Индийский палубник пятого поколения: серьёзные танцы со слонами
Данный материал выкладывается на сайт из блога коллеги youroker-а на сайте warhead.su.
Индия продолжает жечь! Недавно индийцы объявили, что их перспективный самолёт пятого поколения не только взлетит уже в 2025 году, но будет иметь и палубную версию. Насколько это серьёзные заявления и что вообще творится с индийской палубной авиацией — в нашей статье.
Заниматься самолётами пятого поколения индийцы начали уже давно — правда, сперва лишь в кооперации с Россией. С 2007 года они частично финансировали работы на ПАК-ФА (под обозначением Fifth Generation Fighter Aircraft, или FGFA), рассчитывая, что после доработки самолёта уже на заводах в Индии будет налажен выпуск варианта, адаптированного под индийские требования.
Злые языки даже утверждают, что без Индии существование ПАК-ФА вообще было бы невозможно.
Но шло время и отношения между двумя странами чуть-чуть охладели. Работы над ПАК-ФА серьёзно затягивались, что индийцев совсем не устраивало. Да и сами они стали «посматривать на сторону», всё больше критикуя российский самолёт — мол, он и тяжёлый, и дорогой, и недостаточно незаметный. Разговоры о неизбежном разрыве начались в 2016 году, а в 2018-м индийцы вежливо заявили, что работы над FGFA приостановлены, но в далёком и светлом будущем к изучению Су-57 могут вернуться.
В это же время вокруг Индии кругами стали ходить Штаты, всячески намекая, что если индийцы будут вести себя правильно и порвут отношения с северным медведем, то им с радостью продадут новейшие F-35 или даже помогут наладить их производство в самой Индии. Индийцы чёткого ответа не дали, вместо этого в 2019 году анонсировав, что они теперь «сами с усами» и сделают свой «стелс».
Новую программу назвали Advanced Medium Combat Aircraft (AMCA). Показанный самолёт скорее напоминал F-35, чем Су-57, и, по заверениям индусов, был легче, манёвреннее, незаметнее и дешевле, чем FGFA.
Многим эта ситуация напомнила историю с другим индийским проектом — истребителем четвёртого поколения «Теджас» (Tejas), который также изначально представили как самолёт, способный заменить все иностранные машины на службе как индийских ВВС, так и флота. Правда, нормально запустить его в серию не могут по сей день.
Кстати, на флоте ситуация тоже сложилась весьма интересная. Основной палубный истребитель Индии — МиГ-29К, который постоянно выступает объектом для самой жёсткой критики. И ненадёжный он, и дальность недостаточная, и электроника так себе… В 2014 году индийцы объявили, что вместо измучившего их МиГа на флот поступит палубная версия Tejas — и произойдёт это уже в 2017 году. Но настал 17-й год, а потом и 18-й, а свой самолёт довести до ума так и не получалось.
В 2018 году флот объявил о старте программы Multi-Role Carrier Borne Fighters (MRCBF) по закупке западных машин на смену МиГу. Свои предложения прислали американцы с F-18, а также французы с морской версией Rafale. Но пока дальше сбора предложений программа не прошла. И вот сейчас индийцы резко заявили, что их новый AMCA вместе с Tejas (который, похоже, всё-таки довели до ума) заменит МиГ-29К на палубах индийских авианосцев типа Vikrant.
Но, если кто-то думает, что на этом эта индийская история завершилась, — он сильно ошибается. Ходят слухи, что индийцы собираются объявить международный конкурс на палубный самолёт (на котором появится в том числе и F-35) и закупить сразу три типа палубников. Такие слухи могли быть полным бредом, если бы это не было абсолютно типично для Индии.
Так что мы, вполне возможно, стоим на пороге новой прекрасной истории о том, как индийцы выбирали себе истребители, — и эта история ещё успеет развернуться по полной.
источник: https://warhead.su/2020/07/31/indiyskiy-palubnik-pyatogo-pokoleniya-serieznye-tantsy-so-slonami