Испытано в Италии. Истребитель Dewoitine De.520 Часть 2

1

Часть I

8-я группа (92-я, 93-я и 94-я эскадрильи)

8-я группа, командиром которой был майор Бакик (magg. Bacich), была одной из первых в Regia Aeronautica, получивших трофейные французские истребители. Эта часть совместно с 13-й группой входила в состав 2-го полка истребителей наземного базирования (2° Stormo da Caccia Terrestre [C.T.] – 2-й истребительный полк) и доблестно сражалась на ливийском фронте вплоть до конца 1942 года. Затем 2-й полк был сменен и возвращен в северную Италию, где был размещен на различных авиабазах. На 8 февраля 1943 года 8-я группа была оснащена следующими самолетами: 4 MC 200, 3 MC 202 и 10 D.520 (MM — бывшие серийные номера — 353, 413, 421, 426, 461, 471, 503 , 508, 563 и 564 — считались «непригодными для боевых машин»).

Несмотря на неоднократные перемещения самолетов из одной эскадрильи в другую ситуация оставалась неизменной (за исключением возвращения в строй пяти «девуантинов») до 24 февраля, когда 94-я эскадрилья передала 22-й группе четыре D.520 (MM 413, 421, 503 и 508). Другие изменения были зарегистрированы в марте, когда расположенная в Альбенье ремонтно-восстановительная авиационная эскадра (Squadra Riparazione Aeromobile d'Albenga) — центр сбора и ремонта реквизированных во Франции самолетов — передала группе четыре D.520 (MM 515, 524, 526 и 533). «Девуантин» с номером военного регистра MM 427 разбился в Турин-Казелле (Turin-Caselle) и был отправлен на склад этой авиабазы.

В течение апреля 8-я группа перебазировалась в Сарцану (Sarzana) для обеспечения противовоздушной обороны собранных в Специи (La Spezia) крупнейших подразделений итальянского флота. Не прошло и месяца, как девять истребителей D.520 (MM 353, 426, 461, 515, 524, 526, 533, 554 и 563) были переданы 59-й группе перехватчиков (59° Gruppo Intercettori). После этой передачи 8-я группа осталась без «девуантинов» и ее пришлось оснастить «старыми» Macchi 200. 

22-я группа (359-я эскадрилья)

Как можно было увидеть ранее, 22-я группа, базировавшаяся в Неаполе-Капподичино, получила 24 февраля 1943 года от 8-й группы четыре истребителя D.520. Машины (MM 413, 421, 503 и 508) были доставлены в Неаполь пилотами 8-й эскадрильи и были переданы 359-й эскадрилье, которая получила еще три самолета этого типа (MM 451, 516 и 522) от расположенного в Гуидонии экспериментального центра (Centre Expérimental de Guidonia). В это время 22-я группа принимала активное участие в обороне Неаполя и в ожидании первых поставок Re 2005 применяла MC 200 и MC 202.

1 марта единственный боеспособный D.520 вылетел по тревоге и вступил в бой против мощных боевых порядков тяжелых бомбардировщиков Consolidated B-24. Вместе с ним из расположенного в Капподичино центра управления истребителями «Caporale» взлетели десять MC 200, одиннадцать MC 202 и два немецких Me 210. После боя 22-я группа претендовала на уничтожение двух четырехмоторных бомбардировщиков.

В том, что касается D.520, то он с честью принял свое боевое крещение. В сопровождении двух MC.200 управлявший «девуантином» капитан Минуцци атаковал американский Liberator и сбил его всего десятью выстрелами 20-мм пушки (установлена только на его самолете!). Вскоре после вылета эта победа была подтверждена. В то время когда тяжело поврежденный четырехмоторный бомбардировщик вывалился из боевого построения, капитан Минуцци сымитировал несколько атак для проверки возможностей «девуантина», показавшего себя значительно быстрее, чем MC 200.

Можно сказать, что успех первого марта был первой победой D.520 с итальянскими опознавательными знаками.

Затем в небе Неаполя происходили и другие бои, главным героем которого становились «девуантины». 27 марта как минимум пять из них вместе с шестью MC 200, шестью MC 202 и первым Re 2005 (MM 494) 22-й группы вылетели по тревоге, однако, несмотря на эффективные действия командования перехватчиков Неаполь-Капподичино, в тот день побед зафиксировано не было.

2 апреля 1943 года три D.520, шесть MC 200, одиннадцать MC 202 и прототип Re 2005 решительно атаковали боевые порядки B-24 и сбили два бомбардировщика. В течение месяца 22-я группа отчаянно сражалась с тяжелыми бомбардировщиками военно-воздушных сил армии США (United States Army Air Forces — USAAF), которые устраивали непрерывные налеты на Неаполь. 28 апреля группа из одного D.520, четырех Re 2005 и одиннадцати MC 202 вступили в сражение, в котором сержант Донати (serg. Donati) и командир 22-й группы майор Минуцци сбили по четырехмоторному самолету противника.

