Инфанты, вместо рюриков и богинь
В сентябре 1889г. был заложен океанский крейсер «Рюрик», постройка которого почти сразу и остановилась, т.к. шли споры, по какому проекту строить корабль.
Тем временем, из-за границы пришла информация, что в Испании, по английскому проекту, строятся крейсера-броненосцы, с искомой для нужд крейсерской войны, дальностью плавания в 10000 миль. И крейсера эти, весьма умеренного водоизмещения, а значит и стоимости. Кроме того, скорость их хода, на полтора узла превосходила скорость «Рюрика»(правда на форсаже), толщина бронепояса была больше, так же, как и величина орудий главного калибра.
Пока осенью 1889г., продолжалась бодяга с проектами «Рюрика», Морское министерство России, запросило британскую фирму-проектант испанских крейсеров, на предмет покупки их проекта, с некоторыми переделками.
Последние, заключались в следующих пунктах:
- Устраивался полубак для увеличения мореходности, но уменьшались межпалубные расстояния и высота коечных сеток до 2,16м. Увеличивалась высота броневой палубы над ватерлинией на 152мм и она получала погибь, что позволяло уменьшить высоту 6″(152мм) гласиса над машинами.
- Утонение бронепояса до 8″(203мм) в средней части(при увеличении высоты до 2,18м, из них 1,42 под водой) и установка бронелистов в оконечностях толщиной 4″(102мм). При этом, толщина бронепалубы на скосах в оконечностях за поясом, понижалась с 76,2 до 47,6мм. Такой же толщины была и плоская часть бронепалубы, между главными поясами брони (38,1мм брони на 9,5мм подкладке из стали).
- Броня барбетов снижалась также до 8″, а толщина прикрытия вращающихся частей барбетов дифференцировалась по высоте от 5″ (127мм) до 3″ (76,2мм), при толщине крыши в 2″.
- Орудий ГК становилось четыре, а их калибр снижался до 9″(длина ствола в 35 калибров, вес 22т). Понижался и калибр средней артиллерии, до 120мм, но орудий становилось 12 штук (из них 8 размещались в 50,8мм казематах). Изменялся и противоминный калибр до 12-ти 47мм одноствольных пушек Гочкисса, дополняемых 4-мя пятиствольными 37мм пушками(и позднее двумя пулемётами Максима). Торпедных аппаратов становилось пять вместо восьми, а число торпед уменьшалось с 32, до 12.
- Русский крейсер получал стальную настилку верхней(6,35мм) палубы, там где у испанского крейсера был только деревянный настил, а сам деревянный настил становился тоньше(51мм у верхней палубы и 32мм у батарейной).
В целом, артиллерия, броня и толщины настилок палуб испанского крейсера, разменивались на другие у русского крейсера, с небольшим превышением веса в 120т. Для того, чтобы не переводить весь этот перевес в осадку, английские проектировщики заводчика Ч. Палмера, удлиннили корпус на две шпации (1,83м), что привело к увеличению осадки лишь на 5 см. Итоговые размеры корпуса : 111,05(КВЛ) х 19,86 х 6,6м. Водоизмещение 7070 англ.т. Скорость при естественной тяге 18,5 узла(мощность 9,5 тыс. л.с.) и 20,5 узла при искусственной тяге, при мощности ок. 13,5 тыс. л.с.
Крейсера строились тремя сериями. Первая серия из трёх кораблей (закладка первого весной 1890г.), имела 9″-ые орудия в 35 калибров и сталежелезную броню ГП и барбетов(кроме третьего КР, имевшего сталеникелевую броню). К 9″-ым орудиям полагались два вида снарядов: бронебойный в 126,4 кг(н/с 709 м/с) и фугасный стальной в 188,4 кг с н/с 569м/с.
Крейсера второй серии (6 шт.) имели 50 калиберные 9″-ые орудия и гарвеевскую броню(первый КР серии, — сталеникелевую) уменьшенной толщины( до 178мм), а также скос бронепалубы к нижней кромке ГП и увеличенный полный запас угля до 1380т (ранее 1180, при приёмке 130т в КО). К 9″/50 орудиям, полагались только тяжёлые, бронебойные и фугасные стальные снаряды весом 188,4 кг (н/с 760 м/с).
Крейсера третьей серии (5 шт.) получили котлы Белльвиля обр. 1898г и могли развивать полную скорость в 20,5 узла уже на естественной тяге. Четыре КР серии, строились за границей по русскому(бывш. английскому) проекту. Все корабли имели 9″/50 электрифицированные АУ и крупповскую броню поясов и палуб. Более лёгкие котлы(на 150т), позволили компенсировать перегрузку, из-за установки различного дополнительного оборудования и увеличения веса б/з.
Т.о. русский флот осенью 1903 года имел в строю 13 крейсеров-броненосцев и один достраивался на плаву. Крейсера базировались на два дальневосточных порта: три КР первой серии и один третьей, находились в Артуре, вместе с семью ЭБР. Шесть КР второй серии и три третьей, располагались во Владивостоке, вместе с отрядом береговой обороны из трёх устаревших ЭБР («Сисой Великий», «Наварин», «Имп. Николай I»).
В задачу артурских крейсеров входила оборона Квантуна и прилегающего побережья Кореи. Девять владивостокских крейсеров, частью сил (3 КР второй серии), должны были действовать на перевозки в Японию со стороны Тихого океана, а остальные 6 штук (наиболее быстроходные), держали под ударом морские коммуникации между Японией и Кореей с Китаем.