Введение
После состоявшейся 10 ноября 1942 года высадки союзников во французской Северной Африке (операция «Факел» [Torch]) Италия и Германия ввели войска в неоккупированную зону — территорию французской метрополии, которая в соответствии с положениями о Перемирии оставалась свободной. 27 ноября был отдан приказ о роспуске вооруженных сил правительства Виши.
С 10 по 12 декабря в Париже состоялось несколько встреч местных властей с высшими чинами немецкой и итальянской армий, в ходе которых координировались разоружение и демобилизация французской армии. После серии обсуждений было решено, что 3-й воздушный флот (Luftflotte 3) генерала Шперрле (Gen. Sperrle) был ответственен за решение оперативных вопросов и вопросов общего характера, связанных с роспуском ВВС перемирия.
Задачи реквизиции французского летного оборудования в зоне, находившейся под контролем итальянцев, были возложены на авиационную делегацию в Провансе (Delegazione Aeronautica délia Provenza) под командованием генерала Таккини (Tacchini) [1], который для этих целей создал двадцать подразделений в городах на юге Франции. Эти авиационные команды (Nuclei Aeronautici) были обязаны отправить в Италию все, что могло быть полезным для усиления боевой мощи Regia Aeronautica.
Огромное количество боеприпасов, оборудования, двигателей, транспортных средств, топлива и запасных частей было обнаружено на аэродромах и складах юга Франции. Также там был обнаружено значительное количество самолетов различных типов и … различных годов производства. На 25 марта 1943 года число французских самолетов, признанных военными трофеями, составило, по меньшей мере, 604 машины, из которых 500 находились еще во Франции, а 104 были перегнаны на аэродромы Итальянского полуострова.
Инвентаризация трофейных французских самолетов (25 марта 1943 года)
Тип самолета | Тип двигателя | Во Франции, шт | Переданы Италии, шт | Всего, шт |
Военные самолеты |
|
|
|
|
Bloch 152 | GR14N35 | 32 | — | 32 |
Potez 630/631 | 2 × HS14Ab 03 | 14 | — | 14 |
D.520 | HS12Y49 (45) | 3 | 33 | 36 |
Potez 63.11 | 2 × GR14M67 | 29 | 17 | 46 |
Bloch 210 | 2 × GR14IRS | 13 | — | 13 |
LN 401/411 | HS12XCRS | 15 |
| 15 |
MS406 | HS12Y31 | 28 | 24 | 52 |
LeO 451 | 2 × GR14N48/49 | 26 | 17 | 43 |
Br 693/695 | 2 × GR14M45 | 25 | 11 | 36 |
C.445 | 2 × Renault Bengali | 27 | 1 | 28 |
N.A.57 | Wright Wirlwind | 29 | 1 | 30 |
C.635 | Renault Bengali | 42 |
| 42 |
Ca164 | Alfa 115 | 16 | m | 16 |
Nardi FN 305 | Alfa 115 | 3 | — | 3 |
MS230 | Salmson AB 9 | 36 | — | 36 |
MS315 | Salmson 9 NC | 23 |
| 23 |
Mureaux 115 | HS12YCRS | 12 |
| 12 |
Farman 270 | GR 14 K BR | 7 |
| 7 |
LeO 257 bis | GR14KBRS | 10 | — | 10 |
Loire 130 | HS12XBRS | 27 | — | 27 |
Laté 298 | HS12YCRS | 45 | m | 45 |
Amiot 351/354 | GR 14 N 48/49 | 20 | — | 20 |
Гражданские самолеты (бывш. Air France) |
|
|
|
|
Laté 522 | 6 × HS800 л.с. | 1 |
| 1 |
LeO 242 | 2 × GR350 л.с. | 6 |
| 6 |
C.445 | 2 × Renault220 л.с. | 9 |
| 9 |
Potez 54 | 2 × HS850 л.с. | 2 |
| 2 |
Всего |
| 500(*) | 104 | 604 |
(*): самолеты частично собранные или частично разобранные
Действия по восстановлению самолетов были сочтены полезными и были проведены с большими вниманием и осторожностью. 15 января 1943 года 4 офицера, 36 унтер-офицера, 170 специалистов и 224 рядовых уже присутствовали во Франции с целью организации воздушного моста. Передаточные полеты в Италию начались 13 января и продолжалась до лета 1943 года, затронув множество экипажей всех специализаций.