В докладе, составленном сразу же после апрельских боев, командир 22-й группы обобщил боевые возможности различных самолетов, которыми его подразделение было оснащено:

«MC.200: непригоден, MC.202: пригоден, но вооружение недостаточное, D.520: вполне подходит, но боекомплект в 60 20-мм снарядов недостаточен, Re.2005: отлично».

В мае активность 22-й группы оставалась очень высокой, и D.520 выполняли свою часть работы. В мае авиагруппе от расположенного в Тулузе завода SNCASE были переданы восемь новых «девуантинов», получившие номера военного регистра MM 575, 597, 598, 668, 672, 678, 679 и 680. Девятый D.520 (MM 668) сгорел в Люке (Le Luc) при пожаре во время вынужденный посадки.

Лето 1943 года было очень сложным для летчиков, защищавших итальянскую метрополию: хотя в связи с принятием на вооружение новых машин 5-й серии (MC 205, Re 2005 и G 55) их техника начала качественно улучшаться, с количественной точки зрения их было явно недостаточно, чтобы остановить волну тяжелых бомбардировщиков союзников. В конце июня в составе 22-й группы находились:

  • • пять Re 2001 (4 машины в счет военных облигаций [bons de guerre]);
  • • девять Re2005 (8 машин в счет военных облигаций);
  • • три MC 200 (1 машина в счет военных облигаций);
  • • шестнадцать MC 202 (8 машин в счет военных облигаций);
  • • девять D.520 (4 машины в счет военных облигаций).

«Девуантины» 359-й эскадрильи продолжали сражаться вплоть до Перемирия и сделали еще много боевых вылетов, хотя в течение лета их боевая активность снизилась. Летная книжка лейтенанта Орфео Маццителли (ten. Orfeo Mazzitelli) из 359-й эскадрильи содержит записи о семи вылетах по тревоге на D.520. 19 июля на высоте 8000 метров состоялся двухчасовой бой, в котором приняли участие примерно двадцать перехватчиков 22-й группы. Воздушное сражение закончилось повреждением одиннадцати четырехмоторных бомбардировщиков.

25 мая лейтенант Орфео Маццителли совместно с D.520 из 371-й эскадрильи в небе над Реджо-ди-Калабрией одержал победу над B-24. Это подразделение ожидало получение Re 2005 и имело в своем составе несколько «девуантинов». Однако в первую очередь действовали MC 202 и D.520 из 161-й группы, базировавшейся в столице Калабрии.

161-я группа (164-я и 371-я эскадрильи)

161-я отдельная группа майора Серини (magg. Serini) была лучшей из числа подразделений, применявших истребители Dewoitine 520. 3 марта 1943 года первые самолеты (MM 520, 521 и 525, вскоре к ним присоединились 509 и 527) были переданы 161-й группе из расположенной в Альбенье ремонтно-восстановительной авиационной эскадры. Самолеты были доставлены в Реджо-ди-Калабрию летчиками-перегонщиками.

Апрель был посвящен ознакомлению как с новыми машинами, так и с MC 202. Затем персонал трех эскадрилий был прикреплен к группе (162-я в Кротоне [Crotone], 163-я в Гротталье [Grottaglie] и 164-я в Реджо-ди-Калабрия), собранной в Реджо для переобучения на свои новые машины. Французские истребители не были для пилотов 161-й группы чем-то неизвестным, так как они контактировали с летчиками ВВС Перемирия во время их болезненного исхода из Сирии.

Первым впечатлением итальянских летчиков были трудность и неудобность в управлении. Возможно, это было связано со считавшейся чрезмерной длины пробега французского самолета и, к сожалению, несколькими летными происшествиями. Наиболее болезненной была потеря лейтенанта Валторты (ten. Valtorta), который 2 апреля врезался в гору во время выполнения боевого задания. Однако в действительности же самолет оказался очень легкоуправляемым и отлично подходящим для ветеранов 161-й группы.

Деятельность «девуантинов» 161-й группы была особенно интенсивной, о чем свидетельствует летная книжка старшего сержанта Вирджинио Стелла (serg. m. Virginio Stella), записи из которой приведены в таблице ниже.

Выдержки из летной книжки старшего сержанта Вирджинио Стелла

Дата

Продолжительность полета

Цель полета и примечания (показаны только вылеты на D.520)

05.04.1943

15 мин.

взлет и испытания самолетов.

13.04.1943

10 мин.

взлет и испытания самолетов.

15.04.1943

50 мин.

вылет по тревоге: нет контакта.

04.1943

13.35-14.40

вылет по тревоге; перехват строя B-24 над мессинским проливам. Два сбитых самолета и 2 — вероятно (в группе).

04.05.1943

14.35-15.5

вылет по тревоге, перехват строя четырехмоторных самолётов, эффективно обстрелянных из пулеметов.

06.05.1943

11.25-12.1

вылет по тревоге, перехват строя четырехмоторных самолётов. В вылете участвовали 4 MC 202, 4 D.520 и 3 MC 200. Сбит один самолет (в группе).

08.05.1943

18,20-18,40

вылет по тревоге, нет контакта.

09.05.1943

11.45-12.45

вылет по тревоге, перехват 21 бомбардировщика. Сбит 1 самолет и 2 — вероятно (в группе).

