Индия- страна с богатейшей и древнейшей культурой, одна из самых больших стран мира по территории и уже крупнейшая по населению. Интересно, что при огромнейшем экономическом, военном и человеческом потенциале с субконтинента никогда «не исходила угроза миру». Индостан не породил ни одного мирового завоевателя. С другой стороны, он сам неоднократно был завоеван пришельцами. Раздробленность, обилие религий, племен, кастово-варновая система не способствовали единству страны и организации отпора захватчикам.
От последних оккупантов, британцев, индийцы освободились относительно мирно. В 1947 году страна стала независимой, а еще через пару лет скинула и ярмо британского короля.
Политика Индии стабильно базируется на нейтралитете и неприсоединении, но соседство с Китаем, геополитическим противовесом страны в Азии и Пакистаном, исламским осколком некогда единой Индии, заставляет страну содержать мощные вооруженные силы. Для уравновешивания ядерного статуса своих недружелюбных соседей Индия обзавелась своим ядерным оружием, попав таким образом в избранный круг его обладателей.
Несмотря на свое миролюбие, независимая Индия прошла через ряд войн и конфликтов. Индийцы силой выставили со своей земли португальских колонизаторов, вернув Гоа и другие территории в состав Индии, несколько раз сталкивались в пограничных конфликтах и войнах с Пакистаном и Китаем. Террористическая опасность тоже постоянная константа для Индии.
В ходе индо-пакистанской войны 1971 года, в декабре 1971 года американцы поддерживали Пакистан и направили в Бенгальский залив АУГ «Task Force 74» во главе с атомным авианосцем USS «Энтерпрайз». В ответ Советский Союз, чьи отношения с Индией в то время были весьма дружественными, отправил в регион свою ПЛАРБ.
К началу века лишь пять государств на планете имели свои ПЛАРБ. По случайному совпадению все они составляли и Совет безопасности ООН. Россия, КНР, США, Франция и Великобритания.
Для индийского правительства стало очевидным, что реальный суверенитет обеспечивается только ядерным оружием. И что подводные лодки с ядерными ракетами -очень удобный инструмент в политике. Сорок процентов вод Индийского океана находится под контролем Индии.
18 мая 1974 года Индия провела первое испытание ядерного оружия в 12 кт под кодовым названием «Улыбающийся Будда» или «Счастливый Кришна».
Вскоре директор отдела морской инженерии (DME) в штабе ВМС инициировал технико-экономическое обоснование создания ядерной двигательной установки (проект 932).
О начале создания собственного проекта атомной подводной лодки ATV
( Advanced Technology Vessel), Индия объявила в 1985 году. В основу проекта индийской АПЛ легли советские подводные лодки проекта 670 «Скат». Но индийским инженерам не хватало опыта, а США прямо противодействовали индийским разработкам. Тогда особых результатов добиться не удалось.
О завершении проектирования сообщил министр обороны Джордж Фернандес в 1998 году. В разработке участвовали ВМФ, индийский департамент ядерной энергетики (Department of Atomic Energy — DAE) c Тромбейским атомным исследовательским центром имени Бхабха в Мумбаи (Bhabha Atomic Research Centre — BARC) и Организации оборонных исследований и разработок (Defence Research and Development Organisation — DRDO) на военно-морской верфи в Вишакхапатнаме. Но главное, к проектированию корпуса подлодки и ядерного реактора привлекались с начала 80-х советские и российские специалисты.
В качестве основных подрядчиков были привлечены индийские частные промышленные группы Larsen & Toubro (L&T, поставщик корпусной стали), Walchandnagar Industries (поставщик реакторной части и главного турбозубчатого агрегата) и Tata Power (создатель систем управления энергетической установкой и лодкой). Детальное проектирование проекта было реализовано в центре проектирования подводных лодок Larsen & Toubro на их судостроительном заводе в Хазире.
В 1998 году Индия приобрела у России проект реактора, а к 2004 году создала собственный прототип. Наземный прототип S1 83-мегаватнного ядерного реактора для подлодки CLWR-B1 индийской разработки на высокообогащенном (40 %) урановом топливе был построен DAE в Калпаккаме и введен в действие в сентябре 2006 года. Он представлял собой 42-метровую (138 футов) секцию прочного корпуса подлодки, содержащую защитный бак с водой и реактор, комнату управления, а также вспомогательную комнату управления для контроля параметров безопасности. Сейчас на нем обучают индийских подводников.
