Испытано в СССР. Авиалайнер Sud Aviation Caravelle
В Советском Союзе побывало немало образцов зарубежной авиационной техники. Одни самолеты находились в массовой эксплуатации, другие — всесторонне исследовались как на земле, так и в воздухе. Советские специалисты не упускали случая, как можно глубже изучить достижения «загнивающего капитализма».
По аналогичному сценарию развивалось предложение президента Юго-Восточного общества Франции по строительству самолетов господина Ж. Херайля. В конце 1955-го он предложил заключить контракт на поставку в СССР пассажирских реактивных лайнеров «Каравелла». Надо сказать, что в это время в нашей стране полным ходом шли летные испытания Ту-104, готовилось его серийное производство. Однако «Каравелла», созданная практически одновременно с Ту-104, выгодно отличалась от советского реактивного первенца, и прежде всего уровнем комфорта, экономичностью, более совершенным оборудованием.
Ж. Херайль надеялся, продав партию самолетов, освоиться на советском рынке. И мы «клюнули». Как писали главком ВВС С. Жаворонков и министр П. Дементьев 21 января 1956-го торгпреду во Франции В. Дашкевичу:
«Совмин принял решение о закупке 2-5 самолетов и обязал Минавиапром и ГУ ГВФ направить во Францию комиссию для решения этих вопросов».
Из беседы Дашкевича с Херайлем в мае этого же года стало ясно, что несмотря на сделанные предложения, следует дождаться официального решения французских властей на продажу самолетов. Более того, требовалось решить вопрос о выборе типа двигателей и оборудования, в частности, автопилота для «Аэрофлота».
Французов несколько смущал запуск в серийное производство Ту-104 и возможный отказ от «Каравеллы». Но даже в этом случае они были готовы ознакомить наших специалистов с машиной и предоставить возможность совершить на ней ряд полетов.
В феврале 1957-го начальник ГУ ГВФ П. Жигарев обратился к президенту компании »Сюд Авиасьон» с предложением поставить в 1958-м «Аэрофлоту» две машины, чтобы на основании опыта их эксплуатации в дальнейшем решить вопрос о заказе партии самолетов этого типа.
Каков был ответ французской стороны на это предложение неизвестно. Похоже, что первый этап переписки по «Каравелле» закончился, чтобы снова возобновиться спустя четыре года. За это время фирма «Сюд Авиасьон» выпустила 10 модификаций лайнера.
В июне 1961 г. французская фирма предложила СССР приобрести три самолета «Каравелла» VIP с двигателями «Роллс-Ройс» с поставкой в мае и сентябре следующего года.
Предложение оставалось в силе до 1 сентября. В связи с этим заместитель министра внешней торговли Борисов обратился в ЦК КПСС и 13 июля принимается решение о проведении очередного этапа переговоров о закупке «Каравеллы» VIP.
25 июля председатель ГКАТ Дементьев писал Д. Ф. Устинову:
«Самолет «Каравелла» VIP с серийными английскими двигателями «Эвон» хорошо известен нашим конструкторам, это серийный пассажирский самолет, эксплуатируется на линиях, в том числе и на линии Париж-Москва. Каких-либо технических новшеств он не имеет и приобретение его не оправдает больших валютных расходов… ГКАТ считает более целесообразным приобрести последнюю модель самолета «Каравелла» X с … JT8D-1 фирмы «Пратт-Уитни». Этот самолет рекламируется для поставок… в США в 1962 г.
С целью максимального использования технического опыта желательно приобрести вместе с самолетом отдельные образцы наиболее интересного бортового и наземного оборудования для изучения и возможного освоения».
Как видим, все усилия советской стороны направлялись на изучение передовых технологий Запада.
Несколько позже Дементьев сообщал заместителю министра внешней торговли И. Семичастному:
«Необходимо также оговорить желательность приемки самолета нашими специалистами, включая ознакомление с последними стадиями его производства, такими, как сборка агрегатов, окончательная сборка, технический контроль, испытание и обслуживание самолета».
Французы, видимо, поняв смысл всей этой игры, разрешили купить только «Каравеллу» VIP. Подтверждением этому служит повторное требование ГКАТ о покупке только последней модификации. Как писал Деменьтев:
«Эта модель, включает в себя улучшения, связанные с опытом эксплуатации, а турбовентиляторный двигатель «Пратт-Уитни», по имеющимся сведениям, обладает высокими техническими характеристиками: малым весом, малыми размерами и малым расходом».
Но все было тщетно и лишь публикации фотографии «Каравеллы» под флагом «Аэрофлота» во французских журналах напоминают об этой истории.
Источник: Николай Якубович «"Каравелла" для СССР». Крылья Родины 11/1997