24.05.1943

12.10-13.05

вылет по тревоге; перехват 60 четырехмоторных бомбардировщиков. В вылете участвовали 11 MC 202, 4 D.520 и 3 MC 200; 5 истребителей получили повреждения. 2 самолета сбиты и 3 — вероятно. (в группе).

25.06.43

12.00-13.00

вылет по тревоге; перехват 150 четырехмоторных бомбардировщиков. Сбиты 7 самолетов, 1 — вероятно (в группе).

09.07.1943

4 мин.

перехват строя четырехмоторных самолётов над Этной, эффективно обстрелянных из пулеметов. Сбиты 2 самолета — вероятно (в группе).

В середине июня летчики 3-го полка перегнали из Тулузы восемь новых D.520 для 161-й группы, но от одного из них (MM 671) пришлось отказаться из-за технических проблем в Люке. Семь «девуантинов» были доставлены в Реджо-ди-Калабрию пилотами Альбани (Albani), Фиббиа (Fibbia), Гардану (Gardan), Горрини (Gorrini), Мантелли (Mantelli), Петриньяни (Petrignani) и Скарроне (Scarrone), следовавшими по маршруту Люк — Метато (Metato) — Капуя. Это подкрепление позволило увеличить численность французских истребителей в 161-й группе до 13 машин, распределенных между 164-й и 371-й эскадрильями, хотя количество исправных самолетов никогда не превышало шести единиц.

Среди многочисленных боев, в которых приняла участие 161-я группа, одним из самых горьких был бой 25 июня 1943 года. По показаниям расположенной в западной части Сицилии РЛС четырнадцать MC 202 и D.520 под управлением старшего сержанта Стелла, вылетели из Реджо-ди-Калабрия и вступили в схватку с более чем ста американских бомбардировщиков. После беспорядочного ближнего боя итальянские летчики заявили об уничтожении семи четырехмоторных самолетов противника, но не досчитались своего командира майора Пьетро Серини (magg. Pietro Serini). Он был посмертно награжден золотой медалью «За воинскую доблесть». Командиром части был назначен майор Пьер-Джузеппе Скарпетта (Pier Giuseppe Scarpetta.).

Накануне операции «Husky» в предназначенном для обороны острова авиационном командовании «Сицилия» (в его состав входила и 161-я группа), в наличии, по сообщениям, было семнадцать «девуантинов». Но в дни перед высадкой союзников все сицилийские аэродромы были буквально сметены яростными атаками бомбардировщиков, в результате которых возможности Regia Aeronautica резко уменьшились.

Как и остальные части 161-я группа понесла большие потери и все ее D.520 были приведены в негодность. В течение нескольких дней это подразделение продолжало бороться оставшимися MC 202, пока последние не были выбиты в последовавшем хаосе.

В середине июля 161-я группа была переведена в центральную Италию. Перемирие 8 сентября 1943 года застало ее в Кастильоне-дель-Лаго (Castiglione del Lago), где часть ожидала перевооружения на легкие истребители SAI 207.

13-я группа (78-я и 82-я эскадрильи)

Это подразделение совместно с 8-й группой 2-го истребительного полка вернулся 1 февраля 1943 года в метрополию после продолжительных боев в Северной Африке. Процесс обновления кадров и матчасти был начат в Турин, но низкая производительность итальянской авиационной промышленности делала этот процесс медленным и неустойчивым. К 1 июля были получены только семь MC 202, и поэтому 13-я группа была выбрана для переоснащения на D.520.

10 июля 78-я эскадрилья покинула Казелле (Caselle) и 14 июля прибыла на тосканский аэродром Метато, расположенный в непосредственно близости от Пизы. Этот аэродром был частью системы спешно подготовленных временных площадок, для укрытия драгоценных истребителей от непрерывных атак союзников. Несколько дней спустя к ней присоединились 77-я, 82-я эскадрильи и командование группы. В Метато 13-я группа получила 358-ю эскадрилью перехватчиков, оснащенную тринадцатью D.520. Это пополнение усилило группу, которая до этого имела горстку MC 202 (впрочем, следует сказать, что истребители данного типа в боях зарекомендовали себя очень хорошо).

На 20 июля ситуация с самолетами группы выглядела следующим образом:

  • • три MC 202 (3 машины в счет военных облигаций),
  • • двенадцать D.520 (5 машин в счет военных облигаций).

Из двенадцати «девуантинов» машины с номерами военного регистра MM 573, 653, 656, 681, 682, 90935 и 95936 были переданы от 358-й эскадрильи 78-й эскадрилье, а машины MM 156, 534, 589, 616 и 675 получила 82-я эскадрилья.

23 июля и 1 августа D.520 выполнили 17 вылетов по тревоге, которые несмотря на столкновения с противником были безуспешными. 13 августа 2-й полк был распущен, а 8-я и 13-я группы стали отдельными. На конец месяца 13-я группа передала 24-й группе тринадцать «девуантинов» (около половины были «в счет военных облигаций») и продолжала сражаться с несколькими MC 202, к которым вскоре присоединились современные Re 2005.