Кроме того, в конце 1984 года для освоения матчасти и подготовки личного состава Индии в аренду была передана советская атомная подводная лодка К-43 проекта «Скат», в составе индийского флота она до 1 марта 1989 года находилась под названием S-71 «Chakra». В продлении аренды тогдашним руководством СССР под влиянием американцев и нового мышления индийцам отказали.
23 января 2012 года индийцам в лизинг на 10 лет была передана АПЛ К-152 «Нерпа» ( 971У «Щука-Б»), также под именем «Chakra» S-72. В июне 2021 года, после чрезвычайного происшествия на борту, она была возвращена досрочно. В соответствии с соглашением, Россия должна будет поставить ВМС Индии АПЛ класса «Акула», в качестве «Chakra-3» к 2025 году.
По неофициальной информации, индийские ПЛАРБ созданы на базе советского проекта 971 «Щука-Б», хотя ряд специалистов находит явное сходство с дизельной 877ЕКМ «Палтус». Индийскую ПЛАРБ иногда называют гибридом «Ската» и «Варшавянки». Бесспорно одно-решающий вклад советских и российских специалистов в создание индийских ПЛАРБ. На их счету проектирование корпуса и реактора, в то время как начинка, электроника, датчики и баллистические ракеты индийские.
От 877ЕКМ лодке достались верхняя часть сонарного купола и торпедные аппараты, надстройка установлена немного выше из-за размещения ракетных шахт.
Первоначально задача индийцев заключалась в создании атомных быстроходных ударных подводных лодок, но после официального вступления Индии в клуб ядерных государств в 1998 году ( после новой серии испытаний (операция «Шакти») и принятия Индией на себя обязательства не применять его первой, проект доработали как подводную лодку с баллистическими ракетами («стратегические ударные атомные подводные лодки»). Проект завершал создание индийской ядерной триады и обошелся в 900 миллиардов рупий (11 миллиардов долларов США).
Подводные лодки типа «Арихант» ( НАТО- Arihant class) — первый проект индийских атомных стратегических подводных лодок. Изначально планировалось построить четыре подлодки к 2020 году. Технологические проблемы сдвинули сроки на 2023 год. Но пока не получается. Всего индийцы планируют иметь 6 таких субмарин. Причем индийцы относят к типу «Арихант» все свои ПЛАРБ, как легкие, так и тяжелые. Впрочем и легкие между собой значительно отличаются. Так что «Арихант» это скорее общий бренд для ПЛАРБ Индии.
«Арихант» стал первой подводной лодкой с баллистическими ракетами, построенной страной, не являющейся одним из пяти постоянных членов Совета Безопасности Организации Объединенных Наций.
В 1998 году в специально построенном судостроительном центре «Вишакапатнам» Ship Вuilding Centre (SBC) на берегу Бенгальского залива началось строительство корпуса головной субмарины класса. По другим данным, закладка относится к 2004 году. Из-за проблем с реактором постройка затянулась.
Головная подводная лодка получила имя «Арихант» S2 (INS Arihant) на хинди अरिहन्त, в переводе с санскрита «Истребитель врагов». Первая атомная подводная лодка INS Arihant обошлась индийскому правительству в $2,9 млрд.
На воду ее спустили 26 июля 2009 года. Физический пуск ядерного реактора на лодке был произведен 10 августа 2013 года, и лодка вышла на заводские ходовые испытания 15 декабря 2014 года. Испытания продлились до октября 2015 года. Ввод в строй головного корабля состоялся в августе 2016 года без торжественных мероприятий. Фактически лодка продолжала еще 2 года находилась в стадии опытной эксплуатации. Указывается, что значительный комплекс проблем связан с несоответствием уровня строительных работ на индийском предприятии российскому проекту.
