После войны в ОКБ Микояна начали работу над проектом самолета с ЖРД И-270. К тому моменту в Советском Союзе уже был опыт проектирования ракетных самолетов. Это были экспериментальный БИ-1 и проект «Малютка» Поликарпова. И хотя тактические задачи у нового самолета остались прежними, по конструкции он имел отличия. Да оно и понятно, технический прогресс. И конечно же трофеи.
Содержание:
Описание проекта
Разработка И-270 (или самолет «Ж») совпала с исследованиями в НИИ ВВС немецких трофейных истребителей Ме-163. Возможно именно это и возбудило желание военных иметь на вооружении подобный самолет. Вот только прототипом советской машины в большей степени стал Ju.248. Конечно, он не стал полной копией, а вобрал в себя лишь компоновку и общую схему.
В первую очередь отказались от стреловидного крыла в пользу трапециевидного. При этом опирались на недостаточность информации по данной теме. К тому же изготовить такое крыло не позволял уровень развития промышленности того времени. И все же конструкторы лелеяли надежду на возвращение проекту стреловидного крыла. Но только несколько позже.
Ещё одной отличительной особенностью стало Т-образное хвостовое оперение. При этом стабилизатор вынесли на верх киля. В последующем такой тип оперения применили в других проектах ОКБ Микояна. По мнению конструктора такое размещение горизонтального оперения уменьшало влияние на него крыла.
В целом И-270 представлял собой цельнометаллический свободнонесущий среднеплан с фюзеляжем круглого сечения (полумонокок). Фюзеляж имел разъем для расстыковки на две части. Крыло представляло собой неразъемный пятилонжеронный кессон с толстыми металлическими панелями обшивки. При этом его ламинарный профиль являлся относительно тонким. Основные стойки шасси, имевшие очень узкую колею — 1 м, убирались в центральную часть фюзеляжа.
В качестве силовой установки применили двухкамерным ЖРД РД-2М-ЗВ
конструкции Л. С. Душкина и В. П. Глушко. Его две камеры сгорания расположены в хвостовой части фюзеляжа одна над другой и развивали суммарную тягу 1450 кгс. При этом ЖРД работал на смеси азотной кислоты с керосином и 80%-ной перекиси водорода.
Вооружили самолет двумя 23-мм авиапушками НС-23 с боезапасом по 40 снарядов на ствол. Конечно это не ахти как много. Но в дополнение предусмотрели подвеску под каждым крылом блоков неуправляемых реактивных снарядов по четыре РС-82 на блок. Вместе с этим не забыли и про безопасность пилота. Его сиденье оборудовали пироустройством для аварийного покидания самолета.
Испытания И-270
В план строительства включили три опытных экземпляра И-270. Первый из них покинул сборочный цех в декабре 1946 года. Правда пока без двигателя. И все же уже в феврале 1947 года его подняли в воздух, но на буксире за Ту-2. В этих испытаниях проверили устойчивость и управляемость самолета.
Второй же экземпляр, уже с ЖРД, совершил свой первый полет только 2 сентября 1947 года. При этом в кабине пилота находился пилот А.К. Пахомов. После набора высоты в 3000 метров летчик стал планировать для захода на посадку. Однако выполнить её на аэродроме не смог и приземлился вне его территории. Как выяснилось позже причиной стал человеческий фактор и неверны расчет. Но как бы то ни было после полученных повреждений самолет восстановлению не подлежал.
Для продолжения испытаний ЖРД установили на первом экземпляре И-270. Летчик Юганов поднял его в воздух 4 октября 1947 года. Но и этот полет обернулся неудачей, хоть и незначительной. При посадке не вышло шасси и приземляться пришлось «на брюхо». Правда самолет получил незначительные повреждения и их устранили в короткое время.
Однако невезение буквально преследовало испытателей. Спустя 17 дней после первого инцидента взрывается двигатель. Повезло, что на земле. И все же ремонт в этот раз затянулся на месяц. Полеты начали только в 1948 году, но и те продлились недолго. Трудности эксплуатации в зимнее время вынудило законсервировать самолет до весны.
Свой следующий полет И-270 выполнил уже только 31 мая. При этом за его штурвалом находился А.К. Пахомов. Полет протяженностью 13 минут прошёл довольно удачно. Но он стал последним полетом…
Итоги
На тот момент появились новые реактивные самолеты МИГ-9 и Як-15. Да и зенитные ракеты с успехом могли исполнять роль перехватчиков. Самолеты же с ЖРД на их фоне не оправдывали своего существования. Все это и послужило закрытием подобных проектов.
Источник — https://zen.yandex.ru/media/wtgame/sovetskoe-razvitie-proekta-ju248—i270-60992563b8f34b04d2feafc1