24-я группа (370 эскадрилья)

Эта группа была последней частью Regia Aeronautica, которая использовала D.520 в военных действиях. 24-я группа, долго находившаяся на Сардинии, вернулась на континент в августе 1943 года с несколькими MC 202 и приняла из Метато «девуантины» 13-й группы, которая, разместившись на авиабазе Ольбия (Olbia), сменила ее острове. Некоторые французские истребители были переданы в другие подразделения. Возможно, это было сделано по приказу главного штаба, который решил собрать все D.520 в однородном соединении.

Несмотря на прилагаемые усилия Перемирие было неминуемым. 30 августа тяжелые бомбардировщики появились над городом Пиза, и у «девуантинов» появилась, пожалуй, последняя возможность попытаться защитить небо своей новой родины. 8 сентября, прежде чем разойтись и избежать ареста немцами, персонал 24-й отдельной группы занялся саботажем, проколов шины своим самолетам.

167-я группа (303-я эскадрилья)

О следующих подразделениях, оснащенных французскими истребителями будет рассказано более-менее кратко. 167-я группа ночных истребителей (167° Gruppo Caccia Notturna) получила в июле 1943 года один «девуантин» благодаря личному вмешательству своего командира майора Риччи (magg. Ricci), который хотел испытать этот самолет в качестве перехватчика. Машина была передана 303-й эскадрилье, в которой тщательно поддерживалась в летном состоянии вплоть до выбытия, состоявшегося 23 августа.

Звено перехватчиков (156-я эскадрилья)

Аэродром Альбеньи был перевалочным пунктом для французских самолетов и своего рода их «домом» и поэтому прежде чем быть переданными в другие подразделения, «девуантины» уже в середине апреля участвовали в составе местного звена перехватчиков, дополняя истребители Fiat CR 42. Это небольшое подразделение прикрывало промышленные объекты Савоны (Savona) и Генуи.

26 мая подразделение, ставшее 156-й эскадрильей перехватчиков, было включено в состав 2-й отдельной группы перехватчиков под командованием майора Франческо Тессари (Francesco Tessari). Данная группа продолжала выполнять свои важные функции и использовать «девуантины» в защите промышленности и в вылетах по тревоге. Несколько несчастных случаев, среди которых были пожар двигателя и поспешное, при помощи парашюта, покидание самолета лейтенантом Кальвани (ten. Calvani), заразили пилотов недоверием к самолету.

Количество D.520, находившихся в составе 156-й эскадрильи, никогда не превышало шести единиц, но с продолжением эксплуатации некоторое количество машин создавало значительные проблемы техническому персоналу.

Происшествия, произошедшие в Италии с истребителями D.520, находящимися на вооружении Regia Aeronautica (февраль – сентябрь 1943 года)¹

Аэродром

Дата

Примечание

Албенья

11.03.1943

MM 518 в Истре. Отклонение при посадке (левая основная стойка наполовину сложена). Пилот – лейтенант Артина (ten. Artina), 3-я группа истребителей наземного базирования

Албенья

12.03.1943

MM530 при возвращении из испытательного полета. Срезаны верхушки деревьев (повреждены створки ниш шасси и шарниры лонжерона крыла). Пилот – сержант Моресси (serg. Moressi), 92-я эскадрилья истребителей наземного базирования

Албенья

18.05.1943

MM 33 пострадал от пожара двигателя и разбился в Финале-Лигуре (Finale Ligure). Пилот – лейтенант Кальвани (ten. Calvani) из расположенного в Альбенье звена перехватчиков выпрыгнул с парашютом

Албенья

24.05.1943

Взлет по тревоге. Отклонение от посадки при сильном боковом ветре (самолет отремонтирован). Пилот – старший сержант Барбьери (serg. m. Barbieri) из расположенного в Альбенье звена перехватчиков

Албенья

30.05.1943

При рулежке. Шасси сложилось (самолет из RSA¹ был доставлен исправным). Пилот – капрал Гасперони (cap. Gasperoni) из 156-й эскадрильи

Албенья

02.09.1943

Ошибка пилотирования во время выполнения высшего пилотажа. Скольжение по земле, капотирование и возгорание (самолет отремонтирован). Пилот из 2-й группы перехватчиков был ранен

Метато

21.07.1943

MM 90935 на взлете. Разворот в результате отказа двигателя (поломка шасси, самолет исправлен в части). Пилот – лейтенант Форкеллини (ten. Forcellini), 78-я эскадрилья

Метато

27.07.1943

ММ 681 при посадке. Ошибка пилотирования (повреждены крыло и шасси). Пилот – сержант Стевани (serg. Stevani), 77-я эскадрилья

Метато

07.08.1943

MM 95936. Резкий разворот при пробеге (повреждены консоль крыла, стойка шасси и винт). Пилот – лейтенант Манцитти (ten. Manzitti), 77-я эскадрилья

Турин-Казелле

14.02.1943

MM 427. Жесткая посадка и очень жесткий контакт со взлетно-посадочной полосой (самолет отремонтирован). Пилот – лейтенант Петроселлини, 92-я эскадрилья