Были задействованы летчики-истребители, бомбардировщики и штурмовики, а также инструкторы из дополнительных летных училищ и групп (Scuole et Gruppi Complementari) и пилоты-приемщики из экспериментального центра. Передача самолетов позволила получить в первом приближении летные характеристики машин, но эти попытки были по-прежнему опасными из-за отсутствия технической документации и серьезной угрозы саботажа.
Сбор французской авиатехники дал хорошие результаты. На 31 июля 1943 года (последние доступные данные) в Италию из Франции по воздуху были доставлены 125 самолетов, которые разделяются следующим образом:
- • 35 Dewoitine 520,
- • 25 Morane 406,
- • 23 LeO 451,
- • 14 Bréguet 693/695,
- • 15 Potez 63.11,
- • 9 Caudron C.445 Goéland,
- • 1 North American 57,
- • 1 Loire-Nieuport 411,
- • 1 Potez 631.
В это число также вошли 30 истребителей D.520, которые благодаря соглашению с немцами были взяты с конвейера тулузского завода. Еще десять «девуантинов» и три Nardi 305 были отправлены по железной дороге, в результате чего можно с уверенностью говорить о 138 самолетах, изъятых из Armée de l'Air и принятых на баланс Regia Aewnautica.
Из всей собранной во Франции военной добычи только D.520 были признаны пригодными для использования в операциях, разработанных главным штабом Итальянских королевских ВВС. Это объяснялось тяжелой ситуацией с производством итальянских истребителей. Истребители D.520 должны были противодействовать растущей угрозе со стороны базировавшихся в Тунисе тяжелых бомбардировщиков США и Великобритании. Это было истинное признание — и не в последнюю очередь — летных качеств самолета, который по меркам 1943 года был откровенно устаревшим!
Сложные отношения с немецким союзником
Новая политико-административная организация, навязанная режиму Виши государствами Оси, стала причиной ряда споров, возникших между итальянскими и немецкими органами власти.
Вскоре итальянским представителям в CIAF стало очевидно, что вооруженные силы Третьего рейха быстро и эффективно вошли в незанятую часть Франции с целью получения львиной доли в дележе добычи … Фактически многие нарушения границы происходили, к большому сожалению, в зоне, находящейся под итальянской юрисдикцией. Аэродромы Кру-де-ля-Тин (Creux de la Thine), Монтелимар (Montélimar) и Кюе (Cuers) не были возвращены итальянской администрации даже после нескольких последовательных вмешательств.
Между немцами и итальянцами возник спор относительно расположенного в Амберьё (Ambérieu) авиазавода SNCASE, который в рамках франко-немецкой авиационной программы строил самолеты LeO 451. В середине марта 1943 года SNCASE имела 30 самолетов, готовых к отправке на базу в Лионе (102 машины там уже находились), но данная поставка был затребована немцами при помощи находящихся в верхних эшелонах рычагов, хотя сам завод находился в итальянской зоне оккупации.
Чтобы найти выход из данной спорной ситуации главный штаб Regia Aeronautica согласился на продолжение работ до завершения заказа и последующую поставку Luftwaffe последних заказанных 39 двухмоторных самолетов и более 80 комплектов запасных частей. В главном штабе было заявлено, что Итальянские королевские ВВС готовы отказаться от своей квоты в 19 бомбардировщиков LeO взамен на 27 истребителей Dewoitine 520. Немцы приняли это предложение, получив также DC-3 «I-EMOS» (бывший «ОО-AUH») авиакомпании Ala Littoria и 5 двигателей Wright Cyclone взамен на три дополнительных D.520.
21 мая 1943 года генералы Бруни (Bruni) и Ван дер Хайде (Van der Hayde) подписали соглашение, которое предусматривало поставку 30 французских истребителей в три этапа:
- • до 31 мая — 8,
- • до 6 июня — 8,
- • до 15 июня — оставшиеся 14.
Эти самолеты должны были быть полностью боеготовыми и обеспеченными запасными частями, поставка которых была возложена на Armée de l'Air.
Regia Aeronautica не оставляла попыток приобрести ценные истребители Dewoitine 520 у своих уклончивых союзников. Итальянцами был предложен обмен нескольких двухмоторных самолетов, реквизированных у компании Air France, а затем реквизированных во Франции LeO 451, которыми планировалось оснастить 51-ю бомбардировочную группу.