Вторая атомная подводная лодка национальной постройки «Аригаат» S3 (INS Arighaat), на хинди आईएनएस अरिदमन, была фактически начата строительством на SВC в 2009 году и официально заложена на SBC в июле 2011 года, в декабре 2014 года начались работы над вторым ядерным реактором, спуск на воду был произведен в условиях секретности 19 ноября 2017 года. Подводная лодка изначально была известна как INS Aridhaman , но была переименована в INS Arighaat после спуска на воду. «Аригаат» построена по усовершенствованному проекту с учётом замечаний, выявленных во время испытаний головной лодки. Лодка вышла на испытания в море в январе 2018 года, но введена в строй была после многочисленных доработок только 29 августа 2024 года вместо ожидаемого 2021 года. На торжественной церемонии присутствовал министр обороны Индии Раджанат Сингх.
В 2007 году министр финансов П. Чидамбарам усомнился в целесообразности огромных расходов на подводные лодки всего с 4 пусковыми трубами. Команда проекта ATV доработала конструкцию Arihant, добавив 10-метровую секцию для еще четырех БРПЛ K-4 для новых ПЛАРБ под кодовым названием S4.
Третья лодка, «Архидаман» INS «Аридхаман» (S4), сошла на воду в ноябре 2021 года. проходит ходовые испытания, ожидается сдача в эксплуатацию в начале 2025 года.
Четвертый корабль находится в постройке. Его заказали в 2012 году из-за задержки с началом строительства тяжелых ПЛАРБ типа S-5, чтобы не простаивала верфь.
Программа строительства атомных подводных лодок осуществляется в Индии в глубокой секретности и даже с официальными фотографиями лодок негусто.
Первые две ПЛАРБ индийского флота имеют водоизмещение около 6000 тонн и вооружены баллистическими ракетами индийской разработки, К-15 (известны также как B-05 или PJ-08) с ядерными боеголовками и дальностью около 750 километров или двенадцатью К-4 с ядерными боеголовками и дальностью полета около 4000 километров. Сообщается, что INS Arighat вооружены баллистическими ракетами собственной разработки улучшенной модели, их больше, чем у головной пл, а сама лодка должна быть «более мощной, эффективной и менее заметной», по мнениюTimes of India.
Следующая подводная лодка класса «Арихант», «Архидаман» ожидается гораздо более крупной, с 8-12 ракетами К-4 на борту.
Общая стоимость разработки и строительства четырех атомных подводных лодок по программе ATV оценивается официальными индийскими источниками в 90 тысяч кроров рупий (около 14 млрд долл по нынешнему курсу), что явно занижено. Индийские источники оценивают объем индийских поставок при строительстве лодок программы ATV в 60 %, 40 % составляют поставки из России.
В 2018 году, с выходом на боевое патрулирование ПЛАРБ «Арихант», Индия завершила формирование своей ядерной триады, все как у «больших». Но морская компонента пока находится в зачаточном состоянии.
На восточном побережье около Какинады уже создана база INS Varsha, где будут базироваться ПЛАРБ и ПЛА. Они будут управляться Командованием стратегических сил (SFC) под руководством Управления ядерного командования (NCA).
Для сравнения, геополитический соперник Индии, Китай, имеет в строю 6 ПЛАРБ класса «Цзинь», каждая с 12 баллистическими ракетами JL-3 дальностью 1200 километров.
Легкие ПЛАРБ типа «Арихант» не являются сокрушительным орудием возмездия, они пока лишь обозначают морскую компоненту ядерной триады страны. Индийцам для стратегического паритета с Пекином надо больше лодок и более дальнобойные ракеты.
Вообще, аналитики и бывшие индийские военные отмечают, что Нью-Дели отстает в подводной сфере, поскольку в регионе усиливается «большое китайское присутствие».
Соотношение сил могли бы изменить лишь тяжелые ПЛАРБ для ракет большой дальности. В 2006 году в индийском правительстве обсудили план на три таких ракетоносца. Индия начала их разработку в 2015 году. Они должны стать гораздо крупнее существующих INS Arihant и INS Aridhaman, чтобы нести новые и более крупные баллистические ракеты К-5 и К-6 дальностью 5000 и 6000 км соответственно, которые сейчас только разрабатываются. Это даст возможность держать под ударом все китайские и пакистанские цели прямо из Индийского океана.
Индийская компания MIDHANI работает над созданием нового материала для корпуса лодок, который позволит погружаться значительно глубже, чем способен тип Arihant и другие подлодки Индии. Разрабатывается также реактор вдвое большей мощности для новой лодки с гораздо большей автономностью.