Турин-Казелле

19.02.1943

MM 353 во время передаточного полета. Возвращен после аварии и посадки на брюхо на краю летного поля. Пилот – ст. лейтенант Петроселлини, 92-я эскадрилья

Турин-Казелле

16.05.1943

MM 90941 на взлете. Выход за пределы аэродрома и капотирование неподалеку от кладбища Казелле (самолет отремонтирован в части). Пилот – старший сержант Пети (serg. m. Petti), 78-я эскадрилья, получил многочисленные ушибы

Турин-Казелле

09.06.1943

Возвращение из тренировочного полета. Потеря колеса при посадке. Пилот – сержант Форнелли, 233-я эскадрилья

Реджо-ди-Калабрия

02.04.1943

Врезался в гору. Пилот – лейтенант Валторта, 164-я эскадрилья

Реджо-ди-Калабрия

20.04.1943

MM 525 при посадке (вторая попытка). Срезаны верхушки деревьев и посадка была выполнена на пределами аэродрома (самолет отремонтирован). Пилот – старший сержант Пакини (serg. m. Pacini), 164-я эскадрилья

Венегоно

03.04.1943

MM 461 на рулежке. Разворот при сильном боковом ветре. Пилот – ст. лейтенант Риголли (s. ten. Rigolli), 93-я эскадрилья

Венегоно

03.04.1943

MM 563 на рулежке. Поломка стоек шасси (самолет отремонтирован в части). Пилот – лейтенантРуссо Джоаккино (ten. Russo Gioacchino), 93-я эскадрилья

Венегоно

03.04.1943

MM 526 при посадке. Перелом стойки шасси. Пилот – лейтенант Спинолио (ten. Spinoglio), 234-я эскадрилья

Венегоно

03.04.1943

MM 533. Поломка винта. Пилот – старший сержант Лоди (Lodi), 234-я эскадрилья

1 (RSA – Squadra Riparazione Aeromobili) – подразделение для ремонта самолетов, необходимого в случае их серьезных повреждений

358-я эскадрилья

358-я эскадрилья, которая была второй эскадрильей 2-й отдельной группы перехватчиков, в течение некоторого времени имела в своем составе несколько «девуантинов». 15 июля все машины, что находились в Метато, были переданы 13-й и 59-й группам. Однако уже спустя неделю, как мы уже видели, несколько машин 13-й группы были небоеспособны из-за отсутствия запасных частей.

Во время краткого пребывания на аэродроме Метато «девуантины» 2-й группы выполнили несколько вылетов на перехват. Капрал Касана (cap. Casana) участвовал в двух из них. После взлета по тревоге для защиты порта Ливорно он тщетно пытался достигнуть необходимой для поражения бомбардировщиков USAAF дальности стрельбы.

59-я и 60-я группы

В 41-м полку перехватчиков (командир подполковник Марио Бонцано [ten. col. Mario Bonzano]) D.520 имели возможность действовать совместно с наиболее технически совершенными машинами Regia Aeronautica. 41-й полк состоял из 59-й и 60-й групп, входивших в состав командования истребителями и перехватчиками «Leone» (генерал Аттилио Бисео [gen. Attilio Biseo]) и применявших — единственное в Италии подразделение — ночные истребители немецкой конструкции. Командование «Leone» имело собственную радарную сеть и эффективную организацию системы перехвата, созданную по образцу Luftwaffe.

Истребители D.520 получили несколько подразделений, в частности: 232-я эскадрилья 59-й группы (в конце апреля имела «девуантины» с номерами военного регистра MM 426, 461, 515, 524, 95935 и 95941) и 234-я эскадрилья 60-й группы. В конце января 1943 года технический персонал эскадрильи уже участвовал в восстановлении реквизированных во Франции «девуантинов» и «моранов».

59-я группа с восемью Re 2001 и четырьмя D.520 оставила Метато во второй половине мая, став частью 3-й авиационной эскадры (дивизии) (3 Squadra Aerea). Остальные самолеты (два Do 217 и шесть CR 42) были переведены в 60-ю группу, в которую были сведены все ночные истребители немецкой конструкции.

«Девуантины» 59-й группы очень активно участвовали в обороне городов северной Италии: Ливорно, Пизы и Флоренции. Так с 27 по 30 мая дюжина «девуантинов» совместно с многочисленными Re 2001 приняла участие в нескольких перехватах. Информационное обеспечение перехватов обеспечивал расположенный в Ливорно радар Freya, регулярно сообщавший об идущих с запада больших групп бомбардировщиков противника. 28 мая десять перехватчиков из Метато (семь Re 2001 и три D.520) атаковали двадцать четыре четырехмоторных бомбардировщика и, вероятно, сбили четыре из них. 30 мая по меньшей пере пять самолетов 59-й группы вылетели по тревоге. В этот день с 9:00 по 14:00 семь D.520 и шесть Re 2001 безуспешно пытались сблизиться со скоростными американскими бомбардировщиками.