Однако эти попытки оказались безрезультатными, поскольку немецкие представители отказались взять на себя какие-либо дополнительные обязательства и твердо отстаивали майские договоренности. Эта позиция была немного смягчена и была окончательно принята самими итальянскими властями, которые в июле 1943 года отказались возвращать немцам четыре бомбардировщика LeO 451 и один истребитель Bloch 152, которые были найдены на аэродроме в Провансе.
Действия D.520 в составе Итальянских королевских ВВС
Истребитель Dewoitine D.520 был единственным самолетом французского происхождения, который сыграл значительную роль в составе итальянской авиации.
Как следует из наших исследований, по крайней мере, 72 зарубежных самолета поступили на вооружение девяти различных групп, три из которых — 22-я, 59-я и 161-я — сражались против 12-й воздушной армии США, самолеты которой в преддверии вторжения в Сицилию (операция «Хаски» [«Husky»]) атаковали коммуникации и железнодорожные узлы итальянского полуострова.
9 апреля 1943 года полковник Теуччи (Teucci), являвшийся военно-воздушным атташе Итальянских королевских ВВС в Берлине, представил немецкому руководству итальянскую точку зрения по данному вопросу [2]:
«С целью достижения более эффективного использования трофейных французских самолетов главный штаб Итальянских королевских ВВС желает совершить с главным командованием Luftwaffe несколько обменных операций. Как следует из предварительного рассмотрения дела, немецкая сторона проявляет интерес к получению как можно большего количества самолетов типа LeO 451 для эксплуатации их в качестве транспортных, в то время как итальянская сторона особо заинтересована в приобретении самолетов типа Dewoitine 520.
Эти самолеты пока не обладают характеристиками, позволяющими сражаться с более современными истребителями противника, однако их с большой пользой можно использовать при защите подвергающихся частым ударам наиболее важных авиабаз на Сицилии и в южной Италии: машины данного типа вооружены 20-мм пушкой, в то время как находящиеся в эксплуатации истребители пока не имеют такого вооружения.
(…) Учитывая, что главный штаб Итальянских королевских ВВС предполагает, что немцы передадут 200 самолетов Dewoitine 520 (две эскадры) из числа захваченных во Франции (вместе с их двигателями и запасными частями), и предлагает в обмен на эквивалентное количество захваченной Италией авиационной техники. Среди данных материалов необходимо рассмотреть вопрос с находящимися в наших руках 43 самолетами LeO 451. Мы готовы обменять их в пропорции 1 «лео» к 2 «девуантинам». (…)»
Операция по передаче D.520 проводилась в Провансе. Поскольку первоначально операция шла с большой интенсивностью, то она потребовала большого количества итальянских летчиков. К переброске французских самолетов была привлечена 3-я группа (так в тексте, но судя по приведенному ниже итальянскому слову «Stormo» речь идет о более крупном подразделении – о полке), которая только что вернулась в Италию после изнурительных боев в Тунисе. Вероятно полеты по перегонке пятнадцати D.520 между Монтелимаром (примечание: база расформированной GC II/1) и Виллановой, Альбенья, были выполнены 20-го, 23-го и 27-го февраля 1943 года летчиками Корси (Corsi), Драгони (Dragoni), Лалатта (Lalatta), Петриньяни (Petrigniani) и Тарантино (Tarantino).
Старший сержант Горрини (serg. m. Gorrini), награжденный после Второй Мировой войны самой высокой наградой — Золотой медалью за воинскую доблесть, также принял участие в этой военной операции. Вот как красочно он описывает эти события в своей биографии:
«Когда летчики (3-его полка [3° Stormo]) узнали, что должны ехать на поезде во Францию для перемещения в Италию военных трофеев, то они захотели понять причины, которые Regia Aeronautica привели к ожиданию пилотов, для выполнения данной операции. Война с Францией была завершена уже довольно давно; мы воевали в Греции и Африке и собирались насладиться заслуженным отдыхом, однако вместо этого были вынуждены вернуться на действительную службу.
Мы отправились в Истр; каждый из нас взял свой парашют. (…) Размеры авиабазы делали ее идеальным полигоном для испытаний, что и было сделано на истребителях Morane и Dewoitine 520, которые должны были пересечь Альпы. Ни один из нас еще никогда не летал на истребителях данных типов. Это потребовало осторожности и особого внимания.
