч. При движении легкого трактора с противотанковой пушкой по щебеночному шоссе средняя скорость равнялась 13,3 км/ч.

Запас хода по горючему равнялся: на щебенчатом шоссе – 30,5 км (без прицепа) и 72,5 км (с прицепом массой 1 т); на проселочной дороге – 60,5 км (без прицепа) и 54,5 км (с прицепом массой 1 т).

В ходе испытаний по преодолению естественных препятствий легкий трактор с зарядным ящиком и 45-мм противотанковой пушкой на прицепе свободно преодолел подъем в 28° (грунт – супесок, покрытый дерном). С прицепом массой 1 т он взял такой же подъем, но на мокром грунте не смог преодолеть это препятствие из-за пробуксовки гусениц. Без прицепа трактор преодолел подъем 32-33° длиной 15 м.

Испытано в СССР. Трактор FIAT OCI 708 СМ

Тормоза трактора действовали надежно. Особо отмечалась эффективность ручного тормоза. Так, трактор с прицепом массой 1 т легко останавливался на спуске крутизной 28°, а также свободно тормозил без прицепа на спуске 33°.

Испытано в СССР. Трактор FIAT OCI 708 СМ

При движении трактора допускался боковой крен до 33° (на 1-й передаче). При дальнейшем увеличении крена начиналось скольжение гусениц по грунту.

Максимальная глубина преодолеваемого брода равнялась 800 мм. Дальнейшее увеличение глубины брода приводило к проникновению воды в картер двигателя через сапун. Трактор легко преодолевал канавы глубиной 900 мм и шириной 3,8 м, при углах схода и выхода 34°. Минимальный радиус поворота составлял 2,0 м.

Испытано в СССР. Трактор FIAT OCI 708 СМ
Испытано в СССР. Трактор FIAT OCI 708 СМ

Хотя конструкцию тягово-сцепного устройства трактора признали удачной, отсутствие надежного аналогичного устройства на транспортируемом прицепе могло повлечь аварию и даже катастрофу. Так, на 24°-ном спуске со снарядным ящиком и противотанковой пушкой, первый опрокинулся, вызвав поломку шкворневой лапы пушки, после чего испытания трактора с артсистемой пришлось прекратить.

Оценки и выводы

Итальянский «горный» тягач получил в общем высокие оценки советских испытателей. Двигатель легко заводился с помощью рукоятки как при первом пуске, так и в нагретом состоянии. Все механизмы, за исключением тормозов, признали удобными в обслуживании. Управление трактором оказалось простым и надежным. При повороте вправо или влево требовалось лишь небольшое усилие для вращения рулевого штурвала. Сиденье водителя имело регулировку в горизонтальной плоскости, что обеспечивало удобную посадку. Работа кабестана также не вызвала нареканий.

Элементы трансмиссии и ходовой части действовали в основном без замечаний. Положительных отзывов удостоился натяжной механизм гусениц, как, впрочем, и шплинтовка гусениц: за время испытания не было ни одного случая расшплинтовки пальцев гусеницы. Особо отмечалось отсутствие нагрева элементов коробки передач, главной передачи, промежуточной и главной бортовых передач.

Наибольшие нарекания в ходе испытаний вызвал двигатель СМ-308. Спустя 12 ч 40 мин работы (что соответствовало 123,6 км пробега) выявили отсутствие компрессии в цилиндрах двигателя. Двигатель пришлось разобрать. При осмотре обнаружили излом двух поршневых колец на поршнях 1-го и 3-го цилиндров, а остальные поршневые кольца потеряли упругость. На всех режимах работы двигателя наблюдался большой расход масла, при этом оно частично выбрасывалось через сапун. После 220 км пробега в цилиндрах двигателя отчетливо слышался стук. В ходе повторной разборки двигателя установили значительный износ цилиндров (гильз) и их поршней.