Недостаток опыта индийской промышленности может сильно затянуть постройку подлодок с ракетами большой дальности. По оценкам адмирала Аруна Пракаша, Индии потребуется 50–60 лет, чтобы создать надежные подводные силы сдерживания. Но и тогда паритет будет возможен только если Китай заморозит развитие своих ПЛАРБ.
Новые проектируемые индийские ПЛАРБ имеют кодовое обозначение S-5. Ожидается, что их постройка начнется к 2027 году (по первоначальным планам с 2021).
Водоизмещение подводных лодок класса S-5 составит около 13 500 тонн (13 300 длинных тонн; 14 900 коротких тонн). Вооружены они будут двенадцатью или шестнадцатью баллистическими ракетами подводных лодок K6 (дальность 10 000–12 000 км ) или БРПЛ К-5 (дальность 5 000–6 000 км), каждая из которых будет оснащена несколькими разделяющимися боеголовками с индивидуальным наведением. Новые лодки получат компактный реактор на легкой воде CLWR-B2 мощностью 250 000 л.с.
Помимо стратегических ПЛАРБ, в 2015 году правительство Индии одобрило строительство 6 новых атомных ударных подводных лодок по Проекту 75 Альфа ( Проект 77 ). Ожидается начало строительства в 2023-24 годах, а поступление первой подводной лодки на вооружение в 2032 году. ВМС Индии отдали приоритет строительству подводных лодок проекта 75 «Альфа» перед запланированным третьим авианосцем. В первой серии будут построены 2 АПЛ на сумму 40 000 крор (US$ 4,8 млрд). Локализация проекта 95%.
Реактор будет использован CLWR-B2 мощностью 250 000 л.с. На вооружении лодки будут тяжёлые торпеды «Варунастра», крылатые ракеты «Нирбхай», «БраМос» и «БраМос-II» для поражения наземных целей и противокорабельные крылатые ракеты. Надводное водоизмещение оценивается в 6000 тонн. Для проектирования атомных подводных лодок новых типов создано специальное конструкторское бюро в Гургаоне.
«Арихант» INS Arihant (S2)/ आईएनएस अरिहंत / SSBN 80 Центр кораблестроения ВМС, Вишакхапатнам. Заложена 2004. Спуск на воду 26 июля 2009. Начались ходовые испытания 13 декабря 2014 г. Ходовые испытания завершены 23 февраля 2016 г. В строю с августа 2016. В эксплуатации
«Аригаат» INS Arighaat (S3)/ आईएनएस अरिदमन / SSBN 81 Центр кораблестроения ВМС, Вишакхапатнам. Заложена 2009. Спуск на воду 19 Ноября 2017 г. Начались ходовые испытания 8 января 2018 г. Ходовые испытания завершены Март 2021 г. В строю с 29 Августа 2024 г. В эксплуатации
Водоизмещение надводное 6000 (5900 длинных тонн; 6600 коротких тонн) тонн. Длина наибольшая (по КВЛ)110-111 м. Ширина корпуса наиб.11 м. Средняя осадка (по КВЛ) 9 м. максимальная 15 м
Силовая установка Атомная.1 x реактор на воде под давлением CLWR-B1 мощностью 80-83 МВт. 1 вал. Скорость (подводная)24 узла/ 30 узлов. Надводная- 12-15 узлов. Предельная глубина погружения 300-400 м. Автономность плавания до 90 суток. Экипаж 95-100 человек
Вооружение. Минно-торпедное вооружение 6×533мм ТА– всего 30 торпед, крылатых ракет или мин. Ракетное вооружение 12 БРПЛ K-15 Sagarika(дальность 750-1500 км ) или 4 × К-4 БРПЛ (дальность 3500-4000 км)
Сонары- USHUS и «Панчендрия».
«Архидаман» INS Arhidaman (S4) Центр кораблестроения ВМС, Вишакхапатнам. Заложена 23 ноября 2021 г. Спущена на воду в ноябре 2021 года. Ввод в строй ожидается в феврале 2025 года (по восточному времени).
S4 * (кодовое название) Заложена 2023 (est.). Спуск на воду планируется 2025 (est.) В стадии строительства
Водоизмещение надводное 7000 тонн (6900 длинных тонн; 7 700 коротких тонн). Длина наибольшая (по КВЛ) 130 м.