Хотя мы не располагаем данными за июнь и июль 1943 года, вполне вероятно, что группа продолжала действовать с той же интенсивностью. К 12 июня количество «девуантинов» увеличилось с четырех до двенадцати, но число машин в счет военных облигаций не когда не превышало двух экземпляров… В середине июля 59-я группа была переброшена в Литторию (ныне Латина) из матчасти на юг были отправлены только Re 2001, а «девуантины» были переданы 358-й эскадрилье 2-й группы перехватчиков.

Что касается 60-й группы, то ее D.520 в основном использовались для обучения и, как следствие, страдали от плохого обращения, о чем свидетельствую аварии лейтенанта Спинолио (ten. Spinoglio) и сержантов Лоди и Форнелли (sergenti Lodi et Fornelli)…

257-я группа (357-я, 371-я и 384-я эскадрильи)

Три эскадрильи 157-й отдельной группы истребителей наземного базирования также входили в число подразделений, оснащавшихся «девуантинами». На момент вторжения на Сицилию 157-я группа базировалась в Гротталье (Grottaglie) и помимо D.520 имела небольшое количество боеспособных MC 200 и CR 42. Подтверждением этому служит телефонограмма от 26 июня, в которой указывалось, что на D.520 начинается обучение ядра пилотов и техников группы в том числе лейтенант Пьетро де Сантиса (ten. Pietro de Santis) и старший сержант Локателли (serg. m. Locatelli).

Экспериментальный центр в Гуидонии

В январе 1943 года в расположенный в Гуидонии экспериментальный центр поступил одиночный D.520 (MM 451). Комиссия во главе с майором Руджери (magg. Ruggieri) действовала в Салон-де-Провансе (Salon de Provence) с лета по декабрь 1942 года и ее выбор был сосредоточен на типичных представителях французских ВВС. Одиночные D.520, MS 406 и LeO 451 были переправлены в Италию, где использовались в течение краткого времени. Карьера этих машин закончилась из-за технических проблем, в результате чего MS 406 и LeO 451 были списаны. Однако в конце февраля 1943 года «девуантин» был передан 359-й эскадрилье 22-й группы.

После Перемирия

После заключенного 8 сентября Перемирия в Метато некоторые D.520 были восстановлены и переведены в северную Италию. Какова была их дальнейшая судьба? Мы не знаем, но вполне вероятно, они были приняты на вооружение ВВС национальной республики (Aeronautica Nazionale Repubblicana — ANR) и, скорее всего, завершили свою карьеру в летных школах Luftwaffe… (Примечание редактора: по нашему мнению приписанный 101-й отдельной истребительной группе и датируемый январем 1944 года профиль «желтый 2» не является достоверным, но, тем не менее, сегодня используется некоторыми авторами… Особенно в свете того факта, что нет ни одной фотографии D.520 с опознавательными знаками ANR! Поэтому данный профиль является «самодельным» — случай, к сожалению, не единственный).

Перечень Dewoitine D.520 в группах истребителей и перехватчиков Regia Aeronautica (февраль – сентябрь 1943 года)¹

Испытано в Италии. Истребитель Dewoitine De.520 Часть 2

Впечатления итальянских летчиков

Какие впечатления оставили от «девуантина» альпийские пилоты-истребители? Смешанные, скажем так… 

Наш друг Констрантино Петроселлини (Costantino Petrosellini), бывший во время Второй Мировой войны храбрым пилотом 8-й группы, затем летчиком-испытателем и под конец блестящим командиром принадлежавшего компании Alitalia авиалайнера Boeing 747, описывал D.520, как превосходивший MC 202 в некоторых отношениях, в частности в вооружении и большей дальности за счет крыльевых баков.

Однако с точки зрения надежности D.520 не идет ни в какое сравнение с «макки». Во время посадки при боковом ветре даже самый опытный пилот рисковал сломать стойку шасси; это происходило почти всегда, если на взлетно-посадочной полосе были выемки и другие недостатки.

Поведение хвостового колеса также осложняло движение самолета на земле: оно свободно вращалось во все 360° и передавало поперечные напряжения на основные стойки шасси. После того как на нескольких самолетах был замечен это недостаток, хвостовое колесо было жестко зафиксировано в нейтральном положении.

В целом мнением, высказанным капитаном авиалайнера (comandante) Петроселлини, согласен и старший сержант Стелла, заявивший, что был осторожен в бою после выработки топлива в крыльевых баках — большие различия в центровке, связанные с движением топлива в крыле, отрицательно сказывались на маневренности самолета.

Такие летные характеристики как максимальная скорость горизонтального полета, скорость набора высоты и скорость пикирования не считались чем то выдающимся и говорили не в пользу применения D.520 в качестве чистого перехватчика (Примечание редактора: вполне естественно, с учетом того, что «девуантины» являлись машинами 1940 года, и самолеты более позднего выпуска по характеристикам превосходили их).

В свою очередь некоторое оборудование D.520 было оценено достаточно высоко. В первую очередь высокую оценку получила радиостанция, которая позволяла удовлетворительно общаться, и мотор-пушка, боекомплект которой, впрочем, был слишком мал. Просторная кабина также была приятным сюрпризом для итальянских пилотов, до тех пор чувствовавших, что их плечи «слишком узкие».

