Испытано в СССР. Итальянские эсминцы в РККФ

2

 

Данный материал выкладывается на сайт в преддверие 72-й годовщины победы в Великой Отечественной войне.

В результате послевоенного раздела итальянского флота, проведенной представителями четырех держав – Великобритании, США, СССР и Франции, – Советский Союз получал по репарациям 45 кораблей и вспомогательных судов, включая линейный корабль, легкий крейсер, по три эсминца и миноносца, две подводные лодки, десять торпедных катеров, три сторожевых катера и т.д. Подписанной в начале февраля 1947 г. директивой начальника Главного морского штаба адмирала А. Г. Головко команды для двух эсминцев предписывалось сформировать Северному флоту, для третьего – Северо-Балтийскому флоту. Для обсуждения вопросов, связанных с передачей кораблей, 11 февраля 1947 г. была сформирована Военно-морская комиссия четырех держав, делегацию СССР в составе которой возглавлял контр-адмирал В. П. Карпунин.

Согласно жеребьевке, Советскому Союзу доставались эсминцы «Артильере», «Фучильере» (типа «Сольдати») и «Аугусто Риботи» (типа «Мирабелло», 1916 года постройки). Приемку эскадренных миноносцев следовало осуществлять в Одессе, куда корабли должны были прибыть из Италии своим ходом с гражданскими экипажами и под коммерческим флагом.

В ходе переговоров наименования кораблей, принимаемых Советским Союзом, неоднократно менялись. Так, «Артильере» сначала планировали переименовать в «Неуловимый», позже – в «Беспощадный» и, наконец, в «Ловкий»; «Фучильере» – в «Настойчивый», «Бедовый» и «Лёгкий»; «Риботи» – в «Неприступный» и «Любопытный», но в конечном итоге от его приемки отказались ввиду плохого технического состояния и неспособности к переходу.

Первым, 21 января 1949 г., в Одессу прибыл «Артильере» под командованием капитана Резидерио Бараккини. Уже через четыре дня эсминец принял советский экипаж, и на нем спустили итальянский флаг. Командиром корабля стал капитан 3 ранга И. Мирошниченко. В марте в Одессе советским экипажем под командованием капитана 3 ранга К. Старицына [1] был принят и «Фучильере».

Испытано в СССР. Итальянские эсминцы в РККФ

В целях обеспечения сохранности принимаемых кораблей и во избежание самовозгораний и взрывов сразу после швартовки в Одесском порту производился их тщательный осмотр и слив топлива. После перехода на корабль советского экипажа все приводилось в исходное состояние.

После утверждения приемо-сдаточных актов корабли распределялись по соединениям и частям Черноморского флота. Поскольку ни один из них не прошел не то что капитального, но и текущего ремонта и практически не был укомплектован запасными частями, инструментами и приборами (ЗИП), то боеспособность бывших итальянских кораблей вызывала у руководства советского ВМФ вполне обоснованные сомнения. Детальное обследование показало, что корабли требуют среднего ремонта, причем особенно запущенным было состояние артиллерийского и торпедного вооружения. Не соответствовали эсминцы и условиям эксплуатации на отечественных морских театрах. Таким образом, для приведение их в соответствие с современными требованиями был необходим серьезный ремонт и большой объем модернизационных работ.

В первый же год после вступления в состав Черноморского флота «Ловкий» и «Лёгкий» перевооружили отечественной зенитной артиллерией, установив вместо итальянских 37-мм и 20-мм автоматов по шесть 37-мм автоматов (один спаренный В-11 на средней надстройке и четыре одинарных 70-К на крыльях мостика и площадках позади дымовой трубы) и два 12,7-мм пулемета ДШК (на срезе полубака). К 1953 году на «Лёгком» за счет демонтажа кормового торпедного аппарата установили еще два спаренных автомата В-11. Противолодочное вооружение заменили на два штоковых бомбомета БМБ-1 и два бомбосбрасывателя с общим боекомплектом в 20 больших глубинных бомб. Артиллерия главного калибра (два спаренных 120-мм орудия) и торпедные аппараты оставались итальянскими.

Испытано в СССР. Итальянские эсминцы в РККФ

В дальнейшем, в ходе средних ремонтов, начавшихся для «Ловкого» через девять месяцев после приемки, а для «Лёгкого» – через полтора года, и завершенных в 1951-1952 гг., на эсминцах выполнили значительный объем модернизационных работ: штурманское вооружения и средства радиосвязи заменили отечественными аналогами, установили РЛС обнаружения воздушных целей «Гюйс-1 М4» и аппаратуру опознавания «Факел-М»; выполнили изоляцию бортов и подволоков в жилых помещениях; установили стационарные койки и рундуки в кубриках команды; смонтировали вспомогательный котел, систему парового отопления, пищеварные котлы на камбузе; дизель-генераторы и ряд вспомогательных механизмов также заменили отечественными. Стоимость ремонта составила около 3 млн. рублей.