Через переводчика немецкий комендант базы предупредил о возможности саботажа. Действительно, французскому персоналу было больно видеть как их самолеты реквизируются, и они, если предоставлялась благоприятная возможность, предпочитали привести машины в негодность вне зависимости от того есть на борту пилот или нет. Например, было достаточного оставить у дальнем углу кабины молоток, который по время выполнения маневров становился смертельным оружием…
Прежде всего, мы должны были сделать тщательную проверку самолетов перед взлетом, но никто не мог нам дать необходимые инструкции и советы о том как летать на этих машинах и был не тот момент, чтобы спросить об этом у французов. (…) Оказавшись одни, без специалистов, пилоты проверяли каждый узел самолета, оттащили бочки с бензином на километр от самолетов, которые они затем наполняли на расстоянии при помощи насосов. Без аккумулятора или автостартера потребовалось несколько попыток, пока, наконец, не удалось запустить двигатель вручную.
В кабине «девуантина» мне пришлось бороться с дросселем, ход которого был противоположен ходу дросселей, которыми оборудовались итальянские самолеты. Для запуска двигателя рычаг нужно было отталкивать от себя, а не тянуть к себе; кроме того, его нужно было тщательно контролировалировать, иначе можно было совершить непоправимое. Прежде чем вырулить к взлетно-посадочной полосе я сделал несколько испытаний двигателя; это было сделано, чтобы привыкнуть к управлению и после проверки оборудования быть готовым к взлету. Самолет поехал по ВПП все быстрее и быстрее, оставляя закрылки выпущенными. (…) Самолет поднял хвост, но перед отрывом от земли пилоту приходилось затрачивать слишком много времени…
Не зная, как себя поведет в полете этот неизвестный нам самолет, я не хотел рисковать и не удалялся на значительное расстояние. Когда самолет оказался в воздухе, шасси и закрылки были убраны, и машина начала набирать высоту. И вдруг я понял, что имею дело с «хозяином неба»: хорошая балансировка, мощный двигатель и чуткое управление — плавное и быстрое. Я проверил устойчивость самолета на низкой скорости и обнаружил, что это идеальная и очень маневренная машина, что, впрочем, я мог понять еще 15 июня 1940 года в боях над Канне-де-Мор (Cannet des Maures). Оказалось, что «девуантин» превосходит Macchi 202. (.. .) [3]»
Анонс следующей части: атаковать американские бомбардировщики!
сверху вниз:
D520 371-й эскадрильи 22-й группы, Литтория, май 1943 года
D520 №510 код 6 164-й эскадрильи 161-й группы, Реджо-ди-Калабрия (Reggio de Calabre), апрель-май 1943 года
D520 164-й эскадрильи 161-й группы, захваченный канадскими войсками, Реджо-ди-Калабрия, сентябрь 1943 года
D520 код 14 — старый самолет, принадлежавший GC II/1 и захваченный итальянцами в Монтелимаре в феврале 1943 года. Отличительным знаком 3-й эскадрильи этой группы была смерть с косой, нарисованная перед кабиной; впоследствии эмблема итальянцами была закрашена серой краской
очень удачный снимок D.520 код 14, подготовленный в начале 1943 года для перелета в Италию (все фотографии, если не указано иное, из коллекции Гарелло)
первый Dewoitine D.520 из GC III/6, приземлившийся в Катанье (Сицилия), при перелете в Сирию, конец мая 1941 года. №309 остался вследствие неисправности, а №33 потерпел аварию в Риме, однако вскоре оба самолета вернулись во Францию. На данном снимке “4” 5-й эскадрильи (№368), который был уничтожен в Бейруте 14 июня 1941 года во время налета британских истребителей и бомбардировщиков. Пилот самолета старший лейтенант Брондель (S.Lt Brondel) остался цел и невредим…
французский D.520 сфотографирован в полете находившимся в кабине Fiat CR 42 старшим лейтенантом Моретти (S. Ten. Moretti), сентябрь 1942 года, Сардиния (24-я истребительная группа [24° Gruppo Caccia])
DC-3 «SABENA» (номер гражданской регистрации OO-AUH) был реквизирован в Алжире итальянскими властями и перерегистрирована как I-EMOS
итальянский пилот сержант на фоне хвоста D.520 № 523, Истр
