Все те, кто интересуется историей Японского флота знают про тяжёлые крейсера типа «Такао», прославившиеся в ходе Второй Мировой Войны. Однако, ранее, в Японии уже существовали крейсера с таким названием и о них пойдёт речь ниже.
Летняя ночь коротка.
Засверкали на гусенице
Капли рассветной росы.
Бусон (1716–1783)
Сотрудничество с французской кораблестроительной школой обогатило японский флот как опытом и новыми технологиями, так и заметным развитием класса универсальных легких кораблей, авизо, небронированных крейсеров, посыльных судов. Французская «Молодая школа» (Jeune Ecole) в тот период преобладала не только в Японии.
Проект одного из первых таких кораблей был создан под руководством Эмиля Бертена, но построен на японской верфи, в Арсенале Йокосуки. Хотя доля импортных компонентов в его постройке была значительной, опыт японских корабелов, осваивавших самые передовые европейские технологии, значительно вырос.
Крейсер ( также классифицировался как авизо, корвет, канонерская лодка) получил имя «Такао» (文雄), в честь горы Такао возле Киото.
В связи с наличием множества импортных деталей и освоением новых технологий, постройка заняла около трех лет заложенный 30 октября 1886 года, крейсер вступил в строй 16 ноября 1889 года. Первым командиром «Такао» стал коммандер Ямамото Гоннохие ( впоследствие адмирал Императорского флота Японии и дважды премьер-министр Японии).
В Японии этих Ямамомото… Ну и все очень способные, конечно.
«Такао» стал вторым военным кораблем (после канонерской лодки «Акаги»), построенным в Японии из железа и стали.
«Такао» 文雄. Военно-морской арсенал Йокосуки. Заложен 30 октября 1886 г. , спущен на воду 15 октября 1888 г., вступил в строй 16 ноября 1889 г. В русско-японскую войну использовался как корабль береговой обороны. В 1907 г. перевооружен. 1 апреля 1911 г. исключен из списков флота и переклассифицирован в гидрографическое судно. Списан 27 марта 1912. В 1918 г. разобран на металл.
Водоизмещение нормальное 1750 длинных тонн (1778 тонн). Длина 69,9 м. Ширина 10,4 м. Осадка 3,9 м
Двигатели-2 горизонтальные составные паровые машины, 5 котлов, 2330 л.с. Движитель 2. Запас угля 300 т. Скорость полным ходом 15 уз. Дальность плавания 3000 миль. Экипаж 220 человек
Вооружение: 4 — 150мм/35 Круппа; 1 — 120мм/25 Круппа (QF Mk I-IV) ; 1 — 57-мм 6-фунтовая пушка Хотчкисса QF; 2 пулемета (2 × четырехствольных 1-дюймовых орудия Норденфельта); 2 — 381(356)-мм надводных торпедных аппарата. (С 1901 г.: 4 — 152 мм/40; 2 — 47мм/40; 6 пулеметов; 2 — 457-мм торпедных аппарата.)
Крейсер со стальным корпусом нес полный такелаж двухмачтового брига,в центральной части впервые в Японии было оборудовано двойное дно. Двухвальная силовая установка состояла из двух паровых машин двойного расширения. Корабль имел одну дымовую трубу.
На крейсере впервые были установлены торпедные аппараты японского производства в палубных установках.
Вооружение состояло из четырех 150 мм пушек Круппа L/ 35 в спонсонах, одного 4,7–дюймового орудия QF Mk I-IVs на корме и одного 6-фунтового орудие Готчкисса QF. Против миноносцев были предназначены два четырехствольных 1-дюймовых орудия «Норденфельт».
«Такао» активно участвовал в войне с Китаем 1894-1895 годов, прикрывал транспорты с войсками, перебрасываемыми в Корею, присутствовал при высадке японцев под Порт-Артуром, нес дозорную службу в Желтом море и использовался в битве прои Вэйхайвее.
В 1900 году крейсер прошел модернизацию, на нем обновили вооружение и демонтировали такелаж.
Во время подавления боксерского восстания входил в эскадру «Альянса Восьми наций», сопровождал суда с десантом для оккупации Тяньцзина и патрулировал побережье у Амоя и Шанхая.
К началу русско-японской войны как устаревший корабль использовался для дозорной службы в Чемульпо и Цусимском проливе.
1 апреля 1911 года «Такао» был исключен из списков флота, а 27 марта 1912 года разоружен и продан. Затем его использовали как исследовательское судно, а в 1918 году разобрали на металл.
Небольшой небронированный крейсер уверенно закрывал второстепенные задачи Императорского флота (конвои, дозорная и сторожевая служба), сберегая ресурс крупных кораблей для основных сражений.