Капрал Сант'Андреа (cap. Sant'Andrea), который в составе 359-й эскадрильи участвовал во многих боях на D.520, сказал нам, что из-за широких и округлых форм, обеспечивавших максимальную обитаемость, машина получила прозвище «самолет-жена». Несмотря на все это, истребители данного типа не были особенно популярными среди пилотов 22-й группы. В моменты вылета по тревоге D.520 всегда взлетали последними, поскольку более худые летчики предпочитали управлять истребителями MC 202.

Лейтенант Маццителли, который в составе 359-й эскадрильи с мая по июль 1943 года совершил множество вылетов на D.520, сохранил немного симпатии по отношению к французскому истребителю. Он помнит только его медлительность, неповоротливость и малую маневренность. Небольшая 20-мм пушка также не избежала критики, связанной с достаточно легким креплением…

Лейтенант Ецио делль'Аккуа (Ezio dell'Acqua), который имеет на D.520 налет в десять часов и подтвержденную (в соавторстве) победу над B-24 (28 апреля 1943 года), дал нам следующее описание самолета:

««Девуантины» нечасто летали в 22-й группе из-за трудностей с управлением шасси и вооружением и считались самолетами не для рядового летчика. Фактически с крыльевыми 7,7-мм пулеметами и маленькой пушкой с боекомплектом в 60 снарядов, наши заходы на цель не могли быть слишком долгими, несмотря на сниженную скорость. Про 7,7-мм пулеметы следует сказать, что их заклинивало, когда температура была слишком низкой, и напротив неожиданно срабатывали, когда температура была слишком высокой и на земле, когда самолет был на солнце.

Также он не был приятным с точки зрения пилотирования, особенно для нас, которые привыкли к прекрасным Macchi 202. Истребитель D.520 отличался чрезвычайной чувствительностью элеронов и, когда скорость в пикировании увеличивалась, очень жесткими рулями высоты.

Поэтому можно сказать, что результаты службы D.520 были скорее отрицательными и закончились 21 августа 1943 года после шести месяцев использования, когда я переправил последний D.520 из Каподичино в Метато».

Окраска и опознавательные знаки

Схема камуфляжа D.520, поступивших на вооружение Regia Aeronautica, в принципе осталась такой же, какой она была на момент роспуска ВВС Перемирия (ноябрь 1942 года). Для адаптации к итальянским требованиям во время реквизиции посредством слоя серой краски было решено удалить опознавательные знаки авиации Виши: красные и желтые полосы на капоте и хвостовом оперении, трехцветные кокарды на фюзеляже, а также на верхней и нижней поверхностях крыла и, наконец, эмблемы подразделений.

На руль направления был нанесен рудиментарный савойский крест путем нанесения белой горизонтальной полосы на сохраненные полосы цветов французского флага. Белые полосы, которые появились на фюзеляже и крыле бывших французских самолетов, не имели никакого отношения к «смене собственника» [1]. Большие опознавательные знаки, появившиеся на фюзеляже самолетов [2] были удалены, потому что они могли бы быть приняты за кокарды Королевских ВВС.

Имеющиеся в наличии фотографии позволяют утверждать, что в какой-то момент некоторые D.520 были окрашены темно-зеленый цвет — классический для итальянских истребителей последних месяцев войны; новые самолеты, полученные от тулузского завода SNCASE, сохранили пятнистый камуфляж Luftwaffe. 

Все «девуантины» Итальянских королевских ВВС несли стандартные опознавательные знаки и, по крайней мере, те, что находились в составе 164-й, 232-й и 371-й эскадрилий, имели на фюзеляже номер эскадрильи и порядковый номер в подразделении.

Сегодня, к сожалению, не осталось даже кусочка от служивших в Италии истребителей Dewoitine D.520.

Испытано в Италии. Истребитель Dewoitine De.520 Часть 2
«девуантин» 164-й эскадрильи атакует американские бомбардировщики (современный рисунок)

Испытано в Италии. Истребитель Dewoitine De.520 Часть 2
хороший снимок D.520, состоявшего на вооружении Regia Aeronautica. Записи, указывающие на тип самолета и его номер военного регистра, размещены на его хвоста (все фотографии, если не указано иное, из коллегкции Джанкарло Гарелло)
Испытано в Италии. Истребитель Dewoitine De.520 Часть 2
итальянский пилот сфотографировал трех милых щенков на крыле принадлежавшего немцам D.520 (DN+YA -?); Тулуза, июнь 1943 года
Испытано в Италии. Истребитель Dewoitine De.520 Часть 2
LeO 451 на аэродроме Камери (Cameri), на заднем плане Fiat BR 20; лето 1943 года
Испытано в Италии. Истребитель Dewoitine De.520 Часть 2
два снимка, сделанные 19 мая 1943 года на аэродроме Литтория (ныне Латина). На снимках командир 3-й авиационной эскадры (Рим) генерал Ренато Маццуччо (gen. Renato Mazzucco) осматривает D.520, принадлежавший 371-й эскадрильи (Bundesarchiv) 
Испытано в Италии. Истребитель Dewoitine De.520 Часть 2
возможно вы уже видели две фотографии отправляющегося в Албенью Dewoitine D.520 №510 в первой часть данной статьи. На данном снимке тот же самый самолет, но некоторое время спустя во время службы в 164-й эскадрилье 161-й группы (см. цветной профиль в первой части статьи)
Испытано в Италии. Истребитель Dewoitine De.520 Часть 2
этот маленький черно-белый щенок стал личным талисманом старшего сержанта Петриньяни
Испытано в Италии. Истребитель Dewoitine De.520 Часть 2
«девуантин» во время технического обслуживания на базе в Кунео-Левалдиги (Cuneo-Levaldigi); его верхние поверхности были перекрашены в темно-зеленый цвет. На киле и руле направления нанесены тип самолета и его номер военного регистра
Испытано в Италии. Истребитель Dewoitine De.520 Часть 2 
D.520 в итальянском камуфляже готовится к взлету с аэродрома на территории северной Италии, лето 1943 года