эмблема 3-й эскадрильи группы GC II/1 («смерть с косой») в ближайшее время будет закрашена серой краской. Старший сержант Петриньяни спешит позировать для фотографии на память
LeO 451 «Commandant de la Herverie» на аэродроме SNCASE; Амберьё, январь 1943 года
техническая комиссия Regia Aeronautica обнаружила на аэродроме Амберьё 24 LeO ВВС Франции, которые затем были переданы немцам в обмен на истребители D.520
итальянский персонал опробует двигатели бывших французских D.520; Монтелимар, февраль 1943 года. Вероятно, этот самолет принадлежал группе GC II/1. Красные и желтые полосы на капоте уже закрашены, но код “12” на фюзеляже еще остается
вновь в Монтелимаре. Превосходный снимок итальянского пилота, сидящего в кабине «девуантина», принадлежавшего 3-й эскадрилье группы GC II/1, и улыбающегося во все усы. Прямоугольником из серой краски, нанесенным перед кабиной пилота, была закрашена эмблема 3-й эскадрильи «смерть с косой»
хороший снимок D.520 код 14, подготовленного в начале 1943 года для перелета в Италию
итальянские летчики и механики принимают французские самолеты, восстановленные в Оране; на данном снимке Bréguet Br 693 «Le Brankiniol»
DC-3 авиакомпании Ala Littoria (бывший «SABENA» [номер гражданской регистрации OO-AUH], перерегистрирован как I-EMOS) был передан авиакомпании Lufthansa в обмен на три истребителя Dewoitine D.520
«девуантин» из Миди (Midi) готовится взять курс на Албенью (Albenga)
D.520 на авиабазе Истр подготовлен для перелета в Италию. Самолет, принадлежавший ранее группе GC II/1, восстановлен и, кажется, имеет бортовой номер 21
два снимка капитана Лалатты (в фуражке) и старшего сержанта Петриньяни. Самолет, у которого сфотографировались летчики, имеет бортовой номер 20. Машина ранее принадлежала группе GC II/1; февраль 1943 года, Истр (колл. Гарелло и Эмилиани [Emiliani])
несколько D.520 во время дозаправки топливом на аэродроме Албенья; эта авиабаза в Лигурии была местом обязательной посадки для реквизированных в Провансе самолетов
два снимка D.520 №510 в окраске Regia Aeronautica на аэродроме Албенья вскоре после прилета из Франции
Номера итальянского военного регистра, присвоенные истребителям D.520
MM 33, 156, 353, 359, 413, 421, 426, 427, 451, 461, 503, 508, 509, 510, 515, 516, 518, 520, 522, 524, 525, 526, 527, 530, 533, 534, 554, 563, 564, 573, 575, 589, 596, 597, 598, 616, 636, 653, 656, 668, 671, 672, 675, 678, 679, 680, 681, 682, 683, 90935, 90941, 95936, 95941
Примечания к списку:
- Этот список, очевидно, не является исчерпывающим
- Итальянские номера военного регистра (MM) показывают порядковые номера французских машин
- По соображениям стандартизации итальянская авиационная администрация в определенный момент времени присвоила бывшим французским D.520 новые номера военного регистра, зарезервированные для самолетов истребительной авиации. На 31 июля 1943 года в Regia Aeronautica числились 46 «девуантинов», 39 из которых уже получили MM серий 95919-95949 и 99078-99085.
- В первые месяцы 1943 года структура CIAF претерпела серьезные изменения, связанные с новой политической ситуацией во Франции. Контрольная комиссия была распущена, и 13 апреля 1943 года функции представительства в Провансе (Delegazione délia Provenza) были переданы авиационному командованию «Прованс» (Commandement Aéronautique de Provence) под управлением генерала Ланцафаме (Gen. Lanzafame)
- Письмо Segreto/550 под заголовком «Avions français butin de guerre»
- Giacomo Manfredi. «Vespa 2 — 85 Squadriglia. Storia del'Asso del Vaviazione da caccia italiana Luigi Gorrini M. O. al V. A», STEMM Mucchi, Modène 1978, pp. 164-165. Сражение 15 июня 1940 года, на которое ссылается Горрини, произошло между двенадцатью истребителями Fiat CR 42 3-го полка и двумя D.520 из группы GC III/6. Младший лейтенант ле Глоан (Adj Le Gloan) в течение нескольких минут сбил 4 «Falco», а вскоре после этого уничтожил разведчик Fiat BR 20.
источник: Giancarlo Garello (traduction de Marcelle Cony) «Les Dewoitine 520 italiens» Avion 75