Вооружение.24 × К15 БРПЛ (дальность 750 км или 470 миль) или 8 × К-4 БРПЛ (дальность 3500 км или 2200 миль) или 8 × К-5 БРПЛ (дальность 5000-6000 км или 3100-3700 миль).
Минно-торпедное вооружение 6×533мм ТА.– всего 30 торпед, крылатых ракет или мин.
«Арихант»самая маленькая подводная лодка с баллистическими ракетами в мире, за исключением, возможно, северокорейской подлодки класса Gorae.
ПЛА имеет двойной корпус. Подводное водоизмещение оценивается в 6500 тонн ( или 6000 тонн (5900 длинных тонн; 6600 коротких тонн), длина в 100–110 метров, ширина в 11 м, осадку 15 м. Лодка может достигать скорости 12–15 узлов в надводном положении и до 24 (иногда упоминается и 30) узлов в подводном. Численность экипажа около 100 человек.
Глубина погружения засекречена, но есть данные, что испытания проходили на глубине 350 метров. Индийцы, кстати, любят поглубже.
Носовая часть корпуса и рубка с ограждением и передними горизонтальными рулями, а также предположительно гидроакустическая станция и носовые торпедные аппараты в целом аналогичны проекту 877ЭКМ.
«Арихант»примерно на 30 % длиннее российского прототипа, за счет этого добавлено два отсека- ракетный для четырех ракетных шахт, с характерным горбом под достаточно длинные ракеты, не вписавшиеся в корпус. Также здесь размещены туннели для обслуживания ракет и их запуска, а также дополнительные балластные цистерны, компенсирующие выход ракет.
Второй отсек содержит систему управления ядерным реактором, а также биологическую защиту носовых отсеков. Здесь же может быть установлена специальная водозаборная система, предназначенная для работы второго контура ядерного реактора без использования стандартных насосов.
Ближе к корме находятся отсеки с паровыми турбинами, электродвигателями и вспомогательными дизелями. Конфигурация кормового отсека точно неизвестна.
«Арихант» имеет водо-водяной ядерный реактор мощностью 80 МВт, работающий на топливе из высокообогащенного урана. Реактор был разработан Центром атомных исследований Бхабха при содействии российского конструкторского бюро «Рубин». Реактор состоит из 13 тепловыделяющих сборок, каждая из которых имеет 348 топливных штырей. Это небольшой реактор, который ограничивает время нахождения подлодки в море. Первый поход лодки был всего на 20 суток.
Для сравнения: советские лодки проекта «Дельфин» разработки второй половины 1970-х имеют энергетическую установку мощностью в 180 МВт.
Энергетическая установка, в которой находится реактор, имеет длину 42 м и диаметр 8 м. Полная энергетическая установка вместе с первичными, вторичными, электрическими и двигательными установками занимает половину подводной лодки. Реакторы этого типа обычно имеют срок службы до 20–25 лет в зависимости от качества сборки и проектирования. Движитель-один семилопастный гребной винт. Паровые турбины и связанные с ними системы, интегрированные с реактором, были поставлены Walchandnagar Industries.
«Арихант» использует комбинацию двух гидроакустических систем: Ushus и Panchendriya. Ushus — современный гидролокатор, работающий в активном и пассивном режиме, а Panchendriya — единая гидроакустическая и тактическая система управления подводной лодкой, включающая в себя все виды гидролокаторов (пассивный, активный, наблюдательный, дальномерный и перехватывающий). Лодка также оснащена системой подводной связи.
USHUS или USHUS-2 размещен в передней части корпуса АПЛ, где обычно располагается российский сонар «Рубикон-М».
ПЛА имеет на вооружении шесть носовых торпедных аппаратов 533 мм. При этом два верхних торпедных аппарата предназначены для запуска управляемых торпед (71МЕ-НК), а 4 нижние могут стрелять торпедами (53-65К). Торпедный отсек размещается на верхней палубе сразу за торпедными аппаратами. Первый и второй торпедные аппараты могут загружаться через верхнюю часть торпедного отсека. Перезарядка нижних осуществляется с помощью автоматизированной системы загрузки торпед.
Боекомплект состоит из 18 торпед, но в обычные патрули лодка ходит без полной загрузки. Возможно, торпедные аппараты могут быть использованы для запуска «Калибров» или аналогов. Классические крылатые ракеты, скорее всего, использоваться не могут. Торпеды могут быть заменены морскими минами и крылатыми ракетами в соответствии с конкретными требованиями миссии. Возможен и смешанный боекомплект.
