Модернизировал это я самолеты с «Х»-образным оперением, модернизировал и вдруг оказалось, что незаметно перешел на тему бронеавтомобилей.
Первоначально хотел нарисовать заднемоторный БА на базе ЗИС-6, ну и обратился к уже имеющимся у меня наработкам (https://alternathistory.ru/khoroshii-ba-dlya-krasnoi-armii-popytka-vtoraya). В результате, пока ограничился переработкой предыдущей версии легкого БА на базе ГАЗ –ААА.
Для начала посмотрим, какой легкий был у РККА в 30-тые годы. Это БА-20 на базе легковушки ГАЗ-М1. Вот он на рисунке. Желтый контур — моя попытка улучшить этот БА малой кровью – водителя пересадил (над ведущим мостом), от двигателя идет сначала кардан к КПП, потом еще карданчик на мост. Но быстро забросил это дело. В принципе, по-моему, из «эмки» пытаться делать БА бессмысленно, посмотрите, хотя бы, как сильно выдвинута за колесо рессора ведущего моста, тут по грунтовке не всегда проедешь. Так что, легковушки, пикапы и санитарные фургончики, и никаких БА на этой базе. Но РККА нужны легкие бронеавтомобили. Что ж, заднедвигательный БА на сильно укороченной базе ГАЗ-ААА, с корпусом, «разработанном» на основе БА-64 и Т-70, с экипажем из двух человек, вполне уложится в вес до 3 тонн. /Мне лично кажется, что с таким относительно тонким бронированием как у Ба-20, выйдет, не смотря на более тяжелые мосты, даже легче БА-20, меньше 2,5 тонн. Посмотрите красный контур нового БА, насколько он меньше./
перейдем непосредственно к описанию нашего, ну, пусть БА-35 (Рис. 1). Сразу заметно, что он ниже и короче БА-20, короткие свесы и два ведущих моста – проходимость заметно лучше, тем более основной вес приходится как раз на ведущие колеса. Обзорность у водителя БА-35 намного лучше, тем более на марше можно открыть люк. И вооружение сильней — крупнокалиберный пулемет в спарке с обычным. Да, в середине 30-тых с крупнокалиберными пулеметами сложновато, тем более хочу 14,5 мм «игрушку» (но чем не повод для всемерного ускорения производства), но погон башни здесь даже больше, чем у Т-70, 37 мм корткоствол войдет без проблем. А вот 20К, думаю, будет избыточной для такой легкой машинки, да еще с одним «многостаночником». Но все это, включая возможность стрельбы по самолетам, противопожарная перегородка между боевым и моторным отделением было и у предыдущей версии (для удобства, БА-34), в чем же разница?
Что ж, к Рис. 1 подключим еще Рис. 2 и разберемся подробней. Корпус БА-35 более технологичный. На поперечном контуре БА-34 видно, что борта состоят из заметно большего количества плоскостей, например, в районе ведущих мостов (красным) имеют дополнительный изгиб и стыкуются с передней частью (желтым) с помощью дополнительной «заплатки». Да и с остальными частями борта их можно соединить только сваркой. У БА-35 борт можно сварить всего из двух гнутых деталей (голубая и сиреневая на продольном профиле Рис. 1). Отказался от ЗИС-овского движка, пусть он мощнее и тяговитее. Мало того, что он с другого завода (и автомобиля), отказ от него позволяет сэкономить 200-300 кг веса. Да и, похоже, он просто не влез бы в моторный отсек БА-34 и даже в немного увеличенное МО БА-35 (без выгибания части перегородки в БО). В принципе, 40 л.с. на 2,5 т по тем временам не так уж плохо. А вскоре и 50 л.с. появится — если уж в два раза более тяжелый БА-10 с ним бегал… Хотя, конечно, ГАЗ-11 еще получше будет.
Мелкие улучшения и добавления. Кормовая часть крепится к корпусу на надежных и «быстросъемных» фиксаторах и легко откидывается на шарнире, открывая моторный отсек и, заодно, служа подножкой. Еще обе крышки МО не только открываются, но и могут в открытом положении сниматься – все для удобства обслуживания и замены движка, аккумуляторов, радиаторов и т.п. Добавлены всевозможные ручки и упоры для удобного залезания в люки, на башню и т.д. Подножкой служат и установленные между крыльями наружные ящики (для инструмента и пр.). Передняя часть крыши башни немного удлинена (защита от затекания дождя) и приоткрывается простейшим приспособлением (упором) при поднятии ствола вверх. Забор воздуха через верхние крышки МО, выход горячего от радиаторов с бортов. С бортов и выход дополнительной вентиляции из БО. Выхлопная труба выходит под крылом.
Контур поперечного сечения БА-35 (Рис. 1) обозначен вишневым цветом. Фиолетовым цветом — как бы хотелось сделать, но, думаю, при наезде на неровность колесо здесь будет упираться в корпус. Голубым – технологично, но не практично, уменьшается пулестойкость и объем «жилого помещения». Желтые области – бензобаки. Хорошее место для них между мостами, вот только бензин в такие движки поступал самотеком, так что, как минимум на первых версиях бак будет висеть на противопожарной перегородке внутри МО. В принципе, куда лучше, чем над головой экипажа. Нарисован вариант с двухскатными ведущими мостами, но к налу войны планируется переход на односкатную «вездеходовскую» резину.
Двигатель смещен в МО вправо и немного опущен ниже «пола», от него кардан в тоннеле идет через БО на КПП, наклоненную на бок. Водитель сидит практически над коробкой, к КПП подсоединена простейшая реверсивная коробка выходящая вниз-влево. На БА-10 стояли демультипликаторы, здесь реверсивная коробка частично выполняет его роль – все скорости пониженные, но в меньшей мере. По тяге должно хватить – машина легче, максималка упадет, но средняя скорость не должна уменьшиться. И шестерёнок не больше чем на БА-10. От реверсивной коробки второй кардан идет на мосты.
Так что, получается достаточно пользительная машинка. Да, нет ОФС-а и сможет поразить менее бронированные цели, чем БА-10, но меньше, дешевле, шустрее и в отличие от БА-10/11, может реально попугать низколетящие самолеты врага. И уж, конечно, куда лучше БА-20.