Испытано в Италии. Истребитель Dewoitine De.520 Часть 2
удачный снимок Re 2001 234-й эскадрильи 60-й группы, в составе которой некоторое время было несколько D.520
Испытано в Италии. Истребитель Dewoitine De.520 Часть 2
старший сержант Паджони (serg. magg. Paggioni) сидит на крыле принадлежащего 59-й группе перехватчиков истребителя D.520, несшего еще первоначальную окраску; аэродром Метато, лето 1943 года
Испытано в Италии. Истребитель Dewoitine De.520 Часть 2
D.520 с бортовым кодом 232-12 (12-я машина 232-й эскадрильи 59-й группы) на аэродроме Метато (Пиза) летом 1943 года. Камуфляж самолета, скорее всего «средиземноморского» типа (коричневый с зелеными пятнами); пилот — лейтенант Фрикса (ten. Frixa) 
Испытано в Италии. Истребитель Dewoitine De.520 Часть 2
итальянские D.520 были не единственными, кто страдал от действий союзников. На переднем плане представленной фотографии изображены останки нескольких изготовленных для Luftwaffe истребителей; Тулуза, аэродром завода SNCASE. На заднем плане некоторые из самолетов с эмблемами Свободной Франции 
Испытано в Италии. Истребитель Dewoitine De.520 Часть 2
снимок MC 200 384-й эскадрильи
Испытано в Италии. Истребитель Dewoitine De.520 Часть 2
на аэродроме Реджо-ди-Калабрия останки D.520 161-й группы, а также останки Ca 313 (40-1) и G 50 (162-4)
Испытано в Италии. Истребитель Dewoitine De.520 Часть 2
впечатляющий снимок выруливающего «девуантина» 161-й группы 
Испытано в Италии. Истребитель Dewoitine De.520 Часть 2 
канадские пехотинцы захватили D.520 164-й эскадрильи 161-й группы в очень плохом состоянии. Реджо-ди-Калабрия, сентябрь 1943 года. На белой полосе фюзеляжа нанесена «1» — индивидуальный номер самолета в эскадрилье (см. профиль в предыдущей части)

Испытано в Италии. Истребитель Dewoitine De.520 Часть 2
две страницы из летной книжки лейтенанта Эцио Делль'Аккуа — пилота базировавшейся в Наполи-Каподичино 359-й эскадрильи 22-й группы. Можно выделить победный для пилота «девуантина» бой 28 апреля 1943 года: «Взлет по тревоге. 4 Liberator-а вероятно сбиты, еще несколько успешно обстреляны совместно с 13-ю другими летчиками». 
Испытано в Италии. Истребитель Dewoitine De.520 Часть 2
страница из летной книжки лейтенанта Маццителли (ten. Mazzitelli), 371-я эскадрилья 161-й группы (Реджо-ди-Калабрия): «25 мая 1943 года. Взлет по тревоге. Бой с группой Liberator-ов; 1 сбит (подтверждено), 1 сбит в группе (вероятно)».
Испытано в Италии. Истребитель Dewoitine De.520 Часть 2
страница из летной книжки лейтенанта Маццителли, в которой приведено участие в боевых вылетах на «девуантине». После боя 17 июля 1943 года, в котором были сбиты один B-17 (подтверждено) и еще два бомбардировщика вероятно, через день — 19 июля — он вновь вступил в схватку на D.520: «Вылет по тревоге и бой с четырехмоторными бомбардировщиками типа B-17: 11 самолетов эффективно обстреляны совместно с двадцатью летчиками»

Примечания:

[1] эти белые полосы шириной 50 см были введены директивой генштаба режима Виши 14 ноября 1942 года
[2] теоретически фюзеляжные опознавательные знаки должны были быть удалены со всех самолетов ВВС Перемирия с 6 февраля 1942 года, но неопределенный срок сохранялись многими группами, например GC II/1 и GC I/2

Библиография

Giancarlo Garello, Regia Aeronautica e Armée de l'Air, Edizioni Bizzarri, Rome 1975.

источник: Giancarlo Garello (traduction de Marcelle Cony) «Les Dewoitine 520 italiens» Avion 76

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account