Основным вооружением ПЛАРБ являются 12 баллистических ракет малой дальности K-15 Sagarika. Ракетные шахты (четыре пусковые трубы) расположены вертикально за прочной рубкой. Крышки шахт не выступают за обводы надстройки.
Планировалось переоснащение субмарин баллистическими ракетами «Агни-3», с дальностью полёта 3500 км, но из-за технических сложностей проще оказалось разработать специальную БРПЛ (К-4).
Вместо К-15 в ПУ можно загрузить четыре ракеты K-4 .
Третья и четвертая подводные лодки проекта будут большего размера и смогут нести двадцать четыре ракеты K-15 «Сагарика» или восемь ракет K-4.
К-15 – легкая ракета с одной ядерной боеголовкой, имеющая дальность полёта 700-750 км или 1400 км с облегченной боеголовкой, которая рассматривается индийцами, как компромиссное временное решение. Из-за небольшого диаметра в одну ракетную шахту АПЛ может быть установлено 3 такие ракеты. Фактически, К-15, это эквивалент советских баллистических ракет 1-го поколения, только более компактный и с возможностью подводного старта. Ракеты К-15 с подводной лодки могут накрывать большую часть Пакистана с позиций в Аравийском море. Первый практический запуск ракеты К-15 с лодки Arihant был осуществлен 31 марта 2016 года.
К-4 -более удачный вариант (двухступенчатая, твердотопливная, 12 метровая, 17-тонная, с ядерной БЧ весом 2-2,5 тонны, с дальностью действия 3500-4000 км). Ее серийное производство началось в 2020 году. До Пакистана она может долететь и из Бенгальского залива. Также это реальная угроза для Китая, она может быть нацелена на Пекин, но при этом лодке надо находиться в самых северных водах Бенгальского залива. Развертывание «Арихант» в Тихом океане маловероятно, из-за высокой шумности подводной лодки.
Индийцы не были бы сами собой, если бы не устроили со своей первой ПЛАРБ что-то эдакое. Это новейший корабль и гордость индийского флота, по идее такому кораблю полагается отборный экипаж. Благо у индийцев была возможность готовить специалистов на арендованных советских ПЛА.
Но… тем не менее. Сырая подлодка, с рядом конструктивных и заводских недоработок в августе 2016 года была принята флотом. И, естественно, процесс работы над ошибками продолжался.
Однако в начале 2017 года, по сообщению портала The Hindu, при рутинном погружении в своей гавани какой-то нехороший человек оставил открытым один из люков в кормовой части с левой стороны корабля.
авария произошла при стоянке Arihant в Вишакхапатнаме . Отсек энергетической установки лодки был затоплен в результате открытого по ошибке забортного отверстия в кормовой части корабля. Сообщается, что лодке потребуется длительный ремонт с заменой значительной части трубопроводов и арматуры.
Атомная подводная лодка была затоплена морской водой, был залит и отсек с реактором. Устранение последствий потребовало 10 месяцев ремонта. Была откачана вода, вырезаны и заменены трубы охлаждения реактора, которые оказались под воздействием агрессивной морской воды.
Авария на «Арихант» привела к отмене планировавшейся торжественной церемонии спуска на воду в присутствии премьер-министра Индии второй строящейся на SBC однотипной атомной подводной лодки Arighat. В результате спуск Arighat на воду был произведен 19 ноября 2017 года без огласки и в присутствии лишь министра обороны Индии Нирмалы Ситхамаран.
На первое боевое патрулирование лодка вышла только осенью 2018 года. 5 ноября 2018 года «Арихант» вернулась с первого боевого патрулирования.
«Я поздравляю всех имеющих отношение к этому событию, особенно экипаж подлодки Arihant, с этим достижением, которое навсегда войдет в нашу историю. В такую эпоху, как эта, надёжное ядерное сдерживание — требование времени. Успех Arihant стал достойным ответом тем, кто занимается ядерным шантажом», — заявил премьер-министр Индии Нарендра Моди в поздравительной речи.
Теперь Индия имеет полноценную ядерную триаду.
Источник — https://dzen.ru/a/Y2ZqdQU2InwATov6