Произведенная модернизация не повысила боевую ценность «Лёгкого» и «Ловкого», но несколько приблизила их к условиям эксплуатации в отечественном флоте. Хотя они были зачислены в состав эскадры Черноморского флота, использовали их большей частью только в учебных целях, а в марте 1953 г. перевели в 78-ю бригаду учебных кораблей. В течение 1952-1954 гг. «Ловкий» и «Лёгкий» эксплуатировались с достаточно высокой интенсивностью, проходя ежегодно по 6-11 тысяч миль за 500-900 ходовых часов. Оба эсминца принимали участие в съемках вышедшего на экраны в 1954 году художественного фильма «Командир корабля» режиссера В.А. Брауна (с Михаилом Кузнецовым в главной роли).

Испытано в СССР. Итальянские эсминцы в РККФ

К середине 1950-х годов стало очевидным, что несмотря на произведенную модернизацию бывшие итальянские эскадренные миноносцы окончательно устарели. 30 декабря 1954 г. их разоружили, перевели в категорию судов обеспечения боевой подготовки и переформировали в корабли-цели, при этом «Лёгкий» получил наименование ЦЛ-57, а «Ловкий» – ЦЛ-58.

Испытано в СССР. Итальянские эсминцы в РККФИспытано в СССР. Итальянские эсминцы в РККФ

В то же время командование Черноморского флота выступило с инициативой переоборудовать бывшие итальянские эсминцы в базовые корабли воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС) с усилением зенитного и противолодочного вооружения. Решением заместителя главкома ВМФ по вооружению и судоремонту адмирала Н.И. Виноградова от 3 марта 1955 г. такое переоборудование было разрешено в отношении «Ловкого», проходившего текущий ремонт на заводе №13 в Севастополе. Проект переоборудования разрабатывался севастопольским СКБ-172 непосредственно в ходе работ, которые были закончены в сравнительно короткие сроки – корабль, получивший наименование КВН-11, вступил в строй в конце октября 1955 г.

Испытано в СССР. Итальянские эсминцы в РККФ

На корабле были установлены две РЛС обнаружения воздушных целей «наземного образца типа П-8», обеспечивавшие обнаружение самолетов на высоте 8000 м на дистанции до 200 км, оборудованы боевой информационный пост (БИП) и командный пункт управления и наведения истребительной авиации (КПУ-НИА), РЛС «Гюйс» заменили более совершенной «Линь», полностью обновили и усилили состав средств радиосвязи.

На местах демонтированных артиллерийских установок главного калибра и торпедных аппаратов установили четыре спаренных 57-мм автомата СМ-24-ЗИФ; два 37-мм автомата 70-К поначалу оставались на своих местах, но вскоре были сняты. Усиление противолодочного вооружения заключалось в установке четырех бесштоковых бомбометов БМБ-2 на корме и двух РБУ для стрельбы реактивными глубинными бомбами РГБ-12 в носовой части. Для обнаружения подводных целей установили гидроакустическую станцию «Тамир-5Н».

Как сетует авторитетный историк М. Котов, сведений об изменении в результате переоборудования кораблестроительных элементов корабля в документах не обнаружено. Известно лишь, что остойчивость КВН-11 значительно снизилась, и он был допущен к плаванию с ограничением по волнению моря до 5 баллов и расходовании жидких грузов не более 50%. На испытаниях была достигнута скорость полного хода 23,4 уз, но такое ее снижение объясняется, по всей видимости, не столько модернизационной перегрузкой, сколько износом механизмов. Стоимость ремонта и переоборудования составила 3,5 млн. руб.

«Ловкий» стал единственным трофейным кораблем, прошедшим модернизацию столь большого объема. Решения о переоборудовании по тому же проекту однотипного «Лёгкого» так и не последовало.

Однако и в новом качестве жизнь бывших итальянских эсминцев продолжалась недолго. 21 января 1960 г. исключили из списков судов флота и сдали на слом ЦЛ-57, а через два месяца, 27 марта, – КВН-11.

Литература и источники

  • • Бережной С.С. Трофеи и репарации ВМФ СССР. Справочник. – Якутск, 1994.
  • • Бережной С. Приемка Советским Союзом кораблей итальянского флота // «Морской сборник», 2000, №9.
  • • Котов М. Ремонт и модернизация бывших германских и итальянских кораблей в советском ВМФ (1945-1955) // «Тайфун», 2002, №2.
  • • Bagnasco Е. Cacciatorpediniere classe «Soldati» // Nave italiane della 2a guerra mondiale. T.15. – Parma: Ermanno Albertelli Editore, 1993.

  • [1] Во время Великой Отечественной войны командовал эсминцем «Карл Либкнехт»

источник: Сергей ПАТЯНИН «Итальянские эсминцы в советском флоте» «Арсенал-Коллекция» № 3'2014

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account