Охлаждение двигателя также сочли неудовлетворительным. При движении трактора по щебенчатому шоссе и проселочной дороге при температуре окружающего воздуха +18-20°С температура воды в системе охлаждения составляла +85-90°С. Установка 6-лопастного вентилятора, направляющего поток воздуха через соты радиатора в сторону движения трактора, оказалась неэффективной и была признана даже неоправданной.

Совершенно неудачным признали крепление щитка приборов к бензобаку: герметичность шва бака из-за такого крепления нарушалась, и он начинал течь.

Поддерживающие и направляющие рейки гусениц, изготовленные из дерева, быстро изнашивались (через 250-300 км). Даже незначительный износ направляющей рейки вызывал ее прогиб, при этом верхние ветви гусениц провисали, и направляющие гребни траков разрушали кожуха карданных валов. Других дефектов в ходовой части не было, за исключением разрушения двух опорных катков.

К недостаткам конструкции трактора отнесли и то, что разборка коробки передач, бортовых фрикционов или главной передачи (или замена деталей в этих механизмах) требовала снятия двигателя (необходимо было демонтировать радиатор и передний мост), т.е., по сути, речь шла о разборке всей машины.

При сравнении легкого трактора «Фиат» с «Комсомольцем» указывалось:

«1) Легкий трактор «ФИАТ» – транспортная машина, без брони и вооружения.

Трактор «Комсомолец» бронирован, вооружен одним пулеметом «ДТ» при 693 патронах.

2) Полезная грузоподъемность у трактора «ФИАТ», а равно и места для перевозки орудийного расчета – отсутствуют. Трактор «Комсомолец» имеет место для орудийного расчета (6 человек) или имеет полезную грузоподъемность 480 кг.

4) Двигатель трактора «ФИАТ» не экономичен, имеет чрезмерно-большой расход масла (154 гр. на 1 км.) и не надежен в работе.

5) Монтаж и демонтаж двигателя и агрегатов трансмиссии – неудобен.

6) Близкое расположение гусениц легкого трактора к корпусу оказывает значительное сопротивление при движении и трактору по грязному проселку».

Вывод по результатам сравнения двух машин гласил:

«Легкий трактор «ФИАТ» в качестве тягача для противотанковой и полковой артиллерии, а также транспортера боеприпасов и людей – менее пригоден, чем трактор отечественного производства «Комсомолец»».

Тем не менее, подчеркивалось, что отдельные механизмы итальянского легкого трактора выполнены оригинально, надежны и просты в эксплуатации:

«Несомненно, что все эти агрегаты и механизмы целесообразны и должны быть внедрены в наших отечественных машинах».

Очень высоко наши специалисты оценили механизм управления трактором с помощью рулевого штурвала:

«При таком управлении водитель чувствует себя более свободным и при длительном пробеге не чувствует большой усталости».

Подвеска трактора обладала достаточной эластичностью и показала себя удобной в эксплуатации. Натяжное приспособление признали однозначно удачным: натяжение гусениц проходило достаточно быстро и не требовало от водителя больших усилий.

Особо подчеркивалось, что

«точное изготовление шестерен коробки передач, промежуточной и бортовой передач и др. вызывает незначительный нагрев движущ. деталей (а следовательно и масла в картере), что способствует надежности в работе и большему сроку службы данного механизма».

На качество изготовления этих узлов обратили столь пристальное внимание далеко не случайно. Не секрет, что в те годы многочисленные дефекты аналогичных элементов (именно производственного характера) преследовали запуск в серию любой новой отечественной гусеничной машины.

Кроме того, в выводах по результатам испытаний итальянского трактора «Фиат» отмечалось:

«Ряд агрегатов и механизмов, отмеченных в выводах и зарекомендовавших себя в процессе испытаний, необходимо применять не только в тракторостроении, но и в танкостроении».


[1] Отчет по испытанию легкого трактора. – НИАБТ Полигон АБТУ РККА, 1937.

источник: М. Павлов, И. Павлов «Гость с гор» «Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра» №9/2015 г.

Подписаться
Уведомить о